О роли исправительных учреждений в подготовке и перевоспитании осужденных при освобождении как способ предупреждения повторных преступлений
Выпуск:
ART 970766
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эбтекар
Г.
А.,
Семененко
Г.
М.,
Эльхони
В.
О роли исправительных учреждений в подготовке и перевоспитании осужденных при освобождении как способ предупреждения повторных преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2196–2200. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970766.htm.
Аннотация. В статье на основе изучения деятельности исправительных учреждений в части подготовки лиц к освобождению из исправительных учреждений в целях предупреждения повторного совершения данными лицами после освобождения из исправительных учреждений повторных преступления в течении года после освобождения предлагается комплекс мер, направленных на уменьшение совершения повторно преступлений ранее судимыми лицами.
Текст статьи
Эбтекар Гулафроз, слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России, Республика Афганистан, г. Кабул
Эльхони Вахид, слушатель 5 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России, Республика Афганистан, г. Кабул
Семененко Григорий Михайлович,кандидат юридических наук,доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России г. Волгоградgrigorii_001@mail.ru
О роли исправительных учреждений в подготовке и перевоспитании осужденных при освобождении как способ предупреждения повторных преступлений
Аннотация.Встатьена основе изучения деятельности исправительных учреждений в части, подготовки лиц к освобождению из исправительных учреждений,в целях предупреждения повторногосовершенияданнымилицами после освобождения из исправительных учрежденийповторных преступления в течении года после освобождения,предлагается комплекс мер направленные на уменьшениесовершение повторно преступлений ранее судимыми лицами. Ключевые слова:исправительные учреждения, предупреждение, исправление осужденных, трудоустройство.
Федеральная служба исполнения наказания, как и иные правоохранительные органы,в соответствии с нормативноправовыми актами осуществляют превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений. Немаловажную роль в данной деятельности отводится исправительным учреждениям, поскольку они имеют дело с лицами, уже совершившими преступление и осужденные за него. Исполняя наказание, исправительные учреждения стремятся к достижению поставленных перед уголовноисполнительной системой целей,предусмотренных Уголовноисполнительным кодексом Российской Федерации (далее УИК РФ), аименно, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 1ст. 1 УИК РФ), регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст.1 УИК РФ)[1].Исправительные учреждения осуществляют воспитательнопрофилактические функции в течение всего срока отбывания наказания осужденного. От того, как организована и налажена работа в исправительном учреждении по воспитанию осужденных, приобретению осужденными трудовых навыков, а также подготовка их к освобождению из исправительного учреждения, влияет на возможность совершения нового преступления осужденным, находясь на свободе в течение первого года после освобождения из исправительного учреждения. Однако, как показывают данные официальной статистики, более 56% расследованных преступлений совершены лицами, ранее судимыми [2].Следовательно, в настоящее время более половины лиц, попавших в поле зрения правоохранительных органов, уже имели определенный криминальный опыт. Так, удельный вес лиц, ранее совершивших преступления, в общем числе выявленных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в последние годы неуклонно растет на 12 % в год. Данное обстоятельство свидетельствует о не достижении целей уголовного наказания в отношении довольно значительной части освобожденных из мест лишения свободы. На это,в своем выступлении на коллегии МВД России в 2016 году обратил внимание В. В. Путин ©…Превентивного воздействия требуют прежде всего те, кто ранее вступал вконфликт сзаконом. Поданным статистики, ими совершается более половины отвсех преступных деяний, включая тяжкие иособо тяжкиеª. Приведенные показатели свидетельствуют о неудовлетворительном положении дел в сфере предупреждения преступлений со стороны лиц, отбывших уголовные наказание и в первую очередь, лишение свободы [3].Пребывая в изоляции от общества за совершение преступлений в зависимости от длительности сроков заключения, осужденные постепенно теряют социальнополезные связи, ранее приобретенные в обществе, и находясь в исправительном учреждении устанавливает криминальные контакты, которые впоследствии способствует образованию антисоциальных привычек и наклонностей, чтоприводятк нравственному психическому надлому, а иногда и к полной деградации личности, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице №1.
