Развитие лидерских качеств у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева И. В. Развитие лидерских качеств у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2506–2510. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970828.htm.
Аннотация. Подростковый возраст является наиболее благоприятным временем для формирования лидерских способностей, что обеспечивает подростку успешную социализацию в обществе. В статье представлена авторская позиция на развитие лидерских качеств в условиях детского оздоровительного лагеря, так как детском лагере подросток постоянно взаимодействует с другими детьми и это порождает у него стремление занять достойное место в коллективе и стать лидером.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальцева Ирина Васильевна,студентка, педагогического факультета, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»г.Ишимmaicewa@mail.ru

Научный руководитель: Дереча Ирина Ивановна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологиифилиала ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишимishim2015@inbox.ru

Развитие лидерских качеств у подростковв условиях детского оздоровительного лагеря

Аннотация.Подростковый возраст является наиболее благоприятным временем для формирования лидерских способностей, что обеспечивает подростку успешную социализациюв обществе. В статье представлена авторская позиция на развитие лидерских качеств в условиях детского оздоровительного лагеря, так какдетском лагере подросток постоянно взаимодействует с другими детьми и это порождает у него стремление занять достойное место в коллективе и стать лидером.Ключевые слова:лидер, подросток, подростковый возраст, детский оздоровительный лагерь.

В Тюменской областиуделяетсябольшое внимание организации досуга в детских оздоровительных лагерях, которые работают не только в летнее время, но и в течении года. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободноговремени детей разного пола, разного уровня развития,ас другой, пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, нравственногои эстетического воспитания ребенка.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным временем для развития эмоциональных аспектов самосознания и для формирования лидерских способностей, которые обеспечивают успешную социализацию в обществе.

Многие отечественные ученые в области образования и воспитания,в своих работах затрагивали вопросы развития лидерских способностейдетей подросткового возраста, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки самоопределения,саморазвития, самоутвержденияи самосознания школьника. Это известные имена, такие как: С.Г. Шуман,О.С. Газман, С.В. Бондаревская,А.В. Мудрик, И.А. Колесникова,Г.К. Селевкои многие другие.Многие авторы анализировали лидерские качества личности, такие как:Р. Хейфетц, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.Г. Шмелев, Е.В.Горохова,Дж. Пикен, Т.В. Махина, Д. Лори.По мнению Р.Л. Кричевского, "лидер –это член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий"[1]. С точки зренияА.И.Уманского лидер –это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы [2].Существуют формальные и неформальные лидеры. Формальных лидеров в детском оздоровительном лагере назначают вожатый и воспитатель и оговариваютфункциональное отношениек выполняемым обязанностям. Неформальноелидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников[3].Лидеров во временном детском коллективе следует назначать в организационный период сменына основе сформированности организаторских, коммуникативных качеств, которые дети проявляют во время игр на выявление лидеров, во время прохождения веревочного курса.У подростка ведущим видом деятельности является установка систем взаимоотношений с окружающими. Проблема лидерства становится одной из актуальных в этот периодразвития, так как именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность егопсихического развития. В детском лагере дети основную часть времени проводят со своими сверстниками, так как именно они играют большую роль в развитии личности. В отличие от взрослого, сверстник образец особого рода, как мерка для оценки себя на уровне реальных возможностей:сверстникнамногоближе, доступнее,понятнее;на сверстникалегче ориентироваться, т. к. качества проявляются в близких для него жизненных ситуациях;подростку легче сравнивать себя со сверстником;легче оценивать и осознавать собственныеуспехи и недостатки[8].

В развитии социальноморальной взрослости подростка значительнуюроль играют взаимоотношенияс близким другом, товарищем, которыеявляются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и товарище. Подросток сравнивает его отношение к себе и своё к нему, стремитсяпонять причины поступков.Подросткам хочется, чтобы по отношению к ним совершались только нравственные поступки.В поступке проявляется направленность личности.С точки зрения И.И.Дереча поведение состоит из поступков, отражающих нравственную(безнравственную)позицию человека [4]. В детском лагере подросток постоянно взаимодействует с другими детьми и этопорождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из преобладающихмотивов поведения и деятельности подростка. Как отмечает Л.И. Божович [5], потребность в самоутверждении настолько сильна в подростковом возрасте, что подросток готов ради признания товарищей на многое: он может даже пожертвовать своими взглядами и убеждениями, и совершить действия, которые расходятся с его нравственнымиустановками. Лидерские способности проявляются в умении быстро и четко устанавливать товарищеские и деловыеконтакты с людьми, в стремлении расширятьих, участвовать в массовых мероприятиях, в стремлении проявлять смекалку, инициативу, находчивость. Существенноезначение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в общейдеятельности.Лидерские способности включаютв себяспособность заражать и активизировать других,коммуникативные способности, практический ум, инициативность, критичность, тактичность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.

