Формирование психологической готовности к обучению в школе дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Свиридова Т. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2456–2460. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970818.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию формирования психологической готовности к обучению в школе дошкольников; названы методы и методики исследования; проанализированы результаты анализа опытно-экспериментального исследования по формированию психологической готовности к обучению в школе дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Свиридова Татьяна Васильевна,студент факультет психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскtatyna2007@mail.ru

Научный руководитель:КрыжановскаяНадежда Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскkriganovskyanv@mail.ru

Формирование психологической готовности к обучению в школе дошкольников

Аннотация. Статья посвящена исследованиюформированияпсихологической готовности к обучению в школе дошкольников; названы методы и методики исследования; проанализированырезультатыанализа опытноэкспериментального исследования по формированию психологической готовности к обучению в школе дошкольников Ключевые слова:психологическая готовность, дошкольники.

Психологическая готовность к школе является определеннымфеноменом, связаннымсразу с несколькими возрастными периодами: он свидетельствует собой начало младшего школьного возраста и в то же время конец дошкольного [1, c. 25]. Организациядошкольниковк школе считаетсяглавнойиз проблем, заинтересованностьк которойсо стороны исследователей различныхстран не иссякает.[цит.по 2. С.4145]В нашевремя российские специалисты попсихологии придерживаются точки зрения Л.С. Выготского, который подчеркивал, что у дошкольниковне может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт присущихподростку, так какони, равно как и любые психологическиеобразования, формируются в процессетой деятельности, для которой они необходимы, то есть учебной [цит. по 3, с 160].Необходимый уровень актуального формированиядолжен быть таким, чтобы программа учебы попадала в «зону ближайшего развития» детей, которая обуславливается тем, чего дошкольник сможет достичь в сотрудничестве с взрослым. Если актуальный уровень психологического развития детей такой, что его зона ближайшего развития нижетребуемой для освоения учебной программы в школе, то он считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в итоге несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваиватьпрограммный материал и оказывается в разряде отстающих воспитанников.Д.Б. Эльконин изучая проблемуготовности к школе выделилнужные предпосылки учебной деятельности и подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту диагностическая схема обязанасодержать в себе диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и первоначальных форм деятельности следующего периода. Д.Б. Эльконин к наиболее важным предпосылкам отнес умение выслушиватьи выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, умение детей проявлять находчивость в системеправил в работе и некоторые другие. Все эти предпосылки следуютиз особенностей психологическогоразвития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, а конкретно: утрата непосредственности в социальных отношениях, особенности самоконтроля, обобщение переживаний связанных с оценкой [цит. по 4, с. 47].Д.Б. Эльконин анализируя указанные предпосылки, подчеркнул следующие параметры психологической готовности к школьному обучению:–умение ориентироватьсяна заданную систему требований;–умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;–умение слушать внимательно объясняющегося, и точно осуществлять задания предлагаемые в устной форме;–умение самостоятельно осуществлятьтребуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу[4, с. 174].Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская главным показателем готовности к школьному обучению считают умение дошкольниковсознательно подчинять индивидуальныедействия заданному правилу при одновременном исполнениисловесных указаний взрослого. Этоумение связано с возможностью овладения общим способом действовать в ситуации задачи [цит. по 5, с. 140].Л.И. Божович в качестве низшего актуального уровня психологическогоформирования, нужногодля начала обучения в школе, выделяет «внутреннюю позицию школьника», которая определяется как система потребностей и стремлений детей, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его личнаяпотребность («Хочу в школу!») [цит. по 6, с. 114].Л.М. Бeзруких считает, что готовность дошкольников к интеллектуальному обучению в школе –это уровень функционального, психологического и морфологического развитиядетей, при котором требования регулярного обучения не приведут к его нарушению здоровья и не будут чрезмерными [7, с. 45].Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темновапод психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития детейдля освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе ровесников[8, c. 10].

