Метод Марии Монтессори в системе дополнительного образования детей города Невинномысска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вертинская А. С. Метод Марии Монтессори в системе дополнительного образования детей города Невинномысска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2661–2665. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970859.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ развивающего метода М. Монтессори, показана практическая значимость применения основных идей прогрессивного итальянского педагога в системе дополнительного образования детей на примере работы детского клуба «ДЕНВЕР» г. Невинномысска.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вертинская Алина Сергеевна,магистрант1 курса ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет» группы ПОБмо164, г.Ставропольsidunova@mail.ru

Метод Марии Монтессори в системе дополнительного образования детей города Невинномысска

Аннотация.В статье представлен анализ развивающего метода М.Монтессори, показана практическая значимость применения основных идей прогрессивного итальянского педагога в системе дополнительного образования детей на примере работы детского клуба «ДЕНВЕР» г. Невинномысск.Ключевые слова:раннее развитие, методика Монтессори, сензитивные периоды развития ребенка, учреждения дополнительного образования.

Вопрос раннего обучения детей актуален для всех родителей –почему ребёнок должен начать обучение с 7 лет, когда «после трёх уже поздно»? Нелепость ситуации с общим образованием очевидна: формальное обучение начинается тогда, когда заканчивается сензитивный период развития ребёнка.Если о достоинствах и недостатках какихлибо определённых методических разработок по раннему обучению детей можно ещё спорить, то бесспорность раннего обучения очевидна.Менталитет нашего общества пришёл к осознанию безграничных возможностей ребёнка: маленькие дети хотят, могут и должны учиться, –и растёт число родителей, заинтересованных начать обучение своего малыша как можно раньше, поэтому раннее обучение детей становится все более распространенным в системе дополнительного образования[1].Одной из главных составляющих жизни ребёнка является общение. Термин «социализация», который часто употребляют детские психологи, подразумевает очень простые, но важные для ребенка вещи: умение играть и строить отношения с другими людьми (не только со своими домашними), умение договариваться и решать важные вопросы (можно ли взять этот совочек, и какую башню будем строить).Все эти умения призваны формировать дошкольные образовательные учреждения и другие развивающие учреждения, кружки, спортивные секции. Психологи советуют: ребёнок, не посещающий детский сад, всё равно должен регулярно (хотя бы 2 раза в неделю) пару часов проводить в коллективе. Это подготовит его к осознанию окружающего мира и смелому принятию всего того, что этот мир может ему подарить[2].После многолетнего забвения отечественные педагогивновь обратились к идеям М. Монтессори. Возрождению научного и практического интереса к ним со стороны педагогической общественности в нашей стране во многом способствовали работы М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, Д.Г. Сорокова, Т.Д. Скудновой, К.Е. Сумнительного и других исследователей.Имя Марии Монтессори –антрополога, педагогапсихолога, врача и философа приковывает к себе внимание общественности. Интересным нововведением М. Монтессори явилось разрушение традиционной классноурочной системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, построенного на признании за каждым учеником права на самостоятельность, индивидуальный темп работы и овладение знаниями, умениями и навыками нестандартным образом[6].Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учитсясамостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знанияна собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз –«помоги мне это сделать самому».Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).Впитывающее мышлениеПри работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка –это губка, которая без разбора впитываетв себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь[10].Сензитивные периодыЭто периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.• период развития речи (0 6 лет)• период восприятия порядка (0 3)• период сенсорного развития (0 5,5)• период восприятия маленьких предметов (1,5 2,5)• период развития движений и действий (1 4)• период развития социальных навыков (2,5 6)Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша[11].Педагогика МонтессориМария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого –педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами. Монтессориматериалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.Монтессориматериалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающихматериалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально –эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль[13].Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе. Для ребенка Монтессориматериалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенныйопыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве». Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития[7].Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессориматериалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессориматериалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессориматериалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости[15].В настоящее время во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. За более чем 100 лет существования системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования[14].В России, наряду с крупными столичными образовательными ассоциациями, большой вклад в работе с самыми маленькими детьми (0 –3) вносит детский клуб «ДЕНВЕР» г. Невинномысск. Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессориметода, были созданы клубом в 2014 году[18].В основе программы группы представления Марии Монтессори о законах естественного развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет. Как было сказано выше, с рождения до трёх лет у детей длится так называемый «период восприятия порядка», который формирует у ребёнка отношения с внешним миром: отношение к порядку в физическом мире, временном пространстве, взаимоотношениях с взрослыми.В работе группы присутствует своя специфика –мама и ребёнок составляют единое целое на физическом, психологическом и интеллектуальном уровнях. Чем больше готова «развиваться» мама, тем большие возможности открываются для её собственного ребёнка. Такие группы, своего рода «тренинг» для мам и пап –«Умение общаться и строить отношения со своим ребёнком».Основной идеей работы в группе является не ускорение развития детей, а внимательное наблюдение за процессом развития, чтобы вовремя предложить ребёнку то, что ему в конкретный момент будет наиболее интересно и легко усвоить.Средний возраст ребенка, когда он начинает заниматься в группе —1,5 года. В первый месяц происходит адаптация к образовательному процессу —малышу сложно сидеть с мамой на кругу (10 минутное занятие с пальчиковыми играми и массажным материалом) и повторять упражнения за педагогом. Упражнение тишинывыполняют только детки, которые посещают занятия более месяца. Полноценная работа с ковриком осуществляется к концу первого месяца. Работа с методическом материалом из ознакомительного периода (интерес к игрушке порядка 20 секунд) переходит в познавательноразвивающий (работа с материалом в среднем 5 минут) во втором месяце. При демонстрации кукольного театра детки, посещающие занятия более 2х месяцев, в состоянии дослушать сказку до конца. Из вышеупомянутого можно сделать выводы о динамике развития навыков ребенка в группе Монтессоридо 3х лет.В таблице 1 представлен перечень навыков ребенка, которым он обладает при первом посещении занятия по методике М. Монтессори. В бальном ранжировании представлен результат динамики навыков после посещения занятий.Таблица 1Динамика развития навыков ребенка в Монтессоригруппе

