Формирование толерантности в студенческой среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степанова Ю. Ю. Формирование толерантности в студенческой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3026–3030. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970932.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению межкультурного взаимодействия в студенческой среде. На основании данных социологического исследования, проведенного в феврале-марте 2017 г., представлены особенности толерантности студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления, выявлены факторы, влияющие на межкультурное взаимодействие студентов; исследована возможность возникновения межкультурных конфликтов среди студенческой молодёжи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Степанова Юлия Юрьевна,студенткаНовосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирскu.u.stepanova@mail.ru

Научный руководитель: Страхова Ирина Борисовна,канд. социол. наук, доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск

Формирование толерантности в студенческой среде

Аннотация. Статья посвящена изучению межкультурного взаимодействия в студенческой среде. На основании данных социологического исследования, проведенного в февралемарте 2017 г., представлены особенности толерантности студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления, выявлены факторы, влияющие на межкультурное взаимодействие студентов; исследована возможность возникновения межкультурных конфликтов среди студенческой молодёжи.Ключевые слова: студенты, межкультурное взаимодействие, толерантность, межкультурные конфликты.

Современное общество характеризуется высоким темпом развития отношений между людьми. Это предполагает увеличение взаимодействийразличных культур и народов.Особой социальнодемографической группой, вовлеченной в межкультурные взаимодействия, являются студенты. Именно в молодом возрасте формируются основы такого взаимодействия во время активного общения с представителями других национальностей. Наряду с положительными особенностями межкультурных взаимодействий, такимикак интеграция культур, необходимо отметить и отрицательные последствия множественныхнегативныхстолкновений разных культурных групп. Этим определяется актуальность исследования межкультурных связей и отношений студенческой молодёжи.Изучением межкультурного взаимодействия занимались такие российские ученыекак Н.В. Гурьянова, В.Г. Крысько, Н.В. Лекторский, Е.В. Ширикова и другие [2, 4, 5, 7].В научный оборот понятие «межкультурное взаимодействие» ввели Г.Трейгер и Э.Холл в середине ХХ века. В широком смысле,межкультурное взаимодействие идеальная цель, ккоторой должен стремиться человек всвоемжелании как можно лучше иэффективнее адаптироваться кокружающему миру[5]. Для нас особый интереспредставляет определение в узком смысле: межкультурное взаимодействие контакт двух или более культурных традиций, в ходе и результате которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга[2].Мы рассматриваеммежкультурное взаимодействиекакособый вид непосредственных отношений исвязей,которые складываются между двумя и более культурами, атакже тех влияний, взаимных изменений, которые появляются входе этих отношений[1].

Важными составляющими межкультурного взаимодействияявляются толерантность и межкультурные конфликты, на которых сделан акцент в нашемисследовании.Толерантность –процесс, в основу которого входит признание прав другогочеловека, восприятие представителя другой культуры как представителя своейсобственной[4]. Толерантность формирует у индивида уважительное отношение к представителю другой культуры, готовность не преувеличивать недостатки других, не поддаваться влиянию стереотипов. Межкультурный конфликт –это конфликт картин мира, интерпретациии установок, присущих тем или иным группам [7].Такие конфликты возникают между различными этническими группами и культурами (например, между русскими и украинцами); религиозными группами (христианамикатоликами и мусульманами); поколениями и носителями разных субкультур (жители города и деревни); традициями и новациями в культуре[3]. Для изучения представленных выше составляющих межкультурного взаимодействия было проведено социологическое исследование среди студенческой молодежи.Цель исследования –изучение толерантности студенческой молодежи и возможности возникновения конфликтов.Задачи: изучить суть и особенности толерантности студенческой молодежи; выявить факторы, влияющие на межкультурное взаимодействие студентов; исследовать возможность возникновения межкультурных конфликтов среди студентов.Метод исследования–массовый опрос, в котором принялиучастие 96 студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)очного отделения. Выборочную совокупность по полу составили 79,2% девушек и 20,8% юношей; по национальности: русские (87,5%), казахи (3,5%), китайцы (1,4%), армяне (1,4%), украинцы (1,4%) и студенты других национальностей, такие как евреи, татары, якуты, цыгане (4,8%).По результатам нашего исследования мы представили типологию толерантного отношения в НГУЭУ. В научной литературе[6]представленатипологиятолерантного отношения: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного опыта и критический диалог.По нашим данным, типология толерантного отношения студентов НГУЭУ выглядит следующим образом (табл.1).

