Краткое описание генезиса социальных прав

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермаков Д. А. Краткое описание генезиса социальных прав // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3051–3055. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970937.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития социальных прав, включая появление предпосылок их возникновения и непосредственный генезис данных прав. Автор предлагает достаточно широкий перечень социальных прав, потому основывает свою работу на примерах развития отдельных прав в конкретный период времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермаков Дмитрий Александрович,бакалавр юриспруденции, магистрант 2 курса направления «Социальное государство: проблемы теории и юридической практики» юридического факультета Ивановского государственного университета, г. Ивановоermakovda1993@mail.ru

Краткое описание генезиса социальных прав

Аннотация.В статье рассматривается процесс развития социальных прав, включая появление предпосылок их возникновения и непосредственный генезис данных прав. Автор предлагает достаточно широкий перечень социальных прав, потому основывает свою работу на примерах развития отдельных прав в конкретный период времени.Ключевые слова:социальные права, предпосылки возникновения, генезис, развитие социальных прав..Для эффективной законотворческой, исполнительной и судебной работы важно понимать происхождение и процесс развития правчеловека. Эти знания позволяют не только правильно трактовать то или иное право, но и, отслеживая предмет познания в динамике, видеть его будущее.В настоящей статье речь пойдёт о социальных правах. Предварительно отметим, что под нимимы понимаемправа, обеспечивающие минимально необходимый для человека или группы людей в обществе уровень получения материальных и нематериальных благ путём осуществляемого государством или структурами гражданского общества перераспределения благ в обществе, и распространяющие своё действие на конкретного индивида или группу людей. К числу таких прав мы относим: 1) право на образование;2) право на труд;3) право на отдых;4) право на социальные пособия;5) право на пенсию;6) право на медицинскую помощь;7) право набесплатную юридическую помощь;8) право на жилище;9) право на благоприятную окружающую среду.Критерием для такой классификации выступает реализуемое благо, которое может быть определено как «товар или услуга, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат»[1], то есть некий ресурс, проявляющий свойства неделимости, неисключаемости и невозможности не потреблять[2]. Названные качества для блага означают то, что оно может быть предоставлено всем, без ограничения количества обратившихся за данным «ресурсом» и то, что потребность в благе не имеет для индивида ограничений: он всё равно нуждается в благе[3]. Блага бывают как материальными (пособия, пенсионное обеспечение), так и нематериальными (труд, образование, отдых).При этомпредоставление такого блага позволяет индивиду выживать в социуме.Необходимо отметить, что не все названныенамиправа являются всецело социальными. Так, например, право на труд может рассматриваться и как экономическое право.Отнесение в эту классификацию права на благоприятную окружающую среду возможно в той степени, в которой такое право обеспечивает индивида возможностью нормального существования. Косвенным подтверждением этой позиции служат законы, посвящённые людям, которые пострадали от радиационных катастроф. Так, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[4]позволяет сделать вывод о том, что государство считает право на благоприятную окружающую среду социальным, поскольку за отселение из загрязнённых радиацией зон выплачивает компенсацию, оказывает иную социальную помощь (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст.10).Данные права, помимо прочих, имеют признаки зависимости от экономики[5]и открытости[6], что предопределяет их изменение в связи с изменением ситуации с государственным финансированием и общественным развитием. Названные свойства указанных прав позволяют заключить, что они возникают не сразу, и изменяются с течением времени.

