К вопросу об инновационном процессе
Выпуск:
ART 970947
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Витмайер
А.
В. К вопросу об инновационном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3101–3105. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970947.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются инновации, которые непрерывно генерируются в экономике знаний. Описываются предложенные Й. Шумпетером разграничения стадий инновационного процесса. На каждом таком этапе идеи проходят отбор. Немногие из них доводятся до коммерциализации, и только лишь некоторые инновации успешно распространяются. В данное время учеными выделено несколько моделей инновационного процесса. В статье подробно рассматривается каждая из них.
Текст статьи
Витмайер Агнесса Вильгельмовна,аспирант ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, г.КраснодарVilgelmovna@yandex.ru
К вопросу об инновационном процессе
Аннотация. В статье рассматриваются инновации, которыенепрерывно генерируются в экономикезнаний. Описываются предложенные Й. Шумпетеромразграничениястадий инновационного процесса.На каждомтакомэтапе идеи проходят отбор. Немногие из нихдоводятся до коммерциализации и только лишь некоторые инновации успешно распространяются.В данное время ученными выделенонесколькомоделей инновационного процесса. В статье подробно рассматривается каждая из них.Ключевые слова:экономика знаний, инновации, технологии, знания, информация.
У знаний есть особенность –они могут быстро обновляться. Реализуясь в совершенно новом товаре или услуге, знание создает инновации. Экономика, основанная на знаниях, непрерывно генерирует инновации, т.е.производит новые знания в новые товары и услуги4.Инновация–это всегда результат интеллектуальной деятельности человека для создания новых идей, изобретений, продуктов, процессов и услуг.Можно встретить определение инновации как продукта творческого труда, который имеет законченный вид товара, готового к продаже. Этим самым можно подчеркнуть взаимосвязь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, которая необходима в процессе реализации новых достижений в нынешних условиях экономики[3].Несомненно, более широким является первое определение. Оно описывает создание чегото нового не только в коммерческих целях, но и ради общественного блага.Существует множествоклассификаций инноваций.По объектам инновационной деятельности можновыделить следующие виды инноваций:1.Инновация услуги или продукта –претворение в жизнь нового способа удовлетворения желаний потребителя.2.Инновация процесса –создание новой технологии, которая может обеспечить улучшение качества, сокращение затрат и уменьшение времени на производство продукта.3.Инновация стратегии –создание новых методов в управлении.По масштабу выделяют следующие видыинноваций:1.Базисная инновация, основой которой является новое основноенаучное достижение, которое позволяет создать предметы, товары, технологии и оборудования следующих поколений.2.Интегрирующая инновация, получаемая использованием оптимальных наборов ранее созданных научных достижений в мире.Йозефом Шумпетером было предложеноразграничениестадий инновационного процесса,которые включают:а)стадию изобретения или генерации новых идей;б) стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;в) стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка[2].На каждом этапе идеи проходят отбор: немногие доводятся до коммерциализации и только некоторые инновации успешно распространяются.Этапы инновационного процесса можно представить более широко в виде следующего порядка:1.замысел;2.НИР;3.НИОКР;4.прототип;5.малая серия;6.серийное производство;7.продажи;8.обслуживание.Суть каждого из этапов продвижения технологии, с экономической точки зрения, состоит в снижении рисков при выходе на рынок. Накаждом следующим этапе требуется в десятки раз больше затрат, чем в предыдущем. Это связано с привлечением большего количества участников.Критерий успешного проекта –это коммерциализация каждого этапа исполнения.Задача этапаНИРзаключается в уменьшении риска несоответствия законам природы.НИОКРубирает риск не реализуемости на данном этапе развития общих технологий.Создание прототипа, а затем малой серии снижает риски, связанные с несоответствием спроса рынка и условиям производства на определенном предприятии.Снять риски несоответствий спроса и предложения позволяет серийное производство.На стадии продажи и обслуживания происходит снижение риска в процессе доставки товара потребителям.Государство и благотворительные фонды финансируют создание товара только на начальных этапах. После выпуска первого опытного образца финансирование поступает из венчурного капитала. В случае, если венчурные фонды убеждены, что на создаваемый товар будет рыночный спрос, то они могут профинансировать все этапы.В данное время ученными выделено6 моделей инновационного процесса:1.Линейная(до 1960х гг.);2.Рыночная(1960е гг.);3.Интерактивная(1970е гг.);4.Интеграционная(1980е гг.);5.Сетевая(1990е гг.);6.Информационная(2000 –настоящее время)[3].В качестве главной и единственной основы новшест в рамкахлинейноймодели инновации, представленной на рисунке 1, на национальном уровне использовалась система НИОКР. В данной модели в начале каузальной цепочки находятся фундаментальные исследования. Они разрабатывают теории и открытия, которые проходят процесс переопределения в прикладных исследованиях, а потом в процессе разработки проходят тестдрайв и только после этого выходят на рынок и предлагаются как промышленные инновации. Итогом внедрений данных моделей инноваций в жизни стало расширение научных лабораторий.
