Предпосылки реформирования законодательной базы добровольной пожарной охраны
Выпуск:
ART 970753
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лазарева
Е.
О.,
Занина
И.
А. Предпосылки реформирования законодательной базы добровольной пожарной охраны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2131–2135. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970753.htm.
Аннотация. Добровольная пожарная охрана в наше время стала стремительно развиваться, набирая в свои ряды все больше добровольцев и преумножая свои технические возможности, однако вся эта деятельность должна быть четко закреплена на законодательном уровне. В данной статье объектом изучения стала законодательная база добровольной пожарной охраны. Детальному анализу подверглись нормативные правовые акты федерального и местного уровня. В результате мы пришли к выводу о том, что правовая основа добровольной пожарной охраны Российской Федерации достаточно «молодая», имеющая множество противоречий и, соответственно, требующая постоянного развития и преобразования.
Текст статьи
Лазарева Евгения Олеговна,магистрант, 1 курс, кафедра «Строительство и техносферная безопасность», факультет «Техникаи технологии», Институт сферы обслуживания ипредпринимательства (филиал) ДГТУв г.Шахтыjeni_lazareva@mail.ru
Научный руководитель:Занина Ирина Александровна, профессор,к.т.н., доц.кафедра «Строительство и техносферная безопасность», факультет «Техника и технологии», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты
Предпосылки реформирования законодательной базы добровольной пожарной охраны
Аннотация.Добровольная пожарная охрана в наше время стала стремительно развиваться, набирая в свои ряды все больше добровольцев и преумножая свои технические возможности, однако вся эта деятельность должна быть четко закреплена на законодательном уровне. В данной статье объектом изучения стала законодательная база добровольной пожарной охраны. Детальномуанализу подверглись нормативные правовые актыфедерального и местного уровня. В результате мы пришли квыводу о том, что правовая основа добровольной пожарной охраны Российской Федерации достаточно «молодая», имеющаямножество противоречий, и, соответственно, требующая постоянногоразвития ипреобразования.Ключевые слова: ДПО, федеральный закон, добровольный пожарный, развитие, пожарная охрана.
Традиции добровольной пожарной охраны (далее ДПО) в России берут своё начало глубоко в истории. До переворота 1917 года ДПО осуществляла свою деятельность в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Созданное в 1892 году, Российское императорское добровольное пожарное общество было самостоятельной, независимой общественной единицей, однако при этом находилось под покровительством монарха [1].Устав Российского императорского добровольного пожарного общества, регламентировал сам император. Среди состоятельных людей быть членом Императорского пожарного общества считалось престижным. Для этого была создана система поощрения, самые достойные жертвователи награждались государственными медалями и орденами. Российское императорское добровольное пожарное общество представляло собой объединения добровольных пожарных обществ, создаваемых в губерниях, краях, областях и уездах Российской империи, которые защищали от пожаров селения и города. В годы власти Советов добровольничество перешло в новое русло: участие в общественных работах без вознаграждения получило во многих случаях принудительный характер. Тем самым основной принцип добровольности был нарушен, и, как следствие, было сформировано негативное отношение граждан к такому роду деятельности. За годы власти Советского Союза нормативная база ДПО не единожды менялась. В частности, в 1954 году Правительством Советского Союза утверждено Положение о создании и функционировании добровольных пожарных дружин на объектах народного хозяйства[2]. В нормативном акте были зафиксированы льготы для добровольцев в виде трех дней к отпуску, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, также действовала система страхования от несчастных случаев. Ко времени распада СССР на предприятиях, включая сельскохозяйственные, действовали и успешно работали добровольные пожарные дружины, создаваемые руководителями этих организаций. У них имелись первичные средства пожаротушения, мобильная техника, они защищали отдаленные от райцентров населенные пункты и стали незаменимыми помощниками профессиональной пожарной охраны. Во время образования Российской Федерации деятельность ДПО по профилактике и тушению пожаров стремительно сократилась. В 1990е годы образование новых социальных и экономических отношений в России, приватизация имущества предприятий и организаций привели к сокращению системы добровольной пожарной охраны. Деятельность добровольной пожарной охраны пребывала в состоянии кризиса. Её правовое положение было не определено, не обозначены источники финансирования, льготы добровольным пожарным в законодательстве не предусматривались,в связи с чем их численность стала резко сокращаться[3].Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, в 2009 году МЧС России вышло с инициативой разработки федерального закона, регулирующего деятельность добровольной пожарной охраны. Вследствие двухлетней работы над проектом был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (далее –Закон), который совместил в себе всю нормативную базу, регламентирующую деятельность в области пожарной безопасности.Однако, как и любой нормативный правовой акт, он требует доработки и подвергается изменениям. Текст закона редактируется, вносятся поправки и дополнения с целью достижения ясности изложения, единства понимания иприменения норм закона всеми субъектами деятельности добровольной пожарной охраны.Деятельность ДПО регламентируется Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее Закон). Согласно ст. 16 Закона учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных, также органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных[4]. Потому как в обязанность местного самоуправления входит планирование бюджетных расходов на создание благоприятных условий для ДПО, акцентируем внимание на принципы её создания. Не считая поддержки организаций ДПО, органы местного самоуправления способны разными способами финансировать и поощрять добровольных пожарных, включая:•осуществление материального стимулирования деятельности добровольных пожарных (ч. 3 ст. 16 Закона);•индивидуальное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей (ст. 17 Закона);•выплата компенсаций согласно договору на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ (ст. 18 Закона);•установление гарантий правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели (ст. 19 закона)[4].Проанализировав местные нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что индивидуальное страхование добровольных пожарных на практике не применяется и носит, скорее, номинальный характер. Как правило, гарантируется единовременные пособия. К примеру, согласно п. 7, 8 Положения о гарантиях и компенсациях добровольным пожарным на территории муниципального образования «Город Шахты», утвержденного постановлением Администрации города Шахты от 29.06.2012 № 3008, в случае гибели добровольного пожарного при исполнении своих обязанностей членам семьи предоставляется единовременное пособие, размер которого определяется постановлением Администрации города Шахты, а также при потере здоровья в период исполнения обязанностей добровольным пожарным предоставляется единовременное пособие, размер которого определяется постановлением Администрации города Шахты[5]. Следует подчеркнуть, что локальные акты по данному вопросу имеют менее конкретный и более декларативный характер (это логично, учитывая ограниченные возможности большинства местных бюджетов).
Например,постановлениемАдминистрациигородаШахтыот29.06.2012№3008«Обутвержденииположенияогарантияхикомпенсацияхдобровольнымпожарнымнатерриториимуниципальногообразования«ГородШахты»кполномочияморгановместногосамоуправления,помимовышеперечисленных,отнесены:передачавовладениеи(или)впользованиенадолгосрочнойосновеобщественнымобъединениямпожарнойохранызданий,сооружений,служебныхпомещений,оборудованийсредствсвязи,автотранспортныхсредств,оргтехникиииногоимущества,необходимогодлядостиженияуставныхцелейобщественныхобъединенийпожарнойохраны;предоставлениельготныхуслуг,аименноправанапервоочередноепоступлениедетейвмуниципальныедошкольныеобразовательныеучреждения,добровольнымпожарным,сведенияокоторыхсодержатсявсводномреестредобровольныхпожарныхпятьиболеелет[5].Несомненно,чтовсеуказанныемерыподдержкидобровольныхпожарныхнеспособныосновательноивсерьезмотивироватьгорожаннавступлениевДПО.Вданномслучае,считаем необходимым либо усовершенствовать нормативную базу местного уровня путем применения опыта других субъектов Российской Федерации, либо конкретизировать, расширить нормы федерального закона, касающиеся поддержки и стимулирования населения на участие в ДПО.Сноваобратим наше внимание на текст Закона.Согласностатье2ФЗ«Одобровольнойпожарнойохране»,добровольныйпожарный
физическоелицо,являющеесячленомилиучастникомобщественногообъединенияпожарнойохраныипринимающеенабезвозмезднойосновеучастиевпрофилактикеи(или)тушениипожаровипроведенииаварийноспасательныхработ[4].
