Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы
Выпуск:
ART 970877
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коткова
А.
А.,
Савина
Н.
Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2751–2755. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970877.htm.
Аннотация. Статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы; представлены результаты исследования адаптации пятых классов к условиям средней школы, проведены констатирующий и формирующий эксперименты; представлены результаты диагностики адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы.
Текст статьи
Савина Наталья Георгиевна, кандидат педагогическихнаук, доцент,методист,МБОУДО "Центр развития творчества детей и юношества "Победа", г. Челябинска",ФГБОУ ВО "ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет", г.Челябинскsavinang.savina@yandex.ru
Коткова Анастасия Анатольевна, студент факультета психологии ФГБОУ ВО "ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет ", г. Челябинскaska_schewchuk_94@mail.ru
Психологопедагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы
Аннотация. Статья посвящена психологопедагогическому сопровождению адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы; представлены результаты исследования адаптации пятых классов к условиям средней школы, проведен констатирующий и формирующий эксперимент;представлены результаты диагностикиадаптации учащихся пятых классов к условиям средней школыКлючевые слова: адаптация,младший подростковый возраст, дезадаптация.
Проблема изучения адаптации детей младшего подросткового возраста в образовательном учреждении раскрывается во многих работах педагогов, психологов и медиков[1].Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio, что обозначает слово «приспособление», поэтому адаптацию
приспособление человекак условиям окружающей среды[2].Трудным периодом обучения, считается период адаптации в 5 классе[3]. В этот период наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников[4]. Дезадаптация ребенка приводит кухудшению здоровья, снижается уровень успеваемости[4]. Исследование по изучению социальной адаптации младших подростков проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения Средней общеобразовательной школе № 48, г. Копейска с младшими подростками в количестве 30 человек.Исследование проходило в три этапа:I.Поисковоподготовительный этап;
II. Опытноэкспериментальный этап;III. Контрольнообобщающий;В настоящее время внимание родителей должно быть направлено на развитие образовательной деятельности детей, их способности учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки[5].В настоящее время переход от начальной школы к средней школе совпадает с окончанием детства довольно стабильным периодом развития[6].Для исследования школьной тревожности в группе школьников было проведено исследование по методике С.В. Левченко «Чувства в школе».Результаты диагностики испытуемых представлены на рисунке 110%47%43%0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%Высокий уровень тревожностиСредний уровень тревожностиНизкий уровень тревожностиКоличествоучениковУровни тревожности
Рис. 1.Результаты исследования по методике С.В. Левченко «Чувства в школе»
Как видно из рисунка 1, большинство пятиклассников (87%) испытывают радость, находясь в школе. Усталость испытывают 73% детей и раздражение столько же 73%. Отметим, что 70% опрошенных испытывают благодарность, 67%уверенность в себе. Сомнение в школе испытывают 63% опрошенных и симпатию к учителям, в свою очередь, 63% опрошенных. Желание приходить в школу отмечается у 57 % учащихся 5 класса. Тревогу за будущее испытывают 57% опрошенных.Спокойствие в школе испытывают 53% пятиклассников. Беспокойство испытывают 43% школьников. Неудовлетворенность собой характерна для 23% опрошенных, скука для 20% пятиклассников. Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 13% опрошенных, чувство унижения 13% опрошенных, а обида у 10% учащихся.Таким образом, полученные результаты исследования по методике С.В. Левченко «Чувства в школе» свидетельствуют о том, что в середине учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств[7]. Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные по методике изучения тревожности Филипса. Они представлены на рисунке 2.
Рис. 2.Результаты исследования по методике изучения тревожности ФилипсаКак видно из рисунка 2, высокий уровень тревожности наблюдается у 10 % испытуемых, средний уровень тревожности у 47 % испытуемых и низкий уровень у 43% опрошенных.
Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные по методике изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Они представлены на рисунке 3.
