Проблемы урегулирования некоторых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных силах РФ: правовой аспект
Выпуск:
ART 970903
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов
А.
А.,
Капелько
Т.
В. Проблемы урегулирования некоторых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных силах РФ: правовой аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2881–2885. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970903.htm.
Аннотация. Настоящее исследование повящено юридическому анализу регулирования правовых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных силах РФ, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы.
Ключевые слова:
антикоррупционная деятельность, коррупция в вооруженных силах рф, федеральная государственная гражданская служба, нарушение равенства прав и свобод человека
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» ФГОУВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва
sir.tumanov2015@yandex.ru
Капелько Татьяна Витальевна,канд. юрид. наук,доцент, ФГОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск
Проблемы урегулирования некоторых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных силах РФ: правовой аспект
Аннотация.Настоящее исследование повещено юридическому анализу регулирования правовых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах РФ, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы.Ключевые слова:антикоррупционная деятельность, коррупция в Вооруженных Силах РФ, федеральная государственная гражданская служба,нарушение равенства прав и свобод человека.
Той стремительности, с которой в настоящее времяразвиваетсянормативноправоваябаза, регламентирующаяпротиводействие коррупции, может позавидовать любая отрасль российского права. Безусловно, данному обстоятельству способствует важность целей государственной политики в областиборьбыс коррупцией, а также чрезвычайная необходимость принятия соответствующих срочных,всесторонних и исчерпывающих мер.Вместе с тем, непозволительно оправдывать наличием указанной ситуации отдельные из предпринимаемых законодателем шагов по урегулированию некоторых аспектов антикоррупционной деятельности, сомнительные как по своей сути, так и по содержанию, в результате которых ставятся под угрозу нарушения или нарушаются конституционные права граждан, создаются условия для практически ничем не ограниченного усмотрения со стороны уполномоченных органов (должностных лиц) по применению соответствующих положений правовых актов, образовываются коллизии и противоречия при их применении, а также формируется негативное отношение к разумности и обоснованности осуществляемых мер по противодействию коррупции[1].Например,к однойиз подобных проблем можно отнестираспространение на отдельные категории лиц (в частности, работников военных организаций) ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих (далее также ограничения правового статуса).ПриказомМинистра обороны РФ от 28 февраля 2015г. №119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» (далее приказ Министра обороны Российской Федерации №119)[2]на работников военных организаций, распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом«О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. №273ФЗ(далее Закон о противодействии коррупции)[3]в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, и ст.ст.17, 18и 20Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. №79ФЗ [4] (далее Закон о гражданской службе)[4].Должности в военных организациях, на замещающих которые работников распространяются ограничения правового статуса, установлены Перечнем должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014г. №865[5].В целом анализ подобных перечней отдельных должностей, установленных федеральными органами власти в отношении подведомственных организаций, приводит к интересным результатам.«Силовые» ведомства по не вполне обоснованным, но достаточно понятным причинам выступили в одном ключе: установили максимально широкий перечень должностей в подведомственных организациях, на замещаемых которые работников распространяются ограничения правового статуса.Так, например, в организациях, ранее подведомственных Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, к указанным должностям, в частности, были отнесены должности: начальникагаража, заведующегоскладом, заведующегостоловой, заведующегообщежитием, заведующегохозяйством.В организациях, подведомственных Министерству внутренних дел РФ, к отдельным должностям, в частности, отнесены: должности всех наименований профессорскопреподавательского и преподавательскогосоставов, экономист по договорной и претензионной работе, бухгалтерревизор, экономист по материальнотехническому снабжению, главный специалист по маркетингу юрисконсульт, оценщик и др. Однако анализ перечней подобных должностей в целом по организациям,подведомственным федеральным государственным органам, показывает, что в основном в соответствующие перечни включаются только три категории должностей: руководитель, заместители руководителя и главный бухгалтер. При этом, в отдельных организациях ограничения правового статуса распространены только на руководителя либо на руководителя, его заместителейи главного бухгалтера.Представляется, что именно такой подход, по крайней мере,в настоящее время, является разумным и обоснованным.