Финансовая деятельность бюджетного учреждения (на примере МБОУ COШ № 10)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коваленко Е. В., Касека О. А. Финансовая деятельность бюджетного учреждения (на примере МБОУ COШ № 10) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3216–3220. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970970.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам оценки экономичности, эффективности и результативности использования бюджетных средств. В статье исследуются цели, способы практического проведения анализа эффективности, возникающие при этом проблемы и пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коваленко Елена Валентиновна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО Омский государственныйпедагогический университет, г.Омскe.v.kovalenko@omgpu.ru

Касека Ольга Александровна,студентка 3 курса, ФГБОУВО «Омского государственного педагогического университета», факультета «Экономики, менеджмента, сервиса и туризма», г.Омск okaseka@mail.ru

Финансовая деятельность бюджетного учреждения (на примере МБОУ COШ № 10)

Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам оценки экономичности, эффективности и результативности использования бюджетных средств. В статье исследуются цели, способы практического проведения анализа эффективности, возникающие при этом проблемы и путиих решения.Ключевые слова:эффективность, финансовая деятельность, контроль.

Финансовохозяйственная деятельность –форма активности, учреждения, которая направлена на достижение иерархически упорядоченной системы целей, сформулированных его собственниками (собственником), и также является эффективным использованиемэкономического потенциала, имеющегося у данного учреждения.Структура планового финансирования

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает вденежной форме результаты хозяйственнофинансовой деятельности,[1].Структура плановых расходов муниципальные доходы,[2].Финансовое и материальнотехническое обеспечение деятельности Школы проводится в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.Финансовохозяйственная деятельность Школы направлена на реализацию её уставных целей и задач. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ней учредителем, используются ею в соответствии с уставом и изъятию не подлежат. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется в соответствии с законодательством. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются:собственные средства Учредителя;бюджетные средства;имущество, закрепленное за учреждением;оказание платных дополнительных образовательных услуг;доход, полученный от приносящей доход деятельности;добровольные пожертвования физических и юридических лиц;другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.Порядок поступления денежных средств (регулярных или единовременных) от Учредителя определяется сметой доходов и расходов Школы, составляемой на каждый финансовый год и утверждаемый Учредителем, в порядке, установленном действующим бюджетным законодательством Российской Федерации.Расходование бюджетных средств Школы производится исключительно в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования. Средства, выделяемые на содержание Школы в рамках доведенного муниципального задания должны обеспечивать возмещение затрат на осуществление её основной деятельности, на выплату заработной платы, отчисления во внебюджетные фонды, расчеты с организациями, создание и укрепление материальнотехнической базыШкола владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.Деятельность Школы финансируется в соответствии с законодательством на основе нормативов, установленных законодательством Российской Федерации, нормативноправовыми актами.Бюджетная отчетность представляет информацию обо всех видах имущества, обязательств, доходов и расходов учреждения, возможность прогнозировать финансовое состояние организации в будущем.Учет в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней образовательной школы №10 ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; Федеральным законом «О некоммерческих организациях»; Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных(муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; приказом Минфина РФ от 15.12.2010 №173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»; Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ Федерации от 16.12.2010 №174н и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации и ведения бухгалтерского учета.Как уже отмечалось, расходы на образовательные услуги, оказываемые СОШ № 10 г. Татарска, финансируются из различных источников. В 2016 году такими источниками являются исключительно бюджетные средства.Плановые показатели по бюджетным поступлениям СОШ № 10 в рассматриваемом периоде формируются учреждением в разрезе:субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;целевые субсидии.В 2016 году бюджетные средства представлены бюджетными субсидии, предоставляемыми в рамках государственного задания «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», а также целевыми субсидиями местного бюджета на:капитальный ремонт и приобретение строительных материалов;мероприятия по оздоровлению детей в рамках ГП НСО "Развитиесистемы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в НСО на 20142019 годы;субсидия на реализацию мероприятий ДЦП "Совершенствование организации школьного питания в НСО на 20122016 годы" (питание);реализация мероприятий по модернизации технологий и содержание обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепции модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.В 2015 году были использованы также внебюджетные источники финансирования СОШ № 10, к которым относились доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг населению.Структура финансирования, составленная на основании показателей по поступлениям и выплатам СОШ № 10 за 20152016 гг. представлены в таблице 1.Таблица 1 Структура планового финансирования СОШ № 10 г. Татарска за 20152016гг., руб.

Источник2015 г.2016 г.Относительное изменение, %Сумм, руб.Удельный вес, %Сумма, руб.Удельный вес, %

Субсидии на выполнение государственного задания11 632 250,0099,214 580 384,0096,0125,3Целевые субсидии85 599,000,7604 032,004,0705,7Бюджетные инвестиции0,000,00,000,0

Оказание платных услуг (выполнение работ) и иная приносящая доход деятельность10 000,000,10,000,00,0ИТОГО11 727 849,00100,015 184 416,00100,0129,5

Данные табл. 1 показывают, что структура финансирования за рассматриваемый период претерпела некоторые изменения, хотя и незначительные. Основным источником финансирования СОШ № 10 г.Татарска за оба рассматриваемых года являются субсидии на выполнение государственного задания, составляющие в 2015 году более 99% от общего объема финансирования учреждения образования и снизившиеся в 2016 году до 96%, что значительно превышает все остальные статьи поступления денежных средств. В 2016 году значительно выросли целевые субсидии с 85599 руб. до 604032 руб., увеличив таким образом удельное значение данного показателя в общей сумме плановых поступлений на 3,3% (см. рис.1).

