«Красная машина»: новый старый бренд

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чайка В. Н. «Красная машина»: новый старый бренд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2486–2490. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970824.htm.
Аннотация. В статье анализируется деятельность Федерации хоккея России по созданию бренда «Красная машина» и проведению ребрендинга национальной сборной России по хоккею с шайбой. Особое внимание уделяется анализу эффективности данной PR-кампании посредством анкетирования и описания используемых маркетинговых и PR-технологий. Эта работа будет полезна всем тем, кто интересуется теорией и практикой связей с общественностью в спортивной сфере.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чайка Виктория Николаевна, студентка IV курса направления«Реклама и связи с общественностью»,ФГБОУВО«Псковский государственный университет», г. Псковviktoria.chajka@gmail.com

«Красная машина»: новыйстарый бренд

Аннотация. В статьеанализируется деятельность Федерациихоккея Россиипо созданию бренда «Красная машина» и проведению ребрендинга национальной сборной России по хоккею с шайбой. Особое внимание уделяется анализу эффективности данной PRкампании посредством анкетирования и описания используемых маркетинговых и PRтехнологий. Эта работа будет полезна всем тем, кто интересуется теорией и практикой связей с общественностью в спортивной сфере.Ключевые слова:«Красная машина», Федерация хоккея России, бренд, связи с общественностью, профессиональный спорт, хоккей.

Знакомство Советского Союза с шинни (так называли хоккей с шайбой) произошло в 1932 г., когда немецкая командарабочего союза «Фихте»сыграла выставочный матч с ЦДКА, командой по русскому хоккею, по правилам канадского.После окончания Великой Отечественной войны, в1946г.инициативу по продвижению и распространению хоккея с шайбой взял на себя С.А. Савин, чиновник Спорткомитета СССР. Позднее этим же активно стали заниматься такие выдающиеся спортивные тренеры страны, как А.И. Чернышев, А.В. Тарасов и В.М.Бобров. Хоккей с шайбой сталрезко набирать популярность в Советском Союзе.После проведения ряда успешных матчей с Финляндией, Норвегией, ФРГ, Чехословакией и Швейцарией, в 1954г.советская сборная столкнулась лицом к лицу с самым сильным соперником ‬лидером мировогохоккея с шайбой ‬национальной сборной Канады.Именно в этом году сборная СССР впервые стала чемпионом мира по хоккею с шайбой. С тех пор североамериканская страна утратила единоличное лидерство на международной ареневданном виде спорта. В Советском Союзехоккей с шайбой стал превращаться в национальный видспорта[1].Успехи советского хоккея на международной арене привели к тому, что в североамериканских СМИ сборную СССР стали называть «Красная машина». Это название закрепилось за советской национальной сборной. Всего сборная СССР по хоккею 7 раз выигрывала «золото» Олимпийских Игр и 22 раза ‬Чемпионатов мира IIHF(ИХФ).В 1991 г. распался Советский Союз. Прекратила свое существованиеи сборная СССР по хоккею, её правопреемницей стала национальная команда России. В силу различных объективныхи субъективных причин сборная России по хоккею не смогла продолжить в 1990е гг. славные победные традиции своей предшественницы. Таким образом, понятие «Красная машина» исчезловместе с социалистическим строем.

В последние годы Федерация хоккея России (ФХР)стала уделять особое внимание возрождениютрадиций и былой мощи отечественного хоккея. В рамках данной политики РоманРотенберг, первый вицепрезидент ФХР предпринял PRход (с весомой маркетинговой составляющей) по «воскрешению»бренда «Красная машина». В первую очередь, данный проект был направлен, по заявлению представителей ФХР,на популяризацию института национальной сборной Россиипосредством обращения к истории иславным победам прошлого[2]. Главная цель проекта ‬«добиться автономности отгосударства, сделатьроссийский хоккейболее зрелищным и прибыльнымвидом спорта»[3].

