Экспортный контроль в Российской Федерации
Выпуск:
ART 970906
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савенок
А.
В.,
Филиппова
Е.
О. Экспортный контроль в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2896–2900. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970906.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся трактовки понятия «экспортный контроль», целям, принципам и методам экспортного контроля, а также ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
Ключевые слова:
экспорт, лицензия, экспортный контроль, списки контролируемых товаров и технологий, идентификация товаров
Текст статьи
Савенок Арина Владимировна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Филиппова Елена Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургsavari9@mail.ru
Экспортный контроль в Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся определению понятия «экспортный контроль», целям, принципам и методам экспортного контроля. А такжеответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.Ключевые слова: экспорт, экспортный контроль, списки контролируемых товаров и технологий, лицензия,идентификация товаров.
Политика государства по отношению к экспортному контролю входит в общий комплекс мероприятий по реализации политического курса России внутри страны и за её пределами. Главная цель, которую она преследует –обеспечить безопасность страны, защитить экономические, политические и военные интересы государства. В то же время экспортный контроль товаров призван обеспечить соблюдение международных обязательств РФ в части ограничения распространения оружия массового поражения.В соответствии с действующим законодательством,под экспортнымконтролем понимаетсякомплекс мер, обеспечивающих реализацию установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов[4].В соответствии со статьей 94 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, которая раскрывает принципы проведения таможенного контроля указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза изаконодательствагосударств членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.Привыборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.В соответствии с международными договорами таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в целях совершенствования таможенного контроля В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела,и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями)[1].Так же в вышеупомянутой статье определено, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств членов таможенного союза.
В настоящее время в России действует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).Базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является Федеральный Закон от 18.07.99 N 183ФЗ "Об экспортном контроле", который устанавливает цели, методы, принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии вышеуказанным Федеральным Закономосновными целями экспортного контроля являются: 1) защита интересов Российской Федерации; 2) реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространенияоружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;3)создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; 4) международному терроризму.Объектами экспортного контроля являются сырье, материалы, оборудование, научнотехническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Номенклатура продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации. Экспортный контрольв Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:1) идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные встатье6настоящего Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;3) таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии стаможенным законодательствомТаможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или)законодательствомРоссийской Федерации о таможенном деле;4) организацию и проведение проверок соблюдения российскими участникамивнешнеэкономической деятельноститребований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований[4].В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В нашей стране существуетшесть Списков (перечней) контролируемых товаров и технологий. В других странах, например, в США и странах ЕС, эти списки объединены в один общий список.Действующие в настоящее время Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий: 1. Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль[5]; 2. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых установлен экспортный контроль[6]; 3. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль[7]; 4. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю[8];5. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль[9]; 6. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль[10].Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научнотехнической информации (кроме категории I списка РКРТ).Для осуществления внешнеэкономической операции по передаче иностранному лицу списочной продукции (товаров и технологий, включенных в контрольные списки) необходимо получитьлицензию. Под передачей понимаются любые формы передачи (экспорт, пересылка в почтовых отправлениях, передача по электронным каналам связи и т.д.)Лицензия
это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия[11].Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Под идентификацией понимается установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научнотехнической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включённым в контрольныесписки. Российскийучастник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление указанной деятельности, посредством заключения соответствующего договора с такой организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация[4]. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечёт за собой уголовную и административную ответственность. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техникинарушения установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю(статья 189) [2]. Обязанность по проведению необходимых оперативноразыскных мероприятий по обнаружению и пресечению указанных преступлений действующим законодательством возложена на органы федеральной службы безопасности и таможенные органы. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность применения административных санкций к юридическим и физическим лицам, нарушившим установленные правила осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль(статья 14.20) [3].
Российскаясистема экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля.
