Оценка маркетинговой среды малого предприятия на локальном рынке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Костоглодов Д. Д., Кедо Н. В. Оценка маркетинговой среды малого предприятия на локальном рынке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2946–2950. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970916.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения анализа внешней среды функционирования малого предприятия. Представлен пример оценки маркетинговой среды предприятия с использованием PEST-анализа. Определена конкурентная среда компании на локальном рынке и портрет целевого потребителя на основе обобщения первичной и вторичной маркетинговой информации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Костоглодов Дмитрий Дмитриевич,докторэкономических наук, профессоркафедры Маркетинга и реклама, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуkafedra_mirddk@mail.ru

Кедо Наталья Владиславовна,студентка гр.ТОРZ242, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr @yandex.ru

Оценка маркетинговой среды малого предприятия на локальном рынке

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения анализа внешней средыфункционированиямалого предприятия. Представлен пример оценки маркетинговой среды предприятия с использованием PEST –анализа. Определена конкурентная среда компании на локальном рынке и портрет целевого потребителя на основе обобщения первичной и вторичной маркетинговой информации.Ключевые слова:маркетинговый анализ, маркетинговая среда, PEST –анализ, конкурентная среда.

Любая организация находится и функционирует в маркетинговой среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, еслисреда допускает его осуществление. Для того чтобы принимать правильные маркетинговые решения, выбрать необходимый путь развития, определить стратегию, компаниям необходимо систематически проводить маркетинговые исследования для анализа макро и микро факторов окружения организации.В эпоху формирования «информационного общества» даже малые предприятия, имеющие в своем распоряжении актуальнуюинформацию о рынке, добиваются конкурентных преимуществ в условиях турбулентности экономических процессов [2,3]. Маркетинговая информация о рынке, конкурентах, потребителях, полученная в результате проведения комплексных периодических маркетинговых исследований, является источником новых идей по развитию бизнеса и основойпозитивных внутрифирменных изменений [3].В данной работе представлены результаты маркетингового анализа внешней среды функционирования малого предприятия «Модный трикотаж», осуществляющего свою деятельность в сегменте рынка вязаных изделий на локальном рынке г.Таганрога Ростовской области.Предметом деятельности предприятия является: производство вязаных изделий, оптовые поставки изделий в магазины города, розничная продажа, выполнение индивидуальных заказов на вязаные изделия. В исследование анализ внешней среды вышеуказанного предприятия проведен на основе широко распространенного метода PEST –анализа, инструмента, предназначенногодля выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегиюкомпании в области комплекса маркетинга. По методике PEST –анализаоценим вероятность и возможность влияния факторов внешней среды. Анализ был проведен по основе экспертных оценок менеджмента предприятия, котороеориентируется в рыночной позиции компании.В табл. 1и 2представлены основные факторы, влияющие на деятельность торгово –производственного предприятия «Модный трикотаж»и проведенаих оценка.Таблица 1PESTанализ внешней среды компании «Модный трикотаж»

Политические факторыЭкономическиефакторы

изменение законодательства в сфере налогообложения и лицензирования;

гос контроль за деятельностью бизнеса;

уровень инфляции;

платежеспособностьнаселения;

изменение закупочных цен на сырье ;Социально –культурные факторыТехнологические факторы

модные тенденции;

демографические факторы;

стремление приобретатькачественную одежду;

предпочтениеодежды, произведенной в РФ

появление нового технологического оборудования;

появление новых видов волокон;

активнаязамена натурального сырья синтетическим.

P Политикоправовые факторы: К факторам политического влияния, которые постоянно влияют на предприятие, относится изменение законодательства в сфере налогообложения и лицензирования.Например, в 2017 году повышаются выплатыза работников и самого предпринимателя в Пенсионный фонд России. Рост составит 22,81%. Это означает, что фонд оплаты труда увеличится. Частые разнообразные проверки предприятия государственными структурами тоже оказывают неблагоприятное влияние. Поэтому политикоправовые факторы отрицательно влияют на предприятиес оценкой13,6 балла.Таблица2Оценка влияния факторов внешнейсреды на деятельность «Модный трикотаж»

Группа факторовФакторы макросредыУгроза() возможность(+)Оценка вероятности проявления фактораОценка важности фактораОбщее влияние на компанию(баллы)ПолитическиеИзменение законодательства в сфере налогообложения и лицензирования

188Гос. контроль за деятельностью бизнеса

0,875,6

ИТОГО

хх13,6ЭкономическиеУровень инфляции

199Платежеспособность клиентов

0,8108Изменение закупочных цен на сырье

0,897,2

ИТОГО

хх24,2Социально–культурныеМодные тенденции+0,8108Демографические факторы+0,897,2Стремление приобретатькачественную одежду+0,6106Предпочтениеодежды, произведенной в РФ+0,584

