Анализ ассортимента материалов для школьной формы
Выпуск:
ART 970934
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михалёва
А.
Н. Анализ ассортимента материалов для школьной формы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3036–3040. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970934.htm.
Аннотация. В статье даны характеристики материала, используемого для школьной формы. Анализ материала и моделей выполнен на основе данных школ города Кирова №10, 28.
Ключевые слова:
школьная форма, текстильный материал
Текст статьи
Михалёва Анна Николаевна,Студентка 3 курса специальности «Конструирование изделий легкой промышленности» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г.Киров
Научный руководитель:Микрюкова Ольга Николаевна, преподаватель кафедры технологии и методики преподавания технологии, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Кировolgavggu@gmail.com
Анализ ассортимента материалов для школьной формы
Аннотация.В статье даны характеристики материала, используемого для школьнойформы. Анализ материала и моделей выполнен на основе данных школ города Кирова №10, №28.Ключевые слова:школьная форма,текстильный материал.
Сегодня наблюдаетсяочередная смена ценностейв общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярчевсего это проявляется в одежде, невербальном объекте. Школа это общественная организация, и одежда для нее должна обладать формальными элементами.На сегодняшний день школьная форма это 100% требование школ города Кирова.Какими свойствами должны обладать текстильные материалы, из которых изготовлена школьная форма, какие модели приемлемы для нее –эти вопросы были поставлены в начале исследования.Свойства текстильных материалов играют важную роль на всех этапах производства швейных изделий. Всесторонний учет показателей свойств материалов в швейном производстве помогает создавать изделия, отвечающие современному требованию: получать максимально полезный эффект как при изготовлении, так и при эксплуатации изделия. Свойства текстильных материалов можно условно классифицировать как геометрические, механические, физические.Важным показателем качества текстильных материалов является показатель изменения линейных размеров. Изменениялинейныхразмеров при эксплуатации, ведут к ухудшению внешнего вида одежды.Линейная и поверхностная плотности материалов играют важную роль при оценке качества и выборе материала для швейных изделий. Эти показатели строго регламентируются в нормативнотехнических документах на материалы. Отклонение фактической поверхностной,или линейной плотности материала от нормативной рассматривается,как его дефект и свидетельствует об отклонении структурных параметров материала от нормативов. Она определяется значением материала. Линейную и поверхностную плотности текстильных материалов определяют путем их взвешивания или расчетным методом.Поверхностная плотность текстильных материалов 20 –750 г/м2. Линейную плотность ML, г/м, вычисляют по формулеML = 102m/l2, (1)где m –масса образца, г;l2 –средняя длина образца при данной ширине материала, см.
Поверхностную плотность MS, г/м2, рассчитывают по формулеМS = 102m/(l3b), (2)где m –масса образца, г;l3 –средняя длина образца, см;b –средняя ширина образца, см.
Прочность на разрыв при растяжении ткани определяют по нагрузке, при которой образец ткани разрывается. Эта нагрузка называется разрывной нагрузкой, она является стандартным показателем качества ткани. Различают разрывную нагрузку по основе и разрывную нагрузку по утку. Разрывную нагрузку ткани определяют на разрывной машине.Повышение плотности и линейного заполненияприводит к возрастанию прочности связей структуры ткани и увеличивает стойкость к многократным растяжениям. Большей выносливостью обладают ткани, содержащие упругие волокна: синтетические, шерсть, натуральный шелк. Меньшей выносливостью обладают ткани, вырабатываемые из волокон с малой упругостью: хлопка, вискозы [1].Осыпаемость —явление смещения и выпадения нитей из открытых срезов ткани. Осыпаемость зависит от тех же факторов, что и раздвижка. Осыпаемость выше в тканях с длинными перекрытиями в переплетении. Крутка нитей оказывает влияние на осыпаемость, хотя не влияет на раздвижку. Нити с большей круткой осыпаются легче.Осыпаемость ткани является следствием недостаточного закрепления нитей в структуре ткани; она обусловливается главным образом небольшими силами трения и взаимного сцепления, возникающими между нитями основы и утка. Осыпаемость ткани обусловлена видом волокна и переплетением ткани, структурой пряжи, плотностью ткани, фазой ее строения, линейной плотностью основы и утка, направлением среза ткани и другими факторами.