Ссылки на источники1
Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) 2
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63ФЗ(ред. от 03.04.2017)3
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195ФЗ(ред. от 03.04.2017)4
Федеральный закон "Об экспортном контроле"от 18 июля 1999 г. N 183ФЗ(ред. от 13.07.2015)5
Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»6
Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. N 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»7
Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»8
Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»9
Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»10Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. N 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»11Единый портал внешнеэкономической информации (ВЭИ) Минэкономразвития России www.ved.gov.ru(режим доступа: 18.04.2017)
Филиппова Елена Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургsavari9@mail.ru
Экспортный контроль в Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся определению понятия «экспортный контроль», целям, принципам и методам экспортного контроля. А такжеответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.Ключевые слова: экспорт, экспортный контроль, списки контролируемых товаров и технологий, лицензия,идентификация товаров.
Политика государства по отношению к экспортному контролю входит в общий комплекс мероприятий по реализации политического курса России внутри страны и за её пределами. Главная цель, которую она преследует –обеспечить безопасность страны, защитить экономические, политические и военные интересы государства. В то же время экспортный контроль товаров призван обеспечить соблюдение международных обязательств РФ в части ограничения распространения оружия массового поражения.В соответствии с действующим законодательством,под экспортнымконтролем понимаетсякомплекс мер, обеспечивающих реализацию установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов[4].В соответствии со статьей 94 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, которая раскрывает принципы проведения таможенного контроля указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза изаконодательствагосударств членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.Привыборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.В соответствии с международными договорами таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в целях совершенствования таможенного контроля В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела,и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями)[1].Так же в вышеупомянутой статье определено, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств членов таможенного союза.
В настоящее время в России действует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).Базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является Федеральный Закон от 18.07.99 N 183ФЗ "Об экспортном контроле", который устанавливает цели, методы, принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии вышеуказанным Федеральным Закономосновными целями экспортного контроля являются: 1) защита интересов Российской Федерации; 2) реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространенияоружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;3)создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; 4) международному терроризму.Объектами экспортного контроля являются сырье, материалы, оборудование, научнотехническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Номенклатура продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации. Экспортный контрольв Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:1) идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные встатье6настоящего Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;3) таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии стаможенным законодательствомТаможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или)законодательствомРоссийской Федерации о таможенном деле;4) организацию и проведение проверок соблюдения российскими участникамивнешнеэкономической деятельноститребований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований[4].В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В нашей стране существуетшесть Списков (перечней) контролируемых товаров и технологий. В других странах, например, в США и странах ЕС, эти списки объединены в один общий список.Действующие в настоящее время Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий: 1. Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль[5]; 2. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых установлен экспортный контроль[6]; 3. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль[7]; 4. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю[8];5. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль[9]; 6. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль[10].Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научнотехнической информации (кроме категории I списка РКРТ).Для осуществления внешнеэкономической операции по передаче иностранному лицу списочной продукции (товаров и технологий, включенных в контрольные списки) необходимо получитьлицензию. Под передачей понимаются любые формы передачи (экспорт, пересылка в почтовых отправлениях, передача по электронным каналам связи и т.д.)Лицензия
это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия[11].Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Под идентификацией понимается установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научнотехнической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включённым в контрольныесписки. Российскийучастник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление указанной деятельности, посредством заключения соответствующего договора с такой организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация[4]. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечёт за собой уголовную и административную ответственность. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техникинарушения установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю(статья 189) [2]. Обязанность по проведению необходимых оперативноразыскных мероприятий по обнаружению и пресечению указанных преступлений действующим законодательством возложена на органы федеральной службы безопасности и таможенные органы. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность применения административных санкций к юридическим и физическим лицам, нарушившим установленные правила осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль(статья 14.20) [3].
Российскаясистема экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля.
Ссылки на источники1
Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) 2
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63ФЗ(ред. от 03.04.2017)3
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195ФЗ(ред. от 03.04.2017)4
Федеральный закон "Об экспортном контроле"от 18 июля 1999 г. N 183ФЗ(ред. от 13.07.2015)5
Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»6
Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. N 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»7
Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»8
Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»9
Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»10Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. N 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»11Единый портал внешнеэкономической информации (ВЭИ) Минэкономразвития России www.ved.gov.ru(режим доступа: 18.04.2017)