Рис. 1. Структура планового финансирования СОШ № 10 г. Татарсказа 20152016 гг.

Бюджетное финансирование СОШ № 10 производится на основе плана финансовохозяйственной деятельности, который составляет ежегодно на следующий финансовый год. В плане финансовохозяйственной деятельности Школы отражаются все показатели по поступлениям и выплатам учреждения, производимых из средств местного бюджета. Школа не вправе осуществлять долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы (дивиденды, проценты) по ним. Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность Школы, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу.C учетом изменения назначений при утвержденных плановых назначениях по субсидиям на выполнение государственного задания на 2016год утверждено 14,58 млн. руб., что на 25% больше, чем было утверждено для финансирования по данной статье в 2015 г. (11,63 млн. руб.).При утвержденных плановых назначениях по субсидиям на иные цели СОШ № 10 утверждено на 2015 год 604,03 тыс. руб., что значительно больше данного показателя в 2015 г., составлявшего 85,60 тыс. руб.Внебюджетное финансирование в 2015 году составляло всего 0,1% в общем объеме финансирования, в 2016 году не было предусмотрено вовсе.Структура расходов СОШ № 10 в 2016 году существенно не изменилась по сравнению с 2015 годом (см. табл. 2).

94%95%96%97%98%99%100%2015 год2016 годОказание платных услуг (выполнение работ) и иная приносящая доход деятельностьБюджетные инвистицииЦелевые субсидииСубсидии на выполнение государственного заданияТаблица 2Структура плановых расходов СОШ № 10 г. Татарска за 20152016гг., руб.

Наименование показателя2015 г.2016 г.Относительное изменение, %Значение, руб.Удельный вес, %Значение, руб.Удельный вес, %Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда12 974 200,0087,312 451 164,0086,996,0Оплата услуг связи17 050,000,124 000,000,2140,8Оплата транспортных услуг11 700,000,111 000,000,194,0Оплата коммунальных услуг598 200,004,0701 800,004,9117,3Арендная плата за пользование имуществом0,000,00,000,0

Оплата услуг по содержанию имущества296 694,002,0175 100,001,259,0Увеличение стоимости основных средств633 200,004,3604 400,004,295,5Увеличение стоимости нематериальных активов0,000,00,000,0

Увеличение стоимости материальных запасов337 200,002,3367 800,002,6109,1Итого14 868 244,00100,014 335 264,00100,096,4

Наибольший удельный вес среди общего объема расходов занимает статья «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», составляя 87,3% в 2015 г. и 96% в 2016 г. Незначительные доли в общем объеме расходов занимают «Оплата коммунальных услуг», составившие в 2015 году 4%, а в 2016 году –4,9% от общих выплат» «Увеличение стоимости основных средств», составившие 4,3% и 4,2% в 2015 г. и в 2016 г. соответственно, «Увеличение стоимости материальных запасов», составившие в 2015 г. 2,3%, ав 2016 г. –2,6% и «Оплата услуг по содержанию жилья», составившие 2% и 1,2% в 2015 г. и в 2016 г. соответственно. И совсем незначительную долю в общем объеме расходов составляют оплата услуг связи и оплата коммунальных услуг (см. рис. 2).

Рис. 2. Плановые расходы СОШ № 10 г. Татарска за 20152016 гг.

Относительно 2015 года в 2016 году незначительно снизились расходы по таким статьям как оплата труда на 4%, оплата транспортных услуг на 6%, увеличение стоимости основных средств на 4,5%. Значительноеснижение на 41% произошло только по одной статье «Оплата услуг по содержанию жилья». Однако по ряду статей произошло увеличение расходов. Это такие статьи как «оплата услуг связи», по которой расходы в 2016 году увеличились на 40,8%, оплата коммунальных услуг –на 17,3%, увеличение стоимости материальных запасов на 9,1%. Но несмотря на это, в 2016 году по сравнению с 2015 г. в общем все равно наблюдается снижение расходов на 532980 руб. или на 3,7%, что в общем характеризует деятельности СОШ№ 10 положительно.Таким образом, за рассматриваемый период 20152016 гг. в СОШ № 10 г. Татарска наблюдается рост доходов и снижение расходов, что говорит о рациональном планировании финансов рассматриваемого учреждения.Однако в финансировании рассматриваемого учреждения преобладают бюджетные средства, поэтому для улучшения финансового положения СОШ № 10 можно предложить руководству уделить внимание внебюджетной деятельности. Учитывая, что внебюджетная деятельность образовательных учреждений ограничена ст. 54 ФЗ «Об образовании в РФ» и правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, для СОШ № 10 г. Татарска можно рекомендовать следующий перечень платных дополнительных услуг:02 000 0004 000 0006 000 0008 000 00010 000 00012 000 00014 000 0002015 год2016 годизучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ;курсы подготовки к школе,по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы),факультативы по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры и народных промыслов;создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

Ссылки на источники1.Ерошин В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Известия Российской Академии образования. 2002. №2.2.Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т. Б. Бердникова М.: ИНФРАМ, 2011. 215 с.3.Коваленко Е.В. Финансовое состояние: экономическая сущность, методики анализа // В сборнике: Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научнопрактической конференции. Под редакцией В.В. Карпова и А.И. Ковалева; Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 3539.4.

5.http://1fin.ru/?id=281&t=298;6.http://base.garant.ru/12184447/7.info@regiontatarsk.ru