Влияние эмоциональной нестабильности семьи на формирование личности ребенка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хапаева А. А. Влияние эмоциональной нестабильности семьи на формирование личности ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2216–2220. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970770.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния семейных конфликтов и семейного микроклимата на формирование личности ребенка. В ходе исследования была выдвинута и проверена гипотеза о взаимосвязи уровня конфликтности и характера детско-родительских отношений, описаны личностные характеристики детей из двух групп семей: конфликтных и эмоционально стабильных. Было доказано, что в семьях, где уровень конфликтности выше, ухудшается эмоциональный микроклимат, что влияет на воспитание ребенка и на характер взаимоотношений между родителями и детьми. На основании полученных данных сформулированы предложения по оптимизации внутрисемейных отношений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хапаева Анастасия Андреевна,студентка 3 курсаФГБОУ ВОЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославльnastyarastorgueva1@mail.ru

Влияние эмоциональной нестабильности семьи

на формирование личности ребенка

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния семейных конфликтов и семейного микроклимата на формирование личности ребенка. В ходе исследования была выдвинута и проверена гипотеза о взаимосвязи уровня конфликтности и характера детскородительских отношений, описаны личностные характеристики детей из двух групп семей: конфликтных и эмоционально стабильных. Было доказано, что в семьях, где уровень конфликтности выше, ухудшается эмоциональный микроклимат, что влияет на воспитание ребенка и на характер взаимоотношений между родителями и детьми. На основании полученных данных сформулированы предложения по оптимизации внутрисемейных отношений.Ключевые слова. конфликтные отношения, семейный микроклимат, эмоциональная стабильность, формирование личности ребенка.

На современном этапе развития общества все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с благополучиемнеблагополучием семьи. Явно выражена тенденция к увеличению числа разводов и семейных конфликтов, причем, во многих из этих семей есть дети. Родители частополагают, что их ссоры и конфликты не касаются детей, поэтому не склонны обсуждать с детьми свои супружеские проблемы. Эти темы часто оказываются под запретом, замалчиваются, что можно рассматривать как одну из специфических характеристик современного семейного воспитания, при этом многие родители забывают о том, что семья является источником удовлетворения потребностей ребенка, в том числе, психических и эмоциональных. Семья создает важнейшие предпосылки для успешной социализации ребенка и гармоничного развития его личности, является определяющим фактором для психологического благополучия, поэтому целью нашего исследования стало выявление влияния семейных конфликтовна формирование личности ребенка и характер детскородительских отношений. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что психологическая нестабильность, конфликтность семьи негативно отражается на формировании личности ребенка, а именно, приводит к формированию тревожности, беспокойства, фобий, замкнутости и отчужденности.Несомненно, семейному воспитанию присуще множество преимуществ, по мнению Л.А. Шелег к ним можно отнести: эмоциональный климат, любовь и заботу, взаимопонимание и поддержку, определенную духовную связь и преемственность между поколениями, нравственное воспитание, сохранение и передачу семейных традиций [6]. В случае конфликтных семей мы имеем дело с нарушением одной или более указанных выше функций. В современной науке существует несколько типологий неблагополучных семей, в зависимости от проявления тех или иных характеристик неблагополучия, глубины и временной протяженности неблагополучия. Наиболее полной и применимой к нашему исследованию представляется типология, предложенная Л.С. Алексеевой, основой для ее классификации выступает ведущий показатель неблагополучия [1]:1) привычно конфликтные семьи, которые характеризуются неумением супругов общаться друг с другом, разрушением гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи;2) педагогически несостоятельные семьи, в которых родители не имеют необходимых педагогических знаний и навыков взаимодействия с детьми, используют некорректные методы и способы воспитания;3) аморальные семьи, в которых поведение родителей не подчиняется элементарным нормам и правилам, характеризуется безнравственностью, противоправностью, иногда носит криминальный характер;4) асоциальные семьи, проживающие в плохих жилищнобытовых условиях, неудовлетворяющие базовые потребности ребенка, их поведение носит отрицательную антиобщественную направленность.