Программа формирования свойств мышления у младших школьников с задержкой психического развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хохлова И. С. Программа формирования свойств мышления у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2491–2495. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970825.htm.
Аннотация. В статье подробно представлена программа формирования свойств мышления у младших школьников с ЗПР, состоящая из восьми занятий; представлены цель и задачи реализации программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хохлова Ирина Станиславовна,студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскpaviris@mail.ru

Научный руководитель: КапитанецЕлена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскelena030801@mail.ru

Программа формирования свойств мышленияу младших школьников с задержкой психического развития

Аннотация. В статьеподробно представлена программа формирования свойств мышления у младших школьников с ЗПР, состоящая из восьми занятий; представлены цель и задачи реализации программы.Ключевые слова: мышление, задержка психического развития, младший школьный возраст.

Изучение и формирование свойств мышления обучающихся с задержкой психического развития является важным вопросом, как с практической, так и с теоретической стороны. Результаты наблюдений, проводимых многие годы педагогами и психологами, показали, что если на первой ступени школьного образования (начальном звене) ребенок не успевает овладеть приемами мыслительной деятельности, то, при переходе на следующую ступень (среднее звено), у него возникают серьезные трудности в обучении и он переходит в число неуспевающих учеников. Одним из основных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах благоприятных условий, обеспечивающих полное и разностороннее развитие детей с ЗПР. Поскольку речь идет о развитии мышления, то в первую очередь оно должно быть связано с формированием стойкости познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств умственных действий и творческой инициативы. Мышление всегда базируется на данных чувственного опыта –ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретенные знания. Детям с ЗПР очень сложно организовать свое поведение так, как требуют того взрослые, у них это получается только в тех условиях, которые созданы специально для этого и особенно, если это касается игровой деятельности, они достаточно организованны, активны и инициативны. При задержке психического развития ребенок, подходя по возрасту для обучения в школе, ведет себя как дошкольник. Это подтвердит в нашем исследовании использование методик для определений уровня мышления для дошкольников. Он может легко выполнять задания связанные с игровой деятельностью, но, связанные с учебной деятельностью для него слишком сложны, эти задания являются для него слишком отвлеченными [1].Очень важно развивать у ребенка нагляднодейственное и нагляднообразное мышление, которые представляют собой генетически самые ранние формы мышления. Их полноценное и всестороннее развитие необходимо для формирования сложных форм мыслительной деятельности.Говоря онагляднодейственном мышлении –представляющем один из видов мышления, важно отметить его отличительную характеристику. Он выделен опираясь не на тип предложенной задачи, а на то, как ребенок ее решает. Решение любой творческой задачи сопровождается наблюдением ребенка за реальными объектами и их взаимодействием, а также при помощи выполнения материальных преобразований, необходимых для этой задачи, в которых участвует сам субъект мышления [2].Разбирая нагляднообразное мышление необходимо отметить, что это один из видов мышления, осуществляемый на почве преобразований образов восприятия в образыпредставления. Также дальнейших изменений этих представлений: их преобразования, обобщения предметного содержания. Все это формирует у ребенка отражение окружающего его мира в образноконцептуальной форме.Недоразвитость любого из этих видов мышления, так или иначе, отрицательно скажется на предстоящих этапах умственного развития ребенка.На сегодняшний день в России все шире распространяется система коррекционноразвивающего обучения (КРО) –этоформа дифференциации образования, которая позволяет решать задачи актуальной (своевременной) динамичной действенной помощи детям с трудностями в обучении. Эта форма дифференциации допустима в школе с традиционным учебновоспитательным процессом.Говоря о коррекционноразвивающей системе обучения, необходимо отметить то, на каких принципах она основывается: развивающего обучения, единства диагностики и коррекции и индивидуализации обучения [3].Общепринятым значится положение, что у детей, обучающихся в начальном звене школы, младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учебная, а для дошкольников –игровая. Говоря о ведущей деятельности, мы вовсе не имеем в виду, что она единственная для ребенка данного возраста. Все виды деятельности (игра, учение, общение, труд и др.) после своего проявления могут конкурировать и сосуществовать друг с другом. Отметим важный факт –дети 79 лет (12 класс) с диагнозом ЗПР имеют преобладающей деятельностью игровую [4].Обучение, которое осуществляется на всех школьных занятиях, подразумевает под собой в первую очередь коррекцию развитие, которое обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, а именно соответствующий требованиям образовательного стандарта.Роль мышления в процессе обучения в начальном звене и становлении личности школьника сложно преувеличить. Именно в начальной школе закладывается основная база знаний, дети учатся сами искать и находить информацию, учатся распределять внимание, анализировать и систематизировать информацию. Все это будет необходимо для дальнейшего обучения в школе, и в жизни в целом. У младших школьников с ЗПР не сформированы именно эти свойства мышления. И для того, чтобы им было проще обучаться в следующих классах, необходимо сформировать у них эти свойства мышления. Именно на это направлена представляемая нами программа [5].