Навыки ребенка в группеПериод посещения занятий1ый месяц3й месяцПовторение за педагогом пальчиковых игр38Работа с ковриком (знаем,где находится, как работать)07Уборка на место игрушек (убираем с коврика, знаем место игрушки)28Познавательноразвивающая деятельность с дидактическим материалом (работа с материалом от 3 минут)39Выполнение поделки (своими ручками выполняем необходимые действия —держим клей, клеим, рисуем пальчиками, кистью и др.)17Работа с кукольным театром (слушаем сказку до конца, не встаем с места)16

Для наглядности результаты представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Развитие навыков ребенка в Монтессоригруппе в 1й и 3й месяц посещения

Адаптационный период 3 месяца является средним показателем работы группы. Безусловно, присутствует корреляция результатов, но то,что положительная динамика имеет место, это бесспорно.Реализация такой модели в массовой российской школе пока ограничена изза неподготовленности педагогов, перегруженности существующего базового учебного плана, ограничений, которые накладывают действующие санитарные нормы и правила и отсутствия стандартов нового поколения, ориентированных на достижения обучающихся, а не на усвоение ими предметного содержания[17].В сфере управления образованием педагогика Монтессори стала дорогой инновационной инициативой. Единственным реальным потребителем этой образовательной услуги оказались родители. В условиях дефицита финансирования образования группы Монтессори в муниципальных образовательных учреждениях стали рассматриваться либо как экспериментальные площадки, либо как дополнительные образовательные услуги[16].В последние десятилетия развитие детей раннего и среднего дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой,как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, и привлекает внимание специалистов педагогического и психологического профиля. В частности, в сфере дополнительного образования это обусловлено расширением спектра деятельности и возможностей этой образовательной среды[17].В заключение хотелось бы сказать, что ребёнок может развиваться самостоятельно –это заложено природой. Главное не «лепить» из него подобие себя, а создать ему условия для формирования его как независимой личности.Применение и развитие идей Монтессори в нашей стране могло бы обогатить педагогику и способствовать появлению новых интересных образовательных подходов и программ.

Ссылки на источники1.Вельская Е. В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 63–66.2.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. –СПб., 2012.3.Выготский, Л. С. Психология /Л.С. Выготский. –М.: ЭКСМОПресс, 2011. –479 с.4.Выготский Л. С. Психология развития человека. –М.: Издво Смысл; Эксмо, 2005. –1136 с.5.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.6.Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори / В.Г. Дмитриева. –М., 2009.7.Исаева И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. / И. Исаева. –URL: http://letidor.ru/article/irina_isaeva_montessori_podkho_1166298.Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнкадошкольника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 64–68.9.Монтессори, М. Антропология / М. Монтесори. –М., 2007.10.Монтесссори, М. Мой метод / М. Монтесори –И. АСТ, 2006.11.Монтессори, М. Разум ребенка / М. Монтессори. –М., 1999. –93 с.12.Мухина В. С. Таинство детства.: в 2х т. Т. 2 / В. С. Мухина. –3е изд. –Екатеринбург: УФактория, 2005. –448 с.13.Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации: методическое пособие /С.Л. Новоселова. –М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. –64 с.14.Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т.Д. Скуднова, К.М. Хоруженко. –Таганрог, 2000.15.Уайт Б. Первые три года жизни. Москва.: Педагогика, 1982 г. 174 с.16.Хилтунен Е. Практическая Монтессорипедагогика. Альтапринт, 2005.17.Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. –М.: Владос,2011. –365 с.18.Сайт детского клуба «ДЕНВЕР» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://denverklub.ru/