Экономические представления дошкольников как основа формирования целостного образа мира

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кубракова А. В. Экономические представления дошкольников как основа формирования целостного образа мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3191–3195. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970965.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема экономического представления дошкольников как основа формирования целостного образа мира, а также научно обоснован выбор методов и средств экономического воспитания детей старшего дошкольного возраст как основа формирования образа мира дошкольников. Раскрываются понятия и особенности экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кубракова Анастасия Владимировна,студент, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградpuka15@mail.ru

Научный руководитель:Семенова Валерия Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагоги дошкольного образования, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоград

Экономические представления дошкольников как основа формирования целостного образа мира

Аннотация.В статье рассматривается проблемаэкономического представления дошкольников как основа формирования целостного образа мира,а также научно обоснован выбор методови средствэкономического воспитания детей старшего дошкольного возрасткак основа формирования образа мира дошкольников. Раскрываются понятии и особенности экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:экономическое воспитание,познавательная деятельность, дошкольник, старший дошкольный возраст, экономика, экономические представления, образ мира.

ВФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны задачи познавательного развития, в которые входит и экономическое воспитание дошкольников. К задачам познавательного развития в дошкольной организации относятся: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразиистран и народов мира [7].Дошкольный возрастявляется одним из важнейших периодовв жизникаждого человека. На данном этапе происходит психическое, физическое и личностное становление. Старший дошкольныйвозрастявляется уникальным, стратегическиважным периодом для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.На содержание дошкольного образования и развитие ребенка в процессе познавательной деятельности особый интерес вызывают точки зрения ученых на становление у ребенка образа мира через философские категории (Л.А. Венгер, В.А. Петровский и др.) и всвязи с его включением в детскую субкультуру (В.В. Абраменкова, Е.Е. Сапогова и др.). Ребенок с раннего возраста усваивает первоначальныеформы в определенной логике изменяется структурамыслительной деятельности, характер взаимоотношенийс миром, с окружающими людьми .В процессе целенаправленного обучения накопленныеу ребенказнания и представления становятся более систематизированными. На предшествующем этапе сформировалась фундаментальнаябаза, которую дополняютновые знанияипредставления. Образ мира, сформированный в дошкольном возрасте, обеспечивает ребенку психологическую безопасность и является сферой реализации собственных интересов, личностного Я, самореализации. Обогащение представлений о себе и о мире происходит впроцессе взаимодействия со всем, что окружает ребенка. Познавательная деятельность является ведущим педагогическим условием при формировании когнитивнооценочного компонента образа мира у дошкольников [4]. Впроцессе разнообразныхвидах деятельности(учебной, игровой, творческой, познавательной) и общения со сверстниками и взрослыми, ребенок старшего дошкольного возраста формируетсвой неповторимый образ мира, о чем свидетельствует деятельностная и социальная природа образа мира [2].Усовершенствование познавательной деятельности дошкольников —является однойиз главныхзадач в педагогической науке. Для того, чтобы сформировать интеллектуально развитуюличность, необходимо создавать условия для её саморазвития.Познавательная активность дошкольников очень высока:каждый ответ взрослого порождает новые вопросы, дает ребенку новые знания в копилкуего опыта.Рассмотрением особенностейразвития познавательной деятельности у старших дошкольников занимаютсясовременныеученыетакие,как Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенкова, А.Н. Поддьякова, О.В.Дыбина ,И.Э. Куликовскаяи многие другие.В ряде психологических исследований (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина) было установлено, что темп умственного развития детей 57 лет гораздо выше,чем более поздний возрастной период. Умственное воспитание выступает не только как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности ребенка,также , как способ познанияокружающегомира и своего «Я»в нём.Умственное воспитание —это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей 57 лет системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и потребности в умственной деятельности. Основная цель умственного воспитания —повышение общего уровня развития дошкольников.Ж.Пиаже в своих многочисленных исследованиях установил, что познавательная деятельность детей 57 летхарактеризуется эгоцентризмом. Этопроявляетсяв том, что дети не дифференцируют свое «Я» и окружающий мир, не разделяют на субъективное и объективное, на реальные связи между явлениями природы, перенося свои собственные внутренние переживанияна мир. В связи с этим дети в процессе общения с объектами и явлениями природы часто делают поверхностные обобщения, не вникая в суть. Взадачи познавательного развития входит и экономического воспитание дошкольников, так как формирование экономических представлений является важным компонентом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, а такжеформированияцелостного образа мира.В связи с нестабильным положением нашего государства в экономической сфере, появилась необходимость приобщения к экономической деятельности с самой первой ступени образования с дошкольного возраста. В дошкольной педагогике активно проводятся исследованияпо данной проблеме. Необходимо знакомить дошкольников со сложившейся ситуацией в стране, это позволит детям быть более адаптированными к жизни. В современной дошкольной педагогике проблему экономического воспитанияразрабатывали Р.Р. Денисова, В.П. Макеенок, Л.С. Гумерова, Е.О. Полосухина, С.Г. Юсупова Е.А. Сидякина,Е.М. Феденева ,Д.Лассар, Б. Пэрэ ,Д. Фридман,Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и многие другие.В условиях общественного дошкольного воспитания решение задач формирования экономических представлений затрудненно изза того, чтодети, в силу возраста, далеки от экономического мира. Этодоказывает то, что не только в дошкольной организации, но ив процессе семейного воспитания, необходимо знакомить ребенка ссистемой экономических понятий, так как начальные понятийные формы и категории ребенок усваивает уже с раннего возраста.Усвоенные новые понятия и представления в определенной логике изменяютхарактер взаимодействий с миром и отношение к нему. Начальные формы экономическихзнаний несут в себе мировоззренческую функцию, а их сочетание обеспечивает развитие нравственных, интеллектуальных, эмоциональных ценностей дошкольника. Эти знания обеспечивают преемственность в содержании образования детей дошкольного возраста и в умственном развитии детей в различные периоды детства. Категориальное знание ставит ребенка в позицию исследователя, в позицию поиска, когда расчлененное, диффузное, неясное знание, представление о мире приобретает четкость, ясность, системность, целостность, что позволяет ребенку, с одной стороны, дифференцировать, а, с другой, устанавливать взаимозависимости в окружающем мире на основе аналитико синтетической деятельности [3].