В настоящее время в Конституции РФ[7](ч.1 ст.7) Россияпровозглашается социальным государством. Поэтому политика РФ направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе за счёт установления МРОТ, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, за счёт развития системы социальных служб и установления государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты (ч.2 ст. 7 Конституции РФ). То есть за счёт реализации социальных прав обеспечивается функционирование социального государства.Однако такая ситуация сложилась сравнительно недавно. Практически каждому этапу развития социальных прав соответствует определённое отношениек ним в обществе, а сам процесс развития имеет конкретные предпосылки. Предпосылками формирования современной концепции социальных прав явились последовательно сменявшие друг друга в каждом из предшествовавших периодов представления о сущности социальных обязательстви роли государства в их осуществлении.На наш взгляд, справедливо говорить о четырёх периодах, в каждом из которых отношение к социальным обязательствам было различным. 1) Социальные обязательства рассматривались как дар, носили октроированный, нередко индивидуальный характер.2) Социальные обязательства рассматривались как уступка рабочему классу.3) Социальные обязательства рассматривались как итог победы пролетариата в революции, механизм перераспределения социалистического общества и будущего коммунистического общества.4) Социальные обязательства рассматривались как признак социального государства.При этом, в силу объективных исторических процессов, третий период характерен только для бывших социалистических стран (и стран социалистического лагеря в целом). В капиталистических государствах, избежавших социализма, второй период перешёл в четвёртый(но сообразно изменялись предпосылки). Названным периодам примерно соответствуют этапы развития социальных прав (основанные на периодизациях С.С.Симоновой[8]и В.С.Аракчеева[9]):1)Вторая половина XVIIвека ранее ‬первая половина XVIIIвека.2)Вторая половина XVIIIвека ‬первая половина XIXвека.3)1860е годы ‬1917 год.4)Советский этап (1917 ‬1991 гг.).5)Современный (постсоветский) этап.Отметим, что первый ивторой названные нами этапы существовали в период отношения к социальным обязательствам как к дару.Первый этап (2 пол. XVIIв. и ранее ‬1 пол. XVIIIв.) имеет свои истоки в глубине веков. Задолго до возникновения представлений о социальных правах уже существовали формы предоставления помощи слабым членам общества. Эти формы, следует полагать, появились в древности и в течение долгого времени оставались в числе моральнонравственных предписаний социума[10]. В частности, оказание помощи было связано с представлением о справедливости. Причём, если изначально справедливость могла означать соответствие сложившимся нормам, неизменность общественного устройства[11], то впоследствии её понимание трансформировалось в сторону изменения социума. На Западе (Аристотель, Платон) и на Востоке (О.Хайям, в XIвеке Низам алМульк и другие) различные учения развивали её понимание[12]. Социальная функция в примитивном виде появляется у государства со времён древнеримских императоров (около IIв. ‬правление Марка Аврелия).Однако она так и остаётся в зависимости от воли правителя и его личных качеств, не будучи закреплённой в качестве обязательной[13]. То есть попрежнему носит характер дара (октроированный характер). Таким образом, взгляды на социальные обязательства на данном этапе не позволяют сделать вывод о существовании развитых социальных прав;забота о нуждающихся носит дарственный, октроированный характер. В это время существуют отдельные социальные пособия: при царе Алексее Романове «лечебные» выплаты для отставных воинов, размер которых зависел от тяжести полученных воинами увечий[14]; при Петре I

государственная помощьинвалидам и ветеранам флота, госпиталяи т.д.[15]. Основной критерий предоставления помощи: нужда.Второй этап (2 пол. XVIIIв. ‬1 пол. XIXв.) связан с увеличением внимания к проблемам общества и отдельных его членов. Власть со 2 пол. XVIIIвека начинает выдавать отдельные распоряжения об оказании помощи некоторымгруппам населения (бывшим пленникам, престарелым, увеченным и т.д.)[16].Так, в 1791 году создаются первые инвалидные роты для посыльной работы[17]; проводится екатерининская пенсионная реформа (при Екатерине II), установившая выслугулет для получения пенсии[18], формируется единая система социальной реабилитации нуждающихся, приобретают черты системности мероприятия в области образования и здравоохранения[19]и т.д. Однако отношение к социальным обязательствам и предпосылки для изменения социальных прав остаются неизменными.Третий этап (1860е годы ‬1917 год) был достаточно насыщенным по сравнению с двумя предыдущими. Освобождение от крепостничества и буржуазные реформы привели к распространению социальных прав на бывших крепостных и приписных крестьян. Создаются сельские и городские органы самоуправления, земства, также занявшиеся социальной помощью. Утверждаются законы о пенсиях для рабочих и социальном страховании[20]. В это времяв 1827г. в России утвердили первоначальный общий пенсионный устав[21], в 1842 ‬1866гг. сформировалась пенсионная система для православного духовенства[22]; в 1864г. в Учрежденияхсудебных установлений предусматривалсяпорядок оказания бесплатной юридической помощи в суде бедному населению; в Германии в 1889 г. канцлер О. фон Бисмарк предложил ввести государственную пенсию для наёмных рабочих с 70 лет[23]. Однако единый комплекс социального законодательства так и не сложился[24].