Рис. 1. Линейная модель инновацииВрыночноймодели основоположником инновационных процессов становится «сигнал рынка» (рисунок 2), то есть новый продукт возникает вследствие повышения спроса на него у потребителей[1].
Рис. 2.Рыночная модель инновации
Повышение конкуренции и уменьшение жизненного цикла продуктов производства создали необходимость усиления взаимосвязи НИОКР с последующими этапами инновационного процесса. Как следствие появиласьинтерактивнаямодель, которая соединяет в себе рыночную и линейную модели. Такая модель представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Интерактивная модель инновацийПриверженцы данной модели инновационного процесса считали, что создание новых технологических идей основывается не только на новейших, но и на существующих знаниях. Возникновение четвертой –интегрированноймодели инновации появилось в следствие развития новых методов организации труда на предприятиях в Японии. В этой модели основной упор делался на объединение исследований и научных разработок с производством товара и на прочное сотрудничество с поставщиками и потребителями. В результате роста этой модели появилось больше совместных организаций, фирм и стратегических альянсов.Пятая модель инновационной системы –сетевая (рисунок 4). Она возникла благодаря быстрому росту сетевого аспекта в экономических исследованиях. Настоящая модель определяется присутствием таких стратегических компонентов как –корпоративная гибкость, интеграция с основными центрами логистики, поставщиками, внедрение баз данных в электронном виде, стратегия направленная на запросы потребителя, присутствие горизонтального технологического сотрудничества[1. Эта модель рассматривается как фундамент создания инновационных процессов в народном хозяйстве.
Рис. 4.Сетевая модель инноваций
Главной отличительной чертой сетевой модели инноваций становится применение ITтехнологий. Преобладание информации и различных данных в инновационном процессе запустило начало возникновения большого числа информационнокоммуникационных решений, результатом которых стал быстрый обмен информации и легкость хранения большого объема данных.Усиление роли знаний как одного из главного фактора конкурентоспособности нынешней экономики дало начало созданиюинформационноймодели. Ключевым отличием шестой модели является то, что организации разнятся между собой информацией, которая у них есть в распоряжении и тем, как они применяют, используют и преумножают данные знания.
Ссылки на источники1.Золотов А.В. Участники инновационной деятельности и формы их взаимодействия Электронный ресурс / А.В. Золотов, Н.Н. Буреева, О.Р.Чепьюк.. URL: http://chaliev.ru/innovations/innovationparticipants.php
2.Овчаренко Я.Е. Развитие и инновации –особенности теоретическогоподхода / Я.Е. Овчаренко // Вестник Калужского университета. Калуга, 2013. С. 4957 3.Федосова Т.В. Трансфер объектов промышленной интеллектуальнойсобственности: сущность, место в инновационном процессе, проектноинформационный подход / Т.В. Федотова // Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог. 2012. №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/transferobektovpromyshlennoyintellektualnoysobstvennostisuschnostmestovinnovatsionnomprotsesseproektnoinformatsionnyy.4.Shiryaev D.V., Artemova E.I., Zelinskaya M.V., Novoselov S.N., Galiullina S.D., Pismennaya E.E. “Knowledge economy” as a resource for the intensification of socioeconomic transformation of the regional economic space. // International Review ofManagement and Marketing, 2016. –Т. 6. –№ S1. –Р. 232237.
