Социально-психологическая профилактика суицидальных наклонностей подростков из благополучных семей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Краснова Е. М. Социально-психологическая профилактика суицидальных наклонностей подростков из благополучных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2716–2720. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970870.htm.
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее трагичных видов антиобщественного поведения – суицид. Проведено исследование суицидальных наклонностей подростков, которое помогло определить, что в группе риска находятся подростки из благополучных семей. Предлагается социально-психологическая программа по профилактике суицидальных наклонностей подростков из благополучных семей, приводится анализ ее результативности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Краснова Екатерина Максимовна,студентка, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»Ekrasnova95@mail.ru

Научный руководитель: Данилова Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии;ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»mv_danilova@inbox.ru

Социальнопсихологическая профилактика суицидальных наклонностей подростковиз благополучных семей

Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее трагичных видов антиобщественного поведения –суицид. Проведено исследование суицидальных наклонностей подростков, которое помогло определить, что в группе риска находятся подростки из благополучных семей. Предлагается социальнопсихологическая программа по профилактике суицидальных наклонностей подростков из благополучных семей, приводится анализ ее результативности.Ключевые слова: суицидальные наклонности, суицид, суицидальное поведение, подростки, профилактика.

Согласно А.Г. Амбрумовой, суицидальное поведение рассматривается как «разновидность общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуацияхпо всему континууму индивидуальных вариаций от безусловной психической нормы до выраженной патологии», и на долю психически нездоровых людей приходится только 1/3 суицидентов[1].

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 –24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка –это привлечение к себе внимания.По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих[2].Молодое поколение стремится соответствовать духу времени и порой возможности не отвечаютих желанию. При этом для многих самое простое решение всех их противоречий –это самоубийство.Подростковый возраст таит в себе опасности, поэтому важно вовремя распознать склонность к суициду и предупредитьжеланиесовершить самоубийство. Куда опасней игнорирование данной проблемы, посколькустадия склонности к суициду быстро переходитв желание, чтоприводит к самоубийству[3].Суицидальные наклонности могут возникать у подростков не только из семей группы риска, но и благополучных, имеющих высокий социальный статус, уровень образования и культуры родителей, но характеризующихся наличием скрытых рисков в межличностном взаимодействии.Суицидальные наклонности –это предрасположенность к аутодеструктивному поведению; сложный, многоаспектный (философский, социальный, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и пр.) междисциплинарный феномен.Исходя из вышепредставленных сведений, проблема суицидальных наклонностей у подростков, их профилактики является актуальной.Изучением проблемы подросткового суицида занимались зарубежные психологи, такие как: М. Фарбер, Э. Дюркгейм, Э. Шнейдман. Среди отечественных психологов следует отметить работы по профилактике суицидальных наклонностей: Е.В. Змановской, А.Г. Амбрумовой, С.В. Бородина и В.А. Руженкова.Целью нашегоисследования является разработка программы по социальнопсихологической профилактике суицидальных наклонностей у подростков из благополучных семей и определение еерезультативности.Объект исследования: суицид как социальнопсихологическое явление.Предмет исследования: социальнопсихологическая профилактика суицидальных наклонностей у подростков из благополучных семей.Гипотеза исследования: социальнопсихологическая профилактика суицидальных наклонностей подростков будет успешна, если направлена на:

снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие ценностносмыслового и личностного самоопределения;

формирование навыков саморегуляции.В исследовании принимали участие подростки в возрасте 1617 лет; 12 –из благополучных семей, 12 –из неблагополучных семей.Преобладание суицидальных наклонностей у подростков оценивалось с помощью следующих методик:

тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёвой;

диагностика суицидального поведения подростков Г. Айзенка;

тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.Первичная диагностика суицидальных наклонностей подростков по проективной методикеЗ. Королевой показала, что подсознательно думают о смерти 41% подростков, 21% не склонны к суициду, 17% при определенных обстоятельствах могли бы задуматься о самоубийстве, 17% зачастую используют свои суицидальные наклонности с выгодой для себя и 4% склонны к суициду.При этом из общего числа исследуемых 4% подростков из благополучных семей склонны к суициду (рис.1).

Рис. 2. Сравнениерезультатов первичной диагностики

подростков из благополучных семей и подростковиз неблагополучных семей по методике З. Королевой «Ваши суицидальные наклонности».

По результатам исследования по методикедиагностики суицидального поведения подростков Г. Айзенкавыявлено, что у 54% испытуемых в структуре личности преобладают такие качества, как тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность, а у 46% в структуре личности подобных качеств не выявлено.У 41% подростков из благополучных семей наблюдаются данные качества личности и только у 13% подростков из неблагополучных семей (рис.2).

Рис.2. Сравнениерезультатов первичной диагностики подростков из благополучных семей и подростковиз неблагополучных семей по методике Г. Айзенка.