Рис. 3.Уровни школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой
Как видно из рисунка 3, высокий уровень школьной мотивации наблюдается у 2 человек (7 % испытуемых), хороший уровень мотивации у 10 % испытуемых (3 человека), положительный уровень у 30% опрошенных (9 человек) у такого же количества человек наблюдается дезадаптация низкий уровень школьной мотивацииу 23% испытуемых.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в середине учебного года количество пятиклассников, имеющих высокий уровень тревожности, составляет небольшой процент 10%, атакже положительный уровень школьной мотивации равен дезадаптации испытуемых.После констатирующего эксперимента психологопедагогического сопровождения адаптации пятиклассников к среднему школе, на базе 5А класса МОУ СОШ № 48 Копейского городского округа, у пятиклассников была проведена контрольная диагностика. Целью повторного исследования, на контрольнообобщающем этапе, является обработка и обобщение результатов опытноэкспериментальной работы, оформление психологопедагогического эксперимента. Использовался повторно тот же пакет психодиагностических методик. Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика.После проведения сопровождающей программы для пятиклассников были получены следующие результатыисследования по методики определения уровня тревожности Н.Б. Филипса до и после сопровожденияотображенные на рисунке 5.051015202530СпокойствиеУсталостьСкукуРадостьУверенность в себеБеспокойствоНеудовлетворенность собойРаздражениеСомнениеОбидуЧувство униженияСтрахТревогу за будущееБлагодарностьСимпатию к учителямЖелание приходить сюда1622626201372219344172119172,418328259320150119292520Количество испытуемыхДо воздействия После воздействия
Рис. 5. Результаты исследования по методики определения уровня тревожности Н.Б. Филипса до и после сопровождения
Как видно из рисунка 5, высокий уровень тревожности наблюдается у 3 человек (10% обследуемых). Повышенный уровень тревожности наблюдается у 14 человек (47% испытуемых). Отметим, что низкий уровень тревожности у 13% человек. Следовательно, мы видим понижение уровня тревожности по методике Н.Б. Филипса.Рассмотрим результаты эксперимента, полученные по методике «чувства в школе» С.В. Левченко.Они представлены на рисунке 7.
Рис. 7.Результаты исследования по методике «Чувства в школе» С.В. Левченко до и после сопровождения
Отметим, что положительные чувства у испытуемых превалируют над отрицательными.02468101214Высокий уровень тревожностиСредний уровень тревожностинизкий уровень тревожности9101131413Количество испытуемыхДо воздействияПосле воздействияРассмотрим результаты изучения школьной мотивации у пятиклассников при переходе всреднее звено по методике Н.Г. Лускановой. Результаты представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Результаты исследования по методике изучения школьной мотивации
Н.Г. Лускановой до и после сопровождения.
Проанализируем полученные результаты исследования. Так, высокий уровень школьной мотивации возрос с 2 (7%) человек до 5 (17%), хорошая школьная мотивация поднялась на 20%, положительное отношение к школе не изменилось, Низкая школьная мотивация понизилась на 10%, а также, из уровня дезадаптации вышли 6 человек.Для подтверждения достоверности полученных результатов был применен Ткритерий Вилкоксона. Математической обработке подвергались результаты по методике изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов в письменном виде. На каждый вопрос нужно выбрать из трех вариантов ответ. Диагностика проводилась в групповой форме. Вопросы предъявлялись на слух без присутствия классного руководителя. Ответы детей были занесены в таблицу(прил…)Данная методика позволила констатировать общий результат адаптации пятиклассников. Низкий уровень школьной мотивации у 7 человек из 30 23%Дезадаптацияу 9 человек из 30 30%Используя полученные данные, можно рассчитать парный критерий ТВилкоксона. Задача состоит в том, чтобы определить, будет ли повышаться уровень школьной мотивации у пятиклассников после сопровождающей программы.Более наглядно достоверность результатов можно увидеть на рисунке 4 Тэмп=∑ RrГде Rrранговое значение сдвигов с более редким знаком.Тэмп=1Критические значения Т при n=30:0.01 = 1200.05 = 15
0123456789Высокий уровень школьной мотивацииХорошая школьная мотивацияПоложительное отношение к школеНизкая школьная мотивациияДезадаптация2397959943Количество испытуемыхДо воздействияПосле воздействия Т0,01 Т0,05Зона значимостиЗона незначимости
120 151
Рис. 4. Ось значимости
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости. Следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза H0 отвергается, принимается гипотеза H1. Таким образом, гипотеза исследования о том, что уровень школьной мотивации пятиклассников может измениться, если реализовать разработанную нами программу психологопедагогического сопровождения процесса адаптации младших подростков к среднему звену, включающую комплекс психотехнических игр и упражнений, направленных на повышение уровня адаптации у пятиклассников подтвердилась. По данной работе были составлены рекомендации педагогам и психологам по адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы, атак же коррекционная программа, состоящая из 10 занятий.
