Проблемы определения таможенной стоимости
Выпуск:
ART 970885
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бардина
Т.
А.,
Гречкина
А.
К. Проблемы определения таможенной стоимости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2791–2795. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970885.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для правильного определения таможенной стоимости разработаны шесть методов ее определения. Несмотря на то что в таможенном законодательстве четко и вполне однозначно прописаны методы определения таможенной стоимости, их практическое применение вызывает у бизнеса и таможенных органов множество вопросов.
Ключевые слова:
таможенная стоимость, всемирная таможенная организация, таможенные платежи, продажная цена, контрольный уровень цен
Текст статьи
Бардина Татьяна Алексеевна,
студент «Оренбургского Государственного Университета», г. ОренбургNatsugame@mail.ru
Гречкина Анастасия Константиновна,студент «Оренбургского Государственного Университета», г. Оренбургa_grechkina1997@mail.ru
Научный руководитель:Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного праваElena5675@mail.ru
Проблемыопределениятаможеннойстоимости
Аннотация.Вданной статье рассматриваются основные проблемы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для правильного определения таможенной стоимости разработаны шесть методов ее определения. Несмотря на то что в таможенном законодательстве четко и вполне однозначно прописаны методы определения таможенной стоимости, их практическое применение вызывает у бизнеса и таможенных органов множество вопросов.Ключевые слова:таможенная стоимость, Всемирная таможенная организация, таможенные платежи, продажная цена, контрольный уровень цен.
Определение таможенной стоимости является одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности. Основная причинаэтого заключается в том, что таможенная стоимость товаров является основой для исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду еезанижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недостаточному получению платежей в бюджет.Вустановлении четких правил определения налоговой базы дляперемещениятоваров через таможенную границу Российской Федерациизаинтересованыкак государственные, так и коммерческие круги. Таким образом, в федеральном бюджетезначительная часть егодохода формируется за счет таможенной пошлины и налогов, в связи с чем государственные органыдля планированияожидаемых доходов бюджета должны знать процедурурасчетаналогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знаниеправилналогообложенияимпортируемых и экспортируемых товаров является реальнымэффективным способомвнешнеэкономической деятельности.Тем не менее занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Такпри экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же, как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется изза границы. Кроме этого, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.Если в США и странах ЕС доля таможенной пошлины в доходных поступлениях в бюджет колеблется от 1 до 3%, то в России таможенные органы на сегодняшнийдень обеспечивают более 40% доходов федерального бюджета.Среди документов Всемирной таможенной организации особое место занимает Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ (Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле). Основное правило Таможенного кодекса ВТО устанавливает, что общий принцип и наиболее часто используемый метод определения таможенной стоимости заключается в определении его на основе цены продажи, а другие методы определения таможенной стоимости могут применяться только в том случае, если нет Транзакции или одним из предварительных условий для применения основного метода.Однако, как показывает практика, большинство споров физических лиц с таможенными органами возникают в тех случаях, когда уровень таможенной стоимости, заявленный при декларировании ниже контрольного уровня цен, имеющихся на таможне.С июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан начали работу на единой таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным кодексом Таможенного Союза[7].Это стало возможным благодаря созданию системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений в таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, что обеспечивает экономическую безопасность и таможенный суверенитет, активизацию экономических отношений государствучастников Таможенного Союза с мировой экономикой, защиты прав граждан и субъектов хозяйствования и соблюдения ими своих обязанностей в области таможенного регулирования движения товаров через таможенную границу таможенного союза.Определение таможенной стоимости является одним из наиболее спорных вопросов в таможенной сфере. Несмотря на то, что методы определения таможенной стоимости четко прописаны в законодательстве, их применение на практике вызывает множество вопросов как для участников экспортноимпортных операций, так и для таможенных органов, среди которых:
