Молодые руководители бизнес-организаций как социально-профессиональная группа: социологический анализ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ким Э. Ш. Молодые руководители бизнес-организаций как социально-профессиональная группа: социологический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3176–3180. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970962.htm.
Аннотация. В статье рассматривается социально-профессиональная группа молодых руководителей бизнес-организаций, которой отводится ведущая роль в системе управления бизнес-деятельностью, обладающая специфической системой ценностей, сказывающейся на профессиональной деятельности и на сфере личных и общественных отношений. Проведенный социологический анализ позволил раскрыть особенности, определяющие управленческий труд, которые связаны с рядом противоречий как социального, так и профессионального характера.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магомедова Эльвира Шахретдиновнаассистент кафедры философии и социологииВолгоградский институт управления –филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоградmagomedowaelwira@yandex.ru

Молодые руководители бизнесорганизацийкак социальнопрофессиональная группа: социологический анализ

Аннотация.Встатье рассматривается социальнопрофессиональная группа молодыхруководителейбизнесорганизаций, которой отводитсяведущая роль в системе управления бизнесдеятельностью, обладающаяспецифической системой ценностей, сказывающейся на профессиональной деятельностиина сфере личных и общественных отношений.Проведенный социологический анализ позволил раскрыть особенности, определяющие управленческий труд, которые связаны с рядом противоречий как социального, так и профессионального характера.

Ключевые слова:молодые руководители, управленческий труд, менеджеры, бизнесорганизация, социальнопрофессиональная группа.

