Взаимосвязь ригидности родителей и готовности детей к школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сахно А. С. Взаимосвязь ригидности родителей и готовности детей к школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2446–2450. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970816.htm.
Аннотация. В статье представлены исследования уровня готовности к школе дошкольников, а также отражена взаимосвязь уровня готовности детей к школе и общей ригидности их родителей. Итогом исследования является обозначение векторов работы с родителями и детьми.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сахно Алина Сергеевна,студент 5 курса, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.БлаговещенскAbc.zav@mail.ru

Взаимосвязь ригидности родителей и готовности детей к школе

Аннотация:в статьепредставлены исследования уровня готовности к школе дошкольников, а такжеотражена взаимосвязь уровня готовности детей к школе и общей ригидности их родителей.Ключевые слова:готовность детей к школе, ригидность, общая ригидность.

Для маленького ребёнкасемья –этомир, в котором он живёт, развивается, делает открытия, учитсяпроявлять эмоции(любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать). Являясь её членом, малышвступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него благополучноеи негативное влияние. Реализуемые образцы применения дошкольником в семье и дома, вероятнее всего, в дальнейшем будут проявляться и в других социальных институтах при взаимодействии с преподавателями и сверстниками. Родители, выступая в качестве активных воспитывающих субъектов и значимых взрослых, способны внести вклад в развитие личности ребенка и подготовке его к следующей ступени личностного и социального этапа в развитии –школьному образованию.Готовность ребенка к школе –сформированность необходимого минимума интеллектуальных, социальных и личностных качеств, позволяющих ребенку максимально легко войти в школьнуюжизнь, принять новую социальную роль «школьника» и освоить новую ведущуюдеятельность. Ригидность–затрудненность (полной неспособность) к изменениюнамеченной субъектом программы деятельности в условиях,объективно требующих ее перестройки ряда качеств и характеристик людей по формально близким признакам (социальным, психическим). Данныймеханизм облегчает начальную психическую адаптацию индивидуумак различным людями среде.Данная тема приобрела актуальность многие годы назади вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.ФлейкХопсон, К.Хорни и др.) специалистов, до настоящего момента,не утратив своей значимости.База исследования: МАДОУ Детский сад № 68 (корпус 2, группа 37).Выборка: 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет, 16 родителей в возрасте от 25 до 45 года.Цель исследовательской работы: провести диагностику ригидности родителей и психологической готовности детей к школе.Гипотеза: готовность детей к школе находится в обратной зависимости от общей ригидности родителей (дети, у которых родители имеют высокую или очень высокую степень ригидности, имеют низкий уровень готовности к школе; дети, у которых родители имеют низкий или умеренный уровень ригидности, имеют высокий уровень готовности к школе);Методики исследования: ориентационный тест школьной зрелости КернаЙерасека, Томский опросник ригидности Залевского.В результате применения ориентационного теста школьной зрелости КернаЙерасека были получены результаты, которые для наглядности были представлены в виде диаграммы (рисунок 1).

Рис.1

Таким образом, использование методики КернаЙерасека показало, что лишь у 19% детей показатели готовности к школе находятся на высоком уровне, а у 31% детей на среднем. Ровно половина детей, а именно 50% имеют низкий уровень психологической готовности к школе, что говорит о необходимости дополнительной работы с такими детьми и их родителями, так как данные дети входят в группу риска. В свою очередь, в результате использования методики Томский опросник ригидности Залевского были получены результаты, которые графически представлены на рисунке 2.Шкала общей ригидностисклонности кперсеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности. Ригидность в собственном или узком смысле –неспособность субъекта изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания при объективной необходимости.

Рис.2

Было выявлено, что в 25% случаев родители детей с низкой готовностью к школе продемонстрировали очень высокую и в 75 % случаев высокую общую ригидность, что говорит о склонности к персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности.50%31%19%НизкийСреднийВысокий

Рис. 3

У 60% респондентов со средней степенью готовностью к школе была выявлена умеренная общая ригидность, и у 40 % респондентов была выявлена низкая общая ригидность.

Рис. 4

У 67% родителей детей с высокой степенью готовности к школе была выявлена низкая общая ригидность, и у 33% родителей была выявлена умеренная общая ригидность, что говорит об активности родителей этих детей, стремлении к открытости и развитию. При анализе полученных результатов было выявлено, что у родителей детей с низкой готовностьюк школе, действительно, была обнаружена высокая и очень высокая общая ригидность, а родители детей с высокой степенью готовности к школе продемонстрировали умеренную и низкую общую ригидность, что доказывает гипотезу. В свою очередь, дети родителей с высокой и очень высокой установочной ригидностью имеют низкуюстепень готовности к школе. Основные векторы работы:родителями этих детей была проведена лекция, беседаи тренинг на повышение лабильности, изменение отношения и установок к новому.Помимо групповой работы, для родителей и детей с низкой готовностью к школе начато индивидуальное консультирование.

Ссылки на источники1.Аверин В.А. Психология детей и подростков /Аверин В.А. СПб.: Питер, 2007. –310 с.2.Карамаликова Н.В., О влиянии эмоциональной депривации в младенчестве на развитие ребенка(публикация автора на scipeople)

2006. –218с.3.МухинаВ. С. Возрастнаяпсихология; Феноменологияразвития: учебник для студ. высш. учеб. заведени / В.С.Мухина. —10е изд., перераб. и доп. 2015. –376 с.