Повышенная осыпаемость срезов деталей увеличивает расход материалов и затраты труда на изготовление изделий, ухудшает их качество. Осыпаемость ткани существенно влияет на износостойкость одежды, так как значительное осыпание приводит к быстрому разрушению швов в процессе эксплуатации одежды. Для предупреждения разрушения швов в результате осыпания ткани обметывают срезы, проклеивают края деталей, увеличивают ширину швов и применяютшвы специальных конструкций [2].Выбор материалов для школьной формы на российском рынке весьма большой. Желательно, чтобы изделия были сшиты из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Однако 100% натуральными они быть никак не могут, поскольку это негативным образом может сказаться на внешнем виде изделий. Они очень быстро растянутся и потеряют форму уже после первых стирок.Магазин «Жасмин» в городе Кирове предлагает широкий выбор тканей, в том числе и ткани для школьной формы. Часто покупаемой тканью является «Бодистрейч», ее волокнистый состав 100% полиэстер [3].Ткань полиэстер обладает такими свойствами:высокая прочность;большая износостойкость по сравнению с натуральными тканями;высокая устойчивость к ультрафиолетовым лучам и теплу;не мнется; отлично сохраняет форму;легко стирается и быстро высыхает;не требует специального ухода[4].С 1 сентября 2013 года Госдумой был принят закон «Об образовании РФ», согласно которому школы получили право устанавливать требования к одежде школьников. Министерством образования и науки были приняты и утверждены требования –общеобразовательным учреждениям рекомендуется их придерживаться при решении на школьном совете о внешнем виде формы. Единой школьной формы, как это было всоветской России, нет. Главным критерием остается деловой стиль одежды учеников и еесветский характер, которая подчеркнет имидж школы. А вот фасон, цвет и общий вид формы решается на школьном совете.Укаждого ученика младших, средних и старших классов должна быть повседневная, праздничная и спортивная одежда. В требованиях к школьной одежде указывается, что школьная форма мальчиков должна состоять из пиджака, жилета и брюк. При этом дополнением к праздничному варианту форма мальчиков считается рубашка светлых оттенков, а также наличие галстука. Длядевочекшкольниц в комплект формы входят сарафан, жилет и юбка. В праздничные дни ученицам рекомендуется надевать блузки светлых цветов, а также, при желании, аксессуар в виде шейного платка или банта. Высота каблука обуви девочек не должна превышать 4 см. Спортивная одежда надевается школьниками на занятия физической культурой или спортом.К основным требованиям к школьной форме необходимо отнести и ее соответствие тем климатическим условиям региона, где находится учебное заведение, а также температурному режиму в помещении.Разрешается использование на школьной форме отличительных знаков: это могут быть эмблемы школы, значки, нашивки или же галстуки определенного цвета. Наряду с этим в одежде, обуви и аксессуарах ученика вшкольной форме не должны присутствовать символика неформальных молодежных организаций, надписи, блески или фурнитура агрессивного характераРекомендации психолога:•яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии;•рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов; голубые, розовые, салатовые и бежевые;•классическое сочетание –«светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать, поскольку это утомительно для зрения и вызывает головную боль;•необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей;•школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы;•школьная одежда всех оттенков серого –универсальна [7].Положительные сторонышкольной формы:•строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;•форма дисциплинирует человека;•ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде;•нет проблемы «вчем пойти в школу»;•школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе;•если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид[8].
Требования к школьной форме «Лицей информационных технологий №28» г. Кирова.С 1 сентября 2015 года в школе №28 вводится обязательная школьная форма для учащихся 111 классов. Это комплект одежды, в состав которого входит:•жилет с фирменным шевроном, белая сорочка и брюки для мальчиков;•жилет с фирменным шевроном, белая блузка с рукавом, юбка длиной на ладонь выше/ниже колена и/или брюки для девочек.В повседневной школьной форме может присутствовать сорочка/блузка светлых тонов (однотонная или в полоску), в качестве дополнения –узкий галстук, галстукбабочка, лента.Для соблюдения единообразия, так как у каждого цвета есть много оттенков, все классы централизованно закупают в магазине «Жасмин» одинаковую ткань черного цвета и дополнительно ткань зеленого цвета для спинки жилетов в целях соблюдения фирменного стиля школы и обоснования наличия зеленого цвета в шевронах. Допускаются индивидуальные фасоны жилетов, брюк и юбок с учетом фигуры, возраста, вкуса и других особенностей, но при соблюдении оговоренных условий [5].