Основными показателями социальнопсихологического неблагополучия семьи являются отсутствие внимания к ребенку, применение антипедагогических мер воздействия в воспитании, жестокое отношение к ребенку, нарушение взаимопонимания между членами семьи, постоянные долговременные конфликты с участием ребенка или при нем.Семейное неблагополучие характеризуется созданием неблагоприятных условий для развития и воспитания детей. В каждом конкретном случае семья будет неблагополучной для ребенка, если в ней есть факторы неблагоприятно влияющие на него, провоцирующие отрицательное эмоциональнопсихологическое состояние. Можно сказать, что эмоциональное состояние ребенка является показателем наличия в семье неблагополучия, а так же степени его проявления.Согласно трактовке известного детского психиатра М.И. Буянова, неблагополучная для ребенка семья не всегда будет таковой с точки зрения общественных норм и ценностей. Для одного ребенка условия в конкретной семье будут подходящими для его благоприятного развития, для другого условия той же самой семьи будут резко отличаться от нормальных. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос семейного благополучия через систему отношений «семьяребенок»[2].Объектом нашего исследования стали дети из 20 семей г.Костромы. В качестве экспериментальной группы выступают 10детей из нестабильных (по их собственной оценке и внешнему наблюдению) семей, а в качестве контрольной10 детей из относительно стабильных, благополучных детей. Возраст детей в исследуемых семьях находится в пределах от 5 до 10 лет, при этом родители всех детей прожили в законном браке более 4 лет.Для проверки гипотезы использовался метод анализа детского рисунка семьи. Рисунок дети выполняли самостоятельно, не было давления ниродителей, ни экспериментатора, им была предоставлена свобода выбора материалов для рисования, а так же формата рисунка и стиля изображения. Анализ рисунков проводился по следующему плану:1) В какой очередности выполняется задание (кто из членов семьи нарисован в первую очередь, а кого в последнюю).2) Сюжет самого рисунка.3) Как сгруппированы члены семьи, насколько отдалены друг от друга.4) Общая цветовая гамма и особенности цветов, использованных для изображения отдельных членов семьи.5) Место нахождения ребенка на рисунке.6) Кого ребенок «забыл» нарисовать, а кого «прибавил» к семье.7) Размеры изображенных фигур и их соотношение.8) Акцент внимания на конкретных деталях внешности и одежды.По окончании работы с каждым ребенком была проведена беседа, в которой обсуждалось, кого и как нарисовал ребенок, чем заняты люди на рисунке, что они делают, как они себя чувствуют. Были представлены рисунки детей из обеих групп –контрольной и экспериментальной. Нас интересовали личностные особенности детей из двух видов семей. Ниже представлены обобщенные результаты анализа детских рисунков из двух групп семей, а так же конкретные примеры подробного анализа разных рисунков.Так, для рисунков детей из эмоционально стабильных семей характерны такие особенности:1) В первую очередь дети изображали родителей, затем себя, в последнюю очередь

остальных членов семьи (братьев, сестер, бабушек и дедушек). (Все 10 рисунков). Это позволяет говорить об авторитете родителей, их значимости для ребенка. Данный факт указывает на то, что в вопросах воспитания родители придерживаются сбалансированности,сочетая ласку и требовательность, за счет чего добиваются от ребенка выполнения требований и норм.2) На большинстве рисунков помимо непосредственного изображения семьи присутствует пейзажная зарисовка. Чаще всего дети рисовали свою семью на летней прогулке в лесу (8 рисунков). Значит, семьи из данной группы уделяют достаточно времени организации совместного с детьми досуга и отдыха. Это позволяет установить дружеские отношения с ребенком, наладить контакт между всеми членами семьи.3) Все члены семьи расположены близко друг к другу или держатся за руки (9 рисунков). Это дает возможность говорить о столь же близких отношениях между членами семьи в реальной жизни и сформированности образа семейного «Мы».4) Все дети из этой группы семей выбрали для изображения цветные карандаши, краски и фломастеры. Цветовую гамму можно назвать яркой и жизнерадостной, используемые цвета сочетаются между собой. Дети не использовали цвет для выделения конкретных членов семьи. Данный факт свидетельствует об эмоциональной стабильности отношений в семье и гармоничном развитии ребенка. Родители из данной группы ограждают детей от тревог и страхов.5) Чаще всего (8 рисунков) ребенок изображал себя стоящим между родителями, что указывает на тесные эмоциональные связи в семье и привязанность ребенка к обоим родителям.6) На всех рисунках изображены семьи в полном составе. Это говорит о том, что ребенок положительно относится ко всем членам своей семьи и полностью удовлетворен эмоциональной атмосферой в семье. Общение со всеми членами семьи дает возможность ребенку усвоить разнообразные модели поведения и ролевые качества каждого из них, что поможет сформировать адекватные представления о реакциях на ту или иную ситуацию во