Так же, не совсем понятны основания для установления различных подходов к решению указанной проблемы: в таких организациях, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Аэрофлот российские авиалинии», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российские железные дороги», и других организациях к коррупционно опасным должностям отнесены только: руководитель (единоличный исполнительный орган), заместитель руководителя и главный бухгалтер, а в военных организациях и в приведенных выше примерах –так же еще и заместитель главного бухгалтера, начальник отдела (отделения) и его заместитель, главный юрисконсульт (юрисконсульт), начальник гаража, заведующий общежитием и т.д. Возникает логичный вопрос: неужели последние из указанных должностей более коррупционно опасные по сравнению с аналогичными в названных крупнейших организациях страны? Представляется, что нет.Отсутствие на федеральном уровне единых критериев (оснований, подходов) определения коррупционно опасных должностей (что особенно показательно в сфере трудовых отношений) влечет необоснованную самостийность федеральных органов и приводит к неоправданным и неразумным решениям, которые в деле противодействия коррупции нередко имеют отрицательный эффект[6].Системный анализ ст.ст.12.2и 12.4Закона о противодействии коррупции[3]и ст.349.2Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ)[7]позволяет прийти к выводу о неоднозначности позиции законодателя по вопросу об определении объема ограничений правового статуса, распространяемых на работников военных организаций:согласно ст.12.2Закона о противодействии коррупции[3]ограничения правового статуса работников военных организаций по умолчанию полностью идентичны ограничениям правового статуса гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации;в силу ст.12.4Закона о противодействии коррупции[3]на работников военных организацийраспространяются лишь те ограничения правового статуса, которые установлены в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, Законом о противодействии коррупции и ст.ст.17, 18и 20Закона о гражданской службе[4], с учетом особенностей, обусловленных правовым статусом работников военных организаций;в соответствии со ст.349.2Трудового кодекса РФ[7]на работников военных организаций в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Закономо противодействиикоррупции[3]и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.Непонятно, вчем именно заключается смысл необходимости наличия такой вариативности правового регулирования рассматриваемого вопроса. Единственнымлогичным и юридическим объяснением даннойситуации является законодательное установление возможности различной регламентации объема ограничений правового статуса обязанных лиц в зависимости от субъектов, определенных законодателем, с которыми они связаны трудовыми отношениями. Однако данную причину трудно назвать разумным основанием для такого законодательного шага, при том, чтоговорить о соблюдении принципа равенства в данной ситуации не представляется возможным.Необходимоучитывать, что выполнение в указанныхслучаях требований ч.3 ст.55Конституции Российской Федерации (далее –Конституции РФ) [8], согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в принципе невозможно: конкретный (либо ограниченный формальными рамками) перечень ограничений, запретов и обязанностей работников военных организаций предлагается устанавливать постановлением Правительства РФ либо вообще нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. Кроме того, остается не выполненным требование общего длявсех отраслей права принципа законности.Одновременно с этим,почемуто,только в отношении работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (в том числе и работников военных организаций), установлено наибольшее число возможных вариантов порядка установления и объема ограничений их правового статуса. Однако, по общему правилу ст.12.4Закона о противодействии коррупции[3]для работников военных организаций, в принципе предусматриваетсяполное соответствие ограничений их правового статуса всему объему ограничений, запретов и обязанностей, установленных для гражданских служащих, проходящих службу в Министерстве обороны РФ.Важным этапом дальнейшего развития правового регулирования противодействия коррупции с участием работников военных организаций стало принятие Правительством РФ,в соответствии со ст.349.2Трудового кодекса РФ[7], Постановления«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» от 5 июля 2013г. №568(далее Постановление Правительства РФ №568)[9], согласно которому в отношении работников военных организаций установлен конкретный перечень ограничений их правового статуса:работники военных организаций не вправе:1)принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;2)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;3)заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;работникам военных организаций запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);работники военных организаций обязаны:1)уведомлять работодателя (егопредставителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним какихлибо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;2)представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;3)принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;4)уведомлять работодателя (его представителя) и своих непосредственных начальников о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, в письменной форме;5)передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долямиучастия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;6)уведомлять работодателя (его представителя) о получении ими подарка в случаях, предусмотренных подп.