Таблица 1
Характеристика осужденных по срокам заключения наказания
2014 г.2015 г.2016 г.1 год186501333815715от 1 до 3 лет 112611101313104634Свыше 3 до 5 лет 123986122991122117Свыше 5 до 10 лет201465193234183732Свыше 10 до 15 лет 624906224461744Свыше 15 лет 319313196231676
Как видно из данных, приведенных в таблице №1, самыйраспространенныйсрок заключения, от 5 до 10 лет. Так, в 2014 году данный срок заключения отбывали 36,5% осужденных, в 2015 году 36,8%, в 2016 году 35,3%, на втором месте, срок заключенияот 3 до 5 лет. Данный срок заключения в 2014 году отбывали22,4 %, в 2015 году 23,4%, а в 2016 году 23,5% осужденных. Наименьший срок заключения от 1 года до 3лет, отбывали наказание в 2014 году 20,4 %, в 2015 году 19,2% , в 2016 году 20,1 %.Обозначенные факты свидетельствуют о том, что вопервых, динамика осужденных по срокам заключения практически одинакова и имеет незначительные колебания, вовторых, характеристика осужденных по срокам заключения , свидетельствует о том, что к самым распространенным сроком заключения от 510 лет около 36% наименьший срок заключения от 1 годадо 3лет20%[4].Полученные в ходе проведенного анализа результаты,подтверждают вывод о том, что осужденные,находясь в ограниченной социальной среде приобретает антисоциальные привычки и наклонности, а так же,во время отбывания наказания теряют связь с общественностью, отвыкают от норм и правил поведения, принятых в обществе, что, безусловно отражается на их психологическом состоянии. В целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, необходимо разобраться, что понимается под предупреждением преступлений. В настоящее время, в такой науке, как криминология,нет общего подхода к толкованию понятий ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª. Однако, встречающиеся понятия ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª в нормативноправовых формулировках, позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в дальнейших исследованиях [5 С. 6164.].Так, в действующих нормативноправовых актах, наиболее общим понятием является ©противодействиеª преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона ©О противодействии терроризмуª: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма [6].Аналогичная позиция наблюдается и в Федеральном законе ©О противодействии коррупции.[7], Федеральном законе ©О противодействии экстремистской деятельностиª в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистских мероприятий [8].Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах,позиция поддерживается многими учеными,занимающихся изучением данной проблематики.Однако,наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: ©В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)ª [9с. 159163].Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступностиэто деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений (пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также подготовки их ксовершению [10. с. 78].Борьба с преступностьюэто деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений [10. с. 78].Большое значение в предупреждении совершения новых преступлений, лицами,освобожденных из исправительных учреждений,имеет взаимодействие исправительных учреждений с государственными и негосударственными организациями. В настоящее время,в соответствии с ч. 1 и 2ст. 180 УИК РФ установлен порядок, согласно которому за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания,с осужденными, которые подлежат освобождению, приводятся индивидуальные беседы, в ходекоторых выясняется, где осужденные намерены работать после освобождения и какая им в этом нужна помощь.Вопрос о трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, это лишь часть большой проблемы, связанной с их социальной реабилитацией и адаптацией. Однако, именно трудоустройство является, на наш взгляд, принципиально важным этапом на пути возвращенияранее судимых лиц в нормальную, законопослушную жизнь и вобщество. Как показывает практика, не найдя работы, крыши над головой, утратив все социальные связи, они идут на новые преступления, и в итоге вновь оказываются в исправительных учреждениях.В настоящее время УИК РФ относит труд к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ Труд есть необходимость, его цель утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. Вовлечение осужденного в трудовую деятельность это не принуждение, а способ его включения в социальнозначимые отношения, способствующие его моральнопсихологической и трудовой ресоциализации. К тому же, трудовая адаптация дает возможность осужденным, не имеющих профессию, приобрести трудовые навыки, благодарячему у них появятся шанс найти работу после освобожденияиз исправительного учреждения.
Однако, в решении вопросов трудоустройства, осужденные освобождающиеся из исправительногоучрежденияне всегда сообщают администрации учреждения о проблемах с трудоустройством или других социальных проблемах. В преобладающем большинстве случаев,освобождающиеся предпочитают решать вопросытрудоустройства бытовые проблемы самостоятельно.
