Оценка агротуристского потенциала Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пономаренко А. А. Оценка агротуристского потенциала Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3181–3185. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970963.htm.
Аннотация. В работе апробирована методика оценки потенциала территории для сельского (аграрного) туризма, предложенная авторами из Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина. Оценка проводится на примере муниципальных образований Краснодарского края.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пономаренко Анастасия Андреевна,студентка 3 курса географического факультета, направления подготовки «Сервис» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный универстет», г. Краснодарnastya.ponomarenko.97@mail.ru

Оценка агротуристского потенциала краснодарского края

Аннотация.Вработе апробирована методика оценки потенциала территориидля сельского (аграрного) туризма, предложенная авторами из Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. Оценка проводится на примере муниципальных образований Краснодарского края. Ключевые слова:сельский (аграрный) туризм, агротуристский потенциал, оценка, Краснодарский край, муниципальные образования, развитие, привлекательность территории.

Сельский туризм (агротуризм) –остаточно новое направление в туриндустрии России. При этом он является достаточно перспективным. Развитие агротуризмапозволяет как минимум повысить объемы реализации продукции сельских подворий за счет продажи прибывающим туристам. Развитие агротуризма должно стимулировать местную экономику. Также это поможет решить проблему нехватки рабочих мест в сельских поселениях, уменьшит масштабы утечки молодого поколения в другие места. Для оценки агротуристского потенциала Краснодарского края используем методику, разработанную в «Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина». Авторами данной методики являются Шумакова О.В., Косенчук О.В., Новиков Ю.И., Нардин Д.С. [10]. Она включает в себя набор из пяти показателей(Таблица 1):П1 (первый показатель) –характеризует уровень развития сельского хозяйства на определенной территории.Для расчета данного показателя использовались данные справочника сельхозпредприятий Южного Федерального Округа. [1]. В Таблице 1 показатель представлен в виде коэффициента, который рассчитывался как отношение количества сельхоз предприятий в данном муниципальном образовании к общему количеству сельскохозяйственных предприятий в Краснодарском крае(рисунок 1).П2 (второй показатель) –характеризует природные особенности сельской территории и определяется как совокупность уникальных природных и геологических объектов, расположенных на рассматриваемой территории, которые могут быть интересны туристам.Для расчета данного показателя рассматривались особо охраняемые природные территории Краснодарского края, уникальные природные и геологические объекты территории, которые обладают или могут обладать туристской аттрактивностью[6]. Показатель выражен в Таблице коэффициентом, который рассчитывался как отношение числа особо охраняемых природных территорий в рассматриваемом муниципальном образовании к общему количеству уникальных природных территорий Краснодарского края(Рисунок 2).П3 (третий показатель) –характеризует культурные особенности территории, включает совокупность наиболее значимых культурных и исторических достопримечательностей(Рисунок 3).В Таблице 1 представлен в виде коэффициента, который рассчитывался как отношение количества культурных и исторических достопримечательностей данного муниципального образования к общему числу памятных мест Краснодарского края[3].П4 (четвертый показатель) –характеризует уникальность и самобытность проживающих на территории сельской местности этнических групп.Для получения этого показателя рассматривались туристские этнографические комплексы [4], [7], [2]. Для расчета коэффициентаданного показателя использовалось отношение числа этнографических комплексов данного муниципального образования к общему числу этнографических комплексов Краснодарского края(Рисунок 4).

П5 (пятый показатель) –характеризует организационные и экономикоправовые условия организации и развития агротуризма на территории (Рисунок 5). Таблица 1Оценка агротуристского потенциала районов и городских муниципальных образований Краснодарского края

№п/пРайонП1П2П3П4П5ИсГородские муниципальные образования1Город Краснодар0,0340,1160,27600,0130,013772Город Новороссийск0,0100,0360,1570,0830,0270,003033Городкурорт Геленджик0,0010,0700,0580,0420,0270,00024Город Горячий Ключ0,0050,0180,00700,0130,000195ГородКурорт Сочи0,0260,1810,2050,1250,0810,015396Город Армавир0,0050,0030,02700,0130,000227Городкурорт Анапа0,0180,0150,0960,2080,0270,00623Районы8Абинский 0,0160,0080,01000,0130,00059Апшеронский 0,0080,0440,0140,0420,0270,0010210Белоглинский 0,0340,008000,0130,0007111Белореченский 0,0100,013000,0130,0002612Брюховецкий 0,0290,003000,0270,0008713Выселковский 0,0180,00300,0420,0270,001314Гулькевичский 0,0370,026000,0130,0014415Динской 0,0320,010000,0130,0007416Ейский 0,0360,0080,0580,0420,0130,0043617Кавказский 0,0210,010000,0130,0004818Калининский 0,02100,00300,0130,0003419Каневской 0,0370,00500,0420,0130,0022220Кореновский 0,0340,010000,0130,0007821Красноармейский 0,0390,008000,0130,0008222Крыловской 0,0080000,0130,000123Крымский 0,0240,01800,1250,0950,0057124Курганинский 0,0290,003000,0130,0004625Кущёвский 0,0240,013000,0130,0006226Лабинский 0,0210,00500,0420,0130,0012627Ленинградский 0,0370,010000,0130,0008528Мостовской 0,0080,041000,0540,0007629Новокубанский 0,0340000,0130,0004430Новопокровский 0,0240000,0130,0003131Отраденский 0,0160,023000,0130,0005832Павловский 0,0340,008000,0130,0007133ПриморскоАхтарский0,0160,0080,00300,0130,0003834Северский 0,0130,02600,0830,1080,0028235Славянский 0,037000,0830,0400,0045536Староминский 0,0260,005000,0130,0004737Тбилисский 0,0240,008000,0130,000538Темрюкский 0,0320,0280,0410,1250,0270,0070739Тимашёвский0,0210,0030,00700,0130,0004840Тихорецкий 0,0290,003000,0130,0004641Туапсинский 0,0080,1780,03400,0130,001842Успенский 0,0130000,0130,0001743УстьЛабинский0,0160,0260,00300,0130,0006744Щербиновский 0,0340000,0130,00044

На всей территории Краснодарского края действует утвержденная концепция развития сельского (аграрного) туризма, которая направлена на создание правовых, организационных и экономических условий для формирования туристской деятельности в Краснодарском крае, содействует развитию материальной базы туризма, отражает задачи и приоритеты развития сферы сельского (аграрного) туризма [5], [9], [8]. В связи с этим, поумолчанию дадим каждому муниципальному образованию 1 балл по этому показателю. Далее, опираясь на наличие дополнительной, уникальной программы развития сельского туризма в конкретном образовании, будем добавлять этой территории по 1 балу. Коэффициент рассчитываем как отношение количества баллов по каждому из образований к общему количеству баллов по Краснодарскому краю (Рисунок 6).Интегральный показатель оценки агротуристского потенциала сельских территорий (Ис) рассчитывается по следующей формуле:Ис=(П2+П3+П4+П5)∙П1Для наглядности полученные результаты представлены в виде диаграмм.Наиболее развитыми с точки зрения сельского хозяйства являются: городской муниципальный округ город Краснодар, Белоглинский, Гулькевический, Динской, Ейский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Ленинградский, Новокубанский, Павловский, Славянский, Темрюкский и Щербиновский районы. Наименее развиты с точки зрениясельского хозяйства наблюдается в городских муниципальных образованиях город Новороссийск, городкурорт Геленджик, Горячий Ключ, город Армавир, а также в Апшеронском, Белореченском, Крыловском, Мостовском и Туапсинском районах.Такой разброс(Рисунок 1)связан с различием в специализации районов. Большинство территорий с очень низким уровнем развития сельского хозяйства специализируются на других отраслях деятельности, в основном на туристской или добывающей. Кроме того, многие из них расположены в таких географических условиях, которые в силу своих ландшафтных особенностей не позволяют развивать сельскохозяйственную отрасль с тем же успехом, что и районы с высоким уровнем развития этого направления деятельности.Наибольшее скопление уникальных природных и геологических объектов, которые могут быть интересны туристам(Рисунок 2), наблюдается в городском муниципальном образовании города Сочи и в Туапсинском районе. В остальных муниципальных образованиях Краснодарского края коэффициент этого показателя низкий или очень низкий. Причем между районами с высоким показателем природных особенностей сельской территории и с остальными (включая средний) наблюдается огромный разрыв. Для снижения концентрациибольшего количества особых природных объектов и более равномерного его распределения по краю необходимо расширить список особо охраняемых природных объектов за счет создания новых парков, дендрариев и других уникальных природных и геологических объектов.Культурные и исторические достопримечательности (Рисунок 3)сконцентрированы преимущественнов городских муниципальных образованиях города Краснодара, Сочи, в Темрюкском и Крымском районах. В других районах этот показатель гораздо ниже. Культурные и исторические особенности местности не представляют практически никакие исторические достопримечательности. Для того, чтобы более равномерно распределить культурные особенности районов, можно прибегнуть к мифологизациитерриторий. Выдуманные легенды или популяризация существующих, выраженные в материальных объектах могут быть не менее, а, может быть, даже более аттрактивными для потенциальных туристов.

Рис. 1. Уровень развития сельского хозяйства по муниципальным образованиям Краснодарского края (П1)0,0340,010,0010,0050,0260,0050,0180,0160,0080,0340,010,0290,0180,0370,0320,0360,0210,0210,0370,0340,0390,0080,0240,0290,0240,0210,0370,0080,0340,0240,0160,0340,0160,0130,0370,0260,0240,0320,0210,0290,0080,0130,0160,03400,0050,010,0150,020,0250,030,0350,040,045Город КраснодарГород НовороссийскГородкурорт ГеленджикГород Горячий КлючГородКурорт СочиГород АрмавирГородкурорт АнапаАбинский Апшеронский Белоглинский Белореченский Брюховецкий Выселковский Гелькевичский Динской Ейский Кавказский Калининский Каневской Кореновский Красноармейский Крыловской Крымский Курганинский Кущёвский Лабинский Ленинградский Мостовской Новокубанский Новопокровский Отраденский Павловский ПриморскоАхтарскийСеверский Славянский Староминский Тбилисский Темрюкский ТимашёвскийТихорецкий Туапсинский Успенский УстьЛабинскийЩербиновский Рис. 2. Природные особенности сельской территориипо муниципальным образованиям Краснодарского края (П2)0,1160,0360,070,0180,1810,0030,0150,0080,0440,0080,0130,0030,0030,0260,010,0080,0100,0050,010,00800,0180,0030,0130,0050,010,041000,0230,0080,0080,02600,0050,0080,0280,0030,0030,17800,026000,020,040,060,080,10,120,140,160,180,2Город КраснодарГород НовороссийскГородкурорт ГеленджикГород Горячий КлючГородКурорт СочиГород АрмавирГородкурорт АнапаАбинский Апшеронский Белоглинский Белореченский Брюховецкий Выселковский Гелькевичский Динской Ейский Кавказский Калининский Каневской Кореновский Красноармейский Крыловской Крымский Курганинский Кущёвский Лабинский Ленинградский Мостовской Новокубанский Новопокровский Отраденский Павловский ПриморскоАхтарскийСеверский Славянский Староминский Тбилисский Темрюкский ТимашёвскийТихорецкий Туапсинский Успенский УстьЛабинскийЩербиновский

Рис. 3. Культурные особенности территории по муниципальным образованиям Краснодарского края (П3)0,2760,1570,0580,0070,2050,0270,0960,010,0140000000,05800,003000000000000000,00300000,0410,00700,03400,003000,050,10,150,20,250,3Город КраснодарГород НовороссийскГородкурорт ГеленджикГород Горячий КлючГородКурорт СочиГород АрмавирГородкурорт АнапаАбинский Апшеронский Белоглинский Белореченский Брюховецкий Выселковский Гелькевичский Динской Ейский Кавказский Калининский Каневской Кореновский Красноармейский Крыловской Крымский Курганинский Кущёвский Лабинский Ленинградский Мостовской Новокубанский Новопокровский Отраденский Павловский ПриморскоАхтарскийСеверский Славянский Староминский Тбилисский Темрюкский ТимашёвскийТихорецкий Туапсинский Успенский УстьЛабинскийЩербиновский Рис. 4. Уникальность и самобытность проживающих на территории сельской местности этнических групп

по муниципальным образованиям Краснодарского края (П4)

Такой показатель как уникальность и самобытность проживающих на территории сельской местности этнических групп наиболее ярко выражен в городахкурортах Анапе, Сочи, в Крымском и Темрюкском районах. В других муниципальных образованиях Краснодарского края развитие этнографических комплектов требует внимания.Для продвижения этнографической составляющей сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае необходимо не затягивать с реализацией существующих проектов этнографических комплексов, а также стимулировать создание и воплощение новых.00,0830,04200,12500,20800,0420000,042000,042000,0420000,125000,04200000000,0830,083000,12500000000,050,10,150,20,25Город КраснодарГородкурорт ГеленджикГородКурорт СочиГородкурорт АнапаАпшеронский Белореченский Выселковский Динской Кавказский Каневской Красноармейский Крымский Кущёвский Ленинградский Новокубанский Отраденский ПриморскоАхтарскийСлавянский Тбилисский ТимашёвскийТуапсинский УстьЛабинскийРис. 5. Организационные и экономикоправовые условия организации и развития агротуризма по муниципальным образованиям Краснодарского края (П5)

Показатель уровняорганизационноправовых условий развития агротуризма в Краснодарском краеобусловлен тем, что на его территории действует единая программа поддержки и содействия развитию агротуризму, которая уже упоминалась выше. Однако на фоне всех муниципальных образованиях края выделяются городкурорт Сочи, Крымский, Северский иМостовской районы. Они –замечательный пример другим районам в том плане, что не нужно рассчитывать только на толчок сверху, необходимо создавать и продвигать также собственные программы по развитию муниципальных образований.0,0130,0270,0270,0130,0810,0130,0270,0130,0270,0130,0130,0270,0270,0130,0130,0130,0130,0130,0130,0130,0130,0130,0950,0130,0130,0130,0130,0540,0130,0130,0130,0130,0130,1080,040,0130,0130,0270,0130,0130,0130,0130,0130,01300,020,040,060,080,10,12Город КраснодарГородкурорт ГеленджикГородКурорт СочиГородкурорт АнапаАпшеронский Белореченский Выселковский Динской Кавказский Каневской Красноармейский Крымский Кущёвский Ленинградский Новокубанский Отраденский ПриморскоАхтарскийСлавянский Тбилисский ТимашёвскийТуапсинский УстьЛабинскийРис. 6. Интегральный показатель оценки агротуристского потенциала территорий по муниципальным образованиям Краснодарского края(Ис)