ИТОГО

хх19,2ТехнологическиеПоявление нового технологического оборудования+0,695,4Появление новых видов волокон+199Активнаязамена натурального сырья синтетическим+199

ИТОГО



23,4

E

Экономические факторы: Большое значение имеют покупательная способность и характер распределения доходов. Все эти факторы сильно влияют на предприятие в отрицательную сторону. Падение платежеспособности массового потребителя приводит к тому, что он выбирает некачественный, но дешевый товар китайского производства. Потребители со средними и высокими доходами пока с осторожностью относятся к отечественным производителям. Предприятие напрямую зависит от цен на закупаемую пряжу. В связи с инфляцией, удорожаниемэлектроэнергии поставщики поднимают цены. Предприятие также вынуждено поднимать цены на продукцию, а это, при сложившейся платежеспособности приводитк падению спроса. Поэтому можно сделать вывод, экономические факторы на данномэтапе оказывают самое сильноенегативное воздействие на организацию. Общая оценка экономических факторов

24,2 балла. Наглядное изображения влияния факторов внешней среды на «Модный трикотаж» представлено на рисунке 1.

Рис. 1.Общее влияниефакторов внешней среды на предприятие «Модный трикотаж»

SСоциальные факторы: Наиболее важными здесь являются демографический фактор, образ и качество жизни, общественные ценности, стремление одеваться в качественную одежду. Улучшение качества жизни населения влечет за собой повышение потребления качественной одежды и наоборот. Демографические факторы в последнее время оказывают положительное влияние на индустрию моды. Рождаемость в регионе растет, подрастает поколение, готовое потреблять широкий спектртоваров. В то же время возрастает потребность в качественной одежде. Новинки в области моды быстро распространяются через средства массовой информации, становятся потребностью. Медленно, сложно, но растет доверие к товарам Российских производителей. Низкое качество китайских товаров постепенно приводит потребителя к товарам отечественного производства. Социально культурные факторы оценены как возможности развития бизнеса с оценкой +19,2 балла.T

технологические факторы: технологическая среда обеспечиваетпоявление нового оборудования, новых технологий создания изделий, новых, более совершенных материалов, а значит и расширяет ассортиментный перечень и позволяет создавать изделия соответствующие модным тенденциям. Появление новый синтетических волокон, по своим качествам приближающимся к натуральным, позволяет снизить себестоимость продукции, сделать ее более доступной для потребителя. Если производитель не следит за инновациями, то теряет клиентуру, что в свою очередь ведет к потере конкурентного преимущества. В целом данного вида факторы влияют положительно с оценкой +23,4 балла.Таким образом, анализ внешней среды позволил установить потенциальные направления, угрозы и возможности развития компании«Модный трикотаж» и показал, что на данном этапеесть огромное отрицательное влияние внешней среды на организацию.Далее проведем анализ конкурентной среды функционирования фирмы. Российский рынок вязанных изделий имеет устойчивую тенденцию роста начиная с 2013 года, связанную прежде всего с модными тенденциями на рынке одежды. На 2016 год по данным РОСстата , по сравнению с2013 годом он вырос на 8%, что вдвое опережаеттемпы роста общего рынка одежды. Связан рост и появлением все новых видов технологического оборудования, позволяющего превратить традиционные вязаные вещи в модные и неповторимые изделия. По данным исследований РОСтата российский рынок насыщен вязаными изделиями различных стран производителей, наибольшую долю имеет Китай –62 % всей продаваемой продукции на рынке, 16 % приходится на Турцию, 5% на европейских производителей и 17% на российских производителей.

