Политический процесс в центральноазиатском регионе: влияние внерегиональных акторов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гулянц В. В. Политический процесс в центральноазиатском регионе: влияние внерегиональных акторов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2511–2515. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970829.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию политического процесса в регионе Центральной Азии, влияния внерегиональных акторов на этот процесс, а также выявлению геополитических и геоэкономических противоречий, которые возникают как результат данного влияния.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гулянц Виктория Викторовна,студентка, ФГБОУ ВО «Пятигорский Государственный Университет», г.Пятигорскgulyants_vika@mail.ru

Научный руководитель: Гукасов Арсен Вячеславович,кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики Института международных отношений ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорскarsen_gukasov@yahoo.com

Политический процесс в центральноазиатском регионе: влияние внерегиональных акторов

Аннотация.Статья посвящена исследованию политического процесса в регионе Центральной Азии, влияниявнерегиональных акторовна этот процесс, а также выявлению геополитических и геоэкономических противоречий, которые возникают как результат данного влияния.Ключевые слова:региональные политические процессы, ЦентральноАзиатский регион, КНР, РФ, США, ШОС, ЕАЭС.

В современном мире Центральная Азия является объектом повышенного внимания со стороны региональных и трансрегиональных держав, подтверждением чему является наличие активного соперничества между ними за право установления геостратегического контроля над данным регионом.Так исторически сложилось, что основным игроком в Центральной Азии является Россия, которая стремится сохранить положение лидера на всем постсоветском пространстве, а также противодействовать закреплению в центральноазиатском регионе третьих сил, таких, например, как США и КНР. Основной целью активного взаимодействия России со странами Центральной Азии является создание «пояса безопасности» вокруг своих границ, соответственно ее интересы в данном регионе носят преимущественно геостратегический характер.Россия, в свою очередь, готова выстраивать двусторонние и многосторонние отношения со всеми странами центральноазиатского региона, однако сегодня упор делается в основном на Казахстан и Узбекистан, поскольку данные государства являются наиболее развитыми в региональных масштабах.Так, между Россией и государствами Центральной Азии налажены глубоко структурированные торговоэкономические связи. Например, по итогам 2016 года их объем составил более 18,5 млрд. долларов США.[1]Это говорит о том, что стабильная динамика в торговоэкономических отношениях продолжает сохраняться.Стоит также отметить и достаточно высокий интерес к Центральной Азии со стороны Соединенных Штатов, поскольку центральноазиатский регион является частью их стратегии поддержания своей конкурентоспособности в мировой экономике. Помимо этого, Америка заинтересована в налаживании транспортных путей для перевозки энергоресурсов и товаров в западном направлении. Предлогом для «входа» Соединенных Штатов в Центральную Азию была борьба с международным терроризмом, а также операция «Несокрушимая свобода» в Афганистане.Необходимо подчеркнуть, что раннее Казахстан и Узбекистан выступали в роли достаточно предсказуемых партнеров для Соединенных Штатов, однако на современном этапе Казахстан выбрал сотрудничество с Россией как приоритетное, а Узбекистан осуществляет многовекторную политику. Таким образом, для Соединенных Штатов Центральная Азия остается довольно проблематичным регионом с точки зрения реализации собственного внешнеполитического курса, в рамках которого у них остается не так много существенных политикооперационных возможностей. Справедливо отметить, что в 2005 году США пытались реализовать проект «Большая Центральная Азия», согласно которому должно было сформироваться единое военностратегическое пространство, состоящее из государств Центральной Азии иАфганистана, чтобы освободить регион от иных внерегиональных конкурентов, а Афганистан от влияния Ирана и Пакистана.Следует подчеркнуть, что у КНР и России есть преимущество перед Соединенными Штатами в контексте выстраивания региональной политики, а именно наличие общих границ с государствами Центральной Азии, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию трансграничного сотрудничества. Во многом поэтому США трудно налаживать взаимодействие со странами данного региона по многим аспектам.Кроме этого, существует предположение о том, что если бы США ушли из региона, то сэкономили бы значительные финансовые ресурсы, которые были бы перенаправлены на решение более приоритетных задач. Так, Д. Дрезнер утверждает, что Соединенными Штатами до конца не реализованы многие проекты, такие, например, как создание трубопровода БакуДжейхан, запуск которого так и не смог усилить позиции Соединенных Штатов в центральноазиатском регионе. [2] Также Соединенные Штаты не смогли оказать странам Центральной Азии значительного содействия в области обеспечения национальной и региональной безопасности. Таким образом, достижение безоговорочной американской гегемонии в данном регионе сегодня видится маловероятным.Также в расширении своего влияния в центральноазиатском регионе заинтересован и Европейский Союз. Поводом к повышению стратегического интереса к региону послужили сложности с поставками российского газа в ЕС. Евросоюз стремится снизить зависимость от российских поставок газа, однако несмотря на попытки диверсификации источников поставки энергоресурсов, доля российского природного газа в энергобалансе останется на уровне 30%. [3]Тем не менее,у государств Европейского Союза существует определенная заинтересованность в энергоресурсах центральноазиатского региона. Отношения между ЕС и данной группой государств базируются на Соглашениях о партнерстве и сотрудничестве, а также на стратегии нового партнерства ЕС в отношении Центральной Азии. [4]В свою очередь, заинтересованность государств Центральной Азии в Европейском Союзе продиктована тем, что последний рассматривается как источник инвестиций и различных проектов, направленных на развитие региона.