На современном этапе развития уголовноисполнительной системы предъявляются новые требования к управлению производственными мощностями исправительных учреждений, тем самым, определяется потребность в повышении эффективности труда, которая заключается не только в качестве выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности, но и организации труда лиц, осужденных по приговору суда к лишению свободы. Для решения вопросов трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях функционирует 7 государственных унитарных предприятий ИУ (2015 г. 16; 2014 г. 53), 566 центров трудовой адаптацииосужденных (2015 г. 567; 2014 г. 587), 80 производственных мастерских (2015 г. 83; 2014 г. 41). [11]
Как нам видится, процесс подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений не должен заканчиваться на центрах по трудовой адаптации осужденных, а наоборот, с него должно все начинаться. Начавшийся процесс пентинциарного воздействия на осужденного, готовящегося к освобождению, в дальнейшем по согласованию с центрами трудовой адаптации,должны быть возложены на общественные организации, задачей которых, при поддержке как федеральных, так ирегиональных органов власти будет являться осуществление ряда мероприятий по социальной реабилитации осужденных,освободившихся из мест лишения свободы. Открытие региональных центров позволит: нормативно определить арсенал средств воздействия в отношении лиц, подвергнутых постпенитенциарному воздействию, оказать превентивное воздействие на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в плане удержания данной категории лиц от повторного совершения преступления помочь с дальнейшимтрудоустройством, атак же оказать психологическую и социальную помощь данным лицам.Реализация высказанного предложения позволит на наш взгляд: вопервых,создать правовую основупостпенитенциарного воздействия на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, вовторых, ускорить социальную адаптацию данных лиц, и втретьих предупредить совершение новых преступлений данными лицами.Ссылки на источники1.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации.по состоянию на 20 марта2017 года. М.: Проспект, 2017 г. [дата обращения 20.03.2017 г. ]2.См. официальные статистические данный сайт МВД России[дата обращения 20.03.2017 г. ].3.Выступление Президента РФ В. В. Путинна коллегии МВД России в 2016 г.[дата обращения 20.03.2017 г. ].4.См. Официальный данный статистики ФСИН России.[дата обращения 20.03.2017 г. ].5.Семененко Г.М. Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект// монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов, 2014. С. 6164.
6.См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 06.07.2016N 374Ф.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г. ] 7.См.: О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ(в ред. от от 03.07.2016N 236ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.8.См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.].9.Алексеева А.П. ©Противодействиеª преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159163.10.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации // учебнометодическое пособие Волгоград., Волгоградская академия МВД России 2016 г. С. 78.11.Шамсунов С.Х. Приоритетные задачи реформирования производственного сектора уголовноисполнительной системы России // Российский следователь. 2005. N 2. С. 48 53
Эльхони Вахид, слушатель 5 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России, Республика Афганистан, г. Кабул
Семененко Григорий Михайлович,кандидат юридических наук,доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России г. Волгоградgrigorii_001@mail.ru
О роли исправительных учреждений в подготовке и перевоспитании осужденных при освобождении как способ предупреждения повторных преступлений
Аннотация.Встатьена основе изучения деятельности исправительных учреждений в части, подготовки лиц к освобождению из исправительных учреждений,в целях предупреждения повторногосовершенияданнымилицами после освобождения из исправительных учрежденийповторных преступления в течении года после освобождения,предлагается комплекс мер направленные на уменьшениесовершение повторно преступлений ранее судимыми лицами. Ключевые слова:исправительные учреждения, предупреждение, исправление осужденных, трудоустройство.