Процесс развитиялидерских способностейподростков в детском оздоровительном лагере будет эффективным, если:

систематически вовлекать подростков в специально созданнуюигровую деятельность, обращеннуюна приобретение лидерского опыта;

применятьв деятельности детского лагеря технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации разнообразныхпозиций членов детского временного коллектива (от исполнителя до организатора).

систематически выполнятьпедагогический мониторинг динамики развития лидерских способностейподростков.Под социальным проектированием мы вслед за И.И. Дереча, М.В.Семеновой считаем, что социальное проектированиеэто социально значимая деятельность, направленная на достижение, в течение ограниченного времени, определенного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной[6].Для успешного формирования лидерских качеств подростков мы набазе детского оздоровительного лагеря "Русичи"в Тюменской области, провели мероприятие "Красная книга Тюменской области", так как 2017 год является годом экологии.Цель мероприятия привлечение внимания детей к проблеме вымирания многих видов растений и животных.Задачи мероприятия: 1.Формирование у детей бережного отношения к природе на основе представления о растениях и животных,занесённых в Красную книгуТюменской области;2.Расширение кругозора знаний детей о природе родного края;3. Повышение интеллектуального и духовного уровня развития;4. Развитие творческих исследовательских способностей детей, умения работать с источниками информации;5. Воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе.Форма проведения мероприятия:Разработка социального проекта «Красная Книга юга Тюменской области».В ходе мероприятия дети были разделены на микрогруппы, каждая из которых выполняла ряд заданий по выявлению растенийзанесенных в Красную Книгу области, которые встречаются в той местности, где расположен лагерь (югТюменской области).Подросткиактивно взаимодействовали друг с другом,каждый старался быть полезным для своей команды. И даже те, кто постоянно старался быть в стороне от других, также подсказывали правильные ответы, и тем самымони начинали вести себя более свободными, раскованными, и чувствовали себя нужными. Как показывает практика, именно «ситуации успеха»позволяют детям раскрывать свои скрытые таланты, позволяют боротьсясо страхом публичного выступления, и развивать свои лидерские способности.Проектная деятельность позволила подросткам самостоятельно в микрогруппах выбрать лидера, который отвечал за представление проекта, а такжераспределил задания для все участников.Не любая деятельность развивает лидерские способности, а лишь та, которая ставит подростка в определенное отношение к коллективу людей. Именно различнаядеятельность, направленная на усвоениелидерского опыта содействуетразвитию лидерских качеств. Детский лагерь дает возможность развивать не только интеллектуальные возможности, но и творческие, коммуникативные, организаторские[7].

В детскомоздоровительномлагере подростки получают знания, развивают умения лидера в разныхвидах предлагаемой им деятельности. Подросток намеренноизбираетдля себя ту позицию, в которой наиболее полно реализуются его возможности и желания.Для формирования моральныхкачеств лидера целесообразно во временном детском коллективе использовать ситуации нравственного выбора, решение которых будет способствовать наращиванию нравственного опыта подростков[8].В ходе организацииразличных видовдеятельности в детском лагере должны быть реализованы основные принципы личностноориентированного подхода: нравственная и общественно полезная направленность деятельности, демократизм и гуманизм,добровольность, инициатива и самодеятельность, коллективизм и творчество, сотрудничество детей и взрослых.Подростки в детскомоздоровительном лагере наравне и вместе с равными себе по жизненному опыту могут осуществлять выбор форм и видов доступной для него деятельности, способов ее реализации и совместно с другими переживать удовлетворениеот результата своих усилий.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь, предоставляет возможность добровольного включенияв совместную деятельность для решения конкретных задач,а такжесоздает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализациисвоихвозможностей, устраняетдефицит содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, лидерских качеств.В процессереализации проектной деятельности подросток самосовершенствуется,познает себя и развивает свои лидерские качества.

Ссылки на источники1.Адлер Ю. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности /Адлер Ю., Липкина В. // Стандарты и качество.2000. № 10.С.1422.2.Слизкова Е.В. Летняя академия вожатого: учебное пособие / Е.В. Слизкова, И.И. Дереча.

М.: Университетская книга, 2017.192с.3..Слизкова Е.В., ДеречаИ.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях. Вестник Оренбургского государственного университете (ОГУ) , №4.(192), 25 апреля 2016. С.2934.4.Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса[Текст]: учебнометодическое пособие / Ишим: Издво ИГПИ им.П.П.Ершова, 2009.–186с.5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986.464 с.6.Дереча И.И., Семенова М.В. Развитие творческих способностей подростков в проектной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №2 (97), февраль 2017. Ч.V.С.1114.7.Дереча И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт.2013.№05(май).ART13108.0,4п.л.URL:http:// ekoncept.ru /2013 /13108.htm.Гос.рег.Эл № ФС7749965.USSN2304120X.[Дата обращения 12.04.2017].]8.Ощепкова А.А. Дереча И.И. Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар: Новация.2015.С.8284.