«б» п.1Постановления Правительства РФ №568[9], и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3тыс.руб., по акту с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.Принятие указанного правового акта сделало вопрос об определении пределов распространения ограничений правового статуса на работников военных организаций еще более актуальным.ПостановлениеПравительства РФ №568[9]ограничило ранее распространенные на работников военных организаций приказомМинистра обороны РФ №119[2]запреты, ограничения и обязанности, установленные Закономо противодействии коррупции[3]и ст.ст.17, 18 и 20Закона о гражданской службе, которые с учетом п.6 ч.1 ст.18Закона о гражданской службе какихлибо конкретных пределов либо особых отличий от ограничений правового статуса гражданских служащих, не имели[4].Таким образом, представляется, в сложившейся ситуации в отношении работников военных организаций подлежит применению исключительно ПостановлениеПравительства РФ №568[9], а объем ограничений правового статуса указанных лиц не подлежит какомулибо расширительному толкованию. Данное положение в большей степени отвечает требованиям обоснованности и соразмерности конституционно значимым целям допустимых ограничений прав и свобод работников военных организаций. Однако и это в полном объеме не решает имеющуюся проблему, а лишь в некоторой степени снижаетее остроту.Вместе с тем, разрешая вопрос об объеме ограничений правового статусаработников военных организаций, ПостановлениеПравительства РФ №568[9]само создало ряд проблем интерпретационного и правоприменительного свойства.Так, в силу абз.4и 5 подп.«в» п.1Постановления Правительства РФ №568 [9] работники военных организаций обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также уведомлять работодателя (его представителя) и своих непосредственных начальников о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, в письменной форме.Однако каким образом на практике реализовывать данные положения?Конфликт интересов являетсяоднимиз ключевых институтов антикоррупционного законодательства, который лежит в основе понимания и квалификации коррупционных действий(в том числе, не только дисциплинарного, но и уголовноправового характера). Однако его понятие и содержание в законодательстве закреплено неоднозначно: ст.10Закона о противодействии коррупции[3]и ст.19Закона о гражданской службе[4]разным образом формулируют дефиницию конфликта интересов (особенно это касается содержания понятия личной заинтересованности), не говоря уже и об иных проблемах нормативного регулирования данного правового института.Возникает закономерный вопрос: какое из данныхопределениеконфликта интересов необходимо использовать в отношении работников военных организаций и, соответственно,каким образом осуществлять урегулирование конфликта интересов? Законодательство не содержит соответствующих процедур в отношении работников военных организаций, а использование подобных положений Законао противодействии коррупции [3] или Законао гражданской службе[4]не представляется возможным: трудовое законодательство не знает таких институтов, как отвод (самоотвод) работника, отстранение от замещаемой должности (от исполнения должностных обязанностей), также, оно не предусматривает создание комиссий по соблюдению требований к деятельности работников военных организаций и урегулированию конфликтов интересов и их компетенцию, а также соответствующие полномочия работодателя.Одновременно с этим необходимо отметить и другую проблему, связанную с реализацией института конфликта интересов в отношении работников военных организаций.Конфликт интересовв его нынешнем юридическом определении, его сущность и содержание непосредственно связаны и определяются соответствующими ограничениями, запретами и обязанностями, которые и устанавливают границы и критерии, а также основания возникновения конфликта интересов в конкретной ситуации с определенными обстоятельствами.Однако при распространении на работников военных организаций только ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных ПостановлениемПравительства РФ №568[9], возникает вопрос о содержании института конфликта интересов: подлежит ли он расширительному толкованию в разрезе, например, Законао гражданской службе[4], или же его следует понимать в узком смысле в рамках ограничений правового статуса, установленных Постановлением Правительства РФ №568[9]?Как представляется, именно последний подход соответствует буквальному содержанию позиции законодателя, установившего рамки ограничений правового статуса работников военных организаций, что, к сожалению, по всей вероятности, на практике не создаст уполномоченным органам (должностным лицам) препятствий для применения по аналогии либо по своему усмотрению соответствующих положений законодательствао противодействии коррупции (в основном, Законао гражданской службе[4]в части установленных запретов, ограничений и обязанностей).