Федеральная служба исполнения наказания, как и иные правоохранительные органы,в соответствии с нормативноправовыми актами осуществляют превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений. Немаловажную роль в данной деятельности отводится исправительным учреждениям, поскольку они имеют дело с лицами, уже совершившими преступление и осужденные за него. Исполняя наказание, исправительные учреждения стремятся к достижению поставленных перед уголовноисполнительной системой целей,предусмотренных Уголовноисполнительным кодексом Российской Федерации (далее УИК РФ), аименно, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 1ст. 1 УИК РФ), регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст.1 УИК РФ)[1].Исправительные учреждения осуществляют воспитательнопрофилактические функции в течение всего срока отбывания наказания осужденного. От того, как организована и налажена работа в исправительном учреждении по воспитанию осужденных, приобретению осужденными трудовых навыков, а также подготовка их к освобождению из исправительного учреждения, влияет на возможность совершения нового преступления осужденным, находясь на свободе в течение первого года после освобождения из исправительного учреждения. Однако, как показывают данные официальной статистики, более 56% расследованных преступлений совершены лицами, ранее судимыми [2].Следовательно, в настоящее время более половины лиц, попавших в поле зрения правоохранительных органов, уже имели определенный криминальный опыт. Так, удельный вес лиц, ранее совершивших преступления, в общем числе выявленных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в последние годы неуклонно растет на 12 % в год. Данное обстоятельство свидетельствует о не достижении целей уголовного наказания в отношении довольно значительной части освобожденных из мест лишения свободы. На это,в своем выступлении на коллегии МВД России в 2016 году обратил внимание В. В. Путин ©…Превентивного воздействия требуют прежде всего те, кто ранее вступал вконфликт сзаконом. Поданным статистики, ими совершается более половины отвсех преступных деяний, включая тяжкие иособо тяжкиеª. Приведенные показатели свидетельствуют о неудовлетворительном положении дел в сфере предупреждения преступлений со стороны лиц, отбывших уголовные наказание и в первую очередь, лишение свободы [3].Пребывая в изоляции от общества за совершение преступлений в зависимости от длительности сроков заключения, осужденные постепенно теряют социальнополезные связи, ранее приобретенные в обществе, и находясь в исправительном учреждении устанавливает криминальные контакты, которые впоследствии способствует образованию антисоциальных привычек и наклонностей, чтоприводятк нравственному психическому надлому, а иногда и к полной деградации личности, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице №1.
Таблица 1
Характеристика осужденных по срокам заключения наказания
2014 г.2015 г.2016 г.1 год186501333815715от 1 до 3 лет 112611101313104634Свыше 3 до 5 лет 123986122991122117Свыше 5 до 10 лет201465193234183732Свыше 10 до 15 лет 624906224461744Свыше 15 лет 319313196231676
Как видно из данных, приведенных в таблице №1, самыйраспространенныйсрок заключения, от 5 до 10 лет. Так, в 2014 году данный срок заключения отбывали 36,5% осужденных, в 2015 году 36,8%, в 2016 году 35,3%, на втором месте, срок заключенияот 3 до 5 лет. Данный срок заключения в 2014 году отбывали22,4 %, в 2015 году 23,4%, а в 2016 году 23,5% осужденных. Наименьший срок заключения от 1 года до 3лет, отбывали наказание в 2014 году 20,4 %, в 2015 году 19,2% , в 2016 году 20,1 %.Обозначенные факты свидетельствуют о том, что вопервых, динамика осужденных по срокам заключения практически одинакова и имеет незначительные колебания, вовторых, характеристика осужденных по срокам заключения , свидетельствует о том, что к самым распространенным сроком заключения от 510 лет около 36% наименьший срок заключения от 1 годадо 3лет20%[4].Полученные в ходе проведенного анализа результаты,подтверждают вывод о том, что осужденные,находясь в ограниченной социальной среде приобретает антисоциальные привычки и наклонности, а так же,во время отбывания наказания теряют связь с общественностью, отвыкают от норм и правил поведения, принятых в обществе, что, безусловно отражается на их психологическом состоянии. В целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, необходимо разобраться, что понимается под предупреждением преступлений. В настоящее время, в такой науке, как криминология,нет общего подхода к толкованию понятий ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª. Однако, встречающиеся понятия ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª в нормативноправовых формулировках, позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в дальнейших исследованиях [5 С. 6164.].Так, в действующих нормативноправовых актах, наиболее общим понятием является ©противодействиеª преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона ©О противодействии терроризмуª: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма [6].Аналогичная позиция наблюдается и в Федеральном законе ©О противодействии коррупции.[7], Федеральном законе ©О противодействии экстремистской деятельностиª в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистских мероприятий [8].Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах,позиция поддерживается многими учеными,занимающихся изучением данной проблематики.Однако,наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: ©В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)ª [9с. 159163].Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступностиэто деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений (пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также подготовки их ксовершению [10. с. 78].Борьба с преступностьюэто деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений [10. с. 78].Большое значение в предупреждении совершения новых преступлений, лицами,освобожденных из исправительных учреждений,имеет взаимодействие исправительных учреждений с государственными и негосударственными организациями. В настоящее время,в соответствии с ч. 1 и 2ст. 180 УИК РФ установлен порядок, согласно которому за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания,с осужденными, которые подлежат освобождению, приводятся индивидуальные беседы, в ходекоторых выясняется, где осужденные намерены работать после освобождения и какая им в этом нужна помощь.Вопрос о трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, это лишь часть большой проблемы, связанной с их социальной реабилитацией и адаптацией. Однако, именно трудоустройство является, на наш взгляд, принципиально важным этапом на пути возвращенияранее судимых лиц в нормальную, законопослушную жизнь и вобщество. Как показывает практика, не найдя работы, крыши над головой, утратив все социальные связи, они идут на новые преступления, и в итоге вновь оказываются в исправительных учреждениях.В настоящее время УИК РФ относит труд к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ Труд есть необходимость, его цель утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. Вовлечение осужденного в трудовую деятельность это не принуждение, а способ его включения в социальнозначимые отношения, способствующие его моральнопсихологической и трудовой ресоциализации. К тому же, трудовая адаптация дает возможность осужденным, не имеющих профессию, приобрести трудовые навыки, благодарячему у них появятся шанс найти работу после освобожденияиз исправительного учреждения.