Целью программы является формирование свойств мышления у младших школьников с ЗПРЗадачи программы:1) развитие нагляднообразного мышления;2) развитие логического мышления, анализа и синтеза;3) развитие понятийного мышления, обучение построению логических связей и цепочек;4) развитие нагляднодейственного мышления, умения обобщать и сравнивать.Программа направлена на формирование основных свойств мышления: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, обобщения. Поскольку у младших школьников с ЗПР обнаруживаются непланомерность анализа, он недостаточно тонкий и односторонний, если говорить об обобщениях, то они выглядят расплывчатыми и слабо дифференцированными, а поисковые действия хаотичны и импульсивны [6]. Для них очень важно провести программу, направленную на формирование вышеперечисленных свойств мышления.На первом и последнем занятиях в программе проводятся диагностики уровня мышления детей по выбранным нами методикам: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?» и «Раздели на группы». В программу входят 8 занятий, проводимых 2 раза в неделю.Основными методами и приемами являются:•дидактические игры, связанные с поиском видовых и родовых свойств предметов•психогимнастика и релаксация, которые позволяют детям расслабиться, а если вспомнить области лица и кистей рук (самые часто подвергаемые мышечным спазмам и зажимам), эти упражнения просто необходимы.Каждое из занятий работает на развитие того или иного вида мышления у детей, а соответственно и одного или нескольких свойств мышления. Программа будет весьма успешной, если классный руководитель подключится к ней, и на своих уроках будет применять подобные виды работы и тренировки мышления, внимания и памяти [7].После каждой диагностики идет обработка полученных результатов, опираясь на которые, программу можно корректировать и видоизменять под те или иные нарушения сформированности свойств мышления у детей.Представим тематическое планирование программы.Занятие 1:Цель: диагностика мышления. Выявление уровня овладения мыслительными операциямиУпражнение 1 –Методика «Нелепицы». Цель: оценка умения ребенка рассуждать логически и его представлений об окружающем мире.Упражнение 2 –Методика «Времена года». Цель: оценка уровня развития образнологического мышления, умения строить логические связи и цепи.Упражнение 3 –Методика «Что здесь лишнее?». Цель: оценка сформированности операций анализа и обобщения.Упражнение 4 –Методика «Раздели на группы». Цель: оценка уровня сформированности анализа, синтеза и классификации, также умения делать выводы.Занятие 2:Цель: Развитие нагляднообразного мышления, классификации и анализа.Упражнение 1 –Методика «МатрицаРавена». Цель: развитие логического мышления, анализа и классификации.Упражнение 2 –Графический диктант. Цель: развитие мелкой моторики, внимательности и умению ориентироваться в пространстве.Упражнение 3 –Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Занятие 3:Цель: Развитие логического мышления, построения логических связей, анализа, синтеза, умения делать выводыУпражнение 1 –«Четвертый лишний». Цель: развитие логического мышления, выделения лишнего, классификации.Упражнение 2 Графический диктант. Цель: развитие мелкой моторики, внимательности и умению ориентироваться в пространстве.Упражнение 3 Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Занятие 4:Цель: Развитие понятийного мышленияУпражнение 1 –«Ответь верно». Цель: развитие анализа, классификации и логического мышления, умения делать выводы.Упражнение 2 Графический диктант. Цель: развитие мелкой моторики, внимательности и умению ориентироваться в пространстве.Упражнение 3 Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Занятие 5:Цель: Развитие нагляднодейственного мышленияУпражнение 1 –«Кубик Рубик». Цель: Развитие логического мышления, анализа, синтеза.Упражнение 2 Графический диктант. Цель: развитие мелкой моторики, внимательности и умению ориентироваться в пространстве.Упражнение 3 Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Занятие 6:Цель: Формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких сужденийУпражнение 1 –Задание на отрезки. Цель: развитие умения строить логические связи, сравнивать, обобщать.Упражнение 2 –Игра «Внимание». Цель: Развитие памяти, внимания, распределения внимания.Упражнение 3 –Графический диктант. Цель: развитие мелкой моторики, внимательности и умению ориентироваться в пространстве.Упражнение 4 –Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Занятие 7:Цель: Развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множестваУпражнение 1 –Задание на составление расписания. Цель: Развитие умения обобщать, классифицировать, анализа и синтеза.Упражнение 2 –Дыхательное упражнение. Цель: снятие напряжения, усталости, переключение на другой вид деятельности.Упражнение 3 –«Разрезные квадраты». Цель: обучениче детей классифицировать, анализировать и делать выводы.Занятие 8:Цель: повторное выявление уровня овладения мыслительными операциямиУпражнение 1 –Методика «Нелепицы». Цель: оценка умения ребенка рассуждать логически и его представлений об окружающем мире.Упражнение 2 –Методика «Времена года». Цель:оценка уровня развития образнологического мышления, умения строить логические связи и цепи.Упражнение 3 –Методика «Что здесь лишнее?». Цель: оценка сформированности операций анализа и обобщения.Упражнение 4 –Методика «Раздели на группы». Цель: оценкауровня сформированности анализа, синтеза и классификации, также умения делать выводы.Максимально результативно обучить ребенка самоконтролю можно во время занятий по конструированию или робототехнике (что в настоящее время дети очень любят). Основная цель данного метода содержится в том, что образцымодели предлагаются ребенку заклеенными плотной белой бумагой и, перед тем как начать строить, ребенку необходимо самому последовательно изучить представленный ему образец, подобрать к нему необходимые детали,т. е. модельобразец ставит перед ребенком некую задачу, но не дает ему способа ее решения, который он должен найти самостоятельно.Школьники, которые обучаютсяконструированию показываютхорошую динамику в умственном развитии. В процессе конструирования формируется самоконтроль и самостоятельность.

