Режим государственной тайны

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кидяева Д. С. Режим государственной тайны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3281–3285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970983.htm.
Аннотация. В данной научной статье рассмотрена защита охраняемой законом государственной тайны, раскрываются понятия «государственная тайна», «режим государственной тайны», а также иные сведения, отнесенные к данной теме. Перечисляются законодательные и нормативные правовые основы регулирования отношений в области защиты государственной тайны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кидяева Дарья Сергеевна,студент1 курсаОренбургского государственного университета г. Оренбургаdkidyaeva@gmail.com

Режим государственной тайны

Аннотация.Вданной научной статье рассмотреназащита охраняемой законом государственной тайны, раскрываютсяпонятиягосударственная тайна, режим государственной тайны,а также иные сведения, отнесенные к данной теме.Перечисляются законодательные и нормативные правовые основы регулирования отношений в области защиты государственной тайны. Ключевые слова:государственная тайна, режим государственной тайны, защита государственной тайны, Межведомственная комиссия.

Одним из наиболее охраняемых объектов в современном государстве является информация. Существует множество способов ее правовой защиты, в числе которых выступает институт тайны. В рамках этого института особой значимостью обладает государственная тайна. Ейуделяется повышенное внимание, т.к. ее разглашение наносит огромный ущерб национальной безопасности государства. Охрана государственной тайны является средством обеспечения суверенитета любого государства и напрямую связана с его функциями и интересами, поэтому правовое регулирование государственной тайны требует глубокого теоретического осмысления.Объектом тайны является не любая информация, а лишь обладающая свойством конфиденциальности или ограниченного доступа.Конфиденциальные сведения, по сути, представляют собой доверительные сведения, не подлежащие огласке, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при этом конфиденциальность сведений определяет и доверяет посторонним лицам сам владелец этих сведений. Причиной актуальности данной темы является необходимость модернизации нормативноправового регулирования данного вопроса для повышения эффективности защиты информации, составляющей государственную тайну, в виду возможности нанесения непоправимого ущерба Российской Федерации в случаи ее разглашения.Согласно Закону РФ от 21.07.1993 г. № 54851(ред. От 08.03.2015) «О государственной тайне» государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционноправовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция РФ, Закон «О безопасности»; Закон «О государственной тайне»; Указ президента «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне»; Положение«О сертификации средств защиты»; ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положение «О государственной системе защиты информации в РФ от иностранных технических разведок и от ее утечкипо техническим каналам»; Положение «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»; Постановление Правительства РФ «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».Какие сведения стоит засекречивать, самостоятельно решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень сведений содержится в УказеПрезидента РФ от 30.11. 1995 (ред. 17.04.2017) N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".К ним относят:1.Сведения в военной области2.Сведения в области экономики, науки и техники3.Сведения в области внешней политики и экономики4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативноразыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны,безопасности государства.Согласно ст.8 Федерального Закона "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ.Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.Одновременно, Закон от 21.07.1993(ред. От 08.03.2015) «О государственной тайне» предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:—о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;—об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;—о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социальнодемографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;—о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;—о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;—иная информация, которая в соответствии с законами и международноправовыми договорами не может быть засекречена.При раскрытии режима государственной тайны нельзя обойти стороной защиту сведений, представляющих собой государственную тайну. Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы, в компетенции которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.Защита государственной тайны наиболее важное направление деятельности государственныхорганов, требующих для обеспечения и защиты безопасности страны и ее граждан значительные бюджетные средства. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые активы, труд множества поколений учёных, научноисследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ. Также нужно немного сказать о системе защиты. Система защиты государственной тайны совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Все эти компоненты часто в литературе укладываются в понятие "административно правовой режим».Для проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну необходима лицензия. Она выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения, организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне»к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, регулирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции данной комиссии по защите государственной тайны и ее полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.Режим секретности (специальный административноправовой режим охраны государственной тайны) в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи.Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Контроль надобеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента и такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (статья 21 Закона «О государственной тайне»)Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительномпорядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятийруководитель организации принимаетрешение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административноправового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу в зависимости от степени секретности сведений.А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере:10% –при стаже работы от 1 до 5 лет;15%–при стаже работы от 5 до 10 лет;20 % –при стаже работы свыше 10 лет.Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационноштатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.В соответствие со ст. 27 Закона Российской Федерации №54851 «О государственной тайне» допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,осуществляется путем получения ими лицензий на право проведения работ со сведениями соответствующей степени секретности.Все организации, в автоматизированных системах которых обрабатывается и хранится информация, относящаяся к сведениям, составляющим государственную тайну, при выборе технических средств защиты государственной тайны, должны помимо технических характеристик средств защиты, руководствоваться наличием у технических средств защиты государственной тайны сертификатов ФСТЭК России и ФСБ России.На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такому роду деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите государственной тайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.Итак, в целом можно заключить, что система защиты государственной тайны в Российской Федерации сформирована, в первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием (12.12.1993) "Российская газета", N 237, 25.12.1993;2.Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. От 08.03.2015№54851ФЗ).

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 03.04.2017) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 256, 31.12.2001;4.Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г.N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"5.Гатагонова Р. М. Становление и развитие института защиты государственной тайны России // Бизнес в законе. 2010 № 56.Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента РФ от 6 окт2004 г. №1286 // Рос. Газ.2004.8 окт.