Однако, в решении вопросов трудоустройства, осужденные освобождающиеся из исправительногоучрежденияне всегда сообщают администрации учреждения о проблемах с трудоустройством или других социальных проблемах. В преобладающем большинстве случаев,освобождающиеся предпочитают решать вопросытрудоустройства бытовые проблемы самостоятельно.
На современном этапе развития уголовноисполнительной системы предъявляются новые требования к управлению производственными мощностями исправительных учреждений, тем самым, определяется потребность в повышении эффективности труда, которая заключается не только в качестве выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности, но и организации труда лиц, осужденных по приговору суда к лишению свободы. Для решения вопросов трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях функционирует 7 государственных унитарных предприятий ИУ (2015 г. 16; 2014 г. 53), 566 центров трудовой адаптацииосужденных (2015 г. 567; 2014 г. 587), 80 производственных мастерских (2015 г. 83; 2014 г. 41). [11]
Как нам видится, процесс подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений не должен заканчиваться на центрах по трудовой адаптации осужденных, а наоборот, с него должно все начинаться. Начавшийся процесс пентинциарного воздействия на осужденного, готовящегося к освобождению, в дальнейшем по согласованию с центрами трудовой адаптации,должны быть возложены на общественные организации, задачей которых, при поддержке как федеральных, так ирегиональных органов власти будет являться осуществление ряда мероприятий по социальной реабилитации осужденных,освободившихся из мест лишения свободы. Открытие региональных центров позволит: нормативно определить арсенал средств воздействия в отношении лиц, подвергнутых постпенитенциарному воздействию, оказать превентивное воздействие на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в плане удержания данной категории лиц от повторного совершения преступления помочь с дальнейшимтрудоустройством, атак же оказать психологическую и социальную помощь данным лицам.Реализация высказанного предложения позволит на наш взгляд: вопервых,создать правовую основупостпенитенциарного воздействия на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, вовторых, ускорить социальную адаптацию данных лиц, и втретьих предупредить совершение новых преступлений данными лицами.Ссылки на источники1.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации.по состоянию на 20 марта2017 года. М.: Проспект, 2017 г. [дата обращения 20.03.2017 г. ]2.См. официальные статистические данный сайт МВД России[дата обращения 20.03.2017 г. ].3.Выступление Президента РФ В. В. Путинна коллегии МВД России в 2016 г.[дата обращения 20.03.2017 г. ].4.См. Официальный данный статистики ФСИН России.[дата обращения 20.03.2017 г. ].5.Семененко Г.М. Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект// монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов, 2014. С. 6164.
6.См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 06.07.2016N 374Ф.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г. ] 7.См.: О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ(в ред. от от 03.07.2016N 236ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.8.См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.].9.Алексеева А.П. ©Противодействиеª преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159163.10.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации // учебнометодическое пособие Волгоград., Волгоградская академия МВД России 2016 г. С. 78.11.Шамсунов С.Х. Приоритетные задачи реформирования производственного сектора уголовноисполнительной системы России // Российский следователь. 2005. N 2. С. 48 53