Таможенный контроль исторических и культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко И. К., Филиппова Е. О. Таможенный контроль исторических и культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2696–2700. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970866.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам контроля перемещения физическими лицами исторических и культурных ценностей через таможенную границу. Приведен анализ понятия «культурные ценности». Автором рассмотрена роль таможенных органов в данном процессе. Рассмотрена процедура перемещения культурных ценностей через таможенную границу, а также процедура возвращения культурных ценностей государству вывоза. Особое внимание в работе уделено незаконному перемещению объектов культурного наследия через границу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Ирина Константиновна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургirina_bk98@mai.ru

Таможенный контроль исторических и культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами

Аннотация.Статья посвящена вопросам контроля перемещения физическими лицами исторических и культурных ценностей через таможенную границу.Приведен анализ понятия «культурные ценности». Автором рассмотрена роль таможенных органов в данном процессе. Рассмотрена процедура перемещения культурных ценностей через таможенную границу, также процедура возвращения культурных ценностей государству вывоза. Особое внимание в работе уделено незаконному перемещению объектов культурного наследия через границу. Ключевые слова: культурные ценности, таможенные органы, физические лица, таможенныеслужбы.

Культурные ценности, как известно,былии будутвсегда объектом, на который направлено пристальное вниманиесо стороны человека. Причем для одних лиц –это лишь способ нажить богатство, а для других же это предметы, посредством которых данные лицаудовлетворяют свои духовныепотребности. Если рассматривать понятие «культурные ценности», тонеобходимо сказать,чтоонопредставляетсобой бережное, а главное, внимательное отношение к ним со стороны работников соответствующейсферы, в том числе и со стороны таможенных органов. Каждаястранадолжна охранять культурноедостояниесвоегонарода и, в то же время,обязанаосуществлять культурный обменс другими странами. В Российской Федерации важнейшую роль в регулировании перемещения культурных ценностейиграют органы таможенной сферы. Именно они обеспечивают соблюдение предписаний законодательства, регулирующихперемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской федерации и составляющихправовую базудля осуществления указанных выше действий.Одновременнона органы таможенной сферыРоссийской Федерации возлагаются задачипо пресечению незаконного перемещениячерез таможенную границу предметов археологического, художественного и историческогонаследиянародов России и народов зарубежных стран. Контрабанда культурных ценностей являет собой такуюже большую значимость, какконтрабанда оружия, наркотиков,животных и растений, которые состоят под угрозой исчезновения.В настоящее времяпроблемасохранения культурногонаследияуделяют не маловнимания. И на сегодняшний деньмногие развивающиеся государстватребуют возврата объектов культурного наследия, и даннаяпроблема постояннообсуждаетсянамеждународной арене. Обмен вцелях развитияобразования, науки и культуры расширяет знания о цивилизации, способствует обогащению культурной жизнивсех народов, а такжевызывает взаимное уважение и помогаетналадить контактмежду разными странами. То есть культурные ценности –этоодиниз главныхэлементовчеловеческойцивилизации и культуры народов, приобретающихсвою настоящуюценностьв том случае, когдадостоверноизвестны их происхождение и история.Многонациональный народРоссийской Федерации, безусловно, обладаетуникальными объектамикультурного наследия, наделенными особой ценностью.Основной закон,КонституцияРоссийской Федерации,провозглашаетправо всех граждан странына равный доступ к культурным ценностями, в тожевремя, закрепляетобязанность каждогочеловека и гражданиназаботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также обязанность беречь памятники истории и культуры[1].

Впервыеопределение термина "культурнаяценность" было сформулировано наГаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно указаннойКонвенции, под вышеупомянутое определение подпадают следующие предметы:Ценности, движимые или недвижимые, которые имеютбольшоезначение для культурного наследия каждого народа.Здания, главным и действительным назначением которых являетсясохранение или экспонирование движимых культурных ценностей.Центры, в которых имеется значительное количество культурныхценностей[4].

В законодательстве нашей странывпервые не раз упоминаемое нами понятие "культурные ценности" упоминаетсяв Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 36121 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В приведенномзаконе содержится следующее определение данного понятия: "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историкокультурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историкокультурном отношении территории и объекты"[3].

