Конституционное устройство Краковской республики и роль Российской империи в его становлении
Выпуск:
ART 971005
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сайфуллина
А.
Р. Конституционное устройство Краковской республики и роль Российской империи в его становлении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3391–3395. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971005.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема образования Краковской республики. Определяется роль Российской империи в её учреждении и обеспечении правового статуса. Основное содержание исследования составляет детальный анализ источников 1815 г. («Дополнительный трактат относительно Кракова», «Конституция Вольного города Кракова»), касающихся принципов организации Краковской республики. Предпринимается попытка определения места Краковской конституции среди других польских конституций.
Ключевые слова:
российская империя, xix век, конституция, краковская республика, вольный город краков
Текст статьи
Сайфуллина Альмира Рубиновна,студент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные ЧелныAlmiraSay@yandex.ru
Научный руководитель: Уткин Алексей Анатольевич,кандидат исторических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны
Конституционное устройство Краковской республики и роль Российской империи в его становлении
Аннотация.В данной статье рассматривается проблема образования Краковской республики. Определяется роль Российской империи в её учреждении и обеспечении правового статуса. Основное содержание исследования составляет детальный анализ источников 1815 г. («Дополнительный трактат относительно Кракова», «Конституция Вольного города Кракова»), касающихся принципов организации Краковской республики. Предпринимается попытка определения места Краковской конституции среди других польских конституций. Ключевые слова:конституция, вольный городКраков, Краковская республика, Российская империя, XIXвек.
Внешнеполитическим итогом Наполеоновских войн для Российской империи стал рост её авторитета на международной арене. Так, на Венском конгрессе 18141815 гг., решавшем вопросы послевоенного устройства Европы, Россия стала одним из ведущих государствнаряду с Великобританией, Австрией и Пруссией. Однако статус державы, остановившей победоносный марш по Европе одного из выдающихся полководцев в мировой истории, не гарантировал лидерство Российской империи в международной дипломатии. Притязания России на великое герцогство Варшавское вызвали жёсткое противодействие со стороны европейских стран. В итоге, после ожесточённых дискуссий и закулисных интриг польские земли оказались поделёнными между Россией, Австрией и Пруссией, что даёт основание говорить о «Четвёртом разделе Польши». Однако древней польской столице Кракову была уготована особая судьба –статус «вольного» города, конституционное правление устройство и гордое звание «Краковской республики». Ещё в разгар Венского конгресса г. Краков стал яблоком раздора между державами. Намерения России включить г. Краков и его округ в свой состав наряду с землями великого герцогства Варшавского, чтобы организовать на объединённых польских территориях национальную автономию с конституционным устройством, встретили сопротивление европейских держав по ряду причин. Австрию изза опасной близости к австрийским границам устрашала одна мысль о занятии Россией Кракова (столицы Польши в XIVXVII вв.), стоявшего на торговых путях и представлявшего собой важный стратегический пункт. Великобритании, не желавшей усиления российского влияния, была выгодна поддержка Австрии. В целом «Берлин и Вена опасались сосредоточения под российским скипетром крупных польских городов, которые имели символическое и политическое значение» [1]. Причиной стало и то обстоятельство, что были ещё свежи в памяти события Великой французской буржуазной революции, что выражалось в царствовавших на Венском конгрессе настроениях «ежовых рукавиц». Потому на исключение из этого правила –проконституционнуюпозицию Александра I, –остальные державы смотрели с явным неодобрением (единственное, что Пруссия поддерживала Россию, но у неё были свои интересы –ей была обещана Саксония). Однако Александр Iне отказывается от своей идеи и предлагает компромисс в декабре 1814 года выдвигает предложение сделать Краков вольным городом под покровительством трёх держав. Термин «вольный город» обозначал самостоятельное территориальнополитическое образование, независимое от окружающих его государств, и был больше свойственен немецким городам, входившим в торговый Ганзейский союз. Чуть позже от России прозвучала мысль о введении в Кракове Конституции. Столь нехарактерные имперскому государству настроения обуславливались, прежде всего, личной инициативой самого Александра I. Воспитанный в духе либерализма, он помышлял о введении Конституции в России, и конституционализм на окраинах России (Великом княжестве Финляндском, Царстве Польском) в начале XIXвека объясняется стремлением императора «опробовать» конституционный механизм в действии на национальных окраинах, прежде чем перейти на общероссийский масштаб.