Переход детейот дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая обширно изучаласьв психологиии отечественной педагогике.На этомвозрастном этапежизни для дошкольниковигра как главнаядеятельность постепенно замещаетсяучебной деятельностью. Этасмена обязана обеспечитьпостроение содержания образования в целостную системуи нестисглаженные формы.Сформировавшаясяситуация нередко порождает неоднозначныйвзгляд в области подготовки детейк обучению в школе, что приводитьк форсированиютемповиндивидуальногои его нормативновозрастного развития, повышению психологическойнагрузки детей в ДОУ, Дошкольное образование, соблюдая преемственность другими ступенями коллективногообразования, не может превращаться в целенаправленную подготовкудошкольниковк обучению в школе [цит. по 9 С. 141–145]. Это формируетнеблагоприятные предпосылки для выполнения системы требований, предъявляемых школой к дошкольнику (легкоуправлять поведением, ответственно относиться к учебе, устанавливатьпроизвольныеформыобщения с учителем,систематически и планомерно овладевать знаниями, налаживать контактыс товарищами по учебе и дальнейшему психологическомубезопасному общению в подростковом и юношескихвозрастах) [10, c. 65].В зарубежной литературе вместо понятия психологической готовности к школе используетсяпонятие школьной зрелости, которое определяется как достижение такой ступени в формировании, когда дети «овладевают умениями, способностями, познаниями, мотивацией и другими главнымидля оптимального уровня овладенияучебной программы характеристиками»; «становится способным брать на себя роль в школьном обучении»; В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, а не на операцияхсчета, письма и чтения. Приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе и т.д.). Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т. д. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей[11].Большинство заграничныхи отечественных авторов исходят из того, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой многокомпонентное образование, содержащееряд взаимодействующих компонентов. К числу основных компонентов психологической готовности к школьному обучению отнесем эмоциональноволевую, умственную, личностную и социальнопсихологическую готовность.Интеллектуальная готовность, как компонент психологической готовности к обучению в школе,представляет собой определеннуюстепеньвнутренней организации мышления дошкольника, обеспечивающийпереход к учебной деятельности [8, с. 147].Следующий компонент это эмоциональноволевая готовность.Волевая готовностьэто достаточный уровень произвольной регуляции психологических процессов, действий, произвольно управляемого поведения; освоение подобной структурой деятельности и поведения, в которой понимаются цельи мотивы, мобилизуются усилия, регулируется психологическая активность.Эмоциональная готовность представляет собойспособность дошкольниковиспытывать позитивные эмоции, объединенные с учебной деятельностью, что уменьшают утомляемость, формирует благоприятный фон обучению, увеличивает учебную мотивацию [8, с. 214].Таким образом, психологическая готовность детейк школьному обучению, как один из основных итогов психического формирования в период дошкольного детства, представляет собой достаточный и нужный уровень психического развития детейдля прохождения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.Организация формирования психологической готовности к обучению в школе дошкольников начинается с построения дерева целей предстоящей деятельности.«Дерево целей» –это структурированная, выстроенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и следующих уровней. Генеральная цель: формированиепсихологическогоуровня готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.Далее, на основе дерева целей, мы составили модель формирования психологическойготовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Проанализируем понятия «моделирование» и «модель»:Моделирование в психологии –строение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверить их работоспособности.Модель –это схема, изображение или описание ненастоящего процесса, явления или предмета, который отображает и воспроизведет в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Генеральная цель моделиформирования психологическойготовности детейк школьному обучению: проверятьформирование психологическойготовности дошкольниковк школьному обучению.Данная цель достигается через следующие задачи:1.Изучить формирование психологической готовности к обучению дошкольников как психологопедагогическую проблему.1.1. Изучение феномена психологической готовности к обучению дошкольников.1.2. Выявить возрастные особенности проявления психологической готовности у дошкольников. 1.3. Разработать модель формирования психологической готовности к обучению в школе дошкольников.2. Организовать опытноэкспериментальное исследование изучения особенностей формирования к обучению в школе дошкольников. 2.1. Охарактеризовать этапы,методы и методики исследования.2.2. Охарактеризовать выборку, проанализировать результаты констатирующего эксперимента.3.Провести опытноэкспериментальное исследование формирования психологической готовности к обучению в школе дошкольников 3.1. Составить и провести программу формирования психологической готовности к обучению в школе дошкольников. 3.2. Проанализировать результаты опытноэкспериментального исследования по формированию психологической готовности к обучению в школе дошкольников. 3.3. Подготовить рекомендации воспитателям и родителям по формированию к обучению в школе дошкольников и составить технологическую карту внедрения. В нашем исследовании был использован комплекс следующих методик: 1. Теоретические: анализ, обобщение литературы, моделирование.2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» И.М.Лущихиной; «Отношение ребенка к обучению в школе» О.Н. Истратовой и И.О.Косьяненко; «Тест школьной зрелости» КернаЙирасека.3. Математикостатистические: Ткритерий Вилкоксона.Выборка исследования проводилась на базе МДОУДС №18 «Комбинированного вида» г.Копейска. В исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте 5,56,5 лет. Среди обследованных старших дошкольников было 11 мальчиков и 9 девочек. Нами был проведен констатирующий эксперимент, затем разработана и апробирована программа формирования психологической готовности к школьному обучению у дошкольников. Распределение результатов по проведенной методике «тест школьной зрелости КернаЙирасека» до и после реализации программы на рисунке 1.