На данном этапе предоставление социальных прав носит характер уступок набиравшему силу рабочему классу. Например, А.М.Куренной объясняет попадание трудового права в область государственного регулирования следующим образом[25]. Изначально трудовые отношения существовали самостоятельно, общество не нуждалось в их регулировании. Существовали социальные группы, родившись в которых, человек оставался в них, ибыл вынужден заниматься тем, чем и остальные члены группы. Например, были рабы, а были свободные граждане. Такой порядок вещей в отношении трудовых отношений продержался до буржуазного Нового времени. В названный период истории появилось много свободных людей, не имевших собственности, но способных к труду. Возникла необходимость «продавать» способность к труду. И именно это определило необходимость регулирования отношений в области труда. Постановка «социального вопроса» в XIXвеке в Европе была вызвана разрушением традиционного общества, обнищанием большого количества людей[26].Те государства, которые не справлялись с предоставлением достаточного социального обеспечения, сталкивались с революциями. Именно это произошло в 1917г. с Россией, несмотря на развивавшееся законодательство по защите рабочих[27].Внедрение в общественную жизнь социальных прав в западных странах после Революции в России 1917 года являлось способом удовлетворить нужды широких слоёв населения, предотвратить революционные настроения. Именно в таких условиях и родилась концепция социального государства. Становление идеи социального государства было продиктовано необходимостью достижения социального мира и согласия, обеспечения нормального, достойного существования индивида[28]. Без этих условий общество неизбежно скатилось бы к социальным потрясениям.Советскийэтап (1917 ‬1991гг.) наступил только для России и, вспоследствии социалистических государств. Он не является единым[29]. В нём можно выделить послереволюционный период, когда социальные права носили классовый характер и послевоенный период, в который была установлена охватывавшая всё население система социальных прав. Отдельно можно говорить о переходном периоде (конец 1980х годов ‬1991г.) во время которого были изжиты остатки классовой борьбы (1990г.) и сформировались предпосылки к современной системе социальной защиты населения. Особенностью этапа является то, что,несмотря на развитие системы прав и свобод человека, они остаются на вторичномместе, уступая вопросам государственного строительства[30].Социальные права были заимствованы из дореволюционных норм, воспринятых СССР[31]. А.Н.Михалкин справедливо отмечает: «Формирование социальных обязанностей Советского государства осуществлялось на основе и под влиянием социальных требований рабочих и крестьян, которые базировались на возможных рисках в их производственной деятельности, а также на статусном положении детей, пожилых людей и женщин»[32]. При этом на начальном этапе данные права носили классовый характер и были доступны только трудящимся[33], позже они распространились на фактически все слои населения, но окончательные различия в этой сфере были устранены только Законом СССР от 15.05.1990г., который установил равные правила начисления пенсий всем гражданам (что деюро закрепило реально давно произошедшее затухание межклассовой борьбы). В это же время отмечается сильная идеологизация законодательства и правовой нигилизм, что находит своё отражение в редком упоминании прав человека. Например, социальные права по Конституции СССР 1936 года упоминаются в труде по социалистическому государству 1970 года на одной странице[34]. Данная ситуация не является необычной. Как отмечает в своём исследовании Д.Ю.Туманов, «первые советские конституции (Конституции РСФСР 1918 и 1925гг. и других советских республик, Конституция СССР 1924г.) не содержали в себе категории социальноэкономических прав граждан»[35], впервые социальноэкономические права обозначены в Конституции 1936 года, когда экономические условия позволили обеспечить социальные обязательства государства. Носледует отметить, что социальные права были значимы для будущего советского руководства ещё с нелегальной деятельности в рамках РСДРП[36]. Именно коммунистическая партия стала той силой, которая уделяла значительное внимание достижениям в социальноправовой сфере, пусть и располагая её после политических прав. В партийных программах досоветского и советского периодов уделялось внимание социальным вопросам. Так, Программа Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП (б)) 1919 года отмечала, что в Кодексе законов о труде (КЗоТе) нашли отражение предложения Программы РСДРП 1903г., а именно: 8часовой рабочий день для всех трудящихся и 6часовой рабочий день для работников до 18 лет и горнозаводских рабочих, занятых подземными работами, 42часовой еженедельный непрерывный отдых для всех трудящихся, запрет сверхурочных работ (действующий как общее правило), запрет труда лиц, моложе 16 лет, запрет ночного труда, труда в особо вредных условиях, сверхурочных работ для всех женщин и работников до 18 лет и т.