История и тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства
Выпуск:
ART 970944
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белова
А.
М. История и тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3086–3090. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970944.htm.
Аннотация. В данной статье предоставлены материалы, которые отражают историю уголовно-исполнительного законодательства, его становление и реформирование. Также рассмотрены перспективы дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы. Подробно описываются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере уголовно-исполнительного права.
Ключевые слова:
развитие, правовые акты, тенденции, уголовно-исполнительное законодательство, уголовно-исполнительная система
Текст статьи
Белова Арина Михайловна,студент2 курсаОренбургского государственного университета, г.Оренбургarina.belova1997@mail.ru
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного права, кандидат юр. наук,Оренбургского государственногоуниверситета, г.Оренбург
История и тенденции развития уголовноисполнительного законодательства
Аннотация.В данной статье предоставлены материалы,которые отражают историю уголовноисполнительного законодательства, егостановление и реформирование. Такжерассмотреныперспективы дальнейшего развития уголовно –исполнительной системы.Подробно описываются нормативноправовые акты, регулирующие отношения в сфере уголовноисполнительного права.
Ключевые слова:уголовно –исполнительное законодательство, уголовно –исполнительная система, развитие, тенденции,правовые акты.
По вопросам становления иразвития уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации вюридической литературепосвященонемало статей, втом числе исовершенствования уголовноисполнительной системывРФ. Наличие таких изданийне лишает насвозможностипродолжить рассмотрение некоторых вопросов оразвитии уголовноисполнительного законодательства.
Особенностью данной отрасли законодательствав СССРявлялось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, которые были связаны сприменением мер исправительнотрудового воздействия.
Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.
Следовательно, в начале 1980х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительнотрудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а такжевступление России в середине 1980х гг. в эпоху кардинальных социальнополитических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.
Стоит отметить, что происходящие вРоссии с 90х годов XX века реформы вполитической исоциальноэкономических сферах привели кразвитию новых рыночных отношений, предусматривающих вусловиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства ииной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным иболезненным, повлекшим негативные последствия всоциальноэкономическом плане, но инеобходимость проведения новой правовой политики, втом числе уголовной иуголовноисполнительной политики, реформирование государственных органов и судебноправовойзреформы.Судебноправовая реформа вРоссии на современном этапе, характеризуется не только преобразованиемсистемы правоохранительных органов (например, созданием Следственного комитета РФ, ит.д.), формированием государственнойбесплатной юридической консультации, но иразвитиемзаконотворческого процесса, приятием нового исовершенствованием действующего законодательства ,втом числе административного,лгражданского,хуголовного,гуголовноисполнительного.Основываясь на Конституции РФ, общепризнанных принципах инормах международного права, основное место всистеме уголовноисполнительного законодательства занимает Уголовноисполнительный кодекс РФ (УИК РФ). Внем на законодательном уровне регулируется исполнениивсех видов уголовных наказаний ииных мер уголовноправового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ(УКнРФ).Помимо УИК РФ всистему уголовноисполнительного законодательства РФ входят такие федеральные законы , как Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (в ред. от 02.04.2014 №58ФЗ) «Об учреждениях иорганах, исполняющих уголовные наказания ввиде лишения свободы», ФЗ от 08.01.1997 №2ФЗ (в ред. от 10.01.2002 №4ФЗ) «О введении вдействие Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации», ФЗ от28.12.2004 №177ФЗ «О введении вдействие положений Уголовного кодекса Российской Федерации иУголовноисполнительного кодекса Российской Федерации онаказании ввиде обязательных работ», ФЗ от 10.06.2008 №76ФЗ (ред. от 21.12.2013 №378ФЗ) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания ио содействии лицам, находящимся вместах принудительного содержания» идр.Особое место взаконодательстве, регламентирующим деятельность учреждений иорганов, исполняющих уголовные наказания, занимает ФЗ от 15.07.1995 №103ФЗ (в ред. от 03.02.2014 №7ФЗ) «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых всовершении преступлений». Это объясняется тем,что данный Закон регулирует порядок, а также определяет условия содержания под стражей, гарантии прав изаконных интересов лиц, подозреваемых иобвиняемых всовершении преступлений. Сдругой стороны, на администрацию следственных изоляторов (СИЗО) наряду среализацией мер уголовнопроцессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы вотношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, осужденных на срок не свыше 6 месяцев иоставленных вСИЗО сих согласия идругой категории лиц (ч. 1 ст. 74 УИК РФ). Следовательно, этот Закон условно можно отнести куголовноисполнительному законодательству.