Рис.2.Доли стран –производителей вязаных изделийна Российском рынке

Авторамибыл проведен сбор и анализ информации о странах –производителях представленных в розничных торговых сетях города Таганрога. Анализ показал, что Таганрогский рынок вязаных изделий представлен в таком же соотношении,как и российский.В связи с высокой стоимостью европейских товаров и низкой платежеспособностью в городе(средняя заработная плата составляет 19457 руб.), сегодня рынок вязаных изделий г. Таганрога почти полностью заполнен изделиями турецкого и китайского производства, которые представлены как в магазинах одежды города,так и на рынках. Отечественныепроизводители представлены изделиями трикотажных фабрик гг. Черкесска и Пятигорска, производителями Ростова –наДону, анализируемое предприятие «Модный трикотаж», Таганрогскоеателье «Светлана».Изделия китайского производства преобладающие на рынке, отличаются низким качеством пряжи –это полностью синтетические нити, довольно низкого качества и однообразными моделями. Анализ 8 магазинов города, таких как «Модный бум», «Женская лига», « Модная одежда» и др. показал, что продаются там модели одного типа, правда по относительно низкой цене –от 800 до 1200 рублей в среднем за свитер или кардиган.Турецкие производители поставляют качественную одежду неплохого дизайна –в ассортименте платья, кардиганы, свитера, жакеты. Продается она всети «Махито»и нескольких магазинах и торговых точках, расположенных на различных рынках города. Цена в среднем начинается от 2500 руб. за изделие.Изделия фабрик гг. Черкесска и Пятигорска отличаются неплохой пряжей, но, к сожалению, характеризуется однообразным дизайном. Цены на продукцию умеренные –от 1200 до 2000 рублей.Хорошим качеством и дизайном отличаются изделия Московских фабрик, однако цена сопоставима с турецкими, а то и европейскими моделями. Анализ показал, что на рынке г.Таганрога крайне редко встречаются изделия Ростовских производителей –видимо низкая платежеспособность не стимулирует сбыт ростовских изделий. Прямым конкурентом является ателье «Светлана», которое также как и «Модный трикотаж» занимается производством и сбытомвязаных изделий. Обследовав прямого конкурента методом «тайный покупатель», было выяснено, что ателье специализируется, в основном на пошиве одежды на заказ. Вязание –побочная услуга, выполняется только под заказ единичным экземпляром или мелким оптом под заказ магазинов. Предприятие оборудовано только одной вязальной машиной не промышленного класса, поэтому большого количества изделий не производит. Единичность заказов позволяет выполнять дизайнерские вещи. Соответственно цена на изделия высокая и сопоставима с ценовым диапазоном европейскихпроизводителей.Таким образом, можно сделать вывод, что прямых конкурентов в г. Таганроге практически нет. Конкурентными преимуществами«Модный трикотаж» являются использование современного технологического оборудования, что позволяет производить качественные изделия, дизайнерский подход к разработке моделей, который обеспечивает следование тенденциям моды, средний ценовой диапазон.Перейдем теперь к характеристике потребителей предприятия. Анализ показал, что «Модный трикотаж» постоянно проводит исследования, направленные на определениецелевого рынка и его потребностей. Статистика продаж ведется на торговой точке, причем учитываетсяне только вид товара но и возраст покупателей, уровень дохода, социальное положение. На основе данных предоставленных предприятие,былапроведена сегментация рынка и составлен портрет потребителя.Данные позволили выделить следующие сегменты целевого рынка предприятия:1 сегмент –женщины, возрастом от 20 –50 лет потребители с доходом от 15000 рублей до 20000 рублейна одного члена семьи в месяц;2 сегмент –женщины от 30 до 50 летс доходом от 20000 до 30000 рублей на одного члена семьи в месяц;3 сегмент –женщиныот 40 до 50 лет с доходом свыше 30000 рублей соответственно.Основную часть конечных потребителей составляют –1 и 2 сегменты (7085%). Предприятие в качестве целевых потребителей (целевого рынка) рассматривает самую большую часть рынка –1й и 2й сегменты, то есть ориентацию на потребителей с доходом свыше 15000 рублей на одного члена семьи в месяц. На рисунке 3представлен портрет потребителя «Модный трикотаж».

Рис. 3. Портрет потенциального потребителя

Однако,предприятие проводит политику концентрированного маркетинга, которая ориентирована на большую рыночную долю, с предоставлением ей вязаной одежды всех размеров и имеющее качество материала не хуже среднего уровня, которую могли бы потреблять все сегменты рынка[1].Таким образом, анализ маркетинговой среды предприятия позволил сделать следующие выводы: внешняя среда влияет на предприятие разнонаправленно –так, политические и экономические факторы оказывают отрицательное воздействие, социально –культурные и технологические –положительное. Конкурентным преимуществом предприятия является изготовление модных, качественных изделий, которые поступаютв продажу небольшими партиями, а значит, продукция не становится массовой. Конкурентной является и цена изделий. Основными целевыми потребителямиявляютсяпотребители с доходами от 15 до 30 тыс. руб., то есть самый массовый сегмент города.Резюмируя вышесказанное, укажем, что результаты проведенного анализа маркетинговой среды компании позволяют менеджменту предприятия разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности, сформировать стратегию развития, адаптивную в условиях негативноговлияниявнешней среды.

Ссылки на источники1.Бондаренко В.А., Иванченко О.В. Вопросы формирования информационнокоммуникационной инфраструктуры маркетинга на основе исследования потребностей целевых сегментов (на примере локального рынка). Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №23(31). С. 2226.2.Иванченко О. В. К вопросу о необходимости формирования маркетинговой информационной системы. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы:–ученые записки.Ростовн/Д, Издательскополиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). 2016. Выпуск 22. С.5257.3.Иванченко О. В. Маркетинг партнерских отношений в сфере малого бизнеса// Сибирская финансовая школа. 2015. №1(108). С. 5558.