На одной изпрессконференций, посвященных ребрендингу национальной сборной по хоккею, Р. Ротенберг отметил, что «в рамках данного проектамы выстраиваем идеологию на признании наших прошлых заслуг. Но при этом уверенно смотрим в будущее. Считаю, нам удалось разработать простой, яркий, запоминающийся логотип. Надпись “Хоккей России”и герб символизируют верность традициям и дань уважения золотым страницам в истории этого вида спорта».Бренды «Хоккей России», «Красная машина» иновый логотип ФХР стали обязательным атрибутом на всех мероприятиях, в которых принимает участие национальная сборная России по хоккею[4].В декабре 2016 г., в рамках данного PRпроекта, в Музее хоккея была открыта выставка «Красная машина. Страницы истории». На ней были представлены такие ценные экспонаты, как клюшки выдающихся спортсменов прошлых лет, золотые медали, маски вратарей, почетные грамоты и многое другое, принадлежащее национальной сборной России по хоккею. Это мероприятие было приурочено к празднованию 70летия отечественного хоккея[1]. Важное значение в рамках проекта «Красная машина» отводится и маркетинговой составляющей. На данный момент открыто как минимум 5 магазинов в Москве и Московской области с атрибутикой «Красной машины». Создан официальный интернетмагазин, где можно приобрести экипировку, одежду, головные уборы, аксессуары, чехлы на мобильный телефон и различную сувенирную продукцию с логотипом «Красной машины» и гербом ФХР[5].Помимо прочего, бренд «Красная машина» активно распространяют в социальных сетях: «ВКонтакте» (5641чел.), Facebook(927 чел.), Instagram(5623чел.). Пользователи публикуютновости спорта, фотографии и видеоролики, повествующие о жизни и подготовке спортсменов, репортажи, прямые трансляции, происходит активный обмен мнениями и комментариями. В сентябре 2016 г. в Торонто (Канада) проходил Кубок мира по хоккею с шайбой(наиболее престижное хоккейноесоревнование наряду с Олимпийскимтурниром по хоккею с шайбой). Для того чтобы познакомить болельщиков с новой концепцией российской сборной под названием «Красная машина», ФХР был выпущен специальный видеоролик,презентующий национальную сборную России в преддверии данного турнира. Видеоролик выражает основную концепцию «Красной машины» и является частью PRкампании, в виду чего нами был проведен анализ и выявлены его рекламные функции[6].В данной рекламе ярко выражены две функции: эмотивная и императивная. Эмотивная функция заключается в динамичном видеоряде и музыке, герои находятся в постоянном движении и выражают позитивные эмоции. Императивная функция стоит за позиционированием продукта как совершенно уникального и неповторимого, сочетающего в себе все особенности российского спорта. В рекламе демонстрируется товар: экипировка, одежда, аксессуары и прочее. Продукция «Красной машины» подходит для самых разных занятий, учитывая климатические и погодные условия. Заметим, что в каждом кадре присутствует красный цвет, что является признаком уверенности, готовности к действию, силы и возможностей. Ключевой темой дискурса данного медиапродукта является патриотизм. Помимо герба, красного цвета,в кадре появляются еще две прямых ассоциации с Россией ‬балет и бурый медведь, так называемый Хозяин леса. Все это напоминает об основополагающих ценностях страны, ее величии и достижениях. «Красная машина» ‬это не просто название национальной сборной по хоккею, но и образ, стиль жизни каждого россиянина. В рекламе присутствует намёк на преемственность поколений, о чем нам говорят сцены с маленьким мальчиком. Ему противопоставлен скачущий казак, что говорит о дани уважения традициям и обращении к историческим корням.За полгода видеоролик набрал 126,5 тыс. просмотров.В период с 20 по 31 марта 2017 г.нами было проведено анкетирование с целью:выявитьотношение болельщиков к PRкампании «Красная машина ‬новая сборка», а также оценить еёэффективность.Было опрошено 163человека (85,3% из них были мужчины).На диаграмме №1 мы можем видеть, что 95% респондентов отметили, что болеют за национальную сборную России по хоккею.В виду того, что анкетирование нацелено именно на эту целевую аудиторию, исследование можно считать эффективным.

Рис. 1. Диаграмма № 1«Болеете ли Вы за национальную сборную России по хоккею?»

На диаграмме №1Апредставлено отношение респондентов к ребрендингу национальной сборной России. Мнение аудитории разделилось:33,7% болельщиков выступили за то, что изменения несут позитивный характер;29,4% считают, что ребрендинг проведен исключительно в коммерческих целях;19,6% придерживаются мнения, что данные меры рассчитаны на привлечение внимания кнациональной сборной России, то естьее продвижению и популяризации;12,9% убеждены, что никакие внешние изменения не повлияют на уровеньразвития хоккея в стране.