К вопросу об инновационном процессе
Аннотация. В статье рассматриваются инновации, которыенепрерывно генерируются в экономикезнаний. Описываются предложенные Й. Шумпетеромразграничениястадий инновационного процесса.На каждомтакомэтапе идеи проходят отбор. Немногие из нихдоводятся до коммерциализации и только лишь некоторые инновации успешно распространяются.В данное время ученными выделенонесколькомоделей инновационного процесса. В статье подробно рассматривается каждая из них.Ключевые слова:экономика знаний, инновации, технологии, знания, информация.
У знаний есть особенность –они могут быстро обновляться. Реализуясь в совершенно новом товаре или услуге, знание создает инновации. Экономика, основанная на знаниях, непрерывно генерирует инновации, т.е.производит новые знания в новые товары и услуги4.Инновация–это всегда результат интеллектуальной деятельности человека для создания новых идей, изобретений, продуктов, процессов и услуг.Можно встретить определение инновации как продукта творческого труда, который имеет законченный вид товара, готового к продаже. Этим самым можно подчеркнуть взаимосвязь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, которая необходима в процессе реализации новых достижений в нынешних условиях экономики[3].Несомненно, более широким является первое определение. Оно описывает создание чегото нового не только в коммерческих целях, но и ради общественного блага.Существует множествоклассификаций инноваций.По объектам инновационной деятельности можновыделить следующие виды инноваций:1.Инновация услуги или продукта –претворение в жизнь нового способа удовлетворения желаний потребителя.2.Инновация процесса –создание новой технологии, которая может обеспечить улучшение качества, сокращение затрат и уменьшение времени на производство продукта.3.Инновация стратегии –создание новых методов в управлении.По масштабу выделяют следующие видыинноваций:1.Базисная инновация, основой которой является новое основноенаучное достижение, которое позволяет создать предметы, товары, технологии и оборудования следующих поколений.2.Интегрирующая инновация, получаемая использованием оптимальных наборов ранее созданных научных достижений в мире.Йозефом Шумпетером было предложеноразграничениестадий инновационного процесса,которые включают:а)стадию изобретения или генерации новых идей;б) стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;в) стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка[2].На каждом этапе идеи проходят отбор: немногие доводятся до коммерциализации и только некоторые инновации успешно распространяются.Этапы инновационного процесса можно представить более широко в виде следующего порядка:1.замысел;2.НИР;3.НИОКР;4.прототип;5.малая серия;6.серийное производство;7.продажи;8.обслуживание.Суть каждого из этапов продвижения технологии, с экономической точки зрения, состоит в снижении рисков при выходе на рынок. Накаждом следующим этапе требуется в десятки раз больше затрат, чем в предыдущем. Это связано с привлечением большего количества участников.Критерий успешного проекта –это коммерциализация каждого этапа исполнения.Задача этапаНИРзаключается в уменьшении риска несоответствия законам природы.НИОКРубирает риск не реализуемости на данном этапе развития общих технологий.Создание прототипа, а затем малой серии снижает риски, связанные с несоответствием спроса рынка и условиям производства на определенном предприятии.Снять риски несоответствий спроса и предложения позволяет серийное производство.На стадии продажи и обслуживания происходит снижение риска в процессе доставки товара потребителям.Государство и благотворительные фонды финансируют создание товара только на начальных этапах. После выпуска первого опытного образца финансирование поступает из венчурного капитала. В случае, если венчурные фонды убеждены, что на создаваемый товар будет рыночный спрос, то они могут профинансировать все этапы.В данное время ученными выделено6 моделей инновационного процесса:1.Линейная(до 1960х гг.);2.Рыночная(1960е гг.);3.Интерактивная(1970е гг.);4.Интеграционная(1980е гг.);5.Сетевая(1990е гг.);6.Информационная(2000 –настоящее время)[3].В качестве главной и единственной основы новшест в рамкахлинейноймодели инновации, представленной на рисунке 1, на национальном уровне использовалась система НИОКР. В данной модели в начале каузальной цепочки находятся фундаментальные исследования. Они разрабатывают теории и открытия, которые проходят процесс переопределения в прикладных исследованиях, а потом в процессе разработки проходят тестдрайв и только после этого выходят на рынок и предлагаются как промышленные инновации. Итогом внедрений данных моделей инноваций в жизни стало расширение научных лабораторий.