Кроме того, важным аспектом вразвитии уголовноисполнительного законодательства РФ занимает международное сотрудничество вчасти использования международных правовых актов, которые подписала иратифицировала Российская Федерация.Например, кчислу обязательных международных правовых актов, которые определяют естественные права человека, апоэтому не могут нарушаться при исполнении уголовных наказаний относятся—право на жизнь, свободу личности, право на свободу совести, мысли ирелигии,свобода слова и печати, свобода объединений,запрет пыток идр. Указанные права нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), вМеждународном пакте огражданских иполитических правах (1966г.) иМеждународном пакте об экономических, социальных икультурных правах (1966г.), Европейской конвенции озащите прав человека иосновных свобод (1950г.), Конвенции против пыток идругих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство обращениядилищнаказания(1987г).
Данные обстоятельства, и одновременно практика применения УИК РФ отчетливо отразила наличие коллизий вправовом урегулировании достаточно большого количества вопросов исполнения наказаний. Это обусловило важность внесения изменений вуголовноисполнительное законодательство. Поэтому с 1998г. по настоящее время принято более 40 федеральных законов, которые направлены на совершенствование УИК РФ. Все коррективы УИК РФ направлены на дальнейшую гуманизацию идемократизацию процесса исполнения уголовных наказаний, на расширение прав изаконных интересов осужденных, повышение гарантий их защищенности,зотказзотьнеобоснованныхъограниченийзихзапретов,хсовершенствованиегусловийотбываниярнаказания.Так, ч. 1 ст. 3 УИК РФ дополнена положениями отом, что «Уголовноисполнительное законодательство Российской Федерации ипрактика его применения основываются, втом числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия идругого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение сосужденными», ач. 2 ст. 9 УИК РФ уточнена положениями, что «Основные средства исправления осужденных являются воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение иобщественное воздействие». По правам осужденных также внесены существенные дополнения орасширении игарантиях их прав. Так, ч. 2 ст. 12 УИК РФ содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение сосужденными идополнена словами «или взысканию». Данная редакция уголовноисполнительной нормы не только соответствует ст. 7 Международного пакта огражданских иполитических правах, но игарантирует, что идисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на осужденных,лдолжнызприменятьсяъвжстрогомлсоответствиизсЗаконом.Представляется, что уголовноисполнительное право в дальнейшем будет развиваться не только как отрасль регулирующая исполнение уголовных наказаний и применение средств исправительного воздействия, но и как социализированная отрасль права, включая регулирование тех отношений, которые возникают у осужденного как субъекта отбывшего наказание, но сохраняющего в течение судимости ограниченный правовойстатус. Данную ситуацию можно изложить следующим образом. Осужденный после отбытия наказания попрежнему, находится в сфере уголовной юрисдикции государства, т.е. сохраняется судимость, возможны дополнительные формы контроля со стороны властных структур, несет ограничения в определенных группах прав, при этом нет уверенности, что достигнуты цели наказания в процессе его исполнения. Чтобы в этом убедиться необходим некоторое время социальный контроль за осужденным после освобождения, причембольшинство вопросов должно попрежнему оставаться в веденииУИС.Также продолжается реформирование иуголовноисполнительной системы РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010г. №1772р утверждена «Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривающая конкретные меры, сроки иэтапы реформирования уголовноисполнительной системы сцелью приведения условий содержания подследственныхигосужденныхгвщсоответствиещсззаконодательствомщРоссиижидмеждународнымисстандартами.Вцелом процесс реформирования УИС включает осуществление ряда крупных мероприятий:1)корректировка карательной политики,расширение оснований для применения уголовных наказаний и мер пресечения, альтернативных лишению свободы или содержанию под стражей2)дальнейшее разграничение компетенций в вопросах управления и обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС между федеральными органами и субъектами РФ, а также определение направлений взаимодействия УИС с другими правоохранительными органами;
3)изменение структуры исправительных учреждений, переход к отбыванию наказаний в одном учреждении различныхкатегорий осужденных с их раздельным содержанием в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений;4)создание развернутой системы образовательных и научноисследовательских учреждений;Таким образом можно сделать вывод, что реформа Уголовно–исполнительной системы РФ стала важнейшим шагом на пути построения современного,демократического,социального,правовогозгосударства.Нужно отметить, что данное исследование следует понимать,как кардинальное реформирование уголовно –исполнительного законодательства РФ, атакже как анализ действующих норм УИК РФ, научных подходов иавторского понимания вчасти развития уголовноисполнительного законодательства иреформирования уголовноисполнительнойпсистемы.
Ссылки на источники 1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ)2."Уголовноисполнительныйкодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 05.04.2017)3.Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений" от 15.07.1995 N 103ФЗ (последняя редакция)4.Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772р Об утверждении Концепции развития уголовноисполнительной системы РФ до 2020 г. (с изменениями и дополнениями)5.Международные акты о правах человека : сборник документов. —М., 2000. —570 с.