Стоит отметить, что в отношениях между ЕС и странами Центральной Азии практически полностью отсутствуют какиелибо противоречия, что позволяет их охарактеризовать как достаточно стабильные, возможно даже дружеские и имеющие потенциал для дальнейшего развития.Необходимо подчеркнуть, что геостратегические интересы ЕС и США в данном регионе по большому счету совпадают. В первую очередь речь идет о стремление сформировать в регионе «прозападную» архитектуру безопасности и стабильности, а также создать ряд совместных со странами Центральной Азии экономических проектов. Именно поэтому Соединенные Штаты и Евросоюз зачастую координируют внешнеполитические действия, направленные на данный регион. Однако способы реализации их геостратегических устремлений достаточно разнятся: США делают акцент на военных аспектах, а Евросоюз, в свою очередь, остается приверженным использованию инструментария «мягкой силы».Можно предположить, что ЕС и США остаются в определенной степени второстепенными игроками в Центральной Азии, поскольку Соединенные Штаты сегодня стараются активно не участвовать в региональных политических процессах, а Евросоюз пока не проявляет особой заинтересованности в данном регионе.Что касается Китая, то на современном этапе именно это государство является одним из наиболее влиятельных внерегиональных игроков в Центральной Азии. Данный регион, в свою очередь, представляет большой интерес для КНР, поскольку он играет важную роль в обеспечении его национальной безопасности и становлении в качестве великой державы на мировой арене. Необходимо подчеркнуть, что Центральная Азия постепенно превращается в один из центров мировой политики и экономики в силу геополитического и геоэкономического потенциала государств данного региона. Также стоит отметить, что именно здесь Китай добился своего признания в качестве весомого актора, обозначив целью наращивание и закрепление своего политического и экономического присутствия.Так, З. Бжезинский включает Центральную Азию в «зону влияния Китая как мировой державы» [5], а Чжао Хуашэн говорит о том, что сохранение Центральной Азии в качестве стабильного стратегического тыла Китая –это важный аспект глобальной стратегии и геополитики Пекина [6].С момента установления дипломатических отношений со странами данного региона взаимодействие в сфере обеспечения безопасности стало одним из приоритетных направлений в центральноазиатской политике КНР. В данной связи актуализируется точка зрения В. Парамонова, который выделяет три фактора, представляющих угрозу безопасности Китая: фактор нестабильности в Афганистане, возможное усиление военного присутствия США в регионе, а также нестабильность во внутренней политике центральноазиатских государств [7]. В свою очередь, Чжао Хуашэн среди основных проблем для Китая в данном регионе выделяет проблему пограничной безопасности и борьбы с движением «Восточный Туркестан» [8].Более того, проблема «уйгурского сепаратизма» является острейшим национальным вопросом в политике КНР, который исторически остается фактором нестабильности и несет в себе угрозу территориальной целостности страны. Так, В. Корсун называет «уйгурский вопрос» в КНР «бочкой с порохом, на которой сидиткитайское руководство» [9]. Однако в целях решения проблем безопасности в 2001 году была основана Шанхайская Организация Сотрудничества, которая является главным инструментом в контексте развития многосторонних отношений Китая со странами центральноазиатского региона.Главным внешнеполитическимресурсом КНР в Центральной Азии является экономическое взаимодействие, в котором заинтересованы страны данного региона, поскольку Китай становится важным торговым партнером, донором, транспортным коридором и экспортным рынком. Можно сделать справедливый вывод о том, что в силу развития экономического фактора будет в целом расти влияние КНР в центральноазиатскомрегионе. Современной китайской стратегией является дальнейшее развитие проекта «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXIвека» в рамках экономической концепции «Один пояс и один путь», согласно которому должна быть создана сеть железных и автомобильных дорог, морских путей, которые объединят Китай, Центральную Азию, Южную Азию и Европу. Также следует подчеркнуть, что одними из основных направлений развития сотрудничества Китая и стран Центральной Азии являются энергетика и торговля. На сегодняшний день Китай поддерживает большую часть всех проектов, направленных на возрождение «Великого Шелкового пути», таким образом, превращая Центральную Азию в транзитное пространство для продвижения сырья в Европу. Примечательным является то обстоятельство, что в СиньцзянУйгурском автономном районе находится порядка 30 КПП, что во много раз превосходит количество КПП, расположенных по всей российскокитайской границе, и служит показателем интенсификации субрегиональной торговли [10].Стоит обратить внимание и на то, что в Китае экономика развивалась неравномерно по всем внутренним регионам страны, поскольку экспортная торговля осуществлялась в основном в пределах приморских провинций, ведь морская торговля –это самый дешевый способ транспортировки товаров.В свою очередь, строительство промышленных предприятий внутри страны –на территории Синьцзяна и Внутренней Монголии –является нецелесообразным для китайской экономики. Именно поэтому Китай заинтересован в развитии отношений с центральноазиатскими государствами. Таким образом, Китай сможет контролировать сырьевые рынки, проводить равномерное промышленное развитие, а также создавать новые рабочие места и повышать уровень жизни во всех внутренних регионах, особенно в Синьцзяне, что продиктовано необходимостью снижения уровня сепаратистских и радикальных исламистских настроений.В долгосрочной перспективе у Китая не должно возникнуть серьезных проблем в отношениях с государствами Центральной Азии, поскольку он действует гибко и прагматично. Данное обстоятельство позволит обеспечить установление прочных двусторонних отношений со странами региона и избежать возникновения тяжелых кризисных ситуаций в будущем.