Подводя итог, опираясь на интегральный показатель оценки агротуристского потенциала территорий, необходимо отметить городакурорты Сочи, Анапу, город Краснодар, и Темрюкский район. Эти территории обладают наибольшим потенциалом развития агротуризма. Остальные районы, кроме Славянского, Северского, Каневского, Ейского и города Новороссийска, требуют большого внимания и вмешательства для улучшения результатов необходимых показателей.0,013770,003030,00020,000190,015390,000220,006230,00050,001020,000710,000260,000870,00130,001440,000740,004360,000480,000340,002220,000780,000820,00010,005710,000460,000620,001260,000850,000760,000440,000310,000580,000710,000380,002820,004550,000470,00050,007070,000480,000460,00180,000170,000670,0004400,0020,0040,0060,0080,010,0120,0140,0160,018Город КраснодарГород НовороссийскГородкурорт ГеленджикГород Горячий КлючГородКурорт СочиГород АрмавирГородкурорт АнапаАбинский Апшеронский Белоглинский Белореченский Брюховецкий Выселковский Гулькевичский Динской Ейский Кавказский Калининский Каневской Кореновский Красноармейский Крыловской Крымский Курганинский Кущёвский Лабинский Ленинградский Мостовской Новокубанский Новопокровский Отраденский Павловский ПриморскоАхтарскийСеверский Славянский Староминский Тбилисский Темрюкский ТимашёвскийТихорецкий Туапсинский Успенский УстьЛабинскийЩербиновский Рис. 7. Агротуриский потенциал Краснодарского края в разрезе муниципальных образований

Проведение оценки агротуристскогопотенциала отдельных муниципальных образований Краснодарского края по данной методике позволило определить основные преимущества территорий, на основе которых следует формировать перспективные направления развития агротуризма. А также определить факторы, препятствующие этому процессу в отдельных территориях. Следует отметить, что данная методика оценки агротуристского потенциала не является оптимальной, в связи с этим образуются неточности в оценке показателей. Однако несмотря на необходимость доработки критериев оценки, она может служить прекрасной основой для осуществления первичных выводов о сложившейся в регионе ситуации.

Ссылки на источники1.Агроинфо/ Справочник сельхоз предприятий Южного Федерального Округа [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: https://agroinfo.com/xozyajstva/yufo/#3–11.04.2017.2.Александр Сирченко Этнокультурное развитие России –ресурс развития внутреннего туризма/ Самуправлене №5/ Вольное экономическое общество Москвы –2011. –с.4043.3.Отдых на Кубани/ Достопримечательности [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://otdih.nakubani.ru/krasnodarskiykray/pamiatniykmonumentifontani_6/–12.04.2017.4.Отдых на Кубани/ Этнотуризм [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://otdih.nakubani.ru/tag/etnoturizm/–12.04.2017.5.Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края/ Концепция развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае на 20172020 годы [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: https://min.kurortkuban.ru/de/search/item/1477kontseptsiyarazvitiyaselskogoagrarnogoturizmavkrasnodarskomkraena20162020gody–15.04.2017.6.Официальный сайт Министерства природных ресурсов Краснодарского края/ Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://mprkk.ru/prirodnyieresursyiiohranaokruzhayuschejsredyi/osoboohranyaemyieprirodnyieterritorii/osoboohranyaemyeprirodnyeterritorii/obosoboohranyaemyhprirodnyhterritoriyahkrasnodarskogokraya/–11.04.2017.7.Национальный акцент/ Этнотуризм как бренд Кубани [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://nazaccent.ru/content/5594etnoturizmkakbrendkubani.html–12.04.2017.8.Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 9 декабря 2015 г. № 2088П «О ходе реализации закона «О туристской деятельности в Краснодарском крае» в части развития сельского (аграрного) туризма. 9.Приказ Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия от 01.07.2016г. №193 «Об утверждении Доклада о результатах за 2015 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 20162019 годы.10.Шумакова О.В., Косенчук О.В., Новиков Ю.И., Нардин Д.С. Методика оценки агротуристического потенциала сельских территорий/ Economicsciences, fundamentalresearch№2, –2015.–с. 54785481.