Трудовая деятельность добровольцев как вид трудовых отношений
Выпуск:
ART 970989
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Майкулов
Ж.
Ж. Трудовая деятельность добровольцев как вид трудовых отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3311–3315. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970989.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязи отношений, связанных с добровольчеством, и трудовых отношений, а также рассмотрено правовое регулирование деятельности волонтеров, и проанализировано содержание отдельных правовых норм и законопроектов. Особое внимание уделено анализу трудового договора и гражданско-правового договора с волонтером.
Ключевые слова:
волонтерство, добровольчество, законодательное регулирование волонтерства, добровольные пожарные
Текст статьи
Майкулов Жанат Жумабаевич,студент 2 курса группы 15Юр(б)ГосП2 юридического факультета, "Оренбургский государственный университет", г. Оренбургmaikulov@list.ru
Научный руководитель:Рузаева Елена Михайловна,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета, "Оренбургский государственный университет",г.Оренбург
Трудовая деятельность добровольцев как вид трудовых отношений
Аннотация.Статья посвящена анализу взаимосвязи отношений, связанных с добровольчеством, и трудовых отношений, а также рассмотрено правовое регулирование деятельности волонтеров и проанализировано содержание отдельных правовых норм и законопроектов. Особое внимание уделено анализу трудового договора и гражданскоправового договора с волонтером.Ключевые слова:волонтерство; добровольчество; законодательное регулирование волонтерства; добровольные пожарные.
Каждый человек имеет право быть защищённым на работе, в том числе добровольцы. Работа на добровольных началах, является неотъемлемой частью любого современного общества. Через добровольчество граждане вносят значительный вклад в социальноэкономическое развитие своего государства и в то же время получают в ходе волонтерской деятельности личный опыт. Оно имеет потенциал, чтобы привести к повышению уровня развития государства. Правительства во всем мире не только признали важность волонтерства, но и приняли законы и политику, направленную на поддержку и содействие добровольчеству в своих странах. Другие создали программы, которые касаются конкретных вопросов, определенных в качестве национальных приоритетов, или установленных добровольческих центров, которые предоставляют информацию, обучение, образование.Данная сфера общественной жизнинаходится в активном развитии.По данным статистики в России в2015 г. насчитывалось порядка 2,5 миллионов людей, которые были вовлечены в волонтерское движение, а по итогам 2016 года их количество выросло до 4 миллионов человек. По данным социологических опросов, почти половина наших сограждан готова стать волонтерами[2].Однако четкого правового регулирования эта сфера до сих пор не получила даже на федеральном уровне. Единственный из действующих законов, который составляет правовую основу добровольчества, –это Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».Из выше сказанного можно выделить два термина: доброволец и волонтер, они являются равнозначными, то есть тождественными, но в законодательстве Российской Федерации используется термин доброволец. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее —Федеральный закон "О благотворительной деятельности") гласит, что добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].Примером данных отношений является проведение в Сочи Олимпийских игр2014 года, для проведения данногомероприятия были задействованы 25 тысяч волонтеров. С каждым из волонтеров был заключен договор, в котором былзакрепленпредмет договора, права и обязанности волонтераи организации, ответственность сторон, срок действия договора и другие условия. Данныйдоговор имел гражданскоправовую форму, но мы считаем, чтос добровольцами целесообразно заключать трудовой договори регулироваться нормами трудового законодательства.