Вданномопределениислово«добровольный»буквальнозначитпринимающийучастиенабезвозмезднойоснове.ВтолковомсловареС.И.Ожегова«добровольный»значитсовершаемыйилидействующийпособственномужеланию,непопринуждению[6].ВтолковомсловареД.Н.Ушакова«добровольный»
а)совершаемыйпособственномужеланию,безпринуждения;б)принимающийнасебякакиелибообязанностипособственнойинициативе[7].Сравнивэтипонятия,приходимквыводуотом,чтослово«добровольный»вопределении«добровольныйпожарный»Законаопределеновкорненеверно.Ведь,приниматьучастиевчемлибонабезвозмезднойосновеможноинеподобройволе,непособственномужеланию,а,кпримеру,принудительно,подчьимтодавлением,какэтобыловгодыСССР.Однакопринципдобровольностиявляетсяоднимизосновополагающихвданнойдеятельности!Дляразрешенияданнойситуации,считаемправильнымрасширитьпонятие«добровольныйпожарный»следующимобразом:«добровольныйпожарный
физическоелицо,являющеесячленомилиучастникомобщественногообъединенияпожарнойохраныипособственнойволепринимающеенабезвозмезднойосновеучастиевпрофилактикеи(или)тушениипожаровипроведенииаварийноспасательныхработ».Исходя из вышеизложенного, мы понимаем, что законодательная базафедерального и местного уровня, регулирующая деятельность в области добровольной пожарной охраны, достаточно «молодая»и имеет множество противоречий, и, соответственно, требует постоянного усовершенствования. Для эффективной работы добровольной пожарной охраны России необходимы законодательная защита работников, повышение их репутации, решение множества вопросов материального и морального стимулирования, работа с запасомдобровольцев, обеспечение добровольных пожарных объединенийпожарными техническими средствами, а также разрешение других важных проблем, без которых воссоздатьдобровольную пожарную охрану страны практически невыполнимо.
Ссылки на источники1.Ильин, В.В., Мешалкин, Е.А. История пожарной охраны России: учебник /В.В. Ильин, Е.А. Мешалкин.–М.:Академия ГПС МЧС России, 2003. –348 с.2.История пожарной охраны и современная пожарная охрана: сборник материалов международной научнопрактической конференции.–М.:Академия ГПС МЧС России, 2016. –191 с.3.Развитие добровольной пожарной охраны в России интервью: интернетинтервью/ вед. Наталия Карпунина (ИА «ГАРАНТ»), 2011.URL: http://www.garant.ru/interview/356389/(дата обращения: 22.02.2017).4.О добровольной пожарной охране: федеральный закон [принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года, одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 13 июля 2015 года] // Собрание законодательства РФ. –2011. –№ 19. –Ст. 2717.5.Положение о гарантиях и компенсациях добровольным пожарным на территории муниципального образования «Город Шахты»: постановление [утверждены постановлением Администрации города Шахты 29 июня 2012 года № 3008] // СПС КонсультантПлюс.6.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. –4е изд., доп. –М.: ИТИ Технологии, 2003. –944 с.7.Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост.:Людмила Антонова, Инна Григорян, Наталья Шильнова. –Издательство: Дом Славянской Книги, 2011. –960 с.
Научный руководитель:Занина Ирина Александровна, профессор,к.т.н., доц.кафедра «Строительство и техносферная безопасность», факультет «Техника и технологии», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты
Предпосылки реформирования законодательной базы добровольной пожарной охраны
Аннотация.Добровольная пожарная охрана в наше время стала стремительно развиваться, набирая в свои ряды все больше добровольцев и преумножая свои технические возможности, однако вся эта деятельность должна быть четко закреплена на законодательном уровне. В данной статье объектом изучения стала законодательная база добровольной пожарной охраны. Детальномуанализу подверглись нормативные правовые актыфедерального и местного уровня. В результате мы пришли квыводу о том, что правовая основа добровольной пожарной охраны Российской Федерации достаточно «молодая», имеющаямножество противоречий, и, соответственно, требующая постоянногоразвития ипреобразования.Ключевые слова: ДПО, федеральный закон, добровольный пожарный, развитие, пожарная охрана.