Таблица 1Типология толерантного отношения

ТипВ % к опрошеннымБезразличие58,3Невозможность взаимопонимания14,6Снисхождение13,6Расширение собственного опыта13,5

Поданным таблицы1, для большинстваопрошенных(58,3%)не важна национальность приобщении ивзаимодействии. Примерно поровнуреспондентов отметили«невозможностьвзаимопонимания»(14,6%),«снисхождение»(13,6%)и

«расширениесобственного опыта»(13,5%). Тип толерантного отношения «безразличие»не носит негативного характера, поэтому мы оцениваем его как«невраждебность».В анкете мы предложили студентам ответить на вопрос:«Можетели Вы назвать себя толерантным человеком»?Более третиреспондентов(35,4%)ответили на этот вопрос положительно, 31,3% назвалисебя «скорее толерантным»; лишь 10я часть (10,8%) респондентов «нетерпимы» к другим национальностям.Результаты нашего исследования свидетельствуют, что студенты активно взаимодействуют с представителями других национальностей. В частности, каждый респондент в среднем взаимодействует как минимум с двумя людьми, имеющими другую национальность. Этивзаимодействияносятследующий характер (табл.2).

Таблица 2Характер межкультурноговзаимодействия студенческой молодежи

Характер взаимодействияВ % к опрошеннымВстреча на мероприятиях в вузе38,5Дружба (и активное общение)36,5Учеба в одной группе (практически без общения)33,3Работа (практически без общения)6,3Любовные отношения4,2Конфликт и недопонимание4,2

Общение с представителями других национальностей происходит,в основном,на мероприятияхв вузе. Убольшинствастудентов(60%)есть возможность межнационального взаимодействия в учебных группах. Как правило, это«общениепо учебным делам» (41,7%).Однако эти взаимодействия не носятрегулярного характера:«общениеза пределами вуза» отметили лишь 22,9% опрошенных;8,3% студентов не имеют контактов с представителями других национальностей, а 4,2%респондентовнаходятся в конфликте.В ходе проведенногоисследования мы изучили факторы, влияющие на межкультурное взаимодействие. Важными факторами, влияющими на формирование мнения о представителях другой национальности, являются:«воспитание в семье»(62,5%), «знаниеиз художественных»(41,7%) и «литературных источников»(39,6%), «знание из новостных источников»(37,5%), «знание из СМИ»(33,3%) и «мнение близких людей»(31,3%). По нашим данным важнымвнешнимфактором формирования толерантностиявляется влияние вуза. Мы предложилиреспондентамназвать мероприятиявуза, в которых участвуют представители различных национальностей. Студентами отмечены: «мероприятия студенческого клуба»(51,1%), «различные конференции»(44,7%), «встречи в «БизнесинкубатореНГУЭУ» (27,7%), «мероприятия в общежитии»(19,1%) и «спортивные мероприятия»(12,8%). Это свидетельствуют о том, что университетпроводит мероприятия, в которых участвуют представители различных национальностей, однако больше половины студентов(58,9%)их не посещают.Результаты исследования подтверждают большое значение влияния семьи на формирование толерантности(табл.3).

Таблица 3Зависимость отношения к другим национальностям в семье и толерантности студента

Отношение к национальностям в семьеТолерантный человек (в % к итогу)ИтогДаСкорее даИ да, и нетСкорее нетНетУважительное61,122,216,7

100%Терпимое33,35016,7

100%Безразличное16,72525

33,3100%Скорее негативное

33,3

33,333,3100%Негативное



100100%

Данные свидетельствуюто том, что студенты чаще называют себя толерантным человеком при уважительном или терпимом отношениив семье к представителям другой национальности. По мере увеличения негативного отношенияуровень толерантности падает. Учетверти респондентов(25,4%)в семье иногда возникают конфликты с представителями других национальностей.Причины таких конфликтов:«культурных различия»(52,9%), «различиев мировоззрениях»(49,3%), «непониманиедругих религий»(23,5%) и «отрицание других культур»(23,5%). Важным фактором формирования толерантности являетсяпроживание студентов в общежитии. При таком взаимодействиивозникает большееколичество межнациональных связей. Для большинства респондентов (61,2%) такое взаимодействие происходит на бытовом уровне.