Исходя из результатов теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева было выявлено, что 29% испытуемых воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; 13% испытуемых убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, 17%13%17%4%8%4%37%0%10%20%30%40%подсознтельно думают о смертипри опр. обстоятельствах могли бы задуматься о смертине склонны к суицидуиспользуют наклонности с выгодой для себясклонны к суицидуподростки из неблагополучных семейподростки из благополучных семей41%13%0%10%20%30%40%50%агрессивность, тревожность, ригидность, фрустрацияподростки из неблагополучных семейподростки из благополучных семей свободно принимать решения и воплощать их в жизни; 17% считают себя сильной личностью, обладающейдостаточной свободой выбора; 41% испытуемых живут «сегодняшним днем».Из всего количества респондентов, 33% подростков из благополучных семей живут «сегодняшним днем», только 4% считают себя сильной личностью (рис. 3).

Рис.3.Сравнениерезультатов первичной диагностики подростков из благополучных семей и подростковиз неблагополучных семей по методике смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Цель программы–организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся образовательных учреждений через повышение социальной адаптированности на основе аксиологической (ценностноцелевой) позиции.В программу входит комплекс занятий с подростками, который направлен на: развитие позитивного самосознания, способность ценить свою и чужую индивидуальность, обучение работе в команде, формирование отношения к жизни как к ценности, самопознание внутренних психических актов и состояний, формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, выработку механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.Занятия проводились один раз в неделю в течениетрёх месяцев.Результаты вторичной диагностики по методики З. Королевой «Ваши суицидальные наклонности» показали, что:17% подростков подсознательно думают о смерти, но внешне суицидальные наклонности не проявляются;

71% испытуемых не склонны к суициду. Такие подростки характеризуются наличием железной воли и крепких нервов;

8% подростков при определенных обстоятельствах могли бы задуматься о самоубийстве;

4% используют свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: шантажируют своих близких возможным смоубийством, заставляют их выполнять требования.

17%4%4%33%12%9%13%8%0%10%20%30%40%жизнь как интересный, наполненный смыслом процесскаждому человеку дано контролировать свою жизньсчитают себя сильной личностьюживут сегодняшним днемподростки из неблагополучных сеемейподростки из благополучных семейПосле проведенной профилактической работы значительно уменьшилось количество подростков из благополучных семей, склонных к суициду–на33% (рис. 4).

Рис. 4. Сравнениерезультатов первичной и вторичной диагностик подростков из благополучных семей по методике З. Королевой.

По результатам исследования по методике диагностики суицидального поведения подростков Г. Айзенка выявлено,что у 29% подростков в структуре личности преобладают такие качества, как тревожность, фрустрация, ригидностьи агрессия. В свою очередь у 71% подростков подобных качеств в структуре личности не выявлено.У подростков из благополучных семей также наблюдается положительная динамика. Количество респондентов с преобладанием исследуемых качеств сократилось до 17% (рис.5).

Рис.5.Сравнениерезультатов первичной и вторичной диагностик

подростков из благополучных семей по методике Г. Айзенка.17%21%17%41%4%16%71%8%4%0%20%40%60%80%используют свои наклонности с выгодой для себяне склонны к суицидупри опр. Обстоятельствах могли бы задуматься о смертиподсознательно думают о смертисклонны к суицидувторичная диагностикапервичная диагностика54%46%29%71%0%20%40%60%80%агрессивность, тревожность, ригидность, фрустрацияотсутствие подобных качеств в структуре личностивторичная диагностикапервичная диагностикаИсходя из результатов теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева было выявлено, что:

33% подростков воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс;

8% живут «сегодняшним днем»

30% респондентов считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;

29% учащихся убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.У подростков из благополучных семей появились цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, поэтому показатели вторичной диагностики улучшились (рис.6).

Рис.6.Сравнениерезультатовпервичной и вторичнойдиагностик

подростков из благополучных семей по методике смысложизненных ориентация Д.А Леонтьева.

Таким образом, исходя из результатов вторичной диагностики, можно сделать вывод о том, что программа по профилактике суицидальных наклонностей эффективна.Гипотеза подтвердилась.

Ссылки наисточники1.Амбрумова, А. Г. Социальнопсихологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. №4. С. 91100.2.Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция / М. А. Алимова. –Барнаул, 2014. –100 с.3.Гизатулина, А. А. Социальная природа суицида (теоретические основания методики исследования) // Вестник Челябинского государственного университета. –2013. №35. C. 73 –79.

29%13%17%41%33%29%30%8%0%10%20%30%40%50%жизнь как интересный, наполненный смыслом процесскаждому человеку дано контролировать свою жизньсчитают себя сильной личностьюживут сегодняшним днемвторичная диагностикапервичная диагностика