Ссылки на источники1.Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии, 1995. 2.Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб.для высш. шк. / Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2010.357с. 3.Жукова Т.Н. Проблема адаптации подростков. Минск: Современное слово, 1998. 4.Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология / Е.Ю. Балашова. 2008. №10.С.3638. 5.Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И. В. М.: Сфера, 2009. 6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.М., Просвещение, 2008. 398с. 7.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6ти Т.4 Детская психология /Л.С. Выготский. Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2009. 378с. 8.Савина Н.Г. Психология девиантного поведения. Учебнометодическое пособие для студентов вуза / Челябинск, 2015. 9.Савина Н.Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности.Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 302306. 10.Савина Н.Г. Методические рекомендации по формированию саморегуляции поведения у младших подростков. Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 312316. 11.Савина Н.Г. Возрастная психология. Учебнометодическое пособие для студентов факультета психологии ЧГПУ заочного отделения / Челябинск, 2004. 12.Савина Н.Г. Младший подростковый возраст как наиболее оптимальный для формирования умений саморегуляции поведения/Теория и практика развивающего обучения Сборник статей преподавателей, аспирантов, соискателей вузов, директоров и учителей школ России. Челябинск, 2001. С. 7883.
Коткова Анастасия Анатольевна, студент факультета психологии ФГБОУ ВО "ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет ", г. Челябинскaska_schewchuk_94@mail.ru
Психологопедагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы
Аннотация. Статья посвящена психологопедагогическому сопровождению адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы; представлены результаты исследования адаптации пятых классов к условиям средней школы, проведен констатирующий и формирующий эксперимент;представлены результаты диагностикиадаптации учащихся пятых классов к условиям средней школыКлючевые слова: адаптация,младший подростковый возраст, дезадаптация.