Традиции добровольной пожарной охраны (далее ДПО) в России берут своё начало глубоко в истории. До переворота 1917 года ДПО осуществляла свою деятельность в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Созданное в 1892 году, Российское императорское добровольное пожарное общество было самостоятельной, независимой общественной единицей, однако при этом находилось под покровительством монарха [1].Устав Российского императорского добровольного пожарного общества, регламентировал сам император. Среди состоятельных людей быть членом Императорского пожарного общества считалось престижным. Для этого была создана система поощрения, самые достойные жертвователи награждались государственными медалями и орденами. Российское императорское добровольное пожарное общество представляло собой объединения добровольных пожарных обществ, создаваемых в губерниях, краях, областях и уездах Российской империи, которые защищали от пожаров селения и города. В годы власти Советов добровольничество перешло в новое русло: участие в общественных работах без вознаграждения получило во многих случаях принудительный характер. Тем самым основной принцип добровольности был нарушен, и, как следствие, было сформировано негативное отношение граждан к такому роду деятельности. За годы власти Советского Союза нормативная база ДПО не единожды менялась. В частности, в 1954 году Правительством Советского Союза утверждено Положение о создании и функционировании добровольных пожарных дружин на объектах народного хозяйства[2]. В нормативном акте были зафиксированы льготы для добровольцев в виде трех дней к отпуску, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, также действовала система страхования от несчастных случаев. Ко времени распада СССР на предприятиях, включая сельскохозяйственные, действовали и успешно работали добровольные пожарные дружины, создаваемые руководителями этих организаций. У них имелись первичные средства пожаротушения, мобильная техника, они защищали отдаленные от райцентров населенные пункты и стали незаменимыми помощниками профессиональной пожарной охраны. Во время образования Российской Федерации деятельность ДПО по профилактике и тушению пожаров стремительно сократилась. В 1990е годы образование новых социальных и экономических отношений в России, приватизация имущества предприятий и организаций привели к сокращению системы добровольной пожарной охраны. Деятельность добровольной пожарной охраны пребывала в состоянии кризиса. Её правовое положение было не определено, не обозначены источники финансирования, льготы добровольным пожарным в законодательстве не предусматривались,в связи с чем их численность стала резко сокращаться[3].Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, в 2009 году МЧС России вышло с инициативой разработки федерального закона, регулирующего деятельность добровольной пожарной охраны. Вследствие двухлетней работы над проектом был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (далее –Закон), который совместил в себе всю нормативную базу, регламентирующую деятельность в области пожарной безопасности.Однако, как и любой нормативный правовой акт, он требует доработки и подвергается изменениям. Текст закона редактируется, вносятся поправки и дополнения с целью достижения ясности изложения, единства понимания иприменения норм закона всеми субъектами деятельности добровольной пожарной охраны.Деятельность ДПО регламентируется Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее Закон). Согласно ст. 16 Закона учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных, также органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных[4]. Потому как в обязанность местного самоуправления входит планирование бюджетных расходов на создание благоприятных условий для ДПО, акцентируем внимание на принципы её создания. Не считая поддержки организаций ДПО, органы местного самоуправления способны разными способами финансировать и поощрять добровольных пожарных, включая:•осуществление материального стимулирования деятельности добровольных пожарных (ч. 3 ст. 16 Закона);•индивидуальное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей (ст. 17 Закона);•выплата компенсаций согласно договору на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ (ст. 18 Закона);•установление гарантий правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели (ст. 19 закона)[4].Проанализировав местные нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что индивидуальное страхование добровольных пожарных на практике не применяется и носит, скорее, номинальный характер. Как правило, гарантируется единовременные пособия. К примеру, согласно п. 7, 8 Положения о гарантиях и компенсациях добровольным пожарным на территории муниципального образования «Город Шахты», утвержденного постановлением Администрации города Шахты от 29.06.2012 № 3008, в случае гибели добровольного пожарного при исполнении своих обязанностей членам семьи предоставляется единовременное пособие, размер которого определяется постановлением Администрации города Шахты, а также при потере здоровья в период исполнения обязанностей добровольным пожарным предоставляется единовременное пособие, размер которого определяется постановлением Администрации города Шахты[5]. Следует подчеркнуть, что локальные акты по данному вопросу имеют менее конкретный и более декларативный характер (это логично, учитывая ограниченные возможности большинства местных бюджетов).