д.[37]. А в Программе КПСС 1961 года социальные права уже прямо были отнесены к основам строительства коммунистического общества. Развитие социальных прав затрагивало право на жилище, право на труд (сокращение времени труда до 6часового рабочего дня или 35часовой рабочей недели по общему правилу, улучшение условий труда), право на медицинскую помощь (улучшение медицинского обслуживания, увеличение продолжительности жизни), право на социальные пособия (и льготы) для нуждающихся слоёв населения (детей, женщин, нетрудоспособных)[38].Формируются в близкой к современной форме пенсионные права, право на социальное обеспечение, право на бесплатную юридическую помощь и т.д.На завершающем периоде советского этапа начинают формироваться современные социальноправовые институты. Так, с конца 1980х годов (по 1995 год) формируются основополагающие принципы будущего российского общества и формируются главные органы власти[39], в том числе гарант Конституции России и, следовательно, социальных прав, отражённых в ней,‬Президент РФ.Именно в советский период социальные права, права второго поколения[40]получили мировое распространение (во второй половине XXвека) с принятием важнейших международных актовпо защите прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., и т.д.), многие их которых будут позднее признаны нашей страной.В частности, во Всеобщей декларации правчеловека установлены основные элементы права на труд (ст. 23): свобода труда, защита от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда[41]. Проблема прав человека после Второй мировой войны приобрела международное значение, а указанные международные акты распространили права, закреплённые в них на всех людей[42]. Однако практическое их применение неизбежно связывалось с ратификацией.Современный (постсоветский) этап (с 1991г.) характеризуется разрушением социальной системы СССР, ухудшением социальной ситуации в ходе 1990х годов. Были ущемлены (за счёт снижения фактической суммы выплат) некоторые права, другие ‬отменены, пересмотрены (бесплатное предоставление жилья каждой семье заменено правом на жилище, без гарантий по его предоставлению[43]). Социальные права больше неразвиваются в направлении всеобщего охвата, государство стремится уйти от социальных обязательств[44]. Одновременно реализуются крупныесоциальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье ‬гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»[45]. Окончательно формируется современная система социальных прав. В.Б.Голубев считает, что это парадокс: насаждаютсярыночные отношения и при этом утверждается о наличии социального государства[46]. В мире ущемление социальной сферы, включая попытки преодолеть кризис в экономике за счёт снижения социальных обязательств, встречают сопротивление населения. Такая ситуацияв 2015 году случилась в Греции: премьерминистр Алексис Ципрас был вынужден подать в отставку в связи с неудачной попыткой получить одобрение принятого им решения о жёсткой экономии, в том числе в социальной сфере[47]. Одновременно в странах Запада нарастает влияние идеи большей ответственности государства и крупных собственников за социальную обеспеченность населения[48].На постсоветском этапе Россия признала обязательность(1991г.)Декларации прав человека 1948г. и Пактаоб экономических социальных и культурных правах 1966г.,и с этого момента право на социальное обеспечение и достойный уровень жизни сталопризнаватьсяза каждым человеком, а не только за гражданином[49].Продолжается формирование современных социальноправовых институтов(фондов социального, медицинского страхования и т.п.): возникает их система (1995 ‬2002гг.), проходит период их адаптации (2002 ‬2005гг.), связанный с активным включением сформированных институтов в жизнь общества, и корректировкой их деятельности (2005 2006гг.) нареализацию потребностей населения[50].Россия присоединяется к ранее разработанной в Европе концепции социального государства (государственно организованного общества, в котором государственновластные структуры выполняют действия по перераспределению материальных и иных имеющихся в обществе благ в соответствии с принципом социальной справедливости[51]), оказавшись в точке бифуркации, в которой она должна выбрать тип этого государства: либеральный, консервативный или социалдемократический. Зная о ранее упомянутых свойствах социальных прав (зависимость от экономики и открытость), о сокращении социальных обязательств (например, чернобыльским родителям[52]), следует предположить, что Россия двигается именно в сторону минималистского в плане социального обеспечения либерального типа. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы генезиса социальных прав в зависимости от отношения государства к социальным обязательствам и соответствующих предпосылок их развития (см. таблицу).Таблица 1Соотношение отношения к социальным обязательствам,предпосылокдля развития социальных прави этапов их развития(ориентирована на Россию)