В теоретической социологии существуют две модели социальной структуры общества. Одна из них категориальная модель, где в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют большие группы людей, которые имеют похожие черты. Социальнопрофессиональная структура общества представлена совокупностьюбольших социальных групп, выделяемыхв зависимости от характера и содержания труда, а так же сопутствующих признаков.Социальнопрофессиональнаягруппаобладаетследующими отличительнымипризнаками: совместная профессиональная деятельность, предполагающая объединение представителей данной профессии на основе совместных целей и задач; совместное «пространственновременное» бытие, создающее предпосылки профессионального общения между людьми; разделение функций между членами данной профессиональной организации, что способствует координации действий и установлению профессиональной коммуникации, а так же обмену информацией. К одной из таких больших социальнопрофессиональных групп, опираясь на характеризующие их признакиможно отнести руководителей, которым принадлежит ведущая роль в системе управления. Руководитель, он же –управленец –это лицо, осуществляющее, в силу закона либо других нормативноправовых актов, учредительных документов организации, управление организацией, отдельным структурным подразделениемлибо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа [1].Под определение руководитель попадают: владельцы организации (учредители) –лица, которым бизнес принадлежит на правах собственности (полностью или в долях), в случае если они выполняют функции управления; менеджеры, осуществляющие руководство всей компанией либо отдельной структурой, несущие коммерческий риск, организующие работу и обеспечивающие ее выполнение силами других людей[2]; предприниматели –лица, имеющие собственное дело в целях получения прибыли в форме непосредственно связанной с производством товаров и услуг. В данной работе, определение руководитель имеет собирательное значение и включает в себя перечисленные выше формы.В социальноэкономическом плане особый интерес представляет социальнопрофессиональная группа молодых руководителей бизнесорганизаций. Это наиболее специфическая категория, так как с одной стороны подразумевается, что речь идет о социальновозрастной группе, отличающейся статусом и возрастными рамками, а так же высокой степенью раскрепощенности и активности при выборе приемлемых форм и стилей жизнедеятельности, а с другой стороны мы говорим об особой категории сотрудников в компании, которые реализуют управленческие функции, несут ответственность за принятие решений, от чего в целом, зависит благополучие деятельности организации. В рамках данной работы, к молодым руководителям мы относим группу людей, которая попадает в своеобразный возрастной контингент до 40 лет, и определяется тем, что индивид находится на стадии социального самоопределения и профессионального саморазвития[3]. Молодые руководители бизнесорганизаций осуществляют работу компании во всех направлениях бизнесдеятельности: предпринимательство, коммерция, торговля, торговопосреднические услуги –все они направлены на получение прибыли, сопряженное с определенным уровнем риска.Изучение молодых руководителей бизнесорганизаций как социальнопрофессиональную группу это смежная тема в рамках социологии управления, социологии предпринимательства и социологии молодежи, с которой связаны многие социальноэкономические проблемы: формирование среднего класса в стране, развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированность молодых людей на ценности материального благополучия, социальная ответственность бизнеса, и др. Наиболее полное раскрытие всей совокупности обозначенных проблем –является важной предпосылкой целостного исследования социальной группы молодых руководителей бизнесорганизаций. Необходимо четкое понимание объективного характера социального и профессионального статуса руководителя и особенностейего взаимодействия с другими субъектами управленческой деятельности бизнес сферы.Социологический анализ позволяет выработать ряд важных положений, характеризующий управленческий труд и раскрыть особенности рассматриваемой категории как социальной группы. Главное положение заключается в том, что молодой руководитель оказывается в пересечении ряда социальных противоречий, оказывающих непосредственное влияние на его деятельность, и зачастую он не может преодолеть их влияние своими силами.1. Ведущее противоречие, которое отражается на профессиональной деятельности молодого руководителя, связано с общей кризисной ситуацией в стране: непродуманная государственная политика в отношении развития бизнеса. С одной стороны, наблюдается негативное влияние современного российского рынка, действующего в обстановке криминальнокоррупционной среды[4]. Социальный облик делового человека, и в частности молодого, формируется под воздействием отношений, характерных для «черного», теневого бизнеса. Так, молодой руководитель отягощается ценностями криминализованного окружения, далекими от формирования цивилизованных отношений. Такая ситуация приводит к дезориентированности молодого поколения и деформированию его культурных и нравственных оснований как личности. Произошедшая в обществе коммерциализация духовного мира нашла свое отражение у некоторой части молодежи в сознании, мышлении и поведении. В результате молодой руководитель в своей деятельности проявляет беспринципность, ловкачество и наглость в достижении собственных целей. С другой стороны, безусловно, встречается и социально ответственный бизнес, который предполагает не только удовлетворение собственных интересов, но и учет последствий деловой активности. Так у молодых людей формируется иная норма деловых отношений –социально ответственное поведение, определяющееся такими ценностями как надежность, лояльность, положительная репутация, соблюдение законодательства, следование нравственным нормам поведения, участие в общественных акциях и др. 2. Противоречие между отраслевой структурой и социальноэкономическими отношениями соответствующими этой отраслевой структуре[5]. Нецивилизованный характер нынешнего российского рынка порождает недобросовестную конкуренцию, оттесняя молодых людей более взрослым и опытным поколением в энергетических, производящих и добывающих отраслях. Соответственно, молодые люди имеют серьезные затруднения в реализации себя в указанных сферах, и вынуждены идти в сферу торговли и услуг, банковской и финансовой деятельности. Данное противоречие, способствует развитию ценностной ориентации молодых людей на получение «быстрых денег», которые действительно реально получить в торговопосреднеческой деятельности, а это уже влияет на будущую культуру бизнесдеятельности, которая и так грешит элементами нелегитимных отношений.3. Противоречия, связанные с потребностями реального времени и особенностями профессиональной подготовки молодых людей. В настоящее время к руководителям предъявляют очень серьезные требования в сфере специального