Эффективному взаимодействию представителей различных культур препятствуют «языковой барьер»(46,5%), «религиозные различия»(20,9%), «культурные различия»(18,6%) и «проблемы на бытовом уровне»(11,6%).На наш взгляд, важную роль при формировании толерантности имеют субъективные факторы, так как ониопределяютхарактер и суть взаимодействия между индивидами.В анкете мы предложилиреспондентампроранжировать11 жизненных ценностей. Результаты ранжированияпредставлены в таблице 4.Таблица 4Ценности студенческой молодежи

ЦенностьМестоСемья1Здоровье2Материальный достаток3Образование4Любовь5Справедливость6Карьера7Дружба8Саморазвитие9Уважение10Терпимость11

В ценностном сознаниилидирующие позиции занимают следующие ценности: семья, здоровье, материальный достаток. Среднееположение имеет «справедливость»–одна из составляющих толерантного отношения.

Особо отметим, что важнейшие ценности («уважение» и «терпимость»), которые формируюттолерантность,не имеют особой значимости для студентов НГУЭУ. На наш взгляд это свидетельствует о том,чтоони недостаточно сформированытакими социальными институтамикак семья и вуз.

Мы изучилимежкультурные конфликты в студенческой среде. По результатамисследованиятретьстудентов НГУЭУ(31,3%)вступалавмежнациональныеконфликты.Практически такое же количество респондентов(34,2%),готовы вступить в конфликтпри наличии определенных причин. Возможные причины конфликтов представлены в таблице 5.Таблица 5Причины межкультурных конфликтов

ПричиныВ % к опрошеннымЛичная неприязнь.73,8Неуважение к моей культуре.45,2Негативное стереотипы о представителях других культур.31Пренебрежение к представителям других культур.26,2Неготовность к диалогу между представителями разных культур.21,4Различие в религиозных взглядах.4,8По нашим данным, в большинстве случаевпричиной конфликта является «личная неприязнь» (73,8%). Также отмечены:«неуважение к культуре респондента» (45,2%), «негативные стереотипы о представителях других культур» (31%), «пренебрежение к представителям других культур» (26,2%) и «неготовностьк диалогу» (21,4%).Респондентампредлагалось высказать мнениео возможных путях преодоления конфликтов (табл.6).Таблица6Пути решения межкультурных конфликтов

Пути решенияВ % к опрошеннымПроведение мероприятий, в которых бы участвовали представители разных культур.64,6Проведение курса лекций, рассказывающих о различных культурах.33,3Исключение радикально настроенных студентов из групп, с целью предотвращения конфликтов.22,9Ужесточение санкций со стороны вуза за подобные конфликты.14,6Не нужно ничего12,9

По мнению студентов, основным способомпреодоления межкультурных конфликтовявляется проведение межнациональных мероприятий в вузе (64,6%). Проведениякурса лекцийоб особенностях разных национальностей ирелигий(33,3%) также способствует формированию толерантности студентов. Кроме того, респонденты (22,9%) отметили возможность применения мер по исключениюрадикально настроенных студентов из групп.Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют, что большинство студентов НГУЭУ невраждебны к представителям других национальностей. Мы оцениваем это как предпосылку для формирования толерантности в вузе. Представленные выше пути преодоления межкультурных конфликтов способствуют межнациональному взаимодействиюи развитию терпимости междукультурными группами.

Ссылки на источники1.Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность / О.Н. Астафьева. –М.: РАГС, 2011. 228 с.2.Гурьянова Н.В. Межкультурное взаимодействие в контексте методологии гуманитарного мышления, 2015.[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/34688 (Дата обращения:29.10.16)3.Корнилов И.С. Проблемы межкультурного общения и межкультурных конфликтов / И.С. Корнилов, Д.И. Здобников // Молодежный вестник ИрГТУ. –2011. № 3. –С.5257.4.Крысько В. Г. Этническая психология. / В. Г. Крысько. М.: Академия, 2008. 320 с.5.ЛеденеваН.В. Аккультурация как процесс межкультурного взаимодействия/Н.В. Леденева//Проблемы социальноэкономического развития Сибири.2011.№3.С.144151.6.Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопросы философии. –1997. № 11. –С.4954.7.Ширикова Е.В. Конфликт как способ межкультурной коммуникации / Е.В. Ширикова, О.В. Чибисова // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. –2012. URL: http://www.rae.ru/forum2012/189/202