Ключевым партнером Пекина в Центральной Азии является Казахстан. Главные интересы Китая в отношении Казахстана сосредоточены вокруг доступа к углеводородным и урановым ресурсам данного государства, атакже объединения казахской транзитной и транспортной инфраструктуры с соответствующей транзитной и транспортной инфраструктурой СиньцзянУйгурского автономного района. Помимо этого, в настоящее время Казахстан уже реализует с китайскими партнерами примерно два десятка совместных проектов в области развития сельского хозяйства. Больше половины из них локализованы в близлежащих к КНР ВосточноКазахстанской и АлмаАтинской областях Казахстана. На данный момент Казахстан активно участвует в реализации китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», что предполагает строительство в республике свыше 60 промышленных предприятий и модернизацию ее транспортной инфраструктуры [11].Также интересным фактом является то, что Китай планирует в перспективе построить свой собственный зерновой коридор на территории стран Центральной Азии. Целью проекта является ежегодный экспорт 160 миллионов тонн зерна в Азию, Африку и Китай. Центральную роль в реализации проекта будет играть именно Казахстан, поскольку на долю Казахстанаприходится 74% всех пахотных земель центральноазиатского региона. [12]Итак, строительство зернового коридора является наглядным фактом проявления аграрной экспансии Китая, что в свою очередь может привести к необходимости пересмотра мировыми экспортерами данного вида ресурсов планов по развитию собственного сельского хозяйства.Немалое значение в двусторонних отношениях имеет открытие Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», который повысит уровень таможенного контроля, поскольку данный центр является первой трансграничной зоной свободной торговли между Китаем и Казахстаном. [13] Стоит подчеркнуть, что именно «Хоргос» может способствовать превращению СиньцзянУйгурского автономного района в важную зону экономического пояса Шелкового пути.Также стоит подчеркнуть, что помимо двустороннего формата отношений между Казахстаном и Китаем поддерживается высокий уровень взаимодействия и в рамках таких международных организаций и форумов как ШОС, ООН, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и т.д.Однако необходимо отметить, что Казахстан входит также в ЕАЭС и ВТО. Данное государство интегрировалось в ЕАЭС для продолжения реализации своего многовекторного внешнеполитического курса, пытаясь найти оптимальный баланс взаимодействия с ведущими геополитическими игроками, а также для противодействия растущей экономической экспансии КНР. Также стоит подчеркнуть, что Казахстан идет на сближение с США, КНР и ЕС для ограничения влияния со стороны России, оказываемое, главным образом, через институты ЕАЭС.Более того, в 2015 году в состав ЕАЭС вошел Кыргызстан, а, соответственно, не исключено, что следующим в данную организацию вступит Таджикистан. Существует вероятностьтого, что именно вступление Казахстана, Кыргызстана и в перспективе Таджикистана в ЕАЭС поможет наладить отношения между странами в вопросах трудовой миграции и приграничной торговли.Так, например, до вступления Кыргызстана в ЕАЭС, Казахстан вводил ограничения на ввоз молочной продукции из данного государства изза отсутствия закона об идентификации скота и гарантий годности продукции для применения в пищу, а также гарантий здоровья скота. Следует подчеркнуть, что Казахстан отменил подобные ограничения в отношении государств, входивших на тот момент в Таможенный союз. В ответ на подобную политику Кыргызстан ввел запрет на казахстанскую животноводческую, табачную, алкогольную и кондитерскую продукцию [14]. Таким образом, можно предположить, что именно сотрудничество в рамках ЕАЭС позволит исключить возможность возникновения новых «торговых конфликтов» между центральноазиатскими странамичленами данной организации.Однако также стоит обратить внимание и на возможность возникновения определенных рисков после отмены таможенного контроля на границе Кыргызстана и Казахстана. Данное обстоятельство может привести к увеличению оборота наркотических средств, ввозимых из Афганистана, о чем свидетельствует наличие постоянно действующего канала наркотрафика по маршруту Афганский Бадахшан –ХорогОш [15]. Тем не менее, можно выделить достаточно большое количество положительных эффектов, появившихся в результате вступления Киргизии в ЕАЭС. Так, например, можно констатировать факт усиления контроля на границах данного государства, по крайней мере в контексте перемещения граждан. Что касается безопасности всего региона, то в стратегическом плане именно интенсификация экономических связей между Казахстаном и Кыргызстаном может оказать положительный эффект, поскольку это будет способствоватьулучшению социальноэкономической ситуации в Киргизии и, таким образом, приведет к стабилизации внутриполитической обстановки.Стоит также подчеркнуть, что Киргизия наладила достаточно тесное взаимодействие с КНР по широкому спектру вопросов, являясь наряду с Китаем одной из странучредительниц ШОС. Кыргызстан иКитай заинтересованы в добрососедских, дружественных отношениях, поскольку оба государства имеют общие интересы –решение проблем угрозы национальной и региональной безопасности. Однако Киргизия в качестве основного партнера по обеспечению безопасности рассматривает именно Россию. Надо отметить, что Киргизия имеет большие опасения, связанные с угрозой «китаизации» страны, именно поэтому двусторонние связи в экономической сфере носят весьма уязвимый характер. Китай, в свою очередь, заинтересован в реализации проекта строительства железной дороги Кашгар (Китай) – ДжалалАбад (Кыргызстан) –Андижан (Узбекистан). Но основным препятствием на пути его реализации служат разногласия между Узбекистаном и Киргизией.Второй по приоритетности страной для КНР являетсяТуркменистан. Импорт туркменского газа Китаем является главной сферой двустороннего сотрудничества. Еще в апреле 2006 г. между странами было подписано генеральное соглашение о реализации к 2009 г. проекта газопровода. Согласно договоренности, в КНР в течение 30 лет будет поступать около 30 млрд. куб. м туркменского газа в год. Рост поставок среднеазиатского газа стал возможен после создания в ноябре 2015 г. третьей нитки газопровода «ТуркменистанУзбекистанКазахстанКитай», общая протяженность которого составила 7,5 тыс. км. [16]