Рис. 1. Линейная модель инновацииВрыночноймодели основоположником инновационных процессов становится «сигнал рынка» (рисунок 2), то есть новый продукт возникает вследствие повышения спроса на него у потребителей[1].
Рис. 2.Рыночная модель инновации
Повышение конкуренции и уменьшение жизненного цикла продуктов производства создали необходимость усиления взаимосвязи НИОКР с последующими этапами инновационного процесса. Как следствие появиласьинтерактивнаямодель, которая соединяет в себе рыночную и линейную модели. Такая модель представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Интерактивная модель инновацийПриверженцы данной модели инновационного процесса считали, что создание новых технологических идей основывается не только на новейших, но и на существующих знаниях. Возникновение четвертой –интегрированноймодели инновации появилось в следствие развития новых методов организации труда на предприятиях в Японии. В этой модели основной упор делался на объединение исследований и научных разработок с производством товара и на прочное сотрудничество с поставщиками и потребителями. В результате роста этой модели появилось больше совместных организаций, фирм и стратегических альянсов.Пятая модель инновационной системы –сетевая (рисунок 4). Она возникла благодаря быстрому росту сетевого аспекта в экономических исследованиях. Настоящая модель определяется присутствием таких стратегических компонентов как –корпоративная гибкость, интеграция с основными центрами логистики, поставщиками, внедрение баз данных в электронном виде, стратегия направленная на запросы потребителя, присутствие горизонтального технологического сотрудничества[1. Эта модель рассматривается как фундамент создания инновационных процессов в народном хозяйстве.
Рис. 4.Сетевая модель инноваций
Главной отличительной чертой сетевой модели инноваций становится применение ITтехнологий. Преобладание информации и различных данных в инновационном процессе запустило начало возникновения большого числа информационнокоммуникационных решений, результатом которых стал быстрый обмен информации и легкость хранения большого объема данных.Усиление роли знаний как одного из главного фактора конкурентоспособности нынешней экономики дало начало созданиюинформационноймодели. Ключевым отличием шестой модели является то, что организации разнятся между собой информацией, которая у них есть в распоряжении и тем, как они применяют, используют и преумножают данные знания.
Ссылки на источники1.Золотов А.В. Участники инновационной деятельности и формы их взаимодействия Электронный ресурс / А.В. Золотов, Н.Н. Буреева, О.Р.Чепьюк.. URL: http://chaliev.ru/innovations/innovationparticipants.php
2.Овчаренко Я.Е. Развитие и инновации –особенности теоретическогоподхода / Я.Е. Овчаренко // Вестник Калужского университета. Калуга, 2013. С. 4957 3.Федосова Т.В. Трансфер объектов промышленной интеллектуальнойсобственности: сущность, место в инновационном процессе, проектноинформационный подход / Т.В. Федотова // Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог. 2012. №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/transferobektovpromyshlennoyintellektualnoysobstvennostisuschnostmestovinnovatsionnomprotsesseproektnoinformatsionnyy.4.Shiryaev D.V., Artemova E.I., Zelinskaya M.V., Novoselov S.N., Galiullina S.D., Pismennaya E.E. “Knowledge economy” as a resource for the intensification of socioeconomic transformation of the regional economic space. // International Review ofManagement and Marketing, 2016. –Т. 6. –№ S1. –Р. 232237.