Выводы:Важным для более быстрого и качественного развития мышления у детей с ЗПР, обучающихся в младшем школьном звене, обнаруживается то, чтобы родители, педагоги и психологи предъявляли ему одинаковые требования, а не каждый по своим критериям. Этого можно успешно достичь если тщательно соблюдать режим дня, четко организовывать повседневную жизнь ребенка и полностью удалить вероятность оставления незаконченными, начатых ребенком дел.

Ссылки на источники1.Микадзе Ю. В. Психология детей нарушениями и отклонениями психического развития [Электронный источник] Режим доступа. URL: http://bookz.ru/authors/uriimikadze/psiholog_790/page22psiholog_790.html

32 с. (дата обращения 14. 02.15) 2.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие/ Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В.—Саратов: Научная книга, 2012.—127 c.3.Слепович Е. С. и др.Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова Минск : Выш. шк., 2012. 511 с. 4.Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Семаго М.М., Семаго Н.Я.—М.: Генезис, 2016.—400 c.5.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. –М.: Просвещение, 2009. –150с. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://dic.academic.ru(дата обращения 19.01.15)6.Капитанец Е. Г., Хохлова И. С. Исследование особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 9–14. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56969.htm(дата обращения 20.03.17)7.Капитанец Е. Г., Коробейникова Е. Ю. Программа психологопедагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 7. –С. 91–95. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56096.htm(дата обращения 10.04.17)