Проблема изучения адаптации детей младшего подросткового возраста в образовательном учреждении раскрывается во многих работах педагогов, психологов и медиков[1].Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio, что обозначает слово «приспособление», поэтому адаптацию
приспособление человекак условиям окружающей среды[2].Трудным периодом обучения, считается период адаптации в 5 классе[3]. В этот период наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников[4]. Дезадаптация ребенка приводит кухудшению здоровья, снижается уровень успеваемости[4]. Исследование по изучению социальной адаптации младших подростков проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения Средней общеобразовательной школе № 48, г. Копейска с младшими подростками в количестве 30 человек.Исследование проходило в три этапа:I.Поисковоподготовительный этап;
II. Опытноэкспериментальный этап;III. Контрольнообобщающий;В настоящее время внимание родителей должно быть направлено на развитие образовательной деятельности детей, их способности учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки[5].В настоящее время переход от начальной школы к средней школе совпадает с окончанием детства довольно стабильным периодом развития[6].Для исследования школьной тревожности в группе школьников было проведено исследование по методике С.В. Левченко «Чувства в школе».Результаты диагностики испытуемых представлены на рисунке 110%47%43%0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%Высокий уровень тревожностиСредний уровень тревожностиНизкий уровень тревожностиКоличествоучениковУровни тревожности
Рис. 1.Результаты исследования по методике С.В. Левченко «Чувства в школе»
Как видно из рисунка 1, большинство пятиклассников (87%) испытывают радость, находясь в школе. Усталость испытывают 73% детей и раздражение столько же 73%. Отметим, что 70% опрошенных испытывают благодарность, 67%уверенность в себе. Сомнение в школе испытывают 63% опрошенных и симпатию к учителям, в свою очередь, 63% опрошенных. Желание приходить в школу отмечается у 57 % учащихся 5 класса. Тревогу за будущее испытывают 57% опрошенных.Спокойствие в школе испытывают 53% пятиклассников. Беспокойство испытывают 43% школьников. Неудовлетворенность собой характерна для 23% опрошенных, скука для 20% пятиклассников. Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 13% опрошенных, чувство унижения 13% опрошенных, а обида у 10% учащихся.Таким образом, полученные результаты исследования по методике С.В. Левченко «Чувства в школе» свидетельствуют о том, что в середине учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств[7]. Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные по методике изучения тревожности Филипса. Они представлены на рисунке 2.
Рис. 2.Результаты исследования по методике изучения тревожности ФилипсаКак видно из рисунка 2, высокий уровень тревожности наблюдается у 10 % испытуемых, средний уровень тревожности у 47 % испытуемых и низкий уровень у 43% опрошенных.
Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные по методике изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Они представлены на рисунке 3.
Рис. 3.Уровни школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой
Как видно из рисунка 3, высокий уровень школьной мотивации наблюдается у 2 человек (7 % испытуемых), хороший уровень мотивации у 10 % испытуемых (3 человека), положительный уровень у 30% опрошенных (9 человек) у такого же количества человек наблюдается дезадаптация низкий уровень школьной мотивацииу 23% испытуемых.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в середине учебного года количество пятиклассников, имеющих высокий уровень тревожности, составляет небольшой процент 10%, атакже положительный уровень школьной мотивации равен дезадаптации испытуемых.После констатирующего эксперимента психологопедагогического сопровождения адаптации пятиклассников к среднему школе, на базе 5А класса МОУ СОШ № 48 Копейского городского округа, у пятиклассников была проведена контрольная диагностика. Целью повторного исследования, на контрольнообобщающем этапе, является обработка и обобщение результатов опытноэкспериментальной работы, оформление психологопедагогического эксперимента. Использовался повторно тот же пакет психодиагностических методик. Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика.После проведения сопровождающей программы для пятиклассников были получены следующие результатыисследования по методики определения уровня тревожности Н.Б. Филипса до и после сопровожденияотображенные на рисунке 5.051015202530СпокойствиеУсталостьСкукуРадостьУверенность в себеБеспокойствоНеудовлетворенность собойРаздражениеСомнениеОбидуЧувство униженияСтрахТревогу за будущееБлагодарностьСимпатию к учителямЖелание приходить сюда1622626201372219344172119172,418328259320150119292520Количество испытуемыхДо воздействия После воздействия
Рис. 5. Результаты исследования по методики определения уровня тревожности Н.Б. Филипса до и после сопровождения
Как видно из рисунка 5, высокий уровень тревожности наблюдается у 3 человек (10% обследуемых). Повышенный уровень тревожности наблюдается у 14 человек (47% испытуемых). Отметим, что низкий уровень тревожности у 13% человек. Следовательно, мы видим понижение уровня тревожности по методике Н.Б. Филипса.Рассмотрим результаты эксперимента, полученные по методике «чувства в школе» С.В. Левченко.Они представлены на рисунке 7.
Рис. 7.Результаты исследования по методике «Чувства в школе» С.В. Левченко до и после сопровождения
Отметим, что положительные чувства у испытуемых превалируют над отрицательными.02468101214Высокий уровень тревожностиСредний уровень тревожностинизкий уровень тревожности9101131413Количество испытуемыхДо воздействияПосле воздействияРассмотрим результаты изучения школьной мотивации у пятиклассников при переходе всреднее звено по методике Н.Г. Лускановой. Результаты представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Результаты исследования по методике изучения школьной мотивации
Н.Г. Лускановой до и после сопровождения.
Проанализируем полученные результаты исследования. Так, высокий уровень школьной мотивации возрос с 2 (7%) человек до 5 (17%), хорошая школьная мотивация поднялась на 20%, положительное отношение к школе не изменилось, Низкая школьная мотивация понизилась на 10%, а также, из уровня дезадаптации вышли 6 человек.Для подтверждения достоверности полученных результатов был применен Ткритерий Вилкоксона. Математической обработке подвергались результаты по методике изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов в письменном виде. На каждый вопрос нужно выбрать из трех вариантов ответ. Диагностика проводилась в групповой форме. Вопросы предъявлялись на слух без присутствия классного руководителя. Ответы детей были занесены в таблицу(прил…)Данная методика позволила констатировать общий результат адаптации пятиклассников. Низкий уровень школьной мотивации у 7 человек из 30 23%Дезадаптацияу 9 человек из 30 30%Используя полученные данные, можно рассчитать парный критерий ТВилкоксона. Задача состоит в том, чтобы определить, будет ли повышаться уровень школьной мотивации у пятиклассников после сопровождающей программы.Более наглядно достоверность результатов можно увидеть на рисунке 4 Тэмп=∑ RrГде Rrранговое значение сдвигов с более редким знаком.Тэмп=1Критические значения Т при n=30:0.01 = 1200.05 = 15
0123456789Высокий уровень школьной мотивацииХорошая школьная мотивацияПоложительное отношение к школеНизкая школьная мотивациияДезадаптация2397959943Количество испытуемыхДо воздействияПосле воздействия Т0,01 Т0,05Зона значимостиЗона незначимости
120 151
Рис. 4. Ось значимости
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости. Следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза H0 отвергается, принимается гипотеза H1. Таким образом, гипотеза исследования о том, что уровень школьной мотивации пятиклассников может измениться, если реализовать разработанную нами программу психологопедагогического сопровождения процесса адаптации младших подростков к среднему звену, включающую комплекс психотехнических игр и упражнений, направленных на повышение уровня адаптации у пятиклассников подтвердилась. По данной работе были составлены рекомендации педагогам и психологам по адаптации учащихся пятых классов к условиям средней школы, атак же коррекционная программа, состоящая из 10 занятий.
Ссылки на источники1.Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии, 1995. 2.Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб.для высш. шк. / Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2010.357с. 3.Жукова Т.Н. Проблема адаптации подростков. Минск: Современное слово, 1998. 4.Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология / Е.Ю. Балашова. 2008. №10.С.3638. 5.Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И. В. М.: Сфера, 2009. 6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.М., Просвещение, 2008. 398с. 7.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6ти Т.4 Детская психология /Л.С. Выготский. Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2009. 378с. 8.Савина Н.Г. Психология девиантного поведения. Учебнометодическое пособие для студентов вуза / Челябинск, 2015. 9.Савина Н.Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности.Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 302306. 10.Савина Н.Г. Методические рекомендации по формированию саморегуляции поведения у младших подростков. Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 312316. 11.Савина Н.Г. Возрастная психология. Учебнометодическое пособие для студентов факультета психологии ЧГПУ заочного отделения / Челябинск, 2004. 12.Савина Н.Г. Младший подростковый возраст как наиболее оптимальный для формирования умений саморегуляции поведения/Теория и практика развивающего обучения Сборник статей преподавателей, аспирантов, соискателей вузов, директоров и учителей школ России. Челябинск, 2001. С. 7883.