Союз Советских Социалистических Республик утвердил в1988 году Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года, а уже своеобразным дополнением кнейявилсяЗакон РФ от 15.04.1993 № 48041 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в котором были гораздоболее четко разграничены категории предметов, которые являются культурнымиценностями. В соответствии с упомянутымзаконом, культурныеценности это:культурные ценности, созданные лицами, а такжегруппами лиц, являющихся гражданами Российской Федерации;культурные ценности, имеющие большоезначение для Российской Федерации, а такжесозданные на территории нашей страны иностранными гражданами и лицами,не имеющимигражданства, но проживающими на территории Российской Федерации;культурные ценности, которые были обнаружены на территории Российской Федерации;культурные ценности, обнаруженныеархеологическими, этнологическими и естественно научными экспедициями с согласия компетентных властей государства, где были созданыэти ценности;культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;культурные ценности, подаренныеили законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда произошли эти ценности.СогласноТаможенномукодексуТаможенного союза, пресечение незаконногоперемещения культурных ценностейза пределыРоссийской Федерациинеобходимо относитьк числу основных задачтаможенных органов. Культурные ценностипо значимостиможно поставитьв один ряд с такими особо опасными правонарушениями,как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Для повышения уровня борьбы с контрабандой необходимохорошее знание сущноститого явления, с которым предстоит иметь дело. К примеру, таможенник должен хорошознать, что означаетпонятие"культурные ценности". Однако, нельзя отягощатьграждан ненужнымиподозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля, но, в то же время, недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность, так как это только поспособствуетпротивозаконному вывозу культурных ценностей.Гражданепри пересечениитаможенной границыРоссийской Федерациимогут вывозитьи ввозитьобъекты культурного наследияв соответствии срегламентируемымзаконом порядком, который предусматривается для товаров, перемещаемых физическими лицами и не имеющими предназначения, связанного спроизводственной или иной коммерческой деятельностью.Вывоз культурных ценностей может производитьсяпри наличиисвидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации,выдачей которых занимается Министерствокультуры Российской Федерациииего территориальныеорганыпо результатампроведенной экспертизы.

Привывозе из страныархивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не является обязательным.Что касается физических и юридическихлиц, то они,согласно Федеральномузаконуот 17.07.2009 г. №150ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей",наделеныправомна вывоз ввезенных на территорию Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.Упомянутыеценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, необходимозадекларировать в письменномвиде.В таможенной декларации нужно указать номер и датувыдачи свидетельства, а также орган, выдавшийданное свидетельство.Вывоз может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником, сведения о котором указаны в свидетельстве[2].Создателькультурных ценностей можетвывозить созданные им культурные ценности в любом количестве на основании свидетельства. Лица,осуществляющиевывозпри жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, должныпредоставить факты, доказывающие, что данныеценностиприобретены законно. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей должнаоповеститьавтора или его наследников о факте законного вывоза результатов его творчествадругими лицами.Временно вывозимые объекты культурного наследияне должны бытьпереданы в пользование, владение или распоряжение другим лицам.Ввоз культурных ценностейосуществляется в соответствии с таможенным законодательством без представления таможенным органам специальных разрешительных документов.Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию.Во время осуществлениятаможенного оформления и контроля ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязательно должносообщить декларантуо необходимости проведения специальной регистрации данныхкультурных ценностей в Министерстве культуры Российской Федерацииили в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.У должностного лица таможенного органа может возникнуть сомнение в том, правильно ли, что ввозимые товары отнесены к культурным ценностям. В этом случае упомянутое лицоимеет правозатребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Ввоз на территорию Российской Федерациикультурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, не разрешается. При наличии информации о таких культурных ценностях, они подлежат задержанию таможенными органами с уведомлением органов, которыми был объявлен розыск.Все другие произведения искусств ввозить на территорию страны разрешается.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут временно ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также вывозить обратно временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.Временно ввезенные культурные ценности не могут передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностейв Министерстве культуры Российской Федерацииили в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию.Списки должны быть составлены на русскомязыке. В том случае,если списокбылсоставлен не на русском, то есть на иностранном языке, к нему необходимоприложитьтакжеперевод на русский язык.Должностное лицо таможенного органа после принятия таможенной декларациипроводит идентификацию указанных ранее временно ввозимых культурных ценностей по представленным спискам и фотографиям. При этом на лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий данное должностное лицо проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае указания в списках неполной информации должностное лицо таможенного органа на лицевой стороне каждого листа списка делает запись: "При обратном вывозе подлежит экспертизе в Минкультуры России", проставляет дату и оттиск личной номерной печати.При обратном вывозе культурных ценностей должностное лицо таможенного органа на последней странице производит запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются, конечно же,таможенными органами Российской Федерациив зависимости от целей и обстоятельств указанногоперемещения и не могут превышать одного года. Продление указанных сроков ввоза культурных ценностей может быть осуществленов соответствии с таможенным законодательством без представления дополнительных разрешений из Министерства культуры Российской Федерации.Однаиз многихзадач, которые возлагаются на органы таможенной сферы