Рис. 1. Школьная форма обучающихсяшколы №28, г.КировСтандарт внешнего вида учащихся школы №10 г. Кирова.Положением устанавливается внешнийвид учащихся, деловойстильодежды и устанавливается порядок ношения одежды для обучающихся 1 –11х классов МОАУ СОШ с УИПО №10 г. Кирова. Стандарты внешнего вида устанавливаются и утверждаются педагогическим советом школы.Деловой стиль –это строгий, выдержанный стиль одежды. Порядок ношения одежды делового стиля, установленный данным Положением, является обязательным для учащихся 1 –11х классов с 1 сентября 2011г. Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов. Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без жакета. Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя. Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длиннымиили короткими рукавами.Для учащихся 7 –11х классов допускается ношение классических джинсовых брюк темных тонов без украшений.Во время торжественных мероприятий, во время экзаменов одежда должна иметь парадный вид: белый верх темный низ[6].
Рис. 2. Деловой стиль обучающихся школы №10, г. Киров
По итогам анализа школьной формы предложены модели одежды для девочек и мальчиков. Всоответствии с рекомендациями психолога по цветовому решению для школьников предлагаются предпочтительные цвета серых оттенков тканей.
Рис. 3. Модели предложения школьной формы для мальчиков
Рис. 4. Модели предложения школьной формы для девочек
Ссылки на источники1.Бузов, Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство) [Текст] : Учебник для студ. высш. учеб.заведение / Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова / Под ред. Б. А. Бузова. –4е изд., испр. –М.:Академия, 2010. –448с.2.Механические свойства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://allrefs.net/c12/3t118/p27/?full(дата обращения: 10.11.16)3.Жасмин [Электронный ресурс] / Интернет –магазин тканей Жасмин –К. –Режим доступа: http://www.jasmintex.ru/(дата обращения: 10.11.16)4.Ткань полиэстер [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.syl.ru/article/187693/new_tkanpoliestersostavotzyivyichtozatkanpoliester(дата обращения: 10.11.16)5.Школа №28 г. Кирова [Электронный ресурс] / Пресс –центр / Новости на сайте –К. –Режим доступа: http://www.school28kirov.ru/presstsentr/blok1/novostinasajte/3820110203160432/1028shkolnajaforma(дата обращения: 11.11.16)6.Школа №10 г. Кирова [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tvoyashkola10.ru/(дата обращения: 11.11.16) 7.Требования к школьной форме [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://womanadvice.ru/trebovaniyakshkolnoyforme(дата обращения: 05.11.16)8.Зачем нужна школьная форма [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/25103738(дата обращения: 05.11.16)
Научный руководитель:Микрюкова Ольга Николаевна, преподаватель кафедры технологии и методики преподавания технологии, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Кировolgavggu@gmail.com
Анализ ассортимента материалов для школьной формы
Аннотация.В статье даны характеристики материала, используемого для школьнойформы. Анализ материала и моделей выполнен на основе данных школ города Кирова №10, №28.Ключевые слова:школьная форма,текстильный материал.
Сегодня наблюдаетсяочередная смена ценностейв общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярчевсего это проявляется в одежде, невербальном объекте. Школа это общественная организация, и одежда для нее должна обладать формальными элементами.На сегодняшний день школьная форма это 100% требование школ города Кирова.Какими свойствами должны обладать текстильные материалы, из которых изготовлена школьная форма, какие модели приемлемы для нее –эти вопросы были поставлены в начале исследования.Свойства текстильных материалов играют важную роль на всех этапах производства швейных изделий. Всесторонний учет показателей свойств материалов в швейном производстве помогает создавать изделия, отвечающие современному требованию: получать максимально полезный эффект как при изготовлении, так и при эксплуатации изделия. Свойства текстильных материалов можно условно классифицировать как геометрические, механические, физические.Важным показателем качества текстильных материалов является показатель изменения линейных размеров. Изменениялинейныхразмеров при эксплуатации, ведут к ухудшению внешнего вида одежды.Линейная и поверхностная плотности материалов играют важную роль при оценке качества и выборе материала для швейных изделий. Эти показатели строго регламентируются в нормативнотехнических документах на материалы. Отклонение фактической поверхностной,или линейной плотности материала от нормативной рассматривается,как его дефект и свидетельствует об отклонении структурных параметров материала от нормативов. Она определяется значением материала. Линейную и поверхностную плотности текстильных материалов определяют путем их взвешивания или расчетным методом.Поверхностная плотность текстильных материалов 20 –750 г/м2. Линейную плотность ML, г/м, вычисляют по формулеML = 102m/l2, (1)где m –масса образца, г;l2 –средняя длина образца при данной ширине материала, см.