образования. Если ранее к управлению организацией допускались лица, не имеющие управленческой подготовки, а сам процесс обучения осуществлялся в процессе непосредственной работы, то по мере профессионализации бизнесдеятельности порядок рекрутирования в соответствующие структуры изменился. От руководителей требуются специальные знания в области экономики, права, финансов и управления. Следовательно, развитие бизнесдеятельности обусловлено необходимостью получения соответствующего образования. В ряде отечественных государственных и коммерческих учебных заведениях ведется подготовка управленческих кадров. В процессе обучения учитываются требования рыночной структуры и делового мира. 4. Противоречия, связанные с кризисом ценностной системы в обществе. В России на протяжении длительного периода времени коллективные ценности сменялись ценностями материального благополучия, приобретаемого разными способами[6]. Не удивительно, что все сферы общественной жизни пропитаны культом материального потребления. Молодые люди, в большей своей части, не воспринимают критерий «общественная польза» как фактор, мотивирующий их заняться бизнесдеятельностью, а сама специфика управленческой деятельности располагает индивида исключительно на личностный успех. Так, можно говорить о том, что внутренняя альтруистическая мотивация молодого руководителя относительно слаба.Помимо описанных выше проблем, носящих противоречивый характер, обнаруживаются и дополнительные противоречия в профессиональной культуре молодого руководителя.1. В учебных заведениях будущих управленцев готовят как эффективных высокопрофессиональных и компетентных руководителей, однако, выходя за пределы ВУЗа, молодой человек сталкивается с реальными проблемами современного российского рынка –теневая экономика, криминал и др. Необходимость решать насущные жизненные потребности, вынуждает молодых людей вливаться в систему нецивилизованных отношений, в то время как постулируемые в стенах учебных заведений принципы «правильного руководителя» имеют огромный разрыв с действительной ситуацией.2. Противоречивый характер постижения молодыми людьми бизнесдеятельности. С одной стороны молодежь это социальная группа, обладающая высокой мобильностью, способная гораздо быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на рынке труда. Но с другойстороны, речь идет о руководителях как профессиональной группе, где непременное значение имеют профессиональные навыки и опыт, а у молодых руководителей в большинстве своем отсутствуют необходимый опыт либо недостаточно знаний и умений, потому что затруднительно сосуществование работы и учебы.3. Молодых руководителей от руководителей более старшего возраста отличает то, что первые не являются собственниками предприятий и средств производства, они владеют, прежде всего, символическим капиталом –образование, опыт, связи. Однако, обладая высокими амбициями, молодые люди, заняв управленческую должность, хотят обладать символами, относящими их к высокой статусной позиции руководителя. Желание иметь значительное число предметов статусного потребления, таких какперсональный автомобиль, отдельный кабинет, комфортабельная мебель, возможность поездок с различными целями за счет организации –навязывается потребительским обществом, а общие требования к внешним проявлениям принадлежности к группе становятся элементомформирования специфического габитуса отечественного управленца[7].Обозначенные в данной работе проблемы социального и профессионального противоречия управленческого труда, и в частности в деятельности молодых руководителей бизнесорганизаций сохраняютсявесьма длительное время, проявляясь поразному в различных сегментах бизнесдеятельности. Это в глазах общественности обусловило неоднозначное отношение к рассматриваемой категории. По мнению автора, ключевым доказательством отнесения молодых руководителей к особой социальнопрофессиональной группе является институциональнопрофессиональное оформление соответствующих групп индивидов на основе союзов, ассоциаций, клубов и т.п. Например, сообщество молодых предпринимателей Волгограда, клуб молодых руководителей, функционирующий на базе платформы Профессионалы.ru. Это дает некие формальные основания для обособленного рассмотрения молодых руководителей бизнесорганизаций в контексте социологической проблематики. При этом их идентичность обнаруживается в наличиидоступа к капиталу особого рода –социального, который закрыт для представителей других социальнопрофессиональных групп. Сущность такого капитала определяется тем, что рассматривается он как совокупность ценных социальных отношений и полезных связей. С точки зрения Дж. Коулмена, социальный капитал это сеть отношений, основанных на доверии и уверенности в том, что другие члены сети добровольно выполнят свои обязательства[8, c.129].На наш взгляд, возможно, выделить следующие положения, позволяющие рассматривать молодых руководителей бизнесорганизаций в качестве особой социальнопрофессиональной группы:высокий и постоянно повышаемый уровень образования, а так же склонность и способность к самообразованию;обладание спектром различных специфических чертхарактера –креативность, рациональность мышления, инициативность, самостоятельность, способность и принимать решения и нести за них ответственность;характеристики, сочетающие в себе как личные качества, так и качества,приобретенные благодаря соответствующему образованию профессиональная независимость, мобильность и адаптивность;доступ к социальному капиталу;специфическая система ценностей.Таким образом, проведенный социологический анализ, позволяет утверждать, что молодые руководители бизнесорганизаций это социальнопрофессиональная группа со специфической системой ценностей, которые с одной стороны восприимчивы к прагматическим ценностям рыночного хозяйства, с другой стороны способны аккумулировать в своих руках ресурсы,направленные на решение ряда социальных проблем.

Ссылки на источники1.Словарь бизнестерминов. Академик.ру. 2001.–URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/116472.Черепанова В.Н., Устинова О.В. Менеджеры как социальнопрофессиональная группа// Современные проблемы науки и образования. –2015. –№ 21. –URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=21313 3.Шипитько О.Ю., Чеснокова А.В. К вопросу о профессиональной самореализации молодых руководителей // Гуманитарные научные исследования. –2015. –№ 4. –URL: http://human.snauka.ru/2015/04/95744.Васянин М.С. Ценности предпринимательского слоя современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. –2012.–№ 1.–С. 87–97. 5.Противоречия российского молодежного предпринимательства // Studme.org. –URL: http://studme.org/1523121024424/sotsiologiya/protivorechiya_rossiyskogo_molodezhnogo_predprinimatelstva6.Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический взгляд со стороны // Элитариум. –URL: http://www.elitarium.ru/rossijjskie_menedzhery/

7.Там же.8.Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. –2001. –№3. –С. 122139.