Коучинг как средство преодоления невроза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Янтилина Д. Р., Поминов А. В. Коучинг как средство преодоления невроза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3226–3230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970972.htm.
Аннотация. В этой статье рассматриваются социальные детерминанты лайф -коучинга с точки зрения социокультурной теории Карен Хорни. Раскрываются возможности данной технологии при работе с неврозами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Янтилина Дина Равкатовна,студентка1 курса Сибайского института (филиал) Башкирского Государственного Университета, г. Сибайdindushara@gmail.com

ПоминовАндрейВикторович,кандидат педагогических наук, доценткафедрыпедагогики и психологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Сибайpominoff@mail.ru

Коучинг как средствопреодоления невроза

Аннотация.В этой статье рассматриваютсясоциальные детерминантылайф коучинга, с точки зрения социокультурной теории Карен Хорни.Расрываются возможности данной технологии при работе с неврозами.Ключевые слова:коучинг, саморазвитие, жажда славы, стратегии защиты, неврозы.

Американский психолог К. Хорни, вслед за А. Адлером, пошла в разрез с принципами психоаналитической теориии создала теорию личности, где причиной невротизманазвала социум, а не фатальную обреченность,в связи с внутренними столкновениями(по З. Фрейду). Она утверждает, что если изза невротических реакций родителей, ребенкуне в полной мере обеспечиваласьатмосфера благожелательности и "здорового столкновения с желаниями и воли других людей"[1, С. 22], тоучеловека возникает базовая тревога –чувство враждебности и некой необоснованности всравнениис другими. В поиске безопасности личностьможет развить защитные стратегии:уступчивость,уход и экспансивноерешение. Последнее онаразделила на нарциссисткое, перфекционистское и надменномстительное решение. На основе главенствующей стратегии, при активном участии воображения,человек создает идеализированный образ–представление человека о самом себе, наделенное несвойственными ему чертами характера, которые облагораживают его в собственных глазах. Хорни сама говорит о работе рационализации таким образом:"Мы следим за работой воображения в самом начале создания идеализированного образа, за неослабным его трудом на гордость, которая уничижает то, закрашивает это, превращает потребность в добродетели, потенциал в реальность"[1, С. 124].Идеализированный образвключает так же картину окружающего мира, т.к. оно является безусловной составляющей самоощущения невротичного человека: успешен ли он, любим ли, уважаемли.Идеализация "Я"вызывает невротическую гордость –удовлетворенность нашими стремлениями, которое прикрывает наше отсутствующее самоуважение, присутствие которого должно быть по факту рождения. Отношение к миру и к себе зависит от того,соответствует ли действительностьи собственное поведение невротическимтребованиям или нет. Отсюда берут начало такие явления как тиранические долженствования (требования к себе) и невротические притязания (требования к жизни). Человек уверен, что если он будет действовать по определенным моделям, в которые он себя загоняет, то он получит желаемое.Например, если человекстарается, упорствуети трудится, он в итоге добьется успеха и процветания.Эта схема названа сделкой с судьбой. Если жежелание будет фрустрировано, то онможет разочароваться,и в корне поменять взгляды и модели поведения, но конечная цель останется той же –удовлетворение невротических потребностей, не имеющие свойства быть устраненными.Рассмотрим каждую защитную стратегию с точки зрения данной схемы, остановившись подробней на экспансивном решении.