Серьезным препятствием на пути расширения «газового» сотрудничества Китая с Туркменистаном является стремление Ашхабада диверсифицировать список покупателей туркменского природного газа. В данном случае следует упомянуть о реализации проекта ТАПИ (ТуркменистанАфганистанПакистанИндия). Изначально данный проект позиционировался как газопроводмиротворец, с помощью которого были бы налажены мосты между Пакистаном и Индией, а также между Афганистаном и ближайшими странами. Однако реализация проекта ТАПИ осложняется фактором безопасности самого маршрута. Китай стремится удержать доминирующее положение в списке импортеров туркменского газа, поэтому запуск ТАПИ не входил в его планы. Следует подчеркнуть, что именно США заинтересованы вреализации проекта ТАПИ, поскольку это затруднит дальнейшее продвижение проекта строительства трубопровода ИранПакистан, соответственно, у Вашингтона останутся рычаги давления на эти страны, а также он сможет контролировать поставки с территории Афганистана. Необходимо отметить, что в настоящее время началось строительство туркменского участка ТАПИ –до туркменоафганской границы.Также стоит отметить нейтральную позицию Туркменистана, которая позволяет сохранять стабильную внутриполитическую обстановку вгосударстве. Более того, подобная позиция позволяет Китаю полноценно реализовывать собственную внешнеполитическуюстратегию в центральноазиатском регионе.Необходимо подчеркнуть, что именно в контексте обеспечения безопасности Туркмения выстраивает сотрудничество с внерегиональными акторами, особенно после активизации деятельности разнообразных террористических и экстремистских группировок. Китай оказывает значительную помощь Туркменистану в вопросе обеспечения безопасности, поскольку данное государство имеет достаточно слабую армию, которая не способна в полной мере обеспечить безопасность своих южных границ. Стоит отметить, что Туркменистан уже закупает вооружение у КНР, а также использует зенитноракетные комплексы китайского производства в ходе военных учений [17].Пекин также применяет и «мягкую силу» для успешного налаживания двусторонних отношений с Туркменией. Власти данного государства приняли решение о введении китайского языка как иностранного в нескольких регионах страны. Также традиционно китайская сторона выделяет гранты на обучение в китайских вузах и уже несколько лет функционирует центр китайскотуркменских исследований. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения с Туркменистаном занимают одно из ведущих мест в центральноазиатской политикеКНР.Не меньший интерес у Китая вызывают также и энергетические возможности Таджикистана. Отношения КНР и Таджикистана являются одними из самых надежных и дружеских в центральноазиатском регионе. Стоит подчеркнуть, что в 2013 году между Китаем иТаджикистаном было установлено стратегическое партнерство. Также КНР и Таджикистан активно налаживают отношения в рамках ШОС, особенно в сфере борьбы с терроризмом, трансграничной преступностью и наркотрафиком. Для противодействия террористической угрозе Китай и Таджикистан проводят совместные военные учения в приграничном районе Таджикистана с Афганистаном.Однако стоит обратить внимание на ярко выраженную внешнеполитическую ориентацию Таджикистана в сторону России, что отчасти является следствием «советского наследия», а также наглядно прослеживается при анализе основных направлений потоков трудовой миграции.