Поверхностную плотность MS, г/м2, рассчитывают по формулеМS = 102m/(l3b), (2)где m –масса образца, г;l3 –средняя длина образца, см;b –средняя ширина образца, см.
Прочность на разрыв при растяжении ткани определяют по нагрузке, при которой образец ткани разрывается. Эта нагрузка называется разрывной нагрузкой, она является стандартным показателем качества ткани. Различают разрывную нагрузку по основе и разрывную нагрузку по утку. Разрывную нагрузку ткани определяют на разрывной машине.Повышение плотности и линейного заполненияприводит к возрастанию прочности связей структуры ткани и увеличивает стойкость к многократным растяжениям. Большей выносливостью обладают ткани, содержащие упругие волокна: синтетические, шерсть, натуральный шелк. Меньшей выносливостью обладают ткани, вырабатываемые из волокон с малой упругостью: хлопка, вискозы [1].Осыпаемость —явление смещения и выпадения нитей из открытых срезов ткани. Осыпаемость зависит от тех же факторов, что и раздвижка. Осыпаемость выше в тканях с длинными перекрытиями в переплетении. Крутка нитей оказывает влияние на осыпаемость, хотя не влияет на раздвижку. Нити с большей круткой осыпаются легче.Осыпаемость ткани является следствием недостаточного закрепления нитей в структуре ткани; она обусловливается главным образом небольшими силами трения и взаимного сцепления, возникающими между нитями основы и утка. Осыпаемость ткани обусловлена видом волокна и переплетением ткани, структурой пряжи, плотностью ткани, фазой ее строения, линейной плотностью основы и утка, направлением среза ткани и другими факторами.Повышенная осыпаемость срезов деталей увеличивает расход материалов и затраты труда на изготовление изделий, ухудшает их качество. Осыпаемость ткани существенно влияет на износостойкость одежды, так как значительное осыпание приводит к быстрому разрушению швов в процессе эксплуатации одежды. Для предупреждения разрушения швов в результате осыпания ткани обметывают срезы, проклеивают края деталей, увеличивают ширину швов и применяютшвы специальных конструкций [2].Выбор материалов для школьной формы на российском рынке весьма большой. Желательно, чтобы изделия были сшиты из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Однако 100% натуральными они быть никак не могут, поскольку это негативным образом может сказаться на внешнем виде изделий. Они очень быстро растянутся и потеряют форму уже после первых стирок.Магазин «Жасмин» в городе Кирове предлагает широкий выбор тканей, в том числе и ткани для школьной формы. Часто покупаемой тканью является «Бодистрейч», ее волокнистый состав 100% полиэстер [3].Ткань полиэстер обладает такими свойствами:высокая прочность;большая износостойкость по сравнению с натуральными тканями;высокая устойчивость к ультрафиолетовым лучам и теплу;не мнется; отлично сохраняет форму;легко стирается и быстро высыхает;не требует специального ухода[4].С 1 сентября 2013 года Госдумой был принят закон «Об образовании РФ», согласно которому школы получили право устанавливать требования к одежде школьников. Министерством образования и науки были приняты и утверждены требования –общеобразовательным учреждениям рекомендуется их придерживаться при решении на школьном совете о внешнем виде формы. Единой школьной формы, как это было всоветской России, нет. Главным критерием остается деловой стиль одежды учеников и еесветский характер, которая подчеркнет имидж школы. А вот фасон, цвет и общий вид формы решается на школьном совете.Укаждого ученика младших, средних и старших классов должна быть повседневная, праздничная и спортивная одежда. В требованиях к школьной одежде указывается, что школьная форма мальчиков должна состоять из пиджака, жилета и брюк. При этом дополнением к праздничному варианту форма мальчиков считается рубашка светлых оттенков, а также наличие галстука. Длядевочекшкольниц в комплект формы входят сарафан, жилет и юбка. В праздничные дни ученицам рекомендуется надевать блузки светлых цветов, а также, при желании, аксессуар в виде шейного платка или банта. Высота каблука обуви девочек не должна превышать 4 см. Спортивная одежда надевается школьниками на занятия физической культурой или спортом.К основным требованиям к школьной форме необходимо отнести и ее соответствие тем климатическим условиям региона, где находится учебное заведение, а также температурному режиму в помещении.Разрешается использование на школьной форме отличительных знаков: это могут быть эмблемы школы, значки, нашивки или же галстуки определенного цвета. Наряду с этим в одежде, обуви и аксессуарах ученика вшкольной форме не должны присутствовать символика неформальных молодежных организаций, надписи, блески или фурнитура агрессивного характераРекомендации психолога:•яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии;•рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов; голубые, розовые, салатовые и бежевые;•классическое сочетание –«светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать, поскольку это утомительно для зрения и вызывает головную боль;•необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей;•школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы;•школьная одежда всех оттенков серого –универсальна [7].Положительные сторонышкольной формы:•строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;•форма дисциплинирует человека;•ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде;•нет проблемы «вчем пойти в школу»;•школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе;•если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид[8].