При защитной стратегии движение к людямили уступчивости, люди стремятся преодолеть базовую тревогу,заслуживая одобрение и любовь окружающих людей,потому,как на основании того как к ним относятся люди,они строят собственное отношение к себе. Поэтому они стремятся развить в себе такие черты характера как доброта, покладистость, приветливость, в то же время презираюткорысть, честолюбие, жадность. Их сделка с судьбой заключается в том, что они будут добрыми и хорошими людьми, а взамен, окружение будет ценить илюбить их. Движущиеся к людям чащевсего предрасположены,принимать христианские ценности: жертвенность, любовь, скромность, смирение.Религия помогаетввере в то, что справедливость(сделка)осуществится, если даже не в этой жизни, тов другой, а еслине будет достигнуто одобрение окружения, то есть поддерживающая мысль о любви Всевышнегок своему презренному грешнику;отца, который все видит и примечает. У человека,главной защитной стратегией которого является уход от людей, сложнее выявить невротизм по сравнению с другими типами, т.к. он не ярко выраженным. Когда мы говорим об уступчивости, то имеем в виду потребность в любви, когда говорим о захвате, то потребность во власти и престиже, а когда говорим об "отставке", то в этомслучае главной потребностью является покой и отсутствие усилий с его стороны. Этот тип склонен вести размеренный, уединенный образ жизни, который лишен спешки, но вместе с тем, лишается икрасок. Так же для него характерна позиция наблюдателя за своей жизнью. Оно присутствует при любой стратегии, но тут оночетко прорисовано. За своей жизнью он следит как из зрительного зала и происходящее его не сильно волнует, с этим и связано отсутствие честолюбия, потому как его воплощение требует труда и времени, в то время как результаты мало интересуют человека рассматривающего достижения, например, покупка машины или продвижение по службе, как очередное бремя.

И сейчас мы переходим к захватническомутипу, который интересует нас больше всего, т.к. в другихстратегиях «жажда славы»либо порицается, либо игнорируется, но тут, в зависимости от "чистоты" типа, оно является главной движущей силой всех поступков и мыслей, истоком мотивов и желаний. Человек видит удовлетворение в том, чтобы возвысится над окружением, чтобыобраз жизни был объектом завистикаждого. Как говорится: "Мы не стремимся быть богатыми, мы стремимся быть богаче других".Оценка жизни и себя самого зависят от положения "успехнеудача". Достижения и процветание становятся необходимостью для человека лишенного чувства обоснованностипо сравнению с окружающими. И тут он находит путеводитель по дорожке успеха коучинг. Без малого, бешенная популярность саморазвития и роста, обеспеченная и развитием СМИ, связана с потребностью быть лучше, первее и успешнее.Вся жизнь превращается в историю движения к свершениям. Экспансивное решение К. Хорни поделила на три подтипа: нарциссисткий, перфекционистский и надменномстительный[3]. Охарактеризуем частные.Нарциссисткий тип личности развивается в условиях чрезмерного восхищения им. У них с детства возникает ощущения баловня судьбы, божьего помазанника.Они хороши тем, что вызывают всеобщее одобрение, что,впоследствии,переливается в потребность всех к себе располагать вне зависимости от того важен этот человек для него или нет.Им кажется, что нет ничего невозможного для них, ведь судьба ведет их в течениевсей жизни. Вся эта энергия исходит из мысли, что он и его идеализированное я одно и то же, что дает ему возможность строить грандиозные планы на счет своей карьеры и жизни в целом. Будучи очень обаятельными натурами, вкупе со своей уверенностью и лежащим на поверхностиоптимизмом, они тем не менее лишены способности удерживать длительные отношения, т.к. настоящая привязанность к людям им не характерна. Если же они сталкиваются с разочарованием, на них изливается вся ненависть, которую они сдерживали этой системой все предшествующиегоды. Второйстратегией является перфекционистское решение. Этот тип горд не своим образом, а своими правилами и табу, которых он придерживается. То, что он живет "правильной и честной жизнью", дает ему ощущение превосходства над остальными. Но явное презрение тщательно скрывается от себя, ведь его личность не может содержать какихлибо недостойных черт. На этом типе личностиочень ярко иллюстрируется такое понятие как тираническое долженствование или "надо". Они проявляются в виде безукоризненных запретов и правил, нарушение которых приводит человека к самоосуждению и ненависти к себе. Например, человек может истязать себя и считать никчемным по причине того, что он не может подвести результаты своей работы к идеалу, к которому стремитсязавсе времятруда. Это очень распространенное явлениев современном обществе, превратившееся в сленгслово перфекционизм.Завышенные требованияк себевызывают презрение к тем людям, которые несоответствуютих представлению о нормальной личности. От жизни они ожидают не слепое везение, что свойственно первому подтипу, а справедливости и воздаяния по делам. Последним типом агрессивной тенденции является надменномстительное решение. Если нарцисты росли окруженными восхищением, перфекционисты под давлением жестких стандартов, то этот тип рос всреде, лишенном эмоциональной теплоты по отношению к нему. Они видят в достижении славы отмщение той грубости, которая "сопровождала их всю жизнь".Постоянно теребя раны от обид, они поддерживают в себе силу движенияк величию, увидев которую, все окружение узнает,как оно было не право и слепо. Им очень не приятны чужие успехи, никто не должен быть выше и лучше него, а напровалы он смотрит благосклонно.Ощущая тщетность наивных попыток заполучить любовь, они с детства стремятся избавиться от нежных чувств,считая их слабостью.А общество, в свою очередь, для них представляет собойполю битвы, гдеони должны одержать мстительную победу над миром.