взрослой жизни.7) Размеры изображенных фигур соотносятся с возрастом членов семьи и иерархией внутрисемейных отношений. Соблюдаются пропорции в изображении фигур, присутствуют все необходимые детали внешности. Этосвидетельствует об адекватном восприятии ребенком реальности, его удовлетворенности внутрисемейными отношениями и распределением ролей внутри семьи.8) Дети этой группы уделяют большее внимание изображению отдельных деталей пейзажа, внешности и одежды персонажей рисунка. Это говорит об их спокойствии и сосредоточенности в момент рисования. Дети не отвлекаются на негативные эмоции вызванные переживаниями за отношения в семье, что позволяет им проявлять свои способности и навыки. Они стараются максимально приблизить изображения к реальности, воссоздать образ своей семьи на бумаге, представления ребенка о своей семье рождают положительные эмоции и чувства.9) Большинство рисунков выполнено аккуратно с равномерным нажимом на карандаш и однородной штриховкой. Стиль рисования можно характеризовать как спокойный и размеренный. Это еще один показатель гармоничного эмоционального климата в семье, внутреннего спокойствия и отсутствия тревожности ребенка.В качестве примера приводим подробный анализ рисунка мальчика 10 лет. На рисунке изображены все члены семьи, (оба родителя и двое детей), на прогулке, что позволяет предположить о наличии в данной семье традиций совместного времяпрепровождения, что сближает всех её членов. Для выполнения рисунка мальчик выбрал цветные карандаши и восковые мелки ярких, насыщенных цветов: зеленого, синего, красного, желтого, голубого и розового, при этом цвета в изображении каждого из членов семьи сочетаются между собой, что создает общую гармонию рисунка. Такой выбор цветовой гаммы может говорить о столь же ярких, позитивных отношениях мальчика с членами своей семьи.Основные признаки пола одежда и прическа (мальчик и папа с короткими волосами и в брюках, а мама и сестра с косичками и в платьях). Размер изображаемых фигур говорит об иерархии отношений в семье и овозрасте всех ее членов. Ребенок адекватно воспринимает реальность и удовлетворен распределением ролей в своей семье.Дети изображены между родителями, держатся за руки. Немало важно, что в данной семье создаются одинаковые условия для развития двоих детей, родители способствуют поддержанию дружеских отношений между детьми. Себя мальчик изобразил ближе к маме, что свидетельствует о большей его привязанности к ней.В одежде отсутствуют мелкие детали, но этот недостаток компенсируется ярким цветом. Отсутствие деталей, скорее всего, объясняется личностными характеристиками ребенка: мальчик активен и энергичен, что мешает ему более продолжительное время заниматься одним делом. Все изображения выполнены аккуратно, с равномерным нажимом на карандаш, штриховка фона однородная, штрихи направлены в одну сторону. Это говорит об отсутствии какихлибо переживаний, тревожащих ребенка, о его эмоциональном спокойствии и равновесии.Ребенок во время рисования уделял одинаковое внимание изображению всех членов семьи, был спокоен и сосредоточен, тщательно подбирал цвета, предварительно нарисовал контуры простым карандашом, а лишь потом раскрасил. Можно говорить об эмоциональном благополучии и стабильности данной семьи, в поведении ребенка нет проявлений тревожности, страха или неудовлетворенности чем либо, что находит свое отражение в его рисунке.В свою очередь, при анализе рисунков детей из нестабильных, конфликтных семей были выявлены следующие особенности:1) Нет общей очередности изображения персонажей (4 ребенка нарисовали себя в первую очередь, 3в последнюю, остальные сначала изображали одного из родителей). Чаще всего, дети первым изображали того члена семьи, с которым установлен более тесный контакт или того, во внимании и заботе которого они в большей степени нуждаются.2) Большая часть рисунков (7 из 10) лишены какихлибо деталей кроме изображения непосредственно членов семьи. Также особенностью этихрисунков является отсутствие пространственной ориентации (нет линии горизонта, точки опоры объектов). Это является показателем замкнутости и отчужденности ребенка, в его неумении выражать свои чувства и мысли через рисунок. Пространственная неопределенность говорит об эмоциональной нестабильности ребенка.3) Многие дети (9 человек) группировали персонажей рисунка в зависимости от удовлетворенности взаимоотношениями с ними: себя изображали с тем членом семьи, с которым установлена более тесная связь, и как можно дальше от того, кто, по их мнению, является основным источником конфликтов в семье.4) Часть рисунков (6 из 10) выполнены в простом карандаше (при чем всем детям предлагался одинаковый набор материалов). Данный факт свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких позитивных эмоций, связанных с семьей.5) Пять детей изобразили себя отдельно от остальных членов семьи, в 3 случаях между ребенком и родителями расположены другие объекты. Этоявляется показателем отчуждения