Нами был проведен сравнительный анализ признаков трудового договора, гражданскоправового и договора с волонтером. Исходя из нее, можно отметить, что договор с волонтером сочетает в себе признаки как трудового (в большей степени), так и гражданскоправового договора.Договор с волонтером имеет следующие черты трудового договора: 1.отношенияоснованы на соглашении между добровольцем и организацией, по которому организация предоставляет условия труда (т.е. помещение, материалы, орудия труда, специальная одеждаи др.); 2.доброволец в соответствии с договором обязан лично выполнять трудовуюфункциюопределенную организацией; 3.доброволец должен соблюдать правилавнутреннего распорядка организации;4.в договоре определяется место работы, где он будет выполнять трудовуюфункцию в соответствии с договором;5.организация имеет право требовать надлежащего исполнениятрудовойфункции добровольца, ав свою очередь организация обязуется обеспечить условия для добровольца и так далее.Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве, при отсутствии материального поощрения, существует три метода стимулирования: эмпирический, информационный и привилегированный.Эмпирический методзаключается в получениидобровольцем опытаи навыков в различных сферах общества, при осуществлении своей функции, развитиеличных качеств,коммуникабельностив обществе. В качестве примера данного методаможно рассмотреть оказание добровольческой помощи вупомянутом ранеепроведении Олимпийских игр2014 года в Сочи, волонтеры,задействованные в мероприятии,получили большой опыт, а так же улучшили знания иностранных языков и развили иные свои качества.Информационный методраскрывается при предоставлении доступа добровольцукинформации и материалам организации. Примером можетявляться оказание студентом, проходящим обучениепоюридическому направлению,добровольческой помощи в суде, прокуратуре,следственном комитетеи других правоохранительных органах. Материалы, которыемогут пригодитьсяпри написаниистуденческих работ, за которые можно не только получатьхорошие оценки, но и выигрывать гранты в различных конкурсах.Привилегированный методнаходит свое отражение в том, что волонтеры имеют ряд индивидуальных привилегий, а именно право участвовать в мероприятиях не только на федеральном, региональном и местном уровне, но и на международном уровне. За участие в мероприятиях добровольцы могут получать благодарности и дипломы, за которые впоследствии могут получить поощрения или повышенные стипендии по местуобучения добровольца.Также привилегированный метод может отражаться в предоставлении волонтеру скидок на услуги и товары, производимые самой организацией.Принимая во внимание все выше изложенное, мы считаем, что отношения,связанные с добровольчеством
это особая система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественнополезные цели.Данная сфера общественных отношений является актуальной в условияхсовременных рыночных отношенийкак для организаций, так и для государства. Но, не смотря на это,они не получили точного структурированного правового регулирования на федеральном уровне. Добровольческиеотношения регулируются нормативными правовыми актами, а именно:Закономо благотворительной деятельности, ГражданскимкодексомРФ и п. 3 ст. 39 Конституции РФ,поощряющей благотворительность и иными нормативноправовыми актами, содержащим нормы о добровольчестве.По нашему мнению, к выше перечисленным актамстоит отнести нормы трудового права, так как отношения,связанные с деятельностью добровольчества,обладаютобщимичертамис трудовыми отношениями, хоть и имеют при этом ряд не существенных различий.Ряд лесных пожаров,происходивших в России в 2010 годы, показали необходимость принятия закона с регулированием отношений по участию волонтеров в пожарной охране, так как волонтеры внесли большой вклад в ликвидации лесных пожаров. В 2011 г. был принят ФЗ № 100ФЗ «О добровольной пожарной охране», которыйгласит, что добровольный пожарный физическое лицо, являющееся членомили участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ [3]. Данный закон поднял дискуссии о том, что закон является недоработанным, так как не уточняет правовое положение и не закрепляет гарантии добровольных пожарных,а только создает дополнительную бюрократическую составляющую, которая не каким образом не влияет на эффективностьдобровольных пожарных.Отсюда следует, что законодатель осуществляет выборочное регулирование некоторых сфер деятельности добровольчества и выделяет приоритетные сферы деятельности добровольчества.Большую проблему для организаторов добровольческих проектов представляет взаимодействие с вузами,которые не всегда идут навстречу, а именно не отпускаютна акции. В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов [4]. Представляется возможным внести новую статью в ТК РФ о предоставлении выходного дня лицам, желающим участвовать в проведении и организации тех или иных мероприятий.Урегулировать данный вопрос решил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проектом ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» [5]. Данный закон должен был закрепить основной понятийный аппарат, принципы добровольческой деятельности,установить виды стимулирования добровольцев, выделить определенный перечень видов добровольческой деятельности и ряд других нововведении. На настоящее время закон остался на стадииразработки и дальнейшая его судьбане известна. Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» в своей содержательной основе и целевой направленности, не декларируемой, а фактической, является категорически неприемлемым. Он представляетсобой очередную попытку установления государственно бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей. Тотальный государственный контроль над добровольчеством, как это предусматривает законопроект, извращает саму суть добровольческого движения. Авторы не заметили, что фактически добровольчество уже существует, оно выработало свои моральные правила и создало информационную сеть. Считаем, что предлагаемый законопроект губителен для добровольчества. Достаточно ввести ряд поправок в действующее законодательство Российской Федерации, а именно законы о некоммерческих организациях, благотворительной деятельности, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФи Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"и иные нормативноправовые акты,связанные с добровольчеством.По нашему мнению,изменениям должны быть подверженынормы о личной книжкиволонтера. Так,Приказом Федерального агентства по делам молодежи от 4 декабря 2013 г. № 377 "Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации" была введеналичная книжка волонтераи закреплены основные положения об учете волонтеров на территории РФ[6]. Первоначально личная книжка волонтерадолжна былавыполнять функцию мотивации волонтерана выполнение добровольческой деятельности.Личная книжка волонтераподразумевает учет волонтерской деятельности, чтобы часы, отработанные добровольно,учитывались как стаж по определенной профессии. На практике работодатели не учитывают данные часы волонтерской деятельности как трудовой стаж, а ведь зачастую добровольцы осуществляют свою деятельность по своему профессиональному направлению. С формированием волонтерского движения появляется необходимость включения определенной статьи в Трудовой Кодекс РФ, чтобы на практике воплотить в жизнь первоначальную функцию личной книжкиволонтера.Итак, подводя итог, можно утверждать, что в соответствии с действующим законодательством России, волонтеры сталкиваются с рядом проблем при осуществлении своей деятельности, исходя из неоднозначности трактовок многих правовых норм и дополнительной бюрократизации волонтерской деятельности со стороны государства. По нашему мнению,наше государство должно подойти к вопросу правового регулирования волонтерской деятельности комплексно, то есть урегулировать все сферы отношений,связанных с деятельностью добровольцев. Внесение поправок в действующее законодательство должно привести к тому, что волонтер, прошедший государственную регистрацию, получает защиту государства и целый ряд экономических и социальных преференций в обществе.
Ссылки на источники1.Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
2.Российское образование федеральный портал, статистика количества волонтеров на 2016 г. URL: http://www.edu.ru/news/horoshienovosti/zagodchislovolonterovvrfvyroslos25mlndo/3.Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" от 06.05.2011 N 100ФЗ –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/4."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N197ФЗ (ред. от 03.07.2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/5.Проект ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» URL: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345?PHPSESSID=rk0k2al0vib54v9874u52og6966.Приказ Росмолодежиот 04.12.2013 N 377 "Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации" URL: http://base.garant.ru/71242196/
Научный руководитель:Рузаева Елена Михайловна,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета, "Оренбургский государственный университет",г.Оренбург
Трудовая деятельность добровольцев как вид трудовых отношений
Аннотация.Статья посвящена анализу взаимосвязи отношений, связанных с добровольчеством, и трудовых отношений, а также рассмотрено правовое регулирование деятельности волонтеров и проанализировано содержание отдельных правовых норм и законопроектов. Особое внимание уделено анализу трудового договора и гражданскоправового договора с волонтером.Ключевые слова:волонтерство; добровольчество; законодательное регулирование волонтерства; добровольные пожарные.
Каждый человек имеет право быть защищённым на работе, в том числе добровольцы. Работа на добровольных началах, является неотъемлемой частью любого современного общества. Через добровольчество граждане вносят значительный вклад в социальноэкономическое развитие своего государства и в то же время получают в ходе волонтерской деятельности личный опыт. Оно имеет потенциал, чтобы привести к повышению уровня развития государства. Правительства во всем мире не только признали важность волонтерства, но и приняли законы и политику, направленную на поддержку и содействие добровольчеству в своих странах. Другие создали программы, которые касаются конкретных вопросов, определенных в качестве национальных приоритетов, или установленных добровольческих центров, которые предоставляют информацию, обучение, образование.Данная сфера общественной жизнинаходится в активном развитии.По данным статистики в России в2015 г. насчитывалось порядка 2,5 миллионов людей, которые были вовлечены в волонтерское движение, а по итогам 2016 года их количество выросло до 4 миллионов человек. По данным социологических опросов, почти половина наших сограждан готова стать волонтерами[2].Однако четкого правового регулирования эта сфера до сих пор не получила даже на федеральном уровне. Единственный из действующих законов, который составляет правовую основу добровольчества, –это Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».Из выше сказанного можно выделить два термина: доброволец и волонтер, они являются равнозначными, то есть тождественными, но в законодательстве Российской Федерации используется термин доброволец. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее —Федеральный закон "О благотворительной деятельности") гласит, что добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].Примером данных отношений является проведение в Сочи Олимпийских игр2014 года, для проведения данногомероприятия были задействованы 25 тысяч волонтеров. С каждым из волонтеров был заключен договор, в котором былзакрепленпредмет договора, права и обязанности волонтераи организации, ответственность сторон, срок действия договора и другие условия. Данныйдоговор имел гражданскоправовую форму, но мы считаем, чтос добровольцами целесообразно заключать трудовой договори регулироваться нормами трудового законодательства.
Нами был проведен сравнительный анализ признаков трудового договора, гражданскоправового и договора с волонтером. Исходя из нее, можно отметить, что договор с волонтером сочетает в себе признаки как трудового (в большей степени), так и гражданскоправового договора.Договор с волонтером имеет следующие черты трудового договора: 1.отношенияоснованы на соглашении между добровольцем и организацией, по которому организация предоставляет условия труда (т.е. помещение, материалы, орудия труда, специальная одеждаи др.); 2.доброволец в соответствии с договором обязан лично выполнять трудовуюфункциюопределенную организацией; 3.доброволец должен соблюдать правилавнутреннего распорядка организации;4.в договоре определяется место работы, где он будет выполнять трудовуюфункцию в соответствии с договором;5.организация имеет право требовать надлежащего исполнениятрудовойфункции добровольца, ав свою очередь организация обязуется обеспечить условия для добровольца и так далее.Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве, при отсутствии материального поощрения, существует три метода стимулирования: эмпирический, информационный и привилегированный.Эмпирический методзаключается в получениидобровольцем опытаи навыков в различных сферах общества, при осуществлении своей функции, развитиеличных качеств,коммуникабельностив обществе. В качестве примера данного методаможно рассмотреть оказание добровольческой помощи вупомянутом ранеепроведении Олимпийских игр2014 года в Сочи, волонтеры,задействованные в мероприятии,получили большой опыт, а так же улучшили знания иностранных языков и развили иные свои качества.Информационный методраскрывается при предоставлении доступа добровольцукинформации и материалам организации. Примером можетявляться оказание студентом, проходящим обучениепоюридическому направлению,добровольческой помощи в суде, прокуратуре,следственном комитетеи других правоохранительных органах. Материалы, которыемогут пригодитьсяпри написаниистуденческих работ, за которые можно не только получатьхорошие оценки, но и выигрывать гранты в различных конкурсах.Привилегированный методнаходит свое отражение в том, что волонтеры имеют ряд индивидуальных привилегий, а именно право участвовать в мероприятиях не только на федеральном, региональном и местном уровне, но и на международном уровне. За участие в мероприятиях добровольцы могут получать благодарности и дипломы, за которые впоследствии могут получить поощрения или повышенные стипендии по местуобучения добровольца.Также привилегированный метод может отражаться в предоставлении волонтеру скидок на услуги и товары, производимые самой организацией.Принимая во внимание все выше изложенное, мы считаем, что отношения,связанные с добровольчеством
это особая система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественнополезные цели.Данная сфера общественных отношений является актуальной в условияхсовременных рыночных отношенийкак для организаций, так и для государства. Но, не смотря на это,они не получили точного структурированного правового регулирования на федеральном уровне. Добровольческиеотношения регулируются нормативными правовыми актами, а именно:Закономо благотворительной деятельности, ГражданскимкодексомРФ и п. 3 ст. 39 Конституции РФ,поощряющей благотворительность и иными нормативноправовыми актами, содержащим нормы о добровольчестве.По нашему мнению, к выше перечисленным актамстоит отнести нормы трудового права, так как отношения,связанные с деятельностью добровольчества,обладаютобщимичертамис трудовыми отношениями, хоть и имеют при этом ряд не существенных различий.Ряд лесных пожаров,происходивших в России в 2010 годы, показали необходимость принятия закона с регулированием отношений по участию волонтеров в пожарной охране, так как волонтеры внесли большой вклад в ликвидации лесных пожаров. В 2011 г. был принят ФЗ № 100ФЗ «О добровольной пожарной охране», которыйгласит, что добровольный пожарный физическое лицо, являющееся членомили участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ [3]. Данный закон поднял дискуссии о том, что закон является недоработанным, так как не уточняет правовое положение и не закрепляет гарантии добровольных пожарных,а только создает дополнительную бюрократическую составляющую, которая не каким образом не влияет на эффективностьдобровольных пожарных.Отсюда следует, что законодатель осуществляет выборочное регулирование некоторых сфер деятельности добровольчества и выделяет приоритетные сферы деятельности добровольчества.