Как мы видим,самооценка экспансивных личностей зависит от осознания того, на сколько они лучше чем другие. Но эта тенденция сильна в соревновательном обществе, в обществе с западным типом мышления, в котором присутствуют такие понятия как конкуренция, лидерство, достижение целей, но в последнее время проявляютсяи восточные веяния в свою очередь с понятиями обретениясебя, медитации и осознанности. Оно отвечает потребностям уже другой стратегии защиты уход, и,как утверждает автор, сравнительно близкому состоянию психического здоровья. Но и в данном случае, такому распространению восточных учений в западе способствовала демонстративность, с которой люди "движутся к просветлению". Это доказывает что поиски душевной гармонии стали очередным инструментом в рукахневротиков. Но давайте обратновернемся к коучингу.Движение к целям представляет собой гораздо более оптимальное действие для удовлетворения компульсивных желаний. И помощь этому осуществляется Лайфкоучингом. Саморазвитие, в современном понимании, возникло с созданиемкниги Наполеона Хила "Думай и богатей", книги, которая входит в список самых продаваемыхвсех времен и народов.И она дала толчок к росту целой индустрии, направленной на помощь в осуществлении желаний. В самих же произведениях основателя жанра самопомощипрослеживается некоторые черты невротизма. Давайте рассмотрим некоторые цитаты из книг:"Тот, кто не готов идти на жертвы, никогда не добьется успеха". Скажем, что справедливость данного тезиса остается несокрушимой в коучмире. Для стремящихся "выйти в люди" в обязательном порядке требуется жертва настоящего ради будущего. Усилия и труд в больших количествах направляется на результат, а не на саму деятельность как таковую, т.е. она не представляет никакой ценности, оценивается с точки зрения грядущих перспектив. Попытки привить мысль о счастье без побед тщетны. Благоприятное эмоциональное состояние без внешних атрибутов не представляет для них привлекательности. Что примечательно, такие люди не привязаны к определенному виду труда. Будь то искусство, политика, спорт, наука илиблаготворительность, все будет привлекать человека своими перспективами. Поэтому в один день они могут увлечься обучением ораторскому мастерству, а в другой рисованием, таким образом,перескакивая от одного способа стать великим к другому. Еще одна цитата:" Слишком многие бросают дело за шаг до победы. Запомните: этот шаг сделают другие". В данном случае, четко видна установка о враждебном окружении.Хилл любил повторять, что его конкуренты сделали большой вклад в его процветание, т.к. они держали его в тонусе и сделали устойчивее к поражениям.Это является рационализациейестественногогневаневротичной личности по отношению к "внешним препятствиям". По своей сути, его произведения рисуют собственный идеализированный образ успешного,продуктивного, неунывающего лидера, который идет в разрез уготовленной ему жизни и добивается успеха. Появляется книга, авслед за ним и люди, проникшиеся мыслью, но, справедливости ради, скажем, что произведение не обрелобы такой популярности,и не выдержала бы столько изданий, если бы не присутствовала почва. Выходит больше книг, и появляется потребность в коучинге. Изначально, оно получило развитие в спорте как методикавоодушевления гольфистов и теннисистов для достижения больших результатов. Но затем перетекает и в повседневную жизнь. Производство книг по данной тематике вызывает появление целого жанра писательства самопомощи. Книги в основном имеют несколько целей: помошь в преодолении фрустрации, улучшение производительности человека исформирование общей картины мира, где по ходу излагаются законы осуществления желаний. В основном эти книги начинаются так: "Вы держите в руках книгу, котораяполностьюизменить вашу жизнь. Если вы будете следовать данным принципам, то вы не представляете ккаким результатам они вас приведут"и т.д. Стремление к абсолютуимеет свойство присутствовать в движении к славе. Быть средним писателем не имеетдля них какойлибо ценности, они Должны получить Пулитцеровскую премиюи золотыми буквами вписать свое имя висторию человечества.А потому продвижение вперед будет для них актуальным каких бы результатов они не добились.Отдельной проблемой становится то, что некоторые люди проявляют зависимость от воодушевляющих семинаров. У коучей появилось даже понятие seminarjunky–наркоман семинаров –обозначающее человека, который посещает тренинги лишь для эмоционального возбуждения.