Рис. 2. Диаграмма № 1 А «Отношение болельщиков к ребрендингу национальной сборной России по хоккею и ее главному бренду ‬«Красная машина»»

Как мы уже отмечали, полгода назад была открыта выставка «Красная машина. Страницы истории» в Музее хоккея. Мы решили выяснить, насколько эффективно распространяется информация о подобных мероприятиях и доходит ли она до своей целевой общественности. Как мы можем видеть на диаграмме №2, 55,8% респондентов ничего не слышали о данной выставке.Это говорит о слабойинформированности болельщиков о подобных мероприятиях. Данную проблему помогут решить регулярные публикации в социальных сетях с информацией о выставкеи других подобных мероприятиях.Да95,7%Нет4,3%Это хороший стимул для нашей сборной, она должна следовать примеру той …Это исключительно маркетинговый ход, направленный на получение прибыли29,4%Обращение к историческим корням сделано для привлечения внимания к …Любые внешние изменения ничего не принесут12,9%Ничего не думаю по этому поводу/ Мне все равно4,3%

Рис. 3. Диаграмма № 2 «Информированность болельщиков о выставке«“Красная машина”. Страницы истории» в Музее хоккея»

Оценить информированность болельщиков также позволил вопрос о том, знают ли они о существовании сети магазинов «Красная машина» и его официальном сайте.Полученныесведения представлены на диаграмме №2А.Как выяснилось, всего 30,7% респондентов знают о появившихся товарах и магазинах.

Рис. 4. Диаграмма № 2 А «Знаете ли Вы о сети магазинов “Красная машина” и его Интернетверсии?»

Учитывая, что проект был запущен осенью 2015 г., рекламная кампания оказалась недостаточно эффективной и подавляющее большинство болельщиков не имеют представления о появившейся продукции.

Рис. 5. Диаграмма № 2 В «Имеется ли у Вас атрибутика

с брендом “Красной машины”»?

Да, планирую посетить/уже посетил(а)8,6%Да, читал(а) в новостях35,6%Нет55,8%Да30,7%Нет69,3%Да8,6%Нет91,4%Из диаграммы №2В мы видим, что только у 8,6% опрошенных имеется атрибутика с брендом «Красной машины», что говорит о низком спросе в виду отсутствия информированности среди целевой аудитории. Повысить продажи позволит более качественная рекламная кампания и планомерная работа с социальными сетями и информационными Интернетпорталами.

Рис. 6. Диаграмма № 3 «Наиболее эффективные PRинструменты

по мнению болельщиков»

Как мы можем видеть на диаграмме №3, наиболее эффективными PRтехнологиями респонденты назвали продвижение через социальные сети, персональный брендинг и создание тематических видеороликов. Действительно, социальные сети ‬самая популярная площадка для развития практически любого бизнеса,авидеоролики привлекают своей интерактивностью. В данном опросе важно то, что болельщики (49,7%) берут во внимание персональный брендинг. Это говорит о том, что они следят за жизнью спортсменов и именно они являются главными аттракторами.

Рис. 7.Диаграмма № 4 «Эффективность использования PRтехнологий ФХР»

На вопрос о том, эффективно ли ФХР использует PRинструменты, респонденты не смогли дать однозначного ответа. Результаты опроса представлены на диаграмме № 4. Всего 25,2% сочли PRкампанию эффективной, что вполне справедливо. В заключениемы можем сделать выводо том, что PRкампания «Красная машина ‬новая сборка» на настоящий момент времени является недостаточно эффективной во многом иззаслабого информирования целевой аудитории о мероприятиях, реализуемых в рамках данного PRпроекта.Именно поэтому при дальнейшей популяризации бренда «Красная машина» необходимо более интенсивно задействовать такие каналы коммуникации как:телевидение, информационноновостные Интернетпорталы, социальные сети и др.Федерации хоккея Россиинеобходимо начать более тщательно выстраивать коммуникацию с 55,2%25,2%48,5%27,6%49,7%Да25,2%Затрудняюсь ответить44,8%Нет30,1%аудиторией болельщиков, четко сформулировать цели и задачи ребрендинга, чтобы у общественности не возникало вопросов о целесообразности этого проекта.

Ссылки на источники1.Официальный сайт Федерации хоккея России[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://fhr.ru (дата обращения: 20.03.2017).2.Интернетпортал «Советский спорт»[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://spb.sovsport.ru (дата обращения: 22.03.17). 3.Интернетпортал «Чемпионат» [Электронныйресурс].‬Режим доступа: https://www.championat.com (дата обращения: 22.03.17).4.Официальный сайт газеты «Культура» [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://portalkultura.ru (дата обращения: 22.03.17).5.Официальный сайт «Красная машина» [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: https://redmachine.ru(дата обращения: 23.03.2017).6.Интернетпортал YouTube[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: https://www.youtube.com(дата обращения: 25.03.2017).