Например,постановлениемАдминистрациигородаШахтыот29.06.2012№3008«Обутвержденииположенияогарантияхикомпенсацияхдобровольнымпожарнымнатерриториимуниципальногообразования«ГородШахты»кполномочияморгановместногосамоуправления,помимовышеперечисленных,отнесены:передачавовладениеи(или)впользованиенадолгосрочнойосновеобщественнымобъединениямпожарнойохранызданий,сооружений,служебныхпомещений,оборудованийсредствсвязи,автотранспортныхсредств,оргтехникиииногоимущества,необходимогодлядостиженияуставныхцелейобщественныхобъединенийпожарнойохраны;предоставлениельготныхуслуг,аименноправанапервоочередноепоступлениедетейвмуниципальныедошкольныеобразовательныеучреждения,добровольнымпожарным,сведенияокоторыхсодержатсявсводномреестредобровольныхпожарныхпятьиболеелет[5].Несомненно,чтовсеуказанныемерыподдержкидобровольныхпожарныхнеспособныосновательноивсерьезмотивироватьгорожаннавступлениевДПО.Вданномслучае,считаем необходимым либо усовершенствовать нормативную базу местного уровня путем применения опыта других субъектов Российской Федерации, либо конкретизировать, расширить нормы федерального закона, касающиеся поддержки и стимулирования населения на участие в ДПО.Сноваобратим наше внимание на текст Закона.Согласностатье2ФЗ«Одобровольнойпожарнойохране»,добровольныйпожарный
физическоелицо,являющеесячленомилиучастникомобщественногообъединенияпожарнойохраныипринимающеенабезвозмезднойосновеучастиевпрофилактикеи(или)тушениипожаровипроведенииаварийноспасательныхработ[4].
Вданномопределениислово«добровольный»буквальнозначитпринимающийучастиенабезвозмезднойоснове.ВтолковомсловареС.И.Ожегова«добровольный»значитсовершаемыйилидействующийпособственномужеланию,непопринуждению[6].ВтолковомсловареД.Н.Ушакова«добровольный»
а)совершаемыйпособственномужеланию,безпринуждения;б)принимающийнасебякакиелибообязанностипособственнойинициативе[7].Сравнивэтипонятия,приходимквыводуотом,чтослово«добровольный»вопределении«добровольныйпожарный»Законаопределеновкорненеверно.Ведь,приниматьучастиевчемлибонабезвозмезднойосновеможноинеподобройволе,непособственномужеланию,а,кпримеру,принудительно,подчьимтодавлением,какэтобыловгодыСССР.Однакопринципдобровольностиявляетсяоднимизосновополагающихвданнойдеятельности!Дляразрешенияданнойситуации,считаемправильнымрасширитьпонятие«добровольныйпожарный»следующимобразом:«добровольныйпожарный
физическоелицо,являющеесячленомилиучастникомобщественногообъединенияпожарнойохраныипособственнойволепринимающеенабезвозмезднойосновеучастиевпрофилактикеи(или)тушениипожаровипроведенииаварийноспасательныхработ».Исходя из вышеизложенного, мы понимаем, что законодательная базафедерального и местного уровня, регулирующая деятельность в области добровольной пожарной охраны, достаточно «молодая»и имеет множество противоречий, и, соответственно, требует постоянного усовершенствования. Для эффективной работы добровольной пожарной охраны России необходимы законодательная защита работников, повышение их репутации, решение множества вопросов материального и морального стимулирования, работа с запасомдобровольцев, обеспечение добровольных пожарных объединенийпожарными техническими средствами, а также разрешение других важных проблем, без которых воссоздатьдобровольную пожарную охрану страны практически невыполнимо.
Ссылки на источники1.Ильин, В.В., Мешалкин, Е.А. История пожарной охраны России: учебник /В.В. Ильин, Е.А. Мешалкин.–М.:Академия ГПС МЧС России, 2003. –348 с.2.История пожарной охраны и современная пожарная охрана: сборник материалов международной научнопрактической конференции.–М.:Академия ГПС МЧС России, 2016. –191 с.3.Развитие добровольной пожарной охраны в России интервью: интернетинтервью/ вед. Наталия Карпунина (ИА «ГАРАНТ»), 2011.URL: http://www.garant.ru/interview/356389/(дата обращения: 22.02.2017).4.О добровольной пожарной охране: федеральный закон [принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года, одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 13 июля 2015 года] // Собрание законодательства РФ. –2011. –№ 19. –Ст. 2717.5.Положение о гарантиях и компенсациях добровольным пожарным на территории муниципального образования «Город Шахты»: постановление [утверждены постановлением Администрации города Шахты 29 июня 2012 года № 3008] // СПС КонсультантПлюс.6.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. –4е изд., доп. –М.: ИТИ Технологии, 2003. –944 с.7.Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост.:Людмила Антонова, Инна Григорян, Наталья Шильнова. –Издательство: Дом Славянской Книги, 2011. –960 с.