В итогеидея с «вольным городом Краковом» была одобрена как единственный вариант, устроивший все стороны. Было принято решение «придать ему особый статус, пока затянувшиеся споры по поводу этого города не привели к вспышке конфликта» [2]. После взаимных договорённостей Россия, Пруссия и Австрия 21 апреля (3 мая) 1815 г. подписывают «Дополнительный трактат относительно Кракова, области его и конституции между дворами российским, австрийским и прусским заключенного» [3]. В этом документе определялись основные принципы организации учреждаемой Краковской республики и участие в её управлении державопекунов. Ст. 1 подчёркивает международноправовой статус Кракова как города «вольного, независимого и совершенно нейтрального под покровительством трех высоких договаривающихся сторон». В ст. 2 определяются границы «области вольного города Кракова», включившиев итоге территорию площадью 1164 км² (на которой проживало 88 тыс. человек, из них в Кракове –25 тыс.). В ст. 35 определялись границы между Краковом и Австрией, причём последняя получала особые права экономического отношения, что с самого начала ставилоеё на более выгодные позиции в краковском вопросе. Ст. 6 регулировала правовое положение будущего вольного города –державы обязывались «уважать и повелеть во всякое время уважать нейтралитет» [4], не вводить военные силы на его территорию (взамен Краков должен был выдавать дезертиров и шпионов). Следующая, ст. 7, содержала обещание государствопекунов следовать Конституции, «которая приложена к сим статьям», и обеспечивать своё присутствие в крае посредством введения только специального Комитета, возглавляемого Комиссарами (тремя представителями от каждого из государств), который должен был заняться «изложением помянутых конституционных оснований» [5]. Следующие 4 статьи (ст. 812) рассматривали экономические, а именно таможенные и приграничные, вопросы. Вэтих статьях обеспечивались особые экономические привилегии Кракова, впоследствии способствовавшие его расцвету как торгового города. К ним относились отказ от взимания таможенных, низкая ставка налогообложения, свобода навигации по Висле, беспошлинный экспорт краковской древесины, угля и продуктов пищевой промышленности в соседние государства (Российскую империю, Пруссию, Австрийскую империю). Ст. 1314 примечательны тем, что в них обозначается преемственность по отношению к герцогству Варшавскому. Наследуя территории, доходы которой предполагалось направить на просвещение, в то же время Краков освобождался от выплаты государственных долгов герцогства. «Определенное беспокойство «покровительствующим державам» в дальнейшем доставила статья 15я, подтверждающая автономию Краковского университета и разрешающая «жителям сопредельных польских областей… приезжать в сию Академию и в оной обучаться, коль скоро будет она обустроена сообразно настроениям каждого из трех высоких Дворов» [6]. Ст. 1617 регулировали права и привилегии религиозной верхушки, причём Российская империя получала право избрания епископа. Завершали трактат ст. 1819, затрагивавшие процедурные тонкости ратификации обоих документов. Как видим, в трактате явственно прослеживалось влияние на политику будущей Краковской республики в большей степени австрийской и российской стороны.К Дополнительному трактату прилагался текст Конституции, разработанный при активнейшем участии князя Адама Ежи Чарторыйского (Чарторижского), который также являлся одним из создателей Конституционной хартии Царства Польского. Истинный патриот своей страны, он преследовал цель способствовать становлению независимости какойлибо автономии на польских территориях. Благодаря близости с российским императором, в перспективе он надеялся «руками России восстановить Польшу» [7], что казалась ему весьма осуществимо. Другое дело, что российскую сторону порядком ограничили в этом желании на Венском конгрессе, и как итог –Конституцию получили разрозненные части бывшей Речи Посполитой, а именно Краков и Царство Польское. Конституция Кракова 1815 г. была написана в спешке и представляла собой неокончательный вариант. Доработать ее и привести к конечному виду должен был создаваемый в 1815 году т.