Отношение к социальным обязательствамПредпосылка для развитиясоциальных правЭтап развития социальных правПримерДар, октроированный, нередко индивидуальный характер социальных правСтановление современных государств, необходимость в регулировании общественных отношенийВторая половина XVIIвека и ранее ‬первая половина XVIIIвека

«Лечебные выплаты» при царе Алексее РомановеВторая половина XVIIIвека ‬первая половина XIXвека1791г. ‬создание в России инвалидных рот для обеспечения инвалидам посильной работы, которая бы их кормилаУступка рабочему классуНеобходимость подавления общественного недовольства1860е годы ‬1917 год

1864г. Учреждения судебных установлений создают порядок оказания бесплатной юридической помощи в судах бедным слоям населенияИтог победы пролетариата в революции, механизм перераспределения социалистического общества и будущего коммунистического общества (характерно Для социалистических стран: построение коммунизмаДля капиталистических стран: необходимость подавления общественного недовольства, Советский этап (1917 ‬1991 гг.)

Ст. 120 Конституции СССР 1936г. закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в случае старости, болезни, потери только для социалистических государств XXвека)необходимость уменьшить социальный контраст жизни с СССРтрудоспособности, в т. ч. предусматривая курортное лечениеПризнак социального государстваРазвитие социального государства, сдерживание общественного недовольстваСовременный (постсоветский) этап (с 1991г.)

Право на компенсационную выплату для лиц, достигших 80 лет и инвалидов Iгруппы (с 2006г.)