Указанная проблема может быть ярко проиллюстрирована на примере борьбы с покровительствомродственников (непотизмом).ПостановлениеПравительства РФ №568[9]ограничения, аналогичного содержащемуся в п.5 ч.1 ст.16Закона о гражданской службе[4], не содержит. При этом, безусловно, проблема непотизма по своему содержанию должна подпадать под сферу действия конфликта интересов. Однако,правовое регулирование, определяющее условия признания конкретной ситуации конфликтом интересов (перечень родственников, критерии их взаимоотношений подчиненность, подконтрольность, зависимость и их виды и другие обстоятельства), в Постановлении Правительства РФ №568[9]отсутствует. Правовых оснований для применения в данной ситуации по аналогии п.5 ч.1 ст.16 Закона о гражданской службе[4], как и, например, подп.«з» п.10 ст.11Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного УказомПрезидента Российской Федерации от 16 сентября 1999г. №1237[10], не имеется.Данная коллизия, в отсутствие ее законодательного урегулирования, может быть разрешена в практической деятельности, как представляется, одним из двух путей: либо в порядке полного усмотрения уполномоченных органов (должностных лиц) относительно необходимых условий (критериев) и оснований применения какихлибо положений законодательства РФ относительно наличия конфликта интересов, связанного с совместной работой родственников, либо посредством отказа от возможности распространения на работников военных организаций какихлибо ограничений, связанных с совместной работой родственников, в силу отсутствия соответствующих законодательных запретов, распространяющихся на работников военных организаций. С точки зрения общей теории юриспруденции, второй вариант представляется более законным и обоснованным.Вместе с тем, для целей противодействия коррупции,первый вариант более эффективен, в связи с чем, к сожалению, иболее реален для применения в практической деятельности, но, вместе с тем, именно онв наибольшей степени ущемит права работников военных организаций и повлечет нарушение принципа законности. В данном случае,большая часть ограничений, запретов и обязанностей (что самое важное в отсутствие законных оснований) будет фактически применяться к работникам военных организаций (в целях формального, хотя и незаконного обоснования такой возможности).Учитывая изложенное, следует констатировать значимость и предельную важность осуществления мер по противодействию коррупции, однако признать надлежащими, соответствующими основополагающим принципам права и правового государства применяемые в настоящее время законодателем способы для проведения в жизнь соответствующих мероприятий нельзя. Права и свободы граждан, являющиеся высшей ценностью, не могут и не должны какимлибо образом нарушаться или подвергаться угрозе нарушения в угоду выполнения даже такой общественно важной задачи, как противодействие коррупции.
Ссылки на источники1.Бараненкова, И. В. «Гражданские» антикоррупционные стандарты военнослужащих(или как не стать «случайной жертвой» борьбы с коррупцией [Текст] / И. В. Бараненкова // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 10. С. 25.2.Российская Федерация. Приказы. О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей [Текст] : приказ Министра обороны РФ : [28 февраля 2015г., №119] // Рос. газ. –2015. –2 марта (№ 45).3.Российская Федерация. Законы.О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 25 дек. 2008г.,№280ФЗ] // Рос. газ. –2008. –28 дек. (№ 266).4.Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 27 июля 2004 г., № 79ФЗ] // Рос. газ. –2004. –2 авг. (№ 162).5.Российская Федерация. Приказы. О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [Текст] : приказ Министра обороны РФ : [24 ноября 2014г., №865] // Рос. газ. –2014. – 29 ноября (№ 3).6.Баскакова, В. Е. Противодействие коррупции в системе государственной службы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. Е. Баскакова. –М. : ЙошкарОла, 2012. –С. 31.7.Российская Федерация. Законы. Трудовойкодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г., № 197ФЗ от 30.12.2001г.] : в ред. федер. закона от 05.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 1. –Ст. 3.8.Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. –Ст. 445.9.Российская Федерация. Постановления.О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «Опротиводействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»[Текст] : постановление Правительства РФ : [5 июля 2013г., №568] // Собр. законодательства РФ. –2013. –№ 28. –Ст. 3833.10.Российская Федерация. Указы. Вопросы прохождения военной службы»[Текст] : указ Президента РФ : [16 сен. 1999 г., № 1237] // Рос. газ.–1999. –23 сен. (№ 191, 192)
sir.tumanov2015@yandex.ru
Капелько Татьяна Витальевна,канд. юрид. наук,доцент, ФГОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск
Проблемы урегулирования некоторых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных силах РФ: правовой аспект
Аннотация.Настоящее исследование повещено юридическому анализу регулирования правовых аспектов антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах РФ, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы.Ключевые слова:антикоррупционная деятельность, коррупция в Вооруженных Силах РФ, федеральная государственная гражданская служба,нарушение равенства прав и свобод человека.