ребенка, его дискомфортом в семье и отсутствием восприятия целостности семьи. В результате дети из эмоционально нестабильных семей более замкнутые.6) 4 из 10 детей изобразили усеченный вариант семьи, исключая из нее того человека, с которым сложились наиболее напряженные отношения. Поэтому ребенок старается изменить отношения в семье в лучшую сторону, путем устранения источника конфликтов и ссор. Еще четверо детей нарисовали расширенный вариант семьи, что является показателем недостатка внимания и заботы о ребенке.7) Размер фигур на этих рисунках зависит не от возраста и роста реальных членов семьи: трое детей рисуют себя больше остальных (признак нехватки внимания), 4 ребенка изображают одного члена семьи в несколько раз больше остальных. В первую очередь, за счет размера изображаемых фигурребенок показывает «кто в доме главный», но в то же время это может говорить о страхе ребенка перед какимто из членов семьи.8) Многие рисунки (9 рисунков) лишены какихлибо деталей изображения как самих персонажей, так и окружающей обстановки. Невнимание к деталям вызвано отсутствием интереса некоторых детей к выполнению задания, так же мысли о семейных взаимоотношениях не связаны у них с положительными эмоциями. Это приводит к тревожности и беспокойству детей во время рисования, им хотелось завершить рисунок как можно скорее.9) Часть рисунков выполнены резкими, неоднородными штрихами с сильным нажимом на карандаш, так же 5 детей часто корректировали уже нарисованное изображение, изза чего рисунки получились небрежными и неаккуратными. Можно предположить, что эмоциональное состояние ребенка в конфликтной семье является столь же беспокойным и неуравновешенным.В качестве яркого примера отражения особенностей детей из конфликтных семей можно привести рисунок мальчика 9 лет. Рисунок сразу настораживает низкими графическиизобразительными способностями ребенка, явно не соответствующими возрасту. Рисунок выполнен простым карандашом, все члены семьи нарисованы на одном уровне, но без опоры на пол или землю, на рисунке не изображено ничего, кроме самих членов семьи. Фигуры на рисунке лишены какихлибо возрастных и половых признаков. Не прорисована одежда. Мальчик изобразил себя стоящим между родителями, но явно ближе к папе, то есть можно говорить об эмоциональной близости с отцом. Примечательно, что мама нарисована без рук, это яркий пример негативного отношения ребенка к ней. Также именно маму мальчик нарисовал в последнюю очередь. О страхе и тревожности ребенка свидетельствует тот факт, что все члены семьи изображены без шеи, а голова самого мальчика и вовсе вжата в плечи.Данный рисунок является ярким примером восприятия ребенком конфликтной ситуации в семье, отражающим его мироощущение, заниженную самооценку и страхи.По результатам анализа детских рисунков, можно сказать, что для детей из эмоционально нестабильных семей характерны тревожность, беспокойство, разного рода страхи, замкнутость и отчужденность. Все эти характеристики составляют основу мироощущения ребенка, его отношения к окружающим, и в первую очередь, к родителям.Таким образом, нами были выявлены отличия личностных характеристик детей из эмоционально стабильных и нестабильных семей, а так же доказано негативное влияние конфликтного семейного микроклимата на формирование личностиребенка. В ходе исследования было установлено, что отсутствие психологического контакта между детьми и родителями в конфликтных семьях приводит к пассивности, отчужденности и замкнутости ребенка. Страдает эмоциональноволевая сфера его личности, проявляется неуверенность в себе, обида на окружающих, повышенная тревожность и страх перед несуществующими опасностями.Проведенное исследование свидетельствует о негативных тенденциях в формировании личности ребенка, нарушении детскородительских отношений в семьях с отрицательным эмоциональным микроклиматам. Это дает возможность сделать вывод о необходимости профессиональной помощи таким семьям со стороны психологов, педагогов и социальных работников.Мы считаем, что в работе с конфликтными семьями необходимо сделать акцент на восприятии супругами конфликта как фактора, негативно сказывающегося не только на взаимоотношениях между ними, но и оказывающего прямое влияние на состояние ребенка, формирование его жизненной позиции и особенностей характера.Основная задача специалистов при работе с такой семьей ликвидация или минимизация влияния супружеских ссор и конфликтов на ребенка,обеспечение условий для формирования позитивных семейных взаимоотношений.

Ссылки на источники1.Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. М.: Социс, 2000. –352 с.2.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2013.165 с.3.Дружинин В. Н. Психология семьи. –М.:КСП, 2008.349с.4.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. –М.: ВАХЗ, 1992.119с.5.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие/ Е.И. Холостова. –3е издание. –М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2009. –212 с.