Следует отметить, что Китай также имеет большие нефтегазовые интересы в Узбекистане. Кроме того, между странами налажены отношения в сфере торговли, экономики, образования, науки, техники и развитии транспорта. На данный момент было подписанои реализовано более 40 проектов, а также успешно происходит сотрудничество двух стран в рамках ШОС [18]. Тем не менее, Узбекистан в своей политике в основном отдает предпочтение инвестиционной составляющей с целью привлечения передовых технологий и иностранных инвестиций.Стоит упомянуть и о неясных перспективах взаимодействия Узбекистана с ЕАЭС. По словам бывшего президента данного государства И. Каримова, возможность вхождения страны в интеграционный проект может негативно повлиять на ее суверенитет. В качестве основной модели взаимоотношений с ЕАЭС рассматривается конкуренция на региональных рынках химических продуктов и автомобилестроения, что проявилось, например, во введении налогов на автомобили импортного производства. Таким образом, в данном государстве реализуется политика защиты национальной промышленности за счет относительной изоляции рынка. Теоретически Узбекистанспособен развивать собственный рынок и без налаживания отношений с ЕАЭС. Например, на данный момент основным источником дохода для Узбекистана являются переводы трудовых мигрантов, работающих в России и Казахстане. Можно сделать вывод о том, что при попытках возобновления диалога Узбекистана с ЕАЭС может возникнуть ряд противоречий со странамичленами данного Союза, поскольку, например, во время вхождения Узбекистана в ОДКБ, это государство показало себя не с самой надежной стороны, ввиду неответственного подхода к выполнению своих обязательств как участника объединения. Стоит также обратить внимание и на наличие серьезных проблем экологического характера в рамках региона Центральной Азии. Одной из основных проблем является дефицит водных ресурсов, а практическое исчезновение Аральского моря стало экологической катастрофой. Так, на 2016 год исчезло порядка 90% водной поверхности Арала [19]. Следует отметить, что данная катастрофа возникла в результате экстенсивного развития сельского хозяйства, а также как следствие реализации собственных стратегий Узбекистаном и Туркменистаном, которые отказывались менять приоритеты в своей экономической политике и создавать проекты по решению вышеобозначенных проблем.Центральноазиатский регион можно разделить на две частив контексте наличия водных ресурсов: Киргизия и Таджикистан обладают значительным количеством водных ресурсов и заинтересованы в развитии собственной гидроэнергетики, а Узбекистан, Казахстан и Туркменистан заинтересованы в поставках больших объемов данного вида ресурсов, поскольку в условиях дальнейшего опустынивания для данных стран актуализируются проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства.Говоря о причинах появления данного внутрирегионального кризиса, можно выделить несколько основных. Одной из причин является повышенная потребность в водных ресурсах в связи с развитой сферой сельского хозяйства в государствах региона. Второй причиной является сохранение высокой рождаемости в регионе, что повышает потребность в пресной воде. Также причиной дефицита водных ресурсов служит отсутствие эффективных государственных инициатив, необходимых для решения вопросов водоснабжения.Следует упомянуть и о наличие напряженных отношений между Узбекистаном, с одной стороны, Киргизией и Таджикистаном, с другой. Узбекистан обладает достаточными запасами газа и нефти, в то время как Кыргызстан и Таджикистан, не имея таких запасов этого вида ресурсов, делают ставки на строительство крупных гидроэлектростанций, которые также требуют значительных инвестиций. Таким образом, конкурируя между собой, каждое государство стремится получить максимальные выгоды в контексте ресурсного обеспечения. Помимо этого, решение Душанбе продолжить реализацию проекта строительства Рогунской ГЭС также привело к возникновению противоречий между Узбекистаном и Таджикистаном. Новый виток противоречий возник после начала строительства плотины Рогунской ГЭС, поскольку существует высокий риск ее прорыва, учитывая сейсмическую активность в зоне, где она будет построена [20].Таким образом, исходя извсего вышеприведенного, можно сделать вывод о том, что основной причиной возникновения конфликтов между государствами Центральной Азии являются попытки изменения установленного после распада СССР баланса сил. Решение данной проблемы с большой долей вероятности приведет к улучшению межгосударственных отношений на региональном уровне, а также позволит достичь договоренностей в контексте установления водноэнергетического контроля. Стоит обратить внимание на то, что налаживание взаимодействия между Китаем и Россией позволит найти путь к решению данных проблем в странах Центральной Азии. Так, например, с российской стороны предлагалась реализация проекта по переброске пресной воды из Алтайского края России через Казахстан в СиньцзянУйгурский автономный район,поскольку Россия, по словам министра сельского хозяйства России А. Ткачева, способна оказать эффективную помощь странам региона, ввиду наличия большого количества залежей водных ресурсов на своей территории [21]. Соответственно, наличие положительного опыта взаимодействия КНР и РФ в решении актуальной экологической проблемы может послужить примером для стран Центральной Азии и позволит им более эффективно справляться с подобными вызовами, оказывающими значительное влияние на региональные политические процессы.