Той стремительности, с которой в настоящее времяразвиваетсянормативноправоваябаза, регламентирующаяпротиводействие коррупции, может позавидовать любая отрасль российского права. Безусловно, данному обстоятельству способствует важность целей государственной политики в областиборьбыс коррупцией, а также чрезвычайная необходимость принятия соответствующих срочных,всесторонних и исчерпывающих мер.Вместе с тем, непозволительно оправдывать наличием указанной ситуации отдельные из предпринимаемых законодателем шагов по урегулированию некоторых аспектов антикоррупционной деятельности, сомнительные как по своей сути, так и по содержанию, в результате которых ставятся под угрозу нарушения или нарушаются конституционные права граждан, создаются условия для практически ничем не ограниченного усмотрения со стороны уполномоченных органов (должностных лиц) по применению соответствующих положений правовых актов, образовываются коллизии и противоречия при их применении, а также формируется негативное отношение к разумности и обоснованности осуществляемых мер по противодействию коррупции[1].Например,к однойиз подобных проблем можно отнестираспространение на отдельные категории лиц (в частности, работников военных организаций) ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих (далее также ограничения правового статуса).ПриказомМинистра обороны РФ от 28 февраля 2015г. №119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» (далее приказ Министра обороны Российской Федерации №119)[2]на работников военных организаций, распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом«О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. №273ФЗ(далее Закон о противодействии коррупции)[3]в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, и ст.ст.17, 18и 20Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. №79ФЗ [4] (далее Закон о гражданской службе)[4].Должности в военных организациях, на замещающих которые работников распространяются ограничения правового статуса, установлены Перечнем должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014г. №865[5].В целом анализ подобных перечней отдельных должностей, установленных федеральными органами власти в отношении подведомственных организаций, приводит к интересным результатам.«Силовые» ведомства по не вполне обоснованным, но достаточно понятным причинам выступили в одном ключе: установили максимально широкий перечень должностей в подведомственных организациях, на замещаемых которые работников распространяются ограничения правового статуса.Так, например, в организациях, ранее подведомственных Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, к указанным должностям, в частности, были отнесены должности: начальникагаража, заведующегоскладом, заведующегостоловой, заведующегообщежитием, заведующегохозяйством.В организациях, подведомственных Министерству внутренних дел РФ, к отдельным должностям, в частности, отнесены: должности всех наименований профессорскопреподавательского и преподавательскогосоставов, экономист по договорной и претензионной работе, бухгалтерревизор, экономист по материальнотехническому снабжению, главный специалист по маркетингу юрисконсульт, оценщик и др. Однако анализ перечней подобных должностей в целом по организациям,подведомственным федеральным государственным органам, показывает, что в основном в соответствующие перечни включаются только три категории должностей: руководитель, заместители руководителя и главный бухгалтер. При этом, в отдельных организациях ограничения правового статуса распространены только на руководителя либо на руководителя, его заместителейи главного бухгалтера.Представляется, что именно такой подход, по крайней мере,в настоящее время, является разумным и обоснованным.Так же, не совсем понятны основания для установления различных подходов к решению указанной проблемы: в таких организациях, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Аэрофлот российские авиалинии», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российские железные дороги», и других организациях к коррупционно опасным должностям отнесены только: руководитель (единоличный исполнительный орган), заместитель руководителя и главный бухгалтер, а в военных организациях и в приведенных выше примерах –так же еще и заместитель главного бухгалтера, начальник отдела (отделения) и его заместитель, главный юрисконсульт (юрисконсульт), начальник гаража, заведующий общежитием и т.д. Возникает логичный вопрос: неужели последние из указанных должностей более коррупционно опасные по сравнению с аналогичными в названных крупнейших организациях страны? Представляется, что нет.