включение или не включениев таможенную стоимость товаров определенных компонентов, а также их документальные доказательства (например, роялти, проценты за операции с коммерческим кредитом, затраты на установку и так далее);
определение таможенной стоимости товаров, перевозимых по договорам, отличных от договоров международной куплипродажи (например, аренды, лизинга и так далее); трансфертное ценообразование.Российское законодательство заимствовало методы определения таможенной стоимости, разработанныеврамках ГАТТ. Определить таможеннуюстоимость товаров, ввозимых в Российскую Федерациюможно шестью методами:1) по цене сделки с ввезенными товарами2) по цене сделки с идентичными товарами,3) по цене сделки с аналогичными товарами,4) вычитание стоимости,5) добавление стоимости,6) метод резервирования.Мировая практика, лежащая в основе системы определения таможенной стоимости, утверждает, что размер таможенной стоимости не должен зависеть от метода его определения.Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определение таможенной стоимости. Недостаточная регламентация этого контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей от недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.В дополнение к правильному исчислению таможенной стоимости перевозимого товара необходимо правильно установить ставку таможенной пошлины через Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), т.к. это влияет на необходимость получения разрешений, таких как лицензии, сертификатысоответствия и т.д.Представление недостоверной информации о кодах ТН ВЭД и свойствах товаров влечет за собой обязательную уплату таможенных платежей, подкрепленную административной ответственностью по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В то же время некорректное указание одного только кода ГС не указывает на наличие недостоверной информации о самом товаре.При установлении вины декларанта или таможенного брокера должностное лицо таможенного органа обязано, при условии соблюдениянормативноправовой базы, правил толкования ТН ВЭД, разъяснений к нему, коммерческой документации и прочего:
проанализировать, имели ли эти лица возможность отнести товар к правильному товарной позиции;
оценить очевидность аргументов, приведенных в поддержку неверного указания кода;
проверить полноту и правильность информации о наименовании заявленного товара.Например, ФАС Западносибирскогоокруга указал, что определение товарной позиции товаров в соответствии с кодом ГС на основе предмета договора и заключение эксперта Алтайской торговопромышленной палаты свидетельствует о честности заявителя и отсутствии намерения со стороны применения неправильного кода[5].Основная проблема, возникающая при разрешении споров в суде по корректировке таможеннойстоимости,связана с отсутствием единства в толковании Закона «Отаможенном тарифе»со стороны судебных и таможенных органов. Более того, если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоохранительной позиции используются инструкции региональных таможенных администраций. Для установления единого подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение проблем право применения на уровне высших органов обеих систем.Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государствачлена Таможенного союза при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства. Поскольку таможенная стоимость является основой для расчета таможеннойпошлины, НДС, акцизов и иных таможенных платежейеё величина должнабыть установлена на основании количественно определяемой информации[3].Наконец, информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости,должна подтверждаться соответствующими документами.Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, это общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.При этом платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только вбухгалтерских документах.Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца, например, путем погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом[4].Согласно части 1 ст. 45 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решение, действие или бездействие таможенного органа, в том числе должностного лица этого органа, в случае, если такое решение, действие или бездействие, основанные на мнении этого лица нарушают его права, свободыили установленных законом интересыили если у этого лица имеются препятствия для их осуществления, а также в случае незаконного присвоения ему любых обязанностей.Судебная практика является одним из показателей эффективности работы таможенной службы с точки зрения законности принимаемых ими решений. Низкий показатель разрешения дел о корректировке таможенной стоимости в пользу таможенных органов свидетельствует о наличии проблем при принятии и применении законодательных и подзаконных актов в данной сфере.Мы можем выявить следующие недостатки в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:
необоснованность решения таможенного органа об отказе от заявленной декларируемой таможенной стоимости декларируемого декларантом товара или о несогласии с выбранным декларантом способом его определения;
несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 18 апреля 2016 г. ответило на обращение о контроле таможенной стоимости товаров на основе значений, указанных в системе управления рисками (RMS). Согласноданномуписьму, импортеры имеют право обжаловать решение таможенного органа о корректировке стоимости товаров, если оно было принято с ссылкой на размеры в профиле риска. Поэтому, если таможенный орган все еще принимает решение о корректировке стоимости, объясняя это внутренними распоряжениями в ведомстве,ссылка наст. 9 Таможенного кодекса позволяет импортеру обжаловать действия таможенных органов в установленные сроки, в административном или судебном порядке, подытожило Министерство финансов.Таким образом, необходимо искать компромисс в построении принципов механизма взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами. Дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, чтобезусловнодаст возможность расширить внедрение основных принципов расчета налоговой базы для ввозимых товаров.Для следующегошагак созданиюпостоянно действующей системы контроляследует оптимизироватьструктурууправления подразделениями, участвующими в таможенной стоимости.Правильный выбор критериев эффективности тесносвязан с основной целью,стоящей перед таможенными органами, такой какобеспечение экономическойбезопасности страны.Оценка факторов, которые влияют на выполнение этой задачи состоит изсистематизации, количественного и качественного рассмотрениявсех основныхпараметров, от которых может зависеть решение задач. Проведениепостоянногомониторингацен, создание информационных баз данных дляконтролятаможенной стоимости, целенаправленная и всесторонняя проверка участниковвнешнеэкономическойдеятельность, тщательный контрольстоимости, устраняющая утечку валютной выручки вот некоторые путидостижения этой цели.Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. В то же время таможенная оценка как неотъемлемый этап выполнения таможенных формальностей, заключающийся в расчете налоговой базы для целей исчисления таможенных платежей, а, следовательно, и таможенная стоимость как результат такой оценки, выполняют также важную регулирующую функцию, а сам процесс таможенной оценки может рассматриваться в качестве административного барьера внешнеторговой деятельности. При этом если посредством повышения ставок таможенных пошлин государство осуществляет прямое регулирование внешней торговли товарами, то путем установления методов таможенной оценки, предполагающих сложный длительный процесс определения таможенной стоимости, государство опосредованно оказывает регулирующее воздействие на внешнеторговую деятельность. Последнее имеет негативные экономические последствия, поскольку бремя расходов при приобретении импортных товаров в конечном итоге ложится на покупателей.Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля, проведения постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевойи комплекснойпроверки участников внешнеэкономической деятельности, устранения утечки валютной выручки.
Ссылки на источники1.Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».–[Электронный ресурс] –consultant.ru2.Соглашение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».–[Электронный ресурс] –consultant.ru3.Базарова, А. Материалы, полученные по внешнеторговому контракту / А. Базарова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2010. №4.4.Косов, А. Проблемы роялти / А. Косов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. №1.5.ИНКОТЕРМС 2010 –[Электронный ресурс] –Режим доступа: tamognia.ru6.«Таможенный кодекс Таможенного союза»(ред. от 08.05.2015) –[Электронный ресурс] –consultant.ru7.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»–[Электронный ресурс] –consultant.ru
студент «Оренбургского Государственного Университета», г. ОренбургNatsugame@mail.ru
Гречкина Анастасия Константиновна,студент «Оренбургского Государственного Университета», г. Оренбургa_grechkina1997@mail.ru
Научный руководитель:Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного праваElena5675@mail.ru
Проблемыопределениятаможеннойстоимости
Аннотация.Вданной статье рассматриваются основные проблемы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для правильного определения таможенной стоимости разработаны шесть методов ее определения. Несмотря на то что в таможенном законодательстве четко и вполне однозначно прописаны методы определения таможенной стоимости, их практическое применение вызывает у бизнеса и таможенных органов множество вопросов.Ключевые слова:таможенная стоимость, Всемирная таможенная организация, таможенные платежи, продажная цена, контрольный уровень цен.