Система коучинга работает очень эффективно по причине того, что осуществляет непрерывную мотивацию как субъектов деятельности, так иобъектов. Тренер все время находится в потоке той информации, в которойон убеждает других: непосредственные плоды работы доступны и самому творцу.Вернемся кранее упомянутой демонстративности. Социальныесети, при всей своей многозадачности, дают возможность афишировать предметы гордости пользователя. В голову сразу приходят фотографии путешествий, дорогих вещей и внешности, недоступное большинству, но предметом гордости может являться увлечение элитарной культурой или разочарованность в жизни или позиция "не такой как все". Взависимости от невротических должествований, человек имеет склонность к тому или иному ресурсу.Instagram, в большинстве случаев, используется для демонстрации внешних атрибутов успешной жизни, Twitterдлятех, кто демонстрирует свое остроумие и взгляды на жизнь. Вместе с тем,невероятно быстрорастет и количество видеоблогеров, которые в большинстве случаев являются представителями экспансивного решения. А лайки, служат некоторой "валютой" популярности, количество которых может быть отдельной причиной важности хозяина.

Уточним, что саморазвитие не может являться чемто деструктивным, это естественный процесс растущей личности, серьёзная проблемазаключаются в причинах буквальной одержимости человечества в росте.Человеку для того чтобы быть достойным, нужно преодолеть трудности, пойти наперекор миру и взять свое –то что ему положено. Без ощущения прогресса у него случаются приступы фрустрации, степень которых тоже является показателем невротизма.Не развивающийсячеловек вызывает у них скрытое презрение, иногда даже и не скрытую, как, например, с уже названным Хилом, который высмеивал «лентяев и жаловщиков». К сожалению, этот процесс нельзя повернуть вспять. Как говорит Хорни, человека можно только направить другим, более конструктивным путем –движение к непосредственности, которому свойственно пользоваться всеми видами движения, без привязанности к компульсивному решению: к людям, против людей и от людей.В завершении, скажем, что личностный рост, каким мы знаем его сегодня, имеет огромный потенциалпомощи человеку в преодолении внутренних столкновений. Для этого ему надо перенаправить взгляд с мнимых достижений к успокоению и принятию не только мира, но и себя.

Ссылки на источники1.Карен Хорни. Невроз и личностный рост. СПб.: ВосточноЕвропейский институт психоанализа и БСК, 19972.Карен Хорни. Наши внутренние конфликты. Академический проект, 20073.Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Теории личности и личностный рост. СПб.: ПраймЕврознак, 2004