Таким образом, можно утверждать, что интересы всех вышеупомянутых внерегиональных игроков в Центральной Азии постоянно пересекаются. Приоритетным направлением сотрудничества России, Китая, США и ЕС является борьба с терроризмом, экстремизмом и радикализмом, а также решение внутриполитических проблем в Афганистане, поскольку в противном случае существует риск превращения региона в еще один очаг нестабильности. Не менее важной сферой является дальнейшее развитие экономического взаимодействия со странамирегиона.Следует отметить, что все государства Центральной Азии являются сторонниками идеи многовекторности, даже «нейтральный» Туркменистан. Однако все страны региона осознают, что их будущее во многом зависит от характера взаимоотношений внутри так называемого «треугольника»: РоссияКитайЦентральная Азия, ведь именно в этом случае может произойти разрешение существующих внутренних противоречий.Однако помимо вышеупомянутых внерегиональных акторов необходимо также обратить внимание и на других игроков, оказывающих значительное влияние на центральноазиатский регион. Так, в контексте обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии необходимо упомянуть и Пакистан. Интересы Исламабада продиктованы наличием у него экономических и военностратегических целей в данном регионе. Для Пакистана страны Центральной Азии и Афганистан выступают в качестве так называемого «пояса безопасности».Следует отметить, что торговоэкономические связи между Пакистаном и центральноазиатскими странами остаются на сравнительно низком уровне. Однако Пакистан стремится к налаживанию торговых отношений с данной группой государств, делая упор на стимулирование активности частного бизнеса, а также на заключения межгосударственных соглашений по расширению торговоэкономического сотрудничества. В свою очередь, региональная экономическая интеграция стран Центральной Азии, Пакистана и Афганистана, в чем достаточно сильно заинтересованы США, может привести к стабилизации экономической ситуации в Афганистане. Налаживание транспортных коммуникаций между странами, которое будет финансироваться Соединенными Штатами, также способно привести к улучшению трансграничного экономического сотрудничествав будущем.Несомненно, с географической точки зрения Пакистан находится достаточно близко к Центральной Азии, особенно к Кыргызстану, Таджикистану и части Узбекистана, что диктует необходимость налаживания сотрудничества в сфере транспортных коммуникаций. Китай также заинтересован в реализации Пакистаном подобных транспортных проектов. Примером может послужить строительство при поддержке КНР морского порта в Гвадаре, необходимого для быстрого и безопасного экспорта аравийской нефти в Китай через территорию Пакистана. Таким образом, развитие отношений с Исламабадом в данной сфере несомненно вызывает интересу всех стран Центральной Азии, что продиктовано «особым» географическим положением последнего. Рассматривая взаимодействие стран в экономической сфере, стоит упомянуть о существовании Организации экономического сотрудничества, в которую входят страны Центральной Азии, Пакистан, Азербайджан, Иран и Турция. Тем не менее, следует отметить достаточно низкий уровень эффективности данной организации при решении экономических вопросов, что является следствием отсутствия налаженных связей между странами Центральной Азии и Пакистана, а также наличием конкуренции между Пакистаном, Турцией и Ираном. В свою очередь, причиной низкого уровня взаимоотношений между Пакистаном и центральноазиатскими государствами является то, что, с одной стороны, перед последними на современном этапе открываются широкие возможности в плане налаживания двусторонних и многосторонних отношений с различными ведущими акторами мировой политической системы, а, с другой, в неспособности Пакистана привлекать ресурсы для реализации масштабных проектов. Таким образом, отношения между Пакистаном и Центральной Азией в перспективе имеют достаточный потенциал для развития, однако необходимым для этого условием является стабилизация ситуации вокруг Афганистане, что на данный момент вносит в эти отношения определенную степень неопределенности.В данном контексте необходимо упомянуть также и основного геополитического конкурента Пакистана –Индию. Стоит обратить внимание на то, что после распада СССР Индия не проявляла значительной политической активности в Центральной Азии и сегодня онанеявляется важным игроком в данном регионе. Однако укреплениеэкономических и политическихпозицийИндиидиктуетнеобходимость изменениясобственной внешнеполитической стратегии на данном направлении, подтверждением чемуявляетсяинициирование стратегии«CentralAsiaConnectPolicy».[22] Реализация данной стратегии может привестик укреплению индийских позиций в Центральной Азии, в частностипосредством сотрудничествас государствами региона в медицинской и образовательной сферах. Тем не менее,ключевымэкономическиминтересом Индии в Центральной Азиивыступаетэнергетический сектор. Также необходимо отметить ироль Ирана в Центральной Азии, поскольку за последние годыонпревратился вдовольно влиятельного внерегиональногоигрока, являясь наблюдателем в ШОС иработаяна укрепление безопасности и экономическогоразвитияданного региона. Для Ирана присутствие в Центральной Азии играетбольшое значение, посколькуименно взаимодействие с центральноазиатскими государствами позволит в определенной степенирешить проблемы финансового и промышленного характера, двусторонних торговоэкономических отношений, а также международной изоляции, созданной Западом. Следует подчеркнуть, что самые сложные отношения у Ирана сложились с Узбекистаном. В качестве причиныможно обозначить достаточнонастороженное отношение Ташкента к расширению иранского присутствия в регионе, посколькуономожет статьповодом длявозрожденияв данном государственациональных противоречий, которые впоследствии могут привестик усилениюсепаратистских настроений в Самарканде и Бухаре. Несмотря на то, что в последнее время Узбекистан проявляетзаинтересованность в налаживании отношений с Тегераном, делая акцент именно на экономическойсфере, многие проекты так и остаются на бумаге, хотяименно их реализация в перспективе способна стать фундаментом длядальнейшегоразвития двусторонних отношений.