н. Организационный комитет в Кракове, о котором уже упоминалось в «Дополнительном трактате». Однако участие самих краковских граждан в составлении Конституции и тут было практически сведено на нет и ограничилось лишь временной консультацией. В постоянный состав комитета входили представители от трёх странпокровителей (Эрнест Рейбниц от Пруссии, Джозеф ШвирцШпок от Австрии и Игнацы Миакзински, урождённый поляк, от России). В компетенцию комитета, кроме решения конституционного вопроса входила разработка институциональной базы Краковской республики.Формально это был предлог для вмешательства в дела Кракова, и обеспечение австрийскорусскопрусского присутствия в городе. Вмешательство трех держав в дальнейшем будет только расти. Забегая вперёд, отметим, что разработанная комитетом в 1818 г. Конституция мало чем отличалась от версии 1815 года. Отличия заключались в следующем. Был более детализирован институт частной собственности, в чем прослеживается влияние Гражданского кодекса Наполеона I, ограничено в политических правах еврейское население. В то же время была провозглашена свобода слова и печати. «Конституция провозглашала весьма либеральный пункт.. крестьяне могли принимать участие в выборах депутатов в сейм республики» [8] с одним условием –деревня могла отправить своего кандидата, если среди еёжителей не было лица, имеющего права голоса, и она включала минимум 10 дворов.Конституция 1815 г. авторства А. Чарторыйского устанавливала следующие положения. Управление вольным городом Краковом возлагалось на Правительствующий сенат с председателем во главе (в составе 13 членов); им поручалась исполнительная власть (ст.4). Однако согласно ст. 13 предусматривалось и влияние сената на законотворчество: в случае, если законопроект отвергался парламентом, сенат мог отправить его на повторное рассмотрение (требовалось 9 голосов «за»). Законодательную власть предполагалось осуществлять ежегодно собиравшейся Ассамблее представителей. Система формирования этого органа власти была сложной: по одному депутату от муниципальных собраний (всего 26 депутатов), три депутата от Сената, три депутата от профессуры университета (Краковской Академии, будущего Ягеллонского университета), три духовных лица, назначенных главой местной Католической церкви, и шесть мировых судей [9]. Ассамблее представителей предлагалось осуществлять, помимо законодательных компетенций, функцию контроля над работой правительственного аппарата, бюджетную политику, а также избрание на сенатские (6 членов и председатель) и судейские должности. Этот орган власти наделялся правом отстранения чиновниковот занимаемой государственной должности в случае злоупотребления полномочиями. Процедура принятия закона была таковой, что для рассмотрения в Ассамблее представителей требовалось принятие проекта закона большинством голосов в Сенате (ст.11). В такой организации высших органов власти прослеживается зависимость их друг от друга, как в процессе формирования, так и деятельности, что на практике в целом усложняло их работу.Активное избирательное право, согласно ст.7 Конституции, получали буржуазия и купечество, интеллигенция (профессора университета, учителя), духовные лица, художники и землевладельцы, уплачивающие налог с земельной собственности минимум в размере 50 флоринов. Относительно пассивного избирательного права Конституция устанавливала жёсткую цензовую систему, которая должна была применяться по истечении 6 лет с момента принятия Конституции. Устанавливался возрастной ценз 35 лет для сенаторов, 30 лет для судей, 26 лет для депутатов, избираемых муниципальными собраниями. Существовали цензы образовательный (от всех депутатов требовалось наличие высшего образования), имущественный (уплата земельного налога в 150 польских флоринов для сенаторов, в 90 –для депутатов от муниципальных собраний) [10]. Судебная власть выделялась в отдельную, независимую ветвь власти (ст. 18). Регламентировалось существование судов разных инстанций, провозглашался публичный и гласный характер судебных заседаний (ст.17).