Для того, чтобывводить ребенка в мир экономики, необходимо знакомить его с теми понятиями, с которыми он встречается каждый день, был знаком ранее.Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд –ведущая категория экономической науки. Важнознакомитьдошкольникас предметами и продуктами трудовой деятельности, видами индивидуального иколлективного труда,познакомить с такими понятиями как: цена, деньги, стоимость,понятиями«дороже –дешевле», «больше –меньше», «выгодно –невыгодно», «выиграл –проиграл», «поменял»,действиями и операциями покупки и продажи Ребенку необходимо объяснить, что такое магазин, касса, сбербанк, чем занимаются данные организации.Усвоение экономических представленийна ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости сдетских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека [5].В научной психологической и педагогическойлитературе недостаточно четко разграничено содержание экономических качеств: бережливости, рациональности, экономности, часто одного качества заменяется другим. Анализируя методы и средства экономическоговоспитания, необходимо выделитьспециальную работу по формированию у детей полезных экономических навыков, привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключать свет, когда выходишь из помещения, брать книги только чистыми руками, вытирать обувь перед входом в помещение, класть вещи только на свое место, не рисовать на стенах, столах и т.д. Неоценимую помощь воспитателю в работе по раннему приобщению детей к экономике оказывает специальная подборка художественной литературы,игр,картин, иллюстраций,разработка разнообразных ситуаций выбора («Как бы ты поступил?»). В этом плане интересна «Экономическая азбука для детейи взрослых»Ирины Шведовой[6].Экономическое воспитание позволяетзнакомить дошкольника с реальной действительностью, помогает сформировать основы экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий, а также ребенок приобретает такие важные личностные качества как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать, получает навык речевого общения, чувства собственного достоинства, ответственности, стремления доводить дела до конца, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения [6].Экономическое воспитание должно быть грамотно включено образовательный процесс дошкольного учреждения. Важным при этом является проведение бесед детьми.Важно остановиться на таких темах, как: труд и праздность,лень и трудолюбие, о возможности честно зарабатывать деньги,инициатива и творчество, о том, как важно со всей ответственностьювыполнять свою работу.