Рис.1. Распределение уровней развития готовности к школьному обучению

у испытуемых по методике КернаЙирасека

Сравним результаты до и после реализации программы по психологопедагогическому формированию психологической готовностик обучению в школе дошкольников.55%75%25%25%20%0%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%до корррекциипосле коррекцииколичество детей в %уровни развития готовности к школе в %выше среднегосреднийниже среднегоПосле реализации программы мы выявили высокий уровень готовности к школе у 75%, до прохождения он был у 55% (11 человек). У таких детей удалось сформировать позитивное отношение к школе, желание учиться. Ребята из даннойкатегории полюбили читать, решать задачки и заниматься подобной интеллектуальной деятельностью После прохождения программы мы выявили средний уровень у 25% (5 человек), до прохождения программы он был у 25% (5 человек). У таких детей не удалось достаточно развить мотивационный компонент, либо произвольные процессы (внимание, умение слушать учителя). Они еще часто отвлекаются. Но при поступлении в школу, при условии нормальной адаптации, трудностей в учении уже возникнет. После прохождения программы у дошкольников низкий уровень готовности к школе не выявлен, до прохождения программы он был у 20% (4 человек). Наша программа оказалась эффективной. Нам удалось скорректировать низкий уровень готовности к школе, т.е. дети смогут успешно начать обучаться в школе, их познавательная деятельность будет продуктивной и высокоэффективной.Проанализируем результаты показателей по 3 психодиагностическим методикам: диагностикиопросника «Отношение ребенка к обучению в школе» О.Н.Истратовой и И.О. Косьяненко, «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» И.М. Лущихиной, тест школьной зрелости КернаЙирасека до и после реализации программына рисунке 2.

Рис.2. Распределение уровней психологической готовности дошкольников к школе по трем методикам: «Отношение ребенка к обучению в школе»

О.Н. Истратовой и И.О. Косьяненко, «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» И.М. Лущихиной, тест школьной зрелости КернаЙирасека до и после реализации программы

До прохождения программы у 42% (8 человек) испытуемых выявлен высокий уровень готовности к школе, после прохождения у 65% (13 человек). У таких детей хорошо развита речь,мелкая моторика, высокий уровень коммуникативного общения, устойчивость внимания.До прохожденияпрограммы у 35% (7 человек) испытуемых был выявлен средний уровень психологической готовности к школьному обучению, после средний уровень стал у 30% (6 человек). Такие дети достаточно хорошо подготовлены, но высокий уровень стресса мешает им качественноадаптироваться к возрастающим нагрузкам. Как правило, эти дети легко осваиваются и овладевают знаниями в 12 классе.42%65%35%30%23%5%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%до коррекциипосле коррекцииколичество детей в %уровни психологической готовности к школе в %высокийсреднийнизкийДо участия в формирующем эксперименте у 23% (5 человек) испытуемых выявлен низкий уровень готовности к школе, после участия низкий уровень стал у 5% (1 человека). Такие дети нуждаются в дополнительном обследовании и чутком контроле и подготовке. Важны правильная мотивация, психологическая устойчивость, вера в свои силы дошкольника. Таким образом, об эффективности экспериментального воздействия на формирование психологической готовности к школе можно судить по результатам сравнительного анализа изменений в показателях психологической готовности к школе дошкольников по трем методикам: «Отношение ребенка к обучению в школе» О.Н. Истратовойи И.О. Косьяненко, «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» И.М. Лущихиной, тест школьной зрелости КернаЙирасека.Для проверки выдвинутой гипотезы исследования был использован критерий Т.Вилкоксона для методики «Отношение ребенка к обучению в школе» О.Н.Истратовой и И.О. Косьяненко. Сформулируем гипотезы:Н0: Интенсивность сдвигов в сторону увеличения формирования психологической готовности дошкольников к школе не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее уменьшения.Н1:Интенсивность сдвигов в сторону увеличения психологической готовности дошкольников к школе превышает интенсивности сдвигов в сторону ее уменьшения.В ходе расчетов было уставлено, что эмпирическое значение находится в зоне значимости (Тэмп=3, при погрешности в 1%), и мы можем сделать вывод о том, что корреляция уровня психологической готовности до проведения программы и после присутствует.Таким образом, после реализации программы происходит изменение психологической готовности к школе у воспитанников подготовительной группы детского сада, что подтверждается увеличением показателей среднего уровня психологической готовностии уменьшением показателей низкого уровня психологической готовности. Статистический анализ результатов опытноэкспериментальной работыподтвердил эффективность разработанной программы формирования психологической готовности дошкольников к школе и доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.

Ссылки на источники1.Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: от рождения до поступления в школу. М.: Издво «ВЛАДОС», 2008. 366 с.2.Иванова Л. В., Буранова Н. П. Модель психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 7. –С. 41–45. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56086.htm.3.Выготский Л. С. Психология ребенка. М.: Издво «Речь», 2005. 360 с. 4.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте: учебное пособие для вузов // Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Издво МПСИ; Воронеж: Издво «МОДЭК», 1995. –496 с. 5.Венгер, А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.: Издво МГУ, 2001. 96 с.6.БожовичЛ. И. Этапы формирования личности. –М.Воронеж: Издво «МОДЭК», 2005. –164 с.7.ДолговаВ.И. Некоторыебиосоциальныехарактеристикителеснопсихическогоздоровьядошкольников// Всборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIALAND POLITICAL ASPECTS OF THE POSTINDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08August 14, 2013). Chiefeditor

PavlovV. V.. London, 2013. –С. 3334.8.Вьюнова Н. И., Гайдар К. М, Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М.: Издво «Академический проект», 2003. 253 с.9.Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Научнометодическийэлектронный журнал «Концепт». –2015. –№ 12 (декабрь). –С. 141–145. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.10.Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психологопедагогические технологии в дошкольном образовании/монография. –М.: Издательство «Перо», 2015. –192 с.11.Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 31. –С. 56–60. –URL: http://ekoncept.ru/2015/95518.htm.