Определялось территориальноадминистративное деление Краковской республики. Предлагалось выделение города и нескольких территориальноадминистративных единиц, каждую из которых должен был возглавлять мэр (ст. 9). Польский язык становился языком, на которомосуществлялось судопроизводство и законотворчество (ст.20), государственной религией объявлялась католическая (ст.1), а в отношении любой из христианских религий провозглашалось равноправие (ст.2). Соответственно, следует говорить об ущемлении прав последователей нехристианских религий. Таким образом, Конституция являлась весьма либеральной по своему содержанию. Предполагалось создание наделённого законодательной инициативой народного представительства, примечательной особенностью которого стало уделение внимания профессуре Краковского университета, гарантировались гражданские права и свободы. Этим актом государстваопекуны стремились расположить к себе краковских поляков и смягчить факт интервенции. «Достаточно демократичный характер Краковской конституции объяснялся именно позицией российского правительства, которое в борьбе с габсбургским влиянием могло потенциально рассматривать возможность сотрудничества с польскими патриотическими элементами» [11]. В Краковской Конституции прослеживаются определенныепараллели с Конституционной хартией Царства Польского 1815 г. Это сходство обуславливалось общностью происхождения, политикой в отношении польских земель в целом. Обе были учреждены в одно и то же время, и наибольший вклад в разработку обеих был внесён А.Е. Чарторыйским. Они имеют общую источниковую базу. Так, статьи в обеих польских Конституциях 1815 г. об активном избирательном праве, где перечисляются категории населения, допускающиеся до участия в выборах, восходят к общему источнику –Конституции великого герцогства Варшавского 1807 г., Опору на этот источник можно проследить и в преемственности формулировок, дословно повторяющих оригинал (например, о конституционной независимости судебной власти). При анализе статей о религиозной политике и признании государственной верой католичества обнаруживается влияние, помимо Конституции герцогства Варшавского, польской Конституции от 3 мая 1791 г. Прослеживается и наследование организации государственного управления –система высших органов власти сходна во всехчетырёх польских конституциях.Конституция 1815 года, по сути, была навязана краковским гражданам извне и не явилась продуктом собственной политической мысли. Как подметил П.А. Вяземский, посетивший Краков в 1818 году, «город объявлен свободным, не спросивши у жителей, хотят ли свободы…на город наложили свободу» [12]. Ещё тяжелее было «вольному городу» смириться с постоянным присутствием трёх державопекунов и их вмешательством во внутренние дела. Краков не имел права осуществлять собственную внешнюю политику, международные вопросы решались тремя державамиопекунами. Однако жители Краковской республики понимали, что альтернативой статусу «свободного города» было только австрийское владычество, как понимали и то, благодаря чему, а точнее кому, удалось его избежать. Свидетельство этому мы находим у того же П.А. Вяземского, который пишет о Кракове, что «государь [Александр I] здесь считается единственным покровителем, а другие по имени, а на деле притеснители. Говорят, что австрийс[кий] двор хотел взять за собою Краков, а государь, чтобы спасти его, предложил объявить его свободным» [13]. Недаром дата создания вольного города Кракова –18 октября 1815 года, –отмечается как национальный праздник и поныне.История Краковской республики оказалась недолгой. Национальноосвободительное восстание начала 30х гг. в соседнем Царстве Польском нашло горячий отклик в Кракове. Оно вызвало подъём национального движения, выразившийся в поддержке повстанцев (в т.ч. и военнотехнической), и появлении тайных политических организаций. Это, в свою очередь, стало причиной политики последовательного ограничения автономии со стороны трёх державпокровительниц, что нашло отражение в новой Конституции 1833 г. В дальнейшем были применены более реакционные меры, выразившиеся в австрийскомвоенном присутствии 183641 гг. Однако эти действия привели к ещё большей дестабилизации положения. В итоге, в 1846 году в «вольном городе» вспыхивает народное восстание. После его подавления Россия, Австрия и Пруссия 6 ноября 1846 г. подписывают договор о ликвидации автономии и присоединении её территории к Австрийской империи, ставя точку на чуть больше чем тридцатилетнем существовании Краковской республики.
Ссылки на источники1.WolnoMiastoKraków, red. P. Hapanowicz, M. Jabłoński. –Kraków, 2015. –C.17.2.Там же.3.Дополнительный трактат относительно Кракова, области его и конституции между дворами российским, австрийским и прусским заключенного [Электронный ресурс]. URL: http://avidreaders.ru/readbook/dopolnitelnyytraktatotnositelnokrakovaoblastiego.html. –[Дата обращения 15.03.2017].4.Там же.5.Там же.6.Соколов А.Р. Александр Iи образование Краковской республики // Новый исторический вестник. 2016. №1. –С. 83.7.Зюзин А.М. Адам Чарторыйский как идеолог польского вопроса в России (конец XVII
начало XIXвека) // Молодые ученые: сборник научных статей. М., 2012. № 2. –С. 155.8.История Польши/ Под ред. В. Д. Королюка, И. С. Миллера и П. Н. Третьