Анализ определения конкурентоспособности предпринимательских структур
Выпуск:
ART 970984
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рожнова
А.
В. Анализ определения конкурентоспособности предпринимательских структур // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3286–3290. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970984.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена экономическая категория конкурентоспособности как ключевой элемент в структуре рыночной экономики. Проанализированы подходы к определению сущности конкурентоспособности предпринимательских структур. Предложен авторский подход к рассматриваемой категории.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта №16-06-00027 А «Закономерности эколого-экономического развития и их влияние на государственное стратегическое управление регионом»
Текст статьи
Рожнова Анна Васильевна,старший преподаватель кафедры корпоративного управления ВИУ РАНхИГС при Президенте РФ, г.ВолгоградAnuta4204@yandex.ru
Анализ определения конкурентоспособности предпринимательских структур
Аннотация.Встатье рассмотрена экономическая категория конкурентоспособности как ключевой в структуре рыночной экономики. Проанализированы подходы к определению сущности конкурентоспособности предпринимательских структур. Предложен авторский подход рассматриваемой категории.Ключевые слова:конкурентоспособность, конкуренция, предпринимательская структура.
Рассматривая конкуренцию как важнейшую экономическую категорию и как элемент стимулирования развития рыночных отношений и предпринимательских структур, необходимо уделить более пристальное внимание таким понятиям, как конкурентоспособность и система конкурентоспособности предпринимательских структур. Именно эти дефиниции формируют направления развития предпринимательских структур и обеспечивают объективный анализ их преимуществ и слабых сторон, тем самым выявляя особенности функционирования предпринимательской среды.Конкурентоспособность предпринимательских структур не имеет чёткого определения, как и ряд понятий, рассмотренных выше. Это связано с рядом причин. Вопервых, разнообразие подходов к определению конкуренции и формированию конкурентной предпринимательской среды напрямую влияет на особенности восприятия конкурентоспособности как составной части. Вовторых, конкурентоспособность предпринимательских структур может рассматриваться под разными углами зрения в зависимости от целей исследования либо ключевых интересующих вопросов. Тем не менее, выделим ряд подходов к определению данной категории.В трудах западных учёных понятие конкурентоспособности практически не определяется, хотя анализируется (например, М.Портером). Понятия конкурентоспособности предпринимательских структур в западной литературе не зафиксировано. Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность –это реальнаяи потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя,чем товары их конкурентов» [5, с.106].В данном понятии конкурентоспособность применима для фирм, но не для предпринимательских структур, что определяет логически невозможность использовать в его работе.
Таблица 4Определение конкурентоспособности предпринимательских структур
Автор определенияСодержание определения «конкурентоспособности предпринимательской структуры»Преимущества определенияНедостатки определенияР.С. Фатхутдинов«Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворенияим конкретной потребности по сравнению с аналогичными, объектами, представленными на данном рынке»[5,с.106]
1.Рассматривает свойство объекта в сопоставлении другими объектами рынка
1.Отсутствие характеристики составных частей этого свойства2.Конкурентоспособность определена какобщее свойство объекта, которое подлежит оценке при определении удовлетворённости (универсализация определения)
Г.В. СветловКонкурентоспособность предпринимательской структуры –«совокупность характеристик самой организации, определяемых уровнем использования ее потенциала, внешних социальноэкономических и организационных факторов, позволяющих создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей»[4,с.76]
1.Взаимосвязь характеристик, совокупности факторов и производимой продукции
1.Предпринимательская структура отождествляется с организацией2.Не указана возможность оказания услуг наряду с выпускаемой продукцией.3.Не определены конкретные характеристики и свойства, определяющие конкурентоспособность
Е.А. ГерасимоваКонкурентоспособность предпринимательских структур является одним из основных показателей, который отражает место занимаемое организацией во внешней (рыночной) среде[1].Она представляет собой способность предпринимательской структуры в рыночных условиях реализовывать стратегию трансформации источников конкурентных преимуществ в конкурентные преимущества за счет инновационного развития потенциала, производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию и получать прибыль выше среднего уровня в отрасли.1.Рассматривает предпринимательскую структуру как активный субъект рынка, преобразовывающий собственные конкурентные преимущества2.Увязка конкурентоспособности и прибыльности
1. Основание образования конкурентных преимуществ инновационное развитие потенциала2. Не рассмотрена оказываемая предпринимательской структурой услуга на ряду с выпущенной продукцией
А.С. Лукин, Д.Н. Пантелеев«Конкурентоспособностьпредпринимательской структуры –это совокупность специфических свойств предпринимательской структуры, отражающих её конкурентные преимущества в борьбе за выживание в экономической среде посредством поиска и реализации наилучших по сравнению с конкурентами вариантов 1. Конкурентоспособность предпринимательских структур определяется через совокупность свойств, характеризующеё сущность и составные части1. В определении не раскрыты конкретные свойства конкурентоспособности предпринимательской структуры
удовлетворения разнообразных потребностей конечных потребителей»[2, с.265]. Особенность конкурентоспособности предпринимательских структур заключается в особом характере ведения хозяйственной деятельности, основанном на инновациях, риске с целью получения дохода, определяемом личными качествами предпринимателя.
2. Свойства предпринимательской структуры отражают конкурентные преимущества3. Отражены средства достижения структурами конечных целей (поиск наилучших вариантов удовлетворения потребностей потребителей в сравнении с конкурентами)4. Выделен особый характер конкурентоспособностипредпринимательской структуры (основанный на риске, инновациях)
Источник: составлено автором [1,2,4,5].
Анализируя вышеуказанные в таблице 1подходы к определению конкурентоспособности, мы пришли к уточнениюпонимания сущности этого понятия.Вопервых, конкурентоспособность фирмы (организации) нельзя отождествлятьс конкурентоспособностью предпринимательских структур, поскольку предпринимательская структура является самостоятельным понятием и структурной единицей экономической среды.Вовторых, в определении конкурентоспособности предпринимательской структуры её (структуру) нужно рассматривать как активный субъект, преобразующий свой потенциал и возможности для достижения конечных целей. Эти цели сопряжены с получением прибыли и получением более высоких позиций по сравнению с конкурентами. На этом основано рассмотрение определения конкурентоспособности предпринимательской структуры через динамический подход.Втретьих, конкурентоспособность имеет свою структуру: основные свойства предпринимательской структуры, отражающие конечные конкурентные преимущества, являющиесядвигателем её развития.В связи с изложенным, считаем целесообразным предложить определение конкурентоспособности как комплексной экономической категории.Конкурентоспособность предпринимательской структуры представляет собой совокупность элементовпредпринимательских структур (система управления, система управления персоналом, особенности организации производства, экологический менеджмент, НИОКР и пр.),характеризующих её положение во внешней среде, преобразующихся в конкурентные преимущества, что позволяет занимать лидирующие позиции на рынке, повышать уровень прибыльности и достигать целей развития.На наш взгляд, совокупность отличительных свойств образовывает потенциальную конкурентоспособность предпринимательской структуры. Это означает, что она не может быть изначально конкурентоспособна только потому, что является новой, либо, по мнению создателей, лучше, чем конкуренты. Однако набор свойств, которыми предпринимательская структура обладает, и есть потенциальная конкурентоспособность, поскольку эти свойства вполне могут быть конкурентными по отношению к другим структурам. Также мы выделяем в реальную конкурентоспособность предпринимательских структур.Она заключается в том, каким образом свойства предпринимательской структуры характеризуют его на рынке и направляют его на достижение лидирующих позиций по ряду показателей (количественных и качественных). Таким образом, анализ понятия конкурентоспособности предпринимательских структур отражает многообразие подходов, отличающихся акцентами на те или иные аспекты предпринимательства, конкуренции и экономических категорий. Авторский подход конкурентоспособности основывается на совокупности элементов предпринимательских структур, способных к преобразованию в конкурентные преимущества для целей развития и повышения социальноэкономических показателей деятельности.
Ссылки на источники1.Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности,Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
Научная библиотека КиберЛенинка:http://cyberleninka.ru/article/n/potentsialmalogoinnovatsionnogopredpriyatiyavsovremennoyrossiinekotoryeproblemyiosobennosti#ixzz4fLL9cH4V[Дата обращения 24.04.2017].2.Лукин А.С., Пантелеев Д.Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур: проблемыопределения и методика оценки // Экономические науки. –2007. № 10(35) –с.2652713.Рожнова А.В. К вопросу о сущности конкурентоспособности предпринимательских структур//Современные технологии и управление .Сборник научных трудов III Международной научнопрактической конференции 20–21 ноября 2014года.–Светлый Яр: филиал ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) в р. п. Светлый Яр Волгоградской области, 2014.—
с.4964974.Светлов Г.В. Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Российское предпринимательство. —2008. —№ 51 (110). —с. 7578. 5.ФатхутдиновР.А. Стратегическийменеджмент: Учебник. –7еизд., испр. идоп. М,: Дело, 2005. –448 с.
Анализ определения конкурентоспособности предпринимательских структур
Аннотация.Встатье рассмотрена экономическая категория конкурентоспособности как ключевой в структуре рыночной экономики. Проанализированы подходы к определению сущности конкурентоспособности предпринимательских структур. Предложен авторский подход рассматриваемой категории.Ключевые слова:конкурентоспособность, конкуренция, предпринимательская структура.
Рассматривая конкуренцию как важнейшую экономическую категорию и как элемент стимулирования развития рыночных отношений и предпринимательских структур, необходимо уделить более пристальное внимание таким понятиям, как конкурентоспособность и система конкурентоспособности предпринимательских структур. Именно эти дефиниции формируют направления развития предпринимательских структур и обеспечивают объективный анализ их преимуществ и слабых сторон, тем самым выявляя особенности функционирования предпринимательской среды.Конкурентоспособность предпринимательских структур не имеет чёткого определения, как и ряд понятий, рассмотренных выше. Это связано с рядом причин. Вопервых, разнообразие подходов к определению конкуренции и формированию конкурентной предпринимательской среды напрямую влияет на особенности восприятия конкурентоспособности как составной части. Вовторых, конкурентоспособность предпринимательских структур может рассматриваться под разными углами зрения в зависимости от целей исследования либо ключевых интересующих вопросов. Тем не менее, выделим ряд подходов к определению данной категории.В трудах западных учёных понятие конкурентоспособности практически не определяется, хотя анализируется (например, М.Портером). Понятия конкурентоспособности предпринимательских структур в западной литературе не зафиксировано. Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность –это реальнаяи потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя,чем товары их конкурентов» [5, с.106].В данном понятии конкурентоспособность применима для фирм, но не для предпринимательских структур, что определяет логически невозможность использовать в его работе.
Таблица 4Определение конкурентоспособности предпринимательских структур
Автор определенияСодержание определения «конкурентоспособности предпринимательской структуры»Преимущества определенияНедостатки определенияР.С. Фатхутдинов«Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворенияим конкретной потребности по сравнению с аналогичными, объектами, представленными на данном рынке»[5,с.106]
1.Рассматривает свойство объекта в сопоставлении другими объектами рынка
1.Отсутствие характеристики составных частей этого свойства2.Конкурентоспособность определена какобщее свойство объекта, которое подлежит оценке при определении удовлетворённости (универсализация определения)
Г.В. СветловКонкурентоспособность предпринимательской структуры –«совокупность характеристик самой организации, определяемых уровнем использования ее потенциала, внешних социальноэкономических и организационных факторов, позволяющих создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей»[4,с.76]
1.Взаимосвязь характеристик, совокупности факторов и производимой продукции
1.Предпринимательская структура отождествляется с организацией2.Не указана возможность оказания услуг наряду с выпускаемой продукцией.3.Не определены конкретные характеристики и свойства, определяющие конкурентоспособность
Е.А. ГерасимоваКонкурентоспособность предпринимательских структур является одним из основных показателей, который отражает место занимаемое организацией во внешней (рыночной) среде[1].Она представляет собой способность предпринимательской структуры в рыночных условиях реализовывать стратегию трансформации источников конкурентных преимуществ в конкурентные преимущества за счет инновационного развития потенциала, производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию и получать прибыль выше среднего уровня в отрасли.1.Рассматривает предпринимательскую структуру как активный субъект рынка, преобразовывающий собственные конкурентные преимущества2.Увязка конкурентоспособности и прибыльности
1. Основание образования конкурентных преимуществ инновационное развитие потенциала2. Не рассмотрена оказываемая предпринимательской структурой услуга на ряду с выпущенной продукцией
А.С. Лукин, Д.Н. Пантелеев«Конкурентоспособностьпредпринимательской структуры –это совокупность специфических свойств предпринимательской структуры, отражающих её конкурентные преимущества в борьбе за выживание в экономической среде посредством поиска и реализации наилучших по сравнению с конкурентами вариантов 1. Конкурентоспособность предпринимательских структур определяется через совокупность свойств, характеризующеё сущность и составные части1. В определении не раскрыты конкретные свойства конкурентоспособности предпринимательской структуры
удовлетворения разнообразных потребностей конечных потребителей»[2, с.265]. Особенность конкурентоспособности предпринимательских структур заключается в особом характере ведения хозяйственной деятельности, основанном на инновациях, риске с целью получения дохода, определяемом личными качествами предпринимателя.
2. Свойства предпринимательской структуры отражают конкурентные преимущества3. Отражены средства достижения структурами конечных целей (поиск наилучших вариантов удовлетворения потребностей потребителей в сравнении с конкурентами)4. Выделен особый характер конкурентоспособностипредпринимательской структуры (основанный на риске, инновациях)
Источник: составлено автором [1,2,4,5].
Анализируя вышеуказанные в таблице 1подходы к определению конкурентоспособности, мы пришли к уточнениюпонимания сущности этого понятия.Вопервых, конкурентоспособность фирмы (организации) нельзя отождествлятьс конкурентоспособностью предпринимательских структур, поскольку предпринимательская структура является самостоятельным понятием и структурной единицей экономической среды.Вовторых, в определении конкурентоспособности предпринимательской структуры её (структуру) нужно рассматривать как активный субъект, преобразующий свой потенциал и возможности для достижения конечных целей. Эти цели сопряжены с получением прибыли и получением более высоких позиций по сравнению с конкурентами. На этом основано рассмотрение определения конкурентоспособности предпринимательской структуры через динамический подход.Втретьих, конкурентоспособность имеет свою структуру: основные свойства предпринимательской структуры, отражающие конечные конкурентные преимущества, являющиесядвигателем её развития.В связи с изложенным, считаем целесообразным предложить определение конкурентоспособности как комплексной экономической категории.Конкурентоспособность предпринимательской структуры представляет собой совокупность элементовпредпринимательских структур (система управления, система управления персоналом, особенности организации производства, экологический менеджмент, НИОКР и пр.),характеризующих её положение во внешней среде, преобразующихся в конкурентные преимущества, что позволяет занимать лидирующие позиции на рынке, повышать уровень прибыльности и достигать целей развития.На наш взгляд, совокупность отличительных свойств образовывает потенциальную конкурентоспособность предпринимательской структуры. Это означает, что она не может быть изначально конкурентоспособна только потому, что является новой, либо, по мнению создателей, лучше, чем конкуренты. Однако набор свойств, которыми предпринимательская структура обладает, и есть потенциальная конкурентоспособность, поскольку эти свойства вполне могут быть конкурентными по отношению к другим структурам. Также мы выделяем в реальную конкурентоспособность предпринимательских структур.Она заключается в том, каким образом свойства предпринимательской структуры характеризуют его на рынке и направляют его на достижение лидирующих позиций по ряду показателей (количественных и качественных). Таким образом, анализ понятия конкурентоспособности предпринимательских структур отражает многообразие подходов, отличающихся акцентами на те или иные аспекты предпринимательства, конкуренции и экономических категорий. Авторский подход конкурентоспособности основывается на совокупности элементов предпринимательских структур, способных к преобразованию в конкурентные преимущества для целей развития и повышения социальноэкономических показателей деятельности.
Ссылки на источники1.Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности,Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
Научная библиотека КиберЛенинка:http://cyberleninka.ru/article/n/potentsialmalogoinnovatsionnogopredpriyatiyavsovremennoyrossiinekotoryeproblemyiosobennosti#ixzz4fLL9cH4V[Дата обращения 24.04.2017].2.Лукин А.С., Пантелеев Д.Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур: проблемыопределения и методика оценки // Экономические науки. –2007. № 10(35) –с.2652713.Рожнова А.В. К вопросу о сущности конкурентоспособности предпринимательских структур//Современные технологии и управление .Сборник научных трудов III Международной научнопрактической конференции 20–21 ноября 2014года.–Светлый Яр: филиал ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) в р. п. Светлый Яр Волгоградской области, 2014.—
с.4964974.Светлов Г.В. Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Российское предпринимательство. —2008. —№ 51 (110). —с. 7578. 5.ФатхутдиновР.А. Стратегическийменеджмент: Учебник. –7еизд., испр. идоп. М,: Дело, 2005. –448 с.