Требования к школьной форме «Лицей информационных технологий №28» г. Кирова.С 1 сентября 2015 года в школе №28 вводится обязательная школьная форма для учащихся 111 классов. Это комплект одежды, в состав которого входит:•жилет с фирменным шевроном, белая сорочка и брюки для мальчиков;•жилет с фирменным шевроном, белая блузка с рукавом, юбка длиной на ладонь выше/ниже колена и/или брюки для девочек.В повседневной школьной форме может присутствовать сорочка/блузка светлых тонов (однотонная или в полоску), в качестве дополнения –узкий галстук, галстукбабочка, лента.Для соблюдения единообразия, так как у каждого цвета есть много оттенков, все классы централизованно закупают в магазине «Жасмин» одинаковую ткань черного цвета и дополнительно ткань зеленого цвета для спинки жилетов в целях соблюдения фирменного стиля школы и обоснования наличия зеленого цвета в шевронах. Допускаются индивидуальные фасоны жилетов, брюк и юбок с учетом фигуры, возраста, вкуса и других особенностей, но при соблюдении оговоренных условий [5].
Рис. 1. Школьная форма обучающихсяшколы №28, г.КировСтандарт внешнего вида учащихся школы №10 г. Кирова.Положением устанавливается внешнийвид учащихся, деловойстильодежды и устанавливается порядок ношения одежды для обучающихся 1 –11х классов МОАУ СОШ с УИПО №10 г. Кирова. Стандарты внешнего вида устанавливаются и утверждаются педагогическим советом школы.Деловой стиль –это строгий, выдержанный стиль одежды. Порядок ношения одежды делового стиля, установленный данным Положением, является обязательным для учащихся 1 –11х классов с 1 сентября 2011г. Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов. Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без жакета. Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя. Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длиннымиили короткими рукавами.Для учащихся 7 –11х классов допускается ношение классических джинсовых брюк темных тонов без украшений.Во время торжественных мероприятий, во время экзаменов одежда должна иметь парадный вид: белый верх темный низ[6].
Рис. 2. Деловой стиль обучающихся школы №10, г. Киров
По итогам анализа школьной формы предложены модели одежды для девочек и мальчиков. Всоответствии с рекомендациями психолога по цветовому решению для школьников предлагаются предпочтительные цвета серых оттенков тканей.
Рис. 3. Модели предложения школьной формы для мальчиков
Рис. 4. Модели предложения школьной формы для девочек
Ссылки на источники1.Бузов, Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство) [Текст] : Учебник для студ. высш. учеб.заведение / Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова / Под ред. Б. А. Бузова. –4е изд., испр. –М.:Академия, 2010. –448с.2.Механические свойства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://allrefs.net/c12/3t118/p27/?full(дата обращения: 10.11.16)3.Жасмин [Электронный ресурс] / Интернет –магазин тканей Жасмин –К. –Режим доступа: http://www.jasmintex.ru/(дата обращения: 10.11.16)4.Ткань полиэстер [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.syl.ru/article/187693/new_tkanpoliestersostavotzyivyichtozatkanpoliester(дата обращения: 10.11.16)5.Школа №28 г. Кирова [Электронный ресурс] / Пресс –центр / Новости на сайте –К. –Режим доступа: http://www.school28kirov.ru/presstsentr/blok1/novostinasajte/3820110203160432/1028shkolnajaforma(дата обращения: 11.11.16)6.Школа №10 г. Кирова [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tvoyashkola10.ru/(дата обращения: 11.11.16) 7.Требования к школьной форме [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://womanadvice.ru/trebovaniyakshkolnoyforme(дата обращения: 05.11.16)8.Зачем нужна школьная форма [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/25103738(дата обращения: 05.11.16)