Отсутствие на федеральном уровне единых критериев (оснований, подходов) определения коррупционно опасных должностей (что особенно показательно в сфере трудовых отношений) влечет необоснованную самостийность федеральных органов и приводит к неоправданным и неразумным решениям, которые в деле противодействия коррупции нередко имеют отрицательный эффект[6].Системный анализ ст.ст.12.2и 12.4Закона о противодействии коррупции[3]и ст.349.2Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ)[7]позволяет прийти к выводу о неоднозначности позиции законодателя по вопросу об определении объема ограничений правового статуса, распространяемых на работников военных организаций:согласно ст.12.2Закона о противодействии коррупции[3]ограничения правового статуса работников военных организаций по умолчанию полностью идентичны ограничениям правового статуса гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации;в силу ст.12.4Закона о противодействии коррупции[3]на работников военных организацийраспространяются лишь те ограничения правового статуса, которые установлены в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, Законом о противодействии коррупции и ст.ст.17, 18и 20Закона о гражданской службе[4], с учетом особенностей, обусловленных правовым статусом работников военных организаций;в соответствии со ст.349.2Трудового кодекса РФ[7]на работников военных организаций в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Закономо противодействиикоррупции[3]и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.Непонятно, вчем именно заключается смысл необходимости наличия такой вариативности правового регулирования рассматриваемого вопроса. Единственнымлогичным и юридическим объяснением даннойситуации является законодательное установление возможности различной регламентации объема ограничений правового статуса обязанных лиц в зависимости от субъектов, определенных законодателем, с которыми они связаны трудовыми отношениями. Однако данную причину трудно назвать разумным основанием для такого законодательного шага, при том, чтоговорить о соблюдении принципа равенства в данной ситуации не представляется возможным.Необходимоучитывать, что выполнение в указанныхслучаях требований ч.3 ст.55Конституции Российской Федерации (далее –Конституции РФ) [8], согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в принципе невозможно: конкретный (либо ограниченный формальными рамками) перечень ограничений, запретов и обязанностей работников военных организаций предлагается устанавливать постановлением Правительства РФ либо вообще нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. Кроме того, остается не выполненным требование общего длявсех отраслей права принципа законности.Одновременно с этим,почемуто,только в отношении работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (в том числе и работников военных организаций), установлено наибольшее число возможных вариантов порядка установления и объема ограничений их правового статуса. Однако, по общему правилу ст.12.4Закона о противодействии коррупции[3]для работников военных организаций, в принципе предусматриваетсяполное соответствие ограничений их правового статуса всему объему ограничений, запретов и обязанностей, установленных для гражданских служащих, проходящих службу в Министерстве обороны РФ.Важным этапом дальнейшего развития правового регулирования противодействия коррупции с участием работников военных организаций стало принятие Правительством РФ,в соответствии со ст.349.2Трудового кодекса РФ[7], Постановления«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» от 5 июля 2013г. №568(далее Постановление Правительства РФ №568)[9], согласно которому в отношении работников военных организаций установлен конкретный перечень ограничений их правового статуса:работники военных организаций не вправе:1)принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;2)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;3)заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;работникам военных организаций запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);работники военных организаций обязаны:1)уведомлять работодателя (егопредставителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним какихлибо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;2)представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;3)принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;4)уведомлять работодателя (его представителя) и своих непосредственных начальников о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, в письменной форме;5)передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долямиучастия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;6)уведомлять работодателя (его представителя) о получении ими подарка в случаях, предусмотренных подп.«б» п.1Постановления Правительства РФ №568[9], и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3тыс.