Определение таможенной стоимости является одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности. Основная причинаэтого заключается в том, что таможенная стоимость товаров является основой для исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду еезанижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недостаточному получению платежей в бюджет.Вустановлении четких правил определения налоговой базы дляперемещениятоваров через таможенную границу Российской Федерациизаинтересованыкак государственные, так и коммерческие круги. Таким образом, в федеральном бюджетезначительная часть егодохода формируется за счет таможенной пошлины и налогов, в связи с чем государственные органыдля планированияожидаемых доходов бюджета должны знать процедурурасчетаналогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знаниеправилналогообложенияимпортируемых и экспортируемых товаров является реальнымэффективным способомвнешнеэкономической деятельности.Тем не менее занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Такпри экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же, как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется изза границы. Кроме этого, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.Если в США и странах ЕС доля таможенной пошлины в доходных поступлениях в бюджет колеблется от 1 до 3%, то в России таможенные органы на сегодняшнийдень обеспечивают более 40% доходов федерального бюджета.Среди документов Всемирной таможенной организации особое место занимает Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ (Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле). Основное правило Таможенного кодекса ВТО устанавливает, что общий принцип и наиболее часто используемый метод определения таможенной стоимости заключается в определении его на основе цены продажи, а другие методы определения таможенной стоимости могут применяться только в том случае, если нет Транзакции или одним из предварительных условий для применения основного метода.Однако, как показывает практика, большинство споров физических лиц с таможенными органами возникают в тех случаях, когда уровень таможенной стоимости, заявленный при декларировании ниже контрольного уровня цен, имеющихся на таможне.С июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан начали работу на единой таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным кодексом Таможенного Союза[7].Это стало возможным благодаря созданию системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений в таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, что обеспечивает экономическую безопасность и таможенный суверенитет, активизацию экономических отношений государствучастников Таможенного Союза с мировой экономикой, защиты прав граждан и субъектов хозяйствования и соблюдения ими своих обязанностей в области таможенного регулирования движения товаров через таможенную границу таможенного союза.Определение таможенной стоимости является одним из наиболее спорных вопросов в таможенной сфере. Несмотря на то, что методы определения таможенной стоимости четко прописаны в законодательстве, их применение на практике вызывает множество вопросов как для участников экспортноимпортных операций, так и для таможенных органов, среди которых:
включение или не включениев таможенную стоимость товаров определенных компонентов, а также их документальные доказательства (например, роялти, проценты за операции с коммерческим кредитом, затраты на установку и так далее);
определение таможенной стоимости товаров, перевозимых по договорам, отличных от договоров международной куплипродажи (например, аренды, лизинга и так далее); трансфертное ценообразование.Российское законодательство заимствовало методы определения таможенной стоимости, разработанныеврамках ГАТТ. Определить таможеннуюстоимость товаров, ввозимых в Российскую Федерациюможно шестью методами:1) по цене сделки с ввезенными товарами2) по цене сделки с идентичными товарами,3) по цене сделки с аналогичными товарами,4) вычитание стоимости,5) добавление стоимости,6) метод резервирования.Мировая практика, лежащая в основе системы определения таможенной стоимости, утверждает, что размер таможенной стоимости не должен зависеть от метода его определения.Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определение таможенной стоимости. Недостаточная регламентация этого контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей от недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.В дополнение к правильному исчислению таможенной стоимости перевозимого товара необходимо правильно установить ставку таможенной пошлины через Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), т.к. это влияет на необходимость получения разрешений, таких как лицензии, сертификатысоответствия и т.д.Представление недостоверной информации о кодах ТН ВЭД и свойствах товаров влечет за собой обязательную уплату таможенных платежей, подкрепленную административной ответственностью по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В то же время некорректное указание одного только кода ГС не указывает на наличие недостоверной информации о самом товаре.При установлении вины декларанта или таможенного брокера должностное лицо таможенного органа обязано, при условии соблюдениянормативноправовой базы, правил толкования ТН ВЭД, разъяснений к нему, коммерческой документации и прочего:
проанализировать, имели ли эти лица возможность отнести товар к правильному товарной позиции;
оценить очевидность аргументов, приведенных в поддержку неверного указания кода;