Необходимо упомянуть, чтоодной из приоритетныхцелейИрана в Центральной Азии является создание единой сети железных дорог совместно сКазахстаном, Таджикистаном и Туркменией, что,несомненно,приведет к расширению транзитного потенциала Ирана и государств центральноазиатского региона. Так, 2 февраля 2016 года посол Ирана в Киргизии Али Наджафи Хошруди заявил о том, что в скором времени начнет свою реализацию проект строительства железной дороги, которая свяжет Иран с Афганистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем. Также он подчеркнул,что регион Центральной Азиизанимает важное место в транспортной и транзитной сферах Ирана. [23]Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Ирана данный регион представляетдостаточнобольшой интерес, посколькуукрепление позиций Ирана в его рамкахпозволит емупретендовать на роль региональной державы, что,в свою очередь, поможет Ирану выйти из изоляции, созданной западными государствами. Так, создание сетижелезных дорог позволит Китаю и Ирану снизить зависимость отподконтрольных Соединенным Штатамморских путей, пролегающихчерез Тихий и Индийский океаны, что, в свою очередь, будет способствовать интенсификации торговых отношений между Ираном и странами центральноазиатского региона. Нотакжестоит упомянуть ио том, что при реализации данного проекта необходимо учитывать факторнестабильности на туркменоафганской границе.Помимо Ирана на политические процессы в центральноазиатском регионетакже оказывает влияние и Турция. На современном этапе наиболее интенсивно развиваются отношения между Анкаройи Ашхабадом, соответственноТурция является одним из основныхпартнеровв рамкахмноговекторной политикиТуркмении.Необходимо отметить, что признание Турциейсуверенитета Туркменистана после распада СССР, открытие своего посольства в Ашхабаде, а также поддержкатуркменскойполитикинейтралитета сыгрализначительную роль в развитии политических отношений двух стран. [24]На сегодняшний день турецкие инвестиции способствуют претворению в жизньтуркменскойстратегиидиверсификации экономики, которая направлена насокращение зависимости от доходов, связанных с экспортом углеводородных ресурсов. Таким образом,Туркменистан можетреализовывать приоритетную для себя стратегию, суть которой заключается в смещении акцента от экспорта сырья к экспорту готовой продукции за счет усовершенствованияпромышленности страны.Так, Г. Бердымухамедов и Р. Эрдоган смогли выстроить достаточноплодотворные политические отношения, которыев дальнейшем будут способствовать развитию «тюркского коридора», учитывая географическую «центральность»Туркменистана, а также улучшению восточнозападного энергетического и экономического коридора за счет ресурсов каспийского бассейна. В свою очередь,Турцияи Узбекистан находятсяв поиске совместных целей и интересов, что необходимо для возобновления двусторонних отношений, которые испортились с того момента, как Турция в начале 1990х предоставила убежищебеглому узбекскому политику М.Солиху. [25] В данный момент Узбекистан не является участником ни одной из пантюркистских организаций и в ближайшее время улучшение двусторонних отношений между странами видится маловероятным.Таким образом, подводя итог вышеприведенному анализу, можно прийти к следующим выводам. Несмотря на наличие большого количества государств, заинтересованных в укреплении собственных позиций в Центральной Азии, важнейшими геополитическими игрокамив данном регионеостаются Китай, Россия, а также США и ЕС. Что касаетсяРоссии, то ейнеобходимо разработать долгосрочную стратегию для стран Центральной Азии, в которой помимо развития политического аспекта были бы прописаны задачи по расширению и укреплению общественной дипломатии. Также Россия должна стремиться к принятию мер по решению проблемы идеологического отдаления, преимущественно используя в своей политике инструментарий«мягкой силы». Тем не менее, становится очевидным, что Центральная Азия будет оставаться стратегически важным регионом для России, учитываяучастиеКыргызстана и Казахстана в евразийском интеграционном проекте. Совместнаястратегия США и ЕС в настоящий момент направлена в большей степени на реализацию глобального проекта сдерживания экспансии Китая. В свою очередь, Китай является одним из основных внерегиональных акторов в Центральной Азии, оставаясь главным импортером энергоносителей из государств региона.Пекинрассматривает государства Центральной Азии как важную зонусвоих национальных интересов, от которой зависитего собственная политическая и экономическаябезопасность. Следовательно, логичным с точки зрения китайской внешней политики выглядит стремление налаживания гибких отношений с центральноазиатскими странами.Именно поэтому Китайфактически признает первостепенную роль России в центральноазиатском регионе, а также старается не ввязываться в местные конфликты политического и экономического характера.Вдолгосрочной перспективе у Пекинане должновозникнуть серьезных проблем в отношениях с государствами Центральной Азией.Действуя гибко и прагматично, Китай с большой долей вероятности сможет создатьпрочные двусторонние отношения со странами данного регионабез возникновения тяжелых кризисных ситуацийв будущем. Таким образом, нельзяисключать, что центральноазиатский регионв будущем может статьпричиной серьезных столкновенийинтересов мировых держав.