Встаршем дошкольном возрасте необходимо даватьпредставления о процессах производства ипотребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства,о материалах и затратах труда, предвидение положительных и отрицательных последствий вмешательства человека в природные и хозяйственные циклы; показывать правильные и бережливые способы ведения домашнего хозяйства; устанавливать простые связи между явлениями и предметами и др.Дошкольникам объясняют, что в результате труда людей появляется продукт вещь, предмет, изделие, идея. Жизнь продуктов труда может продолжаться значительно дольше, чем их создателей. Одни продукты труда предназначены для повседневного использования, другие служат для конкретных моментов, например для эстетического и духовного совершенствования людей (книги, музеи, памятники, города). И те и другие продукты труда необходимы для жизни и составляют богатство страны. Дети узнают, что за свой труд взрослые получают деньги, на которые можно купить все необходимое для жизни членов семьи. Количество денег определяет достаток семьи. Детям разъясняют понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят о том, как он складывается, что представляет собой доход (зарплата и премия родителей, детское государственное пособие, государственная пенсия пожилым, стипендия студентам) и расход на определенный период времени (квартирная плата, оплата телефона, за электроэнергию и газ, плата за детский сад, расход на одежду, питание, покупку оборудования и мебели и т.д.). Обсуждаются вопросы о планирования семейном бюджета, детям объясняют, почему нельзя купить сразу все, что хочется, потратить деньги на развлечения, т.е. вводится понятие «расчетливость», необходимость согласовывать свои желания, потребности и возможности. Дети начинают понимать, что любой товар имеет свою цену. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие покупки родителям приходится копить деньги, понемногу откладывая из общего бюджета семьи. Дошкольники узнают, что специальные учреждения банки помогают людям сохранить и накопить деньги, получать при этом проценты часть от общей суммы вклада [1].

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и построить педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюстрировал обсуждаемые экономические вопросы. Педагог должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.Таким образом, необходимознакомить ребенкадошкольника с основами экономической культуры, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему стать самодостаточнойи мобильной личностью. Основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем, помогут дошкольнику ориентироваться в изменяющихся условиях социального мира.Благодаря всестороннемуразвитию,у ребенка будет формироваться целостный образ мира, который состоит не только из представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности, но такжебудет включатьнравственные категории иэкономические представления, которые в свою очередь закладывают основу для дальнейшего становления мировоззрения личности.

Ссылки на источники1.Бордовская Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов /Бордовская Н.В.,Реан А.А. СПб, 2001.—540с. 2.Русевич,В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 57 лет : дис.на соиск степ. канд. пед. наук / В.В. Русевич Волгоград, 2009 –210 с.3.Ткаченко,В.В. Рисунок как средство выражения и формирования образа мира детей старшего дошкольного возраста/В.В.Ткаченко // Научнометодический электронный журнал «КОНЦЕПТ» №58 –Киров, Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2013.С.36404.Ткаченко,В.В. Анализ проблемы формирования образа мира в трудах отечественных педагогов и психологов /В.В.Ткаченко //Психология обучения. № 6 –Москва. Издательство СГУ, 2014. –с. 103112. 5.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]:Учеб.—метод. пособие /Шатова А.Д. 2005. —489с.6.Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых [Текст]:Учеб.—метод. пособие / Шведова И.Ф. 1992. —367с.7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО—2013.Введ.2013—17—10—М.: Издво «Просвещение»,2013.