Ссылки на источники1.Гневашева И.А. Социальноэкономическая значимость образования как общественного блага // Экономика образования. 2009. №42. С. 26 ‬32. С. 26.2.Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Общественные блага и государственные услуги // Вестн. Волгоградск. гос. унта. Сер. 3. Экономика. Экология. 2015. №2 (31). С. 7 ‬17. С. 8.3.Там же. С. 8 ‬9.4.О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991г. №12441 // Официальный портал правовой информации: URLадрес: http://pravo.gov.ru(дата обращения: 10.01.2017г.).5.Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М.: Юрлитинформ, 2010. 232 с. С. 5.6.Шакун Н.В. Социальные права человека и гражданина в России и их конституционноправовое обеспечение: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.2013. 26 с. С. 14.7.Конституция Российской Федерации // Официальный портал правовой информации: URLадрес: http://pravo.gov.ru(дата обращения: 23.04.2017г.).8.См.: Симонова С. С. Этапы становления социальной функцииРоссийского государства: историкоправовой анализ // Концепт. 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53309. URLадрес: http://ekoncept.ru/2013/53309.htm(дата обращения: 23.04.2017г.).9.См.: Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении // Вестн. Томск. гос. унта. 2003. №279. С. 18 ‬26.10.Рахматова З.М. Исторические предпосылки возникновения и официального закрепления социальных прав // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. 2013. №4 (56). С. 40 ‬46. С. 40 ‬41.11.Пантыкина М. И. Справедливость и право: Omnes et Singulos // Концепт. 2016. № 03. ART16040. URLадрес: http://ekoncept.ru/2016/16040.htm. (дата обращения: 23.04.2017г.).12.Рахматова З.М. Исторические предпосылки возникновения и официального закрепления социальных прав. С. 42 ‬43.13.Там же. С. 41.14.Всё о будущей пенсии: для учёбы и жизни // ПФРФ. Б.г. 24 с. С. 2.15.Симонова С. С. Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ.16.Там же.17.Софронова Т.В.Реализация права на труд лицами с инвалидностью. История и современность // Вестн. Нижегор. унта им.Н.И.Лобачевского. 2014. №3 (2). С. 222 ‬224. С. 223.18.Всё о будущей пенсии: для учёбы и жизни. С. 2.19.Симонова С. С. Этапы становлениясоциальной функции Российского государства: историкоправовой анализ.20.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Юрайтиздат. 2007. 187 с. С. 41 ‬42.21.Кульчитский А.В. История пенсионного обеспечения россиян: 1827 ‬1917 гг. // Известия Росс. гос. педагогич. унта им. А.И.Герцена. 2008. №761. С. 199 ‬204. С. 199.22.Там же. С. 201.23.Борисов А.Ф. Новая пенсионная реформа как инновация в системе социального управления // Вестн. СанктПетербургского унта. Сер. 12. 2014. № 4. С. 229 ‬235. С. 230.24.Симонова С. С. Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ.25.Трудовое право России: учебник / под ред. А.М.Куренного. М.: Юристъ. 2004. 493 с. С. 20 ‬21.26.Апарина О.Ю. Концепция социального государства:истоки и современность // Известия Саратовск. унта. 2008. Т.8. Сер. Эконом. Управл. Право. Вып. 2. С. 57 ‬60. С. 58.27.См.: Хаконова И.Б. Институт страхования промышленных рабочих Российской империи во второй половине XIX‬начале XXвеков: историкоправовое исследование: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар. 2013. 25 с. С. 7 ‬8.28.Апарина О.Ю. Концепция социального государства: истоки и современность. С. 58 ‬59.29.См., например: Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. С. 42 ‬45; Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении. С. 20 ‬23.30.Туманов Д.Ю. Система прав и свобод граждан по Конституции СССР 1936г. // Вестн. Чувашск. унта. 2012. №1. С. 142 ‬144. С. 144.31.Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении. С. 20.32.Михалкин А.Н. Правовое обеспечение социальных обязанностей в СССР и современной России: линии соприкосновения // Власть. 2014. №4. С. 152 ‬156. С. 153.33.Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении. С. 20.34.См.: Косицын А.П. Социалистическое государство. Закономерности возникновения и развития. М.: Юрид. литра. 1970. 416 с. С. 269.35.Туманов Д.Ю. Проблемы обеспечения социальноэкономических конституционных прав граждан СССР в 19301950х годах // Вестн. Удмуртск. унта. Сер. «Экономика и право». 2012. №2. С. 102 ‬105. С. 102.36.Михалкин А.Н. Правовое обеспечение социальных обязанностей в СССР и современной России: линии соприкосновения. С. 153.37.Программа РКП (б) 1919г. // Программы и уставы КПСС. М.Политиздат.1969. С. 59 ‬6038.Программа КПСС 1961 г. // Программы и уставы КПСС. М.Политиздат.1969. С. 168 ‬175.39.Беседина В.А.Генезис и развитие социальноправовых институтов, их функций и принципов права в условиях трансформирующегося российского общества // Известия Росс. гос. педагогич. унта им. А.И.Герцена. 2007. №35. Т. 8. С. 31 ‬36. С. 34.40.Апарина О.Ю. Концепция социального государства: истоки и современность. С. 57.41.Туманов Д.Ю. Система прав и свобод граждан по Конституции СССР 1936г. С. 39.42.Ибрагимов А.Ф. Значение международных (универсальных) правовых норм в становлении системы социальных прав // Бизнес в законе. 2008. №1. С. 235 ‬236. С. 235.43.Сотникова Л.В. Право на жилище: история и сегодняшний день // Вестн. Юж.Урал.гос.унта, 2006, №13. С. 163 ‬167. С. 163.44.Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении. С. 21 ‬22.45.Михалкин А.Н. Правовое обеспечение социальных обязанностей в СССР и современной России: линии соприкосновения. С. 155.46.Голубев Б.В. Парадокс социальных прав человека и гражданина // Марийский юридич. вестн. 2013. №10. С. 68 ‬76. С. 72.47.Мильчин К. Демос слил // Русский репортёр. 2015. №1719. С. 10 ‬15.48.См.: Лейбин В., Константинов А., Рогожников М. Назад, к победе коммунизма! // Русский репортёр.. 2015. №16. С. 12 ‬19.49.Малюков С.Г. Процесс эволюции конституционноправового регулирования права человека на социальное обеспечение в России // Мир науки, культуры, образования.2015. №1. С. 252 ‬254. С. 253.50.Беседина В.А.Генезис и развитие социальноправовых институтов, их функций и принципов права в условиях трансформирующегося российского общества. С. 34.51.Родионова О.В. Социальная функция современного государства в теоретикоправовом аспекте. Иваново, Иван.гос.унт, 2004. 112 с. С. 10.52.Лисичкина Т. Выплата под вопросом // Ваше право. 2016. №11. С. 13.