Проблемы сохранности традиционных семейных ценностей в рамках российского семейного законодательства: правовая оценка создания однополых союзов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цацкина А. В., Костромцов А. Е. Проблемы сохранности традиционных семейных ценностей в рамках российского семейного законодательства: правовая оценка создания однополых союзов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3196–3200. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970966.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам сохранности традиционных семейных ценностей и появления в Российской Федерации однополых браков. Автор предлагает правовое решение создания однополых браков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цацкина Анна Вадимовна,курсант 1 курса ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», г.Пермь

Научный руководитель:Костромцов Алексей Евгеньевич,преподаватель кафедры режима и охраны в УИСФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», г.Пермь

Kostromtzoff.al@yandex.ru@mail.ru

Проблемы сохранности традиционных семейных ценностей в рамках российского семейного законодательства:правовая оценка создания однополых союзов

Аннотация.Статья посвящена вопросам по сохранности традиционных семейных ценностей и создание в Российской Федерации однополых браков. Автор предлагает также правовоерешения создания однополых браков.Ключевые слова: семья, однополые браки, нетрадиционная сексуальная ориентация.

Семья бесспорно, уникальный институт общества, оказывающий значительное влияние на жизнь и деятельность любого человека как с психологической и социологической, так и с формальноюридической точки зрения. Современные российские, а такжезарубежные ученыеюристы наряду со специалистами иных научных отраслей предпринимают попытки через дефиниции установить сущность брака. Значимость института семьи и брака является исторически обоснованной, но несмотря на множество существующих концепций заключения брачных отношений, его сущность, впрочем,как и стандартный вид, остается неизменной рамках семейного права: семья есть брачный союз мужчины и женщины и, как следствие, основной целью которого является совместное рождение и воспитание детей. Однако, несмотря на сформировавшиеся семейные традиции, ценности, правовую регламентацию брачных отношений,в современных условиях более обостренной становится проблема появления нетрадиционных однополых семей. Разумеется, на сегодняшний день деформация традиционного вида семьи также коснулась и Российской Федерации. Закономерен вопрос: возможна ли легализация однополых браков в рамках российского законодательства на данном этапе развития страны?В рамках данного вопроса неоднократно проводились социологические опросы среди населения. Согласно последним данным опроса общественного мнения, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 80 % россиян (86 % мужчин и 75 % женщин) выступают против предоставления однополым парам права на вступление в брачные союзы. Полностью или скорее согласны с тем, что пары геев и лесбиянок должны иметь право создавать официально зарегистрированную семью 8 % респондентов, еще 6 % опрошенных заявили, что отчасти согласны (право на создание семьи должно охраняться государством, несмотря на сексуальные предпочтения в выборе партнера), а отчасти не согласны (однополые отношения нарушают биологическое равновесие инаносят вред демографии страны). Остальные 6 % граждан затруднились ответить. Исследование также показало, что 41 % россиян считают, что государство должно преследовать лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, с целью искоренить это явление как таковое. Согласно опросу, мнение 32 % россиян основывается на убеждении о том, чтоневмешательство государства в вопросы личной жизни граждан является наилучшим выходом. Лица нетрадиционной сексуальной ориентации в свою очередь обязаны не афишировать свои предпочтения в выборе партнера. С тем, что сексуальная ориентация является частным делом каждого, а различияс традиционными и нетрадиционными взглядами на секс проводить не следует, согласны 22 % россиян. При этом 15 % признают, что гомосексуалы –нормальные люди, однако иметь личный контакт с ними не хочется. Психологической болезнью нового поколения гомосексуализм считают 35 % граждан России[1].Какая же цель на сегодняшний день стоит перед семейным законодательствомРоссийской Федерации: тотальное ограничение прав и свобод людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией или же обоснованное закрепление ихправана создание семьи?В последние годы, исходя из идеи равноправия граждан, в значительном количестве государств, а так же в отдельных внутригосударственных территориальных образованиях легализованы однополые союзы, а в части этих стран и воспитание ими детей. Причем число такого рода государств растет в геометрической прогрессии. Большую роль в легализации однополой семьи отводится Каирской международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года, участником которой была Российская Федерация. В соответствии с принятой на конференции программой, закреплено равноправие разных типов половых союзов, в частностивключая однополые. Первый однополый союз был зарегистрирован в 2001 году в Нидерландах. Политикой семейного законодательства Нидерландов былиучтены мнения участников Каирской конференции и признаны установленные за ней принципы в отношении представителей сексуальных меньшинств.В настоящее время список стран, где легализованы нетрадиционные семьи на государственном и местном уровнях, значителен: Дания[2],Швеция[3], Исландия[4],Венгрия[5], Бельгия[6], Франция[7], Испания[8], Канада[9]и др.Иные формы законного сожительства (партнерства) лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, предусмотренные зарубежным законодательством, отличаются от стандартных брачных союзов между мужчиной и женщиной. Несхожесть в основном связана с личными неимущественными правами, например отсутствием права на общую фамилию, либо с запретом на усыновление детей, применение искусственных методов репродукции и др. Отечественное право признает лишь разнополые браки, не признавая иных союзов, закрепляющих как их семейноправовой, так и гражданскоправовой статус. Семейное законодательство Российской Федерации упоминает о принадлежности лиц, вступающих в брак к разному полу[10], однако в число оснований недействительности брака, перечисленных в статьях 27—28 СК РФ, принадлежность к одному полу не включает. Несмотря на то, что Семейное законодательство тождественность пола супругов формально не рассматривает как условие для признания брака недействительным, такое условие подразумевается. Толерантности к афишированию однополых отношений и, соответственно, их правовая формализация в России не предусмотрена ни официальным законодательством, ни менталитетом самого государства. В настоящее время с точки зрения Российского семейного законодательства гомосексуальные партнеры –формально посторонние друг другу люди, отношения которых не несут за собой никаких семейноправовых последствий и обязанностей. Более того, государство формирует социальное и правовое отношение общества к людям нестандартной сексуальнойориентированности. После отмены уголовного наказания за мужеложство (3 июня 1993) , года попытки законодательного запрета пропаганды гомосексуализма в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000х годов. 11 июня 2013 года Государственная Дума в целях «защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»[11]в окончательном чтении приняла закон, дополняющий КоАП РФ статьей 6.21,устанавливающую ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».Так же целесообразно упомянуть ряд отмененных властьюРоссийской Федерации митингов в целях защиты гомосексуальных отношений в ряде городов, что вполне можно расценить как позицию государства в отношении лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.Однако государственная политика не может игнорировать реальное положение в отношении однополых союзов. Относительно правового регулирования не зарегистрированного в качестве брака семейного союза однополых лиц в отечественной доктрине выдвинут ряд идей:предоставить разнополым сожителям право регулировать свои имущественные отношения с помощью договора наподобие брачного;оформлять их фактический брак договором при одновременном определении в законодательстве взаимныхправ и обязанностей его сторон, включая законодательное закрепления возникновения совместной собственности, а в случае прекращения союза

фиксировать этот факт так же договорным способом;при условии, что никто из сожителей не состоит в зарегистрированном браке и союз существовал длительный период, предусмотреть возможность устанавливать факт семейных отношений в судебном порядке после смерти коголибо из указанных лиц с целью получения одного из сожителей прав на имущество, вплоть до наследственных. Судебный порядок установления фактических брачных отношений (при отсутствии договора) предлагается ввести в более широком круге случаев (при жизни их участников после прекращения указанных отношений) или же более ограниченно –лишь при утрате возможности зарегистрировать браквследствие гибели одного из лиц в результате вооруженного конфликта и иных чрезвычайных обстоятельств[12].Включение данных положений в действующий Кодекс на данный момент рассматривается исключительно в рамках теоретических разработок, формально не неся юридического закрепления.На мой взгляд, одним из правовых решений данного вопроса является установление права создавать партнерства, так как изменение сексуальной направленности и подавление социальной потребности в создании семьи невозможно путем пропаганды и запрета. Возможно создание института «партнерства», закрепляющего личные имущественные и гражданскоправовые права и свободы лиц, находящихся в такого рода союзе. Стоит отметить, что институт партнерства, созданный на базе института семьи и брака в традиционном его понимании, не будет иметь с ним полного социального и юридического отождествления. Несмотря на отказ России легализировать однополые браки, подобные союзы, на законных основаниях или нет, активно создаются. Создают ли гомосексуальные «семьи» реальную угрозу социальнодемократическому равновесию, а так же национальнокультурному уровню граждан той или иной страны, на данном этапе трудно. На сегодняшний день можно смело заявить, что российская семья есть и будет одним из тех институтов общества, ценности, история и устои которого будут охраняться Российской Федерацией на культурном, религиозном, а так же законодательном уровнях. На одном полушарии планеты однополые семьи приняты обществом и считаются нормой, в России же гомосексуальные союзы, на мой взгляд, никогда не будут восприниматься как прогрессивный вид брачных отношений, а терпимость к такого рода союзам на фоне всеобщего стремления к толерантности не появится.

Ссылки на источники1.Опрос Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru (дата обращения 22.06.2015 г.)2.The Danish Registered Partnership Act, Act 372 of 7 June 1989. // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».3.The Registered Partnership Act (Lag om registrerat partnerskap) 1994. Act No. 1994: 1117. . // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».4.Partnership Law in Iceland. ILGA EuroLetter. 1996. June. No. 42. . // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».5.Hungary Legalizes CommonLaw Gay Marriage. ILGAEurope, Euroletter. 1995. March. No. 32. // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».6.Loi instaurant la cohabitation legale, 23 Novembre 1998. The text of the law passed by the Belgian parliament on January 30, 2003, opening civil marriage to samesex couple. It went into effect June 1, 2003. // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».7.Pact civil de solidarite (PACS), Mode d’emploi № 99944. 15/11/1999. . // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».8.Anteproyecto de Reforma del Codigo Civil que Permitro el Matrimonio entre Personas del Mismo Sexo. Referencia del Consejo de Ministros. 01/10/2004. . // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».9.Law Reform (2000) Act, An Act to Comply with Certain Court Decisions and to Modernize and Reform Laws in the Province, Chapter 29 of the Acts 2000, Bill No. 75. // Справочноправоваясистема«КонсультантПлюс».10..См. Семейный Кодекс РФ ст.1 п 3 и ст. 12 п.1от 29.12.1995 N 223ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».11.См. ФЗ о внесении изменений в ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей. // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».12.См.:Научные концепции развития российского законодательств, ред. Т.Я. Хамбриева, Ю.А. Тихомиров, гл. «Концепция развития семейного законодательства», ред. М.Л. Шелютто,2015 г.