руб., по акту с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.Принятие указанного правового акта сделало вопрос об определении пределов распространения ограничений правового статуса на работников военных организаций еще более актуальным.ПостановлениеПравительства РФ №568[9]ограничило ранее распространенные на работников военных организаций приказомМинистра обороны РФ №119[2]запреты, ограничения и обязанности, установленные Закономо противодействии коррупции[3]и ст.ст.17, 18 и 20Закона о гражданской службе, которые с учетом п.6 ч.1 ст.18Закона о гражданской службе какихлибо конкретных пределов либо особых отличий от ограничений правового статуса гражданских служащих, не имели[4].Таким образом, представляется, в сложившейся ситуации в отношении работников военных организаций подлежит применению исключительно ПостановлениеПравительства РФ №568[9], а объем ограничений правового статуса указанных лиц не подлежит какомулибо расширительному толкованию. Данное положение в большей степени отвечает требованиям обоснованности и соразмерности конституционно значимым целям допустимых ограничений прав и свобод работников военных организаций. Однако и это в полном объеме не решает имеющуюся проблему, а лишь в некоторой степени снижаетее остроту.Вместе с тем, разрешая вопрос об объеме ограничений правового статусаработников военных организаций, ПостановлениеПравительства РФ №568[9]само создало ряд проблем интерпретационного и правоприменительного свойства.Так, в силу абз.4и 5 подп.«в» п.1Постановления Правительства РФ №568 [9] работники военных организаций обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также уведомлять работодателя (его представителя) и своих непосредственных начальников о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, в письменной форме.Однако каким образом на практике реализовывать данные положения?Конфликт интересов являетсяоднимиз ключевых институтов антикоррупционного законодательства, который лежит в основе понимания и квалификации коррупционных действий(в том числе, не только дисциплинарного, но и уголовноправового характера). Однако его понятие и содержание в законодательстве закреплено неоднозначно: ст.10Закона о противодействии коррупции[3]и ст.19Закона о гражданской службе[4]разным образом формулируют дефиницию конфликта интересов (особенно это касается содержания понятия личной заинтересованности), не говоря уже и об иных проблемах нормативного регулирования данного правового института.Возникает закономерный вопрос: какое из данныхопределениеконфликта интересов необходимо использовать в отношении работников военных организаций и, соответственно,каким образом осуществлять урегулирование конфликта интересов? Законодательство не содержит соответствующих процедур в отношении работников военных организаций, а использование подобных положений Законао противодействии коррупции [3] или Законао гражданской службе[4]не представляется возможным: трудовое законодательство не знает таких институтов, как отвод (самоотвод) работника, отстранение от замещаемой должности (от исполнения должностных обязанностей), также, оно не предусматривает создание комиссий по соблюдению требований к деятельности работников военных организаций и урегулированию конфликтов интересов и их компетенцию, а также соответствующие полномочия работодателя.Одновременно с этим необходимо отметить и другую проблему, связанную с реализацией института конфликта интересов в отношении работников военных организаций.Конфликт интересовв его нынешнем юридическом определении, его сущность и содержание непосредственно связаны и определяются соответствующими ограничениями, запретами и обязанностями, которые и устанавливают границы и критерии, а также основания возникновения конфликта интересов в конкретной ситуации с определенными обстоятельствами.Однако при распространении на работников военных организаций только ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных ПостановлениемПравительства РФ №568[9], возникает вопрос о содержании института конфликта интересов: подлежит ли он расширительному толкованию в разрезе, например, Законао гражданской службе[4], или же его следует понимать в узком смысле в рамках ограничений правового статуса, установленных Постановлением Правительства РФ №568[9]?Как представляется, именно последний подход соответствует буквальному содержанию позиции законодателя, установившего рамки ограничений правового статуса работников военных организаций, что, к сожалению, по всей вероятности, на практике не создаст уполномоченным органам (должностным лицам) препятствий для применения по аналогии либо по своему усмотрению соответствующих положений законодательствао противодействии коррупции (в основном, Законао гражданской службе[4]в части установленных запретов, ограничений и обязанностей).