проверить полноту и правильность информации о наименовании заявленного товара.Например, ФАС Западносибирскогоокруга указал, что определение товарной позиции товаров в соответствии с кодом ГС на основе предмета договора и заключение эксперта Алтайской торговопромышленной палаты свидетельствует о честности заявителя и отсутствии намерения со стороны применения неправильного кода[5].Основная проблема, возникающая при разрешении споров в суде по корректировке таможеннойстоимости,связана с отсутствием единства в толковании Закона «Отаможенном тарифе»со стороны судебных и таможенных органов. Более того, если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоохранительной позиции используются инструкции региональных таможенных администраций. Для установления единого подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение проблем право применения на уровне высших органов обеих систем.Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государствачлена Таможенного союза при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства. Поскольку таможенная стоимость является основой для расчета таможеннойпошлины, НДС, акцизов и иных таможенных платежейеё величина должнабыть установлена на основании количественно определяемой информации[3].Наконец, информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости,должна подтверждаться соответствующими документами.Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, это общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.При этом платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только вбухгалтерских документах.Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца, например, путем погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом[4].Согласно части 1 ст. 45 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решение, действие или бездействие таможенного органа, в том числе должностного лица этого органа, в случае, если такое решение, действие или бездействие, основанные на мнении этого лица нарушают его права, свободыили установленных законом интересыили если у этого лица имеются препятствия для их осуществления, а также в случае незаконного присвоения ему любых обязанностей.Судебная практика является одним из показателей эффективности работы таможенной службы с точки зрения законности принимаемых ими решений. Низкий показатель разрешения дел о корректировке таможенной стоимости в пользу таможенных органов свидетельствует о наличии проблем при принятии и применении законодательных и подзаконных актов в данной сфере.Мы можем выявить следующие недостатки в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:
необоснованность решения таможенного органа об отказе от заявленной декларируемой таможенной стоимости декларируемого декларантом товара или о несогласии с выбранным декларантом способом его определения;
несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 18 апреля 2016 г. ответило на обращение о контроле таможенной стоимости товаров на основе значений, указанных в системе управления рисками (RMS). Согласноданномуписьму, импортеры имеют право обжаловать решение таможенного органа о корректировке стоимости товаров, если оно было принято с ссылкой на размеры в профиле риска. Поэтому, если таможенный орган все еще принимает решение о корректировке стоимости, объясняя это внутренними распоряжениями в ведомстве,ссылка наст. 9 Таможенного кодекса позволяет импортеру обжаловать действия таможенных органов в установленные сроки, в административном или судебном порядке, подытожило Министерство финансов.Таким образом, необходимо искать компромисс в построении принципов механизма взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами. Дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, чтобезусловнодаст возможность расширить внедрение основных принципов расчета налоговой базы для ввозимых товаров.Для следующегошагак созданиюпостоянно действующей системы контроляследует оптимизироватьструктурууправления подразделениями, участвующими в таможенной стоимости.Правильный выбор критериев эффективности тесносвязан с основной целью,стоящей перед таможенными органами, такой какобеспечение экономическойбезопасности страны.Оценка факторов, которые влияют на выполнение этой задачи состоит изсистематизации, количественного и качественного рассмотрениявсех основныхпараметров, от которых может зависеть решение задач. Проведениепостоянногомониторингацен, создание информационных баз данных дляконтролятаможенной стоимости, целенаправленная и всесторонняя проверка участниковвнешнеэкономическойдеятельность, тщательный контрольстоимости, устраняющая утечку валютной выручки вот некоторые путидостижения этой цели.Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. В то же время таможенная оценка как неотъемлемый этап выполнения таможенных формальностей, заключающийся в расчете налоговой базы для целей исчисления таможенных платежей, а, следовательно, и таможенная стоимость как результат такой оценки, выполняют также важную регулирующую функцию, а сам процесс таможенной оценки может рассматриваться в качестве административного барьера внешнеторговой деятельности. При этом если посредством повышения ставок таможенных пошлин государство осуществляет прямое регулирование внешней торговли товарами, то путем установления методов таможенной оценки, предполагающих сложный длительный процесс определения таможенной стоимости, государство опосредованно оказывает регулирующее воздействие на внешнеторговую деятельность. Последнее имеет негативные экономические последствия, поскольку бремя расходов при приобретении импортных товаров в конечном итоге ложится на покупателей.Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля, проведения постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевойи комплекснойпроверки участников внешнеэкономической деятельности, устранения утечки валютной выручки.
Ссылки на источники1.Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».–[Электронный ресурс] –consultant.ru2.Соглашение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».–[Электронный ресурс] –consultant.ru3.Базарова, А. Материалы, полученные по внешнеторговому контракту / А. Базарова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2010. №4.4.Косов, А. Проблемы роялти / А. Косов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. №1.5.ИНКОТЕРМС 2010 –[Электронный ресурс] –Режим доступа: tamognia.ru6.«Таможенный кодекс Таможенного союза»(ред. от 08.05.2015) –[Электронный ресурс] –consultant.ru7.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»–[Электронный ресурс] –consultant.ru