6.Уголовноисполнительное право России :учебник для юридических вузов и факультетов / под редакцией А.И. Зубкова. —М.: Издательская группа ИНФРА М —НОРМА, 1997. —599 с.
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного права, кандидат юр. наук,Оренбургского государственногоуниверситета, г.Оренбург
История и тенденции развития уголовноисполнительного законодательства
Аннотация.В данной статье предоставлены материалы,которые отражают историю уголовноисполнительного законодательства, егостановление и реформирование. Такжерассмотреныперспективы дальнейшего развития уголовно –исполнительной системы.Подробно описываются нормативноправовые акты, регулирующие отношения в сфере уголовноисполнительного права.
Ключевые слова:уголовно –исполнительное законодательство, уголовно –исполнительная система, развитие, тенденции,правовые акты.
По вопросам становления иразвития уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации вюридической литературепосвященонемало статей, втом числе исовершенствования уголовноисполнительной системывРФ. Наличие таких изданийне лишает насвозможностипродолжить рассмотрение некоторых вопросов оразвитии уголовноисполнительного законодательства.
Особенностью данной отрасли законодательствав СССРявлялось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, которые были связаны сприменением мер исправительнотрудового воздействия.
Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.
Следовательно, в начале 1980х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительнотрудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а такжевступление России в середине 1980х гг. в эпоху кардинальных социальнополитических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.
Стоит отметить, что происходящие вРоссии с 90х годов XX века реформы вполитической исоциальноэкономических сферах привели кразвитию новых рыночных отношений, предусматривающих вусловиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства ииной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным иболезненным, повлекшим негативные последствия всоциальноэкономическом плане, но инеобходимость проведения новой правовой политики, втом числе уголовной иуголовноисполнительной политики, реформирование государственных органов и судебноправовойзреформы.Судебноправовая реформа вРоссии на современном этапе, характеризуется не только преобразованиемсистемы правоохранительных органов (например, созданием Следственного комитета РФ, ит.д.), формированием государственнойбесплатной юридической консультации, но иразвитиемзаконотворческого процесса, приятием нового исовершенствованием действующего законодательства ,втом числе административного,лгражданского,хуголовного,гуголовноисполнительного.Основываясь на Конституции РФ, общепризнанных принципах инормах международного права, основное место всистеме уголовноисполнительного законодательства занимает Уголовноисполнительный кодекс РФ (УИК РФ). Внем на законодательном уровне регулируется исполнениивсех видов уголовных наказаний ииных мер уголовноправового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ(УКнРФ).Помимо УИК РФ всистему уголовноисполнительного законодательства РФ входят такие федеральные законы , как Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (в ред. от 02.04.2014 №58ФЗ) «Об учреждениях иорганах, исполняющих уголовные наказания ввиде лишения свободы», ФЗ от 08.01.1997 №2ФЗ (в ред. от 10.01.2002 №4ФЗ) «О введении вдействие Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации», ФЗ от28.12.2004 №177ФЗ «О введении вдействие положений Уголовного кодекса Российской Федерации иУголовноисполнительного кодекса Российской Федерации онаказании ввиде обязательных работ», ФЗ от 10.06.2008 №76ФЗ (ред. от 21.12.2013 №378ФЗ) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания ио содействии лицам, находящимся вместах принудительного содержания» идр.Особое место взаконодательстве, регламентирующим деятельность учреждений иорганов, исполняющих уголовные наказания, занимает ФЗ от 15.07.1995 №103ФЗ (в ред. от 03.02.2014 №7ФЗ) «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых всовершении преступлений». Это объясняется тем,что данный Закон регулирует порядок, а также определяет условия содержания под стражей, гарантии прав изаконных интересов лиц, подозреваемых иобвиняемых всовершении преступлений. Сдругой стороны, на администрацию следственных изоляторов (СИЗО) наряду среализацией мер уголовнопроцессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы вотношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, осужденных на срок не свыше 6 месяцев иоставленных вСИЗО сих согласия идругой категории лиц (ч. 1 ст. 74 УИК РФ). Следовательно, этот Закон условно можно отнести куголовноисполнительному законодательству.
Кроме того, важным аспектом вразвитии уголовноисполнительного законодательства РФ занимает международное сотрудничество вчасти использования международных правовых актов, которые подписала иратифицировала Российская Федерация.Например, кчислу обязательных международных правовых актов, которые определяют естественные права человека, апоэтому не могут нарушаться при исполнении уголовных наказаний относятся—право на жизнь, свободу личности, право на свободу совести, мысли ирелигии,свобода слова и печати, свобода объединений,запрет пыток идр. Указанные права нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), вМеждународном пакте огражданских иполитических правах (1966г.) иМеждународном пакте об экономических, социальных икультурных правах (1966г.), Европейской конвенции озащите прав человека иосновных свобод (1950г.), Конвенции против пыток идругих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство обращениядилищнаказания(1987г).