Ссылки на источники1.К 25летию установления дипотношений со странами Центральной Азии // Международная жизнь. –URL: https://interaffairs.ru/news/show/17094

2.Тофан А.В. Стратегические интересы США, России и Китая в Центральной Азии на современном этапе // Интерактивная наука, 2016, № 10. –URL: https://interactivescience.media/ru/article/115199/discussion_platform 3.Смирнов В.А. Перспективы поставок российского газа в Европу // Транспортное дело России, 2015, № 3. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivypostavokrossiyskogogazavevropu

4.Council conclusions on the EU Strategy for Central Asia Foreign Affairs Council, 22 June 2015. –URL:https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/st_10191_2015_init_en.pdf

5.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.М.: 1997. С200.6.Чжао Хуашэн. Китай, Россия, США: интересы, позиции, взаимоотношения в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2004, № 5(35).7.Парамонов В.В. Основные факторы центральноазиатской политики Китая в сфере безопасности в конце ХХ начале ХХIв. //Китай в мировой и региональной политике. История и современность (2009 г.). –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyefaktorytsentralnoaziatskoypolitikikitayavsferebezopasnostivkontsexxnachalexxiv

8.Чжао Хуашэн. Центральная Азия в китайской дипломатии // Центральная Азия: взгляд из Вашингтона, Москвы и Пекина. –М.: Новое издательство, 2008. С144.9.«Уйгурский вопрос» в современном Китае // РКРК «Голос России». URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/118598/

10.Центр военнополитических исследований // Политика Китая в Центральной Азии. –URL: http://eurasiandefence.ru/?q=node/2270311.Гусев Л. Китай и Центральная Азия: прежде всего энергетика и транспорт // Ноев Ковчег (2016 г.). –URL: http://noevkovcheg.ru/mag/201611/5596.html12.Китай должен строить «зерновой коридор» в Центральной Азии // 人民日报( 2017 г. ). –URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0202/c315189172893.html13.Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». –URL: http://www.mcpskhorgos.kz

14.Кыргызстан грозит ввести запрет на импорт казахстанских товаров. –URL: https://tengrinews.kz/markets/kyirgyizstangrozitvvestizapretimportkazahstanskih222404/15.Плюсы и минусы от вступления Кыргызстана в ЕАЭС назвали политологи // TengriNews(2015). URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/plyusyiminusyivstupleniyakyirgyizstanaeaesnazvali279152/16.ЗемсковВ.Н.Стратегия США в Центральной Азии // Вестник МГИМО Университета.–2013.–№2 (29).–С. 31.17.Туркменские военные на учениях продемонстрировали китайские системы ПВО // Хроника Туркменистана (2016 г.). –URL: http://www.chronotm.org/2016/04/turkmenskievoennyienaucheniyahprodemonstrirovalikitayskiesistemyipvo/18.Самадов А. УзбекистанКитай: новый этап сотрудничествавсестороннее стратегическое партнерство. –URL: http://uza.uz/ru/politics/uzbekistankitaynovyyetapsotrudnichestvavsestoronneestr22062016

19.Правительство и население Центральной Азии пока не способны предотвратить надвигающийся кризис водных ресурсов // Центральноазиатская новостная служба (2016 г.). –URL: http://canews.org/news:1187022

20.Таджикистан дал ход Рогунской ГЭС после Ислама Каримова // Центр1. Новости, аналитика и мнения из Центральной Азии (2016 г.). –URL: https://centre1.com/tajikistan/tadzhikistandalhodrogunskojgesposleislamakarimova/21.Ткачев предложил проект переброски пресной воды из Алтайского края в засушливый район КНР // Информационное агенство России Тасс (2016 г.). –URL: http://tass.ru/ekonomika/325536422.НьюДели теснит Москву в традиционной для нее зоне влияния // газета НГ (2015 г.). –URL: http://www.ng.ru/cis/20150714/6_deli.html

23.Иран вынашивает планы единой сети железных дорог со странами Центральной Азии // Ритм Евразии (2017 г.). –URL: http://www.ritmeurasia.org/news-20170112-iranvynashivaetplanyedinojsetizheleznyhdorogsostranamicentralnojazii2779724.Отношения между Турцией и Туркменистаном // RepublicofTurkey. Ministry of Foreign Affairs. –URL: http://www.mfa.gov.tr/relationsbetweenturkeyandturkmenistan.en.mfa

25.Турция добивается «перезагрузки» с Узбекистаном // Россия Сегодня (2016 г.). –URL: http://inosmi.ru/politic/20161118/238236531.html