этоборьба с незаконным перемещениемобъектов культурногонаследия через границу. Вст. 188часть 2Уголовного кодекса Российской Федерации указаны культурные ценности, перемещение которых через таможенную границу, совершенное одним из незаконных способов,наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

При выявлении факта незаконного перемещения культурных ценностей таможенная служба государства вывозаили государства ввоза в соответствии с законодательством, действующим на ее территории, принимает меры к установлению государства вывоза этих ценностей и в недельный срок информирует таможенную службу государства вывоза о задержании культурных ценностей.После получения такого сообщения таможенная служба государства вывоза информирует об нарушениеуполномоченный государственный орган, который принимает меры по подтверждению права собственности государства вывоза на задержанные ценности и проводитпроцедуру их возврата. Данное требование о возврате культурных ценностей вместе с документами, подтверждающими право собственности на них, направляется в государство ввоза по дипломатическим каналам. В этот период должна быть обеспечена сохранность задержанных культурных ценностей до момента их передачи государству вывоза.Возвращение культурных ценностей государству вывоза возможно только в том случае, если оно официально подтвердит права собственников на их путем предоставления соответствующих документов,

необходимых для установления права требования в отношении возврата культурных ценностей.По каждому факту нелегального перемещения культурных ценностей, подозреваемых в контрабанде культурных ценностей, возбуждается уголовное делоилипроизводство об административном таможенном правонарушении. В таком случае вопрос об возвратекультурных ценностейгосударству вывоза решается после рассмотрения дела по существу.Для совершения процедуры передачи или приема возвращаемых культурных ценностей государства ввоза и вывоза назначают своих представителей. Собеих сторон обязательно должны участвовать представители: 1) уполномоченных государственных органов; 2) таможенных служб и иных правоохранительных органов, принимавших решение по делу; 3) посольства государства вывоза и государства ввоза.При этом между договаривающимися сторонами должна быть достигнута по дипломатическим каналам предварительная договоренность о процедуре.Передача культурных ценностей оговаривается актом, составленным в произвольной форме, на государственных языках заинтересованныхсторон или на русском языке, который подписывается всеми представителями. После выполнения указанной процедуры уполномоченный государственный орган стороны, осуществляющей возврат культурных ценностей, выдает свидетельство, являющееся основанием для вывоза возвращаемых культурных ценностей. Возвращаемые культурные ценности подлежат таможенному оформлению в порядке, установленном национальным законодательством.При возврате культурных ценностей стороны не должны взимать таможенные платежи илиоблагатьих другимисборами. Все расходы, которые связаныс возвращением культурных ценностей государствам,несет требующая этого возврата сторона[5].Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов Российской Федерации. Активное участие в упомянутойработе принимает Федеральная таможенная служба России, ведьнепосредственный контроль за перемещением культурных ценностей осуществляют именно таможенныеорганы.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации. –Москва: Маркетинг, 2016. –ISBN 97853922062232.Федеральный закон от 17.07.2009 г. №150ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"3.Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 36121 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"4.Гаагская конвенция 14 мая 1954 года о защите культурных ценностей.5.Зубач, А.В., Сафоненков, П.Н. Выявление и основы расследований административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебное пособие / СПб. : ИЦ Интермедия, 2013. –131 с. ISBN 978543830043.