Данные обстоятельства, и одновременно практика применения УИК РФ отчетливо отразила наличие коллизий вправовом урегулировании достаточно большого количества вопросов исполнения наказаний. Это обусловило важность внесения изменений вуголовноисполнительное законодательство. Поэтому с 1998г. по настоящее время принято более 40 федеральных законов, которые направлены на совершенствование УИК РФ. Все коррективы УИК РФ направлены на дальнейшую гуманизацию идемократизацию процесса исполнения уголовных наказаний, на расширение прав изаконных интересов осужденных, повышение гарантий их защищенности,зотказзотьнеобоснованныхъограниченийзихзапретов,хсовершенствованиегусловийотбываниярнаказания.Так, ч. 1 ст. 3 УИК РФ дополнена положениями отом, что «Уголовноисполнительное законодательство Российской Федерации ипрактика его применения основываются, втом числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия идругого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение сосужденными», ач. 2 ст. 9 УИК РФ уточнена положениями, что «Основные средства исправления осужденных являются воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение иобщественное воздействие». По правам осужденных также внесены существенные дополнения орасширении игарантиях их прав. Так, ч. 2 ст. 12 УИК РФ содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение сосужденными идополнена словами «или взысканию». Данная редакция уголовноисполнительной нормы не только соответствует ст. 7 Международного пакта огражданских иполитических правах, но игарантирует, что идисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на осужденных,лдолжнызприменятьсяъвжстрогомлсоответствиизсЗаконом.Представляется, что уголовноисполнительное право в дальнейшем будет развиваться не только как отрасль регулирующая исполнение уголовных наказаний и применение средств исправительного воздействия, но и как социализированная отрасль права, включая регулирование тех отношений, которые возникают у осужденного как субъекта отбывшего наказание, но сохраняющего в течение судимости ограниченный правовойстатус. Данную ситуацию можно изложить следующим образом. Осужденный после отбытия наказания попрежнему, находится в сфере уголовной юрисдикции государства, т.е. сохраняется судимость, возможны дополнительные формы контроля со стороны властных структур, несет ограничения в определенных группах прав, при этом нет уверенности, что достигнуты цели наказания в процессе его исполнения. Чтобы в этом убедиться необходим некоторое время социальный контроль за осужденным после освобождения, причембольшинство вопросов должно попрежнему оставаться в веденииУИС.Также продолжается реформирование иуголовноисполнительной системы РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010г. №1772р утверждена «Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривающая конкретные меры, сроки иэтапы реформирования уголовноисполнительной системы сцелью приведения условий содержания подследственныхигосужденныхгвщсоответствиещсззаконодательствомщРоссиижидмеждународнымисстандартами.Вцелом процесс реформирования УИС включает осуществление ряда крупных мероприятий:1)корректировка карательной политики,расширение оснований для применения уголовных наказаний и мер пресечения, альтернативных лишению свободы или содержанию под стражей2)дальнейшее разграничение компетенций в вопросах управления и обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС между федеральными органами и субъектами РФ, а также определение направлений взаимодействия УИС с другими правоохранительными органами;
3)изменение структуры исправительных учреждений, переход к отбыванию наказаний в одном учреждении различныхкатегорий осужденных с их раздельным содержанием в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений;4)создание развернутой системы образовательных и научноисследовательских учреждений;Таким образом можно сделать вывод, что реформа Уголовно–исполнительной системы РФ стала важнейшим шагом на пути построения современного,демократического,социального,правовогозгосударства.Нужно отметить, что данное исследование следует понимать,как кардинальное реформирование уголовно –исполнительного законодательства РФ, атакже как анализ действующих норм УИК РФ, научных подходов иавторского понимания вчасти развития уголовноисполнительного законодательства иреформирования уголовноисполнительнойпсистемы.
Ссылки на источники 1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ)2."Уголовноисполнительныйкодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 05.04.2017)3.Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений" от 15.07.1995 N 103ФЗ (последняя редакция)4.Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772р Об утверждении Концепции развития уголовноисполнительной системы РФ до 2020 г. (с изменениями и дополнениями)5.Международные акты о правах человека : сборник документов. —М., 2000. —570 с.
6.Уголовноисполнительное право России :учебник для юридических вузов и факультетов / под редакцией А.И. Зубкова. —М.: Издательская группа ИНФРА М —НОРМА, 1997. —599 с.