Большую проблему для организаторов добровольческих проектов представляет взаимодействие с вузами,которые не всегда идут навстречу, а именно не отпускаютна акции. В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов [4]. Представляется возможным внести новую статью в ТК РФ о предоставлении выходного дня лицам, желающим участвовать в проведении и организации тех или иных мероприятий.Урегулировать данный вопрос решил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проектом ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» [5]. Данный закон должен был закрепить основной понятийный аппарат, принципы добровольческой деятельности,установить виды стимулирования добровольцев, выделить определенный перечень видов добровольческой деятельности и ряд других нововведении. На настоящее время закон остался на стадииразработки и дальнейшая его судьбане известна. Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» в своей содержательной основе и целевой направленности, не декларируемой, а фактической, является категорически неприемлемым. Он представляетсобой очередную попытку установления государственно бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей. Тотальный государственный контроль над добровольчеством, как это предусматривает законопроект, извращает саму суть добровольческого движения. Авторы не заметили, что фактически добровольчество уже существует, оно выработало свои моральные правила и создало информационную сеть. Считаем, что предлагаемый законопроект губителен для добровольчества. Достаточно ввести ряд поправок в действующее законодательство Российской Федерации, а именно законы о некоммерческих организациях, благотворительной деятельности, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФи Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"и иные нормативноправовые акты,связанные с добровольчеством.По нашему мнению,изменениям должны быть подверженынормы о личной книжкиволонтера. Так,Приказом Федерального агентства по делам молодежи от 4 декабря 2013 г. № 377 "Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации" была введеналичная книжка волонтераи закреплены основные положения об учете волонтеров на территории РФ[6]. Первоначально личная книжка волонтерадолжна былавыполнять функцию мотивации волонтерана выполнение добровольческой деятельности.Личная книжка волонтераподразумевает учет волонтерской деятельности, чтобы часы, отработанные добровольно,учитывались как стаж по определенной профессии. На практике работодатели не учитывают данные часы волонтерской деятельности как трудовой стаж, а ведь зачастую добровольцы осуществляют свою деятельность по своему профессиональному направлению. С формированием волонтерского движения появляется необходимость включения определенной статьи в Трудовой Кодекс РФ, чтобы на практике воплотить в жизнь первоначальную функцию личной книжкиволонтера.Итак, подводя итог, можно утверждать, что в соответствии с действующим законодательством России, волонтеры сталкиваются с рядом проблем при осуществлении своей деятельности, исходя из неоднозначности трактовок многих правовых норм и дополнительной бюрократизации волонтерской деятельности со стороны государства. По нашему мнению,наше государство должно подойти к вопросу правового регулирования волонтерской деятельности комплексно, то есть урегулировать все сферы отношений,связанных с деятельностью добровольцев. Внесение поправок в действующее законодательство должно привести к тому, что волонтер, прошедший государственную регистрацию, получает защиту государства и целый ряд экономических и социальных преференций в обществе.
Ссылки на источники1.Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
2.Российское образование федеральный портал, статистика количества волонтеров на 2016 г. URL: http://www.edu.ru/news/horoshienovosti/zagodchislovolonterovvrfvyroslos25mlndo/3.Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" от 06.05.2011 N 100ФЗ –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/4."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N197ФЗ (ред. от 03.07.2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/5.Проект ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» URL: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345?PHPSESSID=rk0k2al0vib54v9874u52og6966.Приказ Росмолодежиот 04.12.2013 N 377 "Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации" URL: http://base.garant.ru/71242196/