Указанная проблема может быть ярко проиллюстрирована на примере борьбы с покровительствомродственников (непотизмом).ПостановлениеПравительства РФ №568[9]ограничения, аналогичного содержащемуся в п.5 ч.1 ст.16Закона о гражданской службе[4], не содержит. При этом, безусловно, проблема непотизма по своему содержанию должна подпадать под сферу действия конфликта интересов. Однако,правовое регулирование, определяющее условия признания конкретной ситуации конфликтом интересов (перечень родственников, критерии их взаимоотношений подчиненность, подконтрольность, зависимость и их виды и другие обстоятельства), в Постановлении Правительства РФ №568[9]отсутствует. Правовых оснований для применения в данной ситуации по аналогии п.5 ч.1 ст.16 Закона о гражданской службе[4], как и, например, подп.«з» п.10 ст.11Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного УказомПрезидента Российской Федерации от 16 сентября 1999г. №1237[10], не имеется.Данная коллизия, в отсутствие ее законодательного урегулирования, может быть разрешена в практической деятельности, как представляется, одним из двух путей: либо в порядке полного усмотрения уполномоченных органов (должностных лиц) относительно необходимых условий (критериев) и оснований применения какихлибо положений законодательства РФ относительно наличия конфликта интересов, связанного с совместной работой родственников, либо посредством отказа от возможности распространения на работников военных организаций какихлибо ограничений, связанных с совместной работой родственников, в силу отсутствия соответствующих законодательных запретов, распространяющихся на работников военных организаций. С точки зрения общей теории юриспруденции, второй вариант представляется более законным и обоснованным.Вместе с тем, для целей противодействия коррупции,первый вариант более эффективен, в связи с чем, к сожалению, иболее реален для применения в практической деятельности, но, вместе с тем, именно онв наибольшей степени ущемит права работников военных организаций и повлечет нарушение принципа законности. В данном случае,большая часть ограничений, запретов и обязанностей (что самое важное в отсутствие законных оснований) будет фактически применяться к работникам военных организаций (в целях формального, хотя и незаконного обоснования такой возможности).Учитывая изложенное, следует констатировать значимость и предельную важность осуществления мер по противодействию коррупции, однако признать надлежащими, соответствующими основополагающим принципам права и правового государства применяемые в настоящее время законодателем способы для проведения в жизнь соответствующих мероприятий нельзя. Права и свободы граждан, являющиеся высшей ценностью, не могут и не должны какимлибо образом нарушаться или подвергаться угрозе нарушения в угоду выполнения даже такой общественно важной задачи, как противодействие коррупции.
Ссылки на источники1.Бараненкова, И. В. «Гражданские» антикоррупционные стандарты военнослужащих(или как не стать «случайной жертвой» борьбы с коррупцией [Текст] / И. В. Бараненкова // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 10. С. 25.2.Российская Федерация. Приказы. О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей [Текст] : приказ Министра обороны РФ : [28 февраля 2015г., №119] // Рос. газ. –2015. –2 марта (№ 45).3.Российская Федерация. Законы.О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 25 дек. 2008г.,№280ФЗ] // Рос. газ. –2008. –28 дек. (№ 266).4.Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 27 июля 2004 г., № 79ФЗ] // Рос. газ. –2004. –2 авг. (№ 162).5.Российская Федерация. Приказы. О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [Текст] : приказ Министра обороны РФ : [24 ноября 2014г., №865] // Рос. газ. –2014. – 29 ноября (№ 3).6.Баскакова, В. Е. Противодействие коррупции в системе государственной службы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. Е. Баскакова. –М. : ЙошкарОла, 2012. –С. 31.7.Российская Федерация. Законы. Трудовойкодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г., № 197ФЗ от 30.12.2001г.] : в ред. федер. закона от 05.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 1. –Ст. 3.8.Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. –Ст. 445.9.Российская Федерация. Постановления.О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «Опротиводействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»[Текст] : постановление Правительства РФ : [5 июля 2013г., №568] // Собр. законодательства РФ. –2013. –№ 28. –Ст. 3833.10.Российская Федерация. Указы. Вопросы прохождения военной службы»[Текст] : указ Президента РФ : [16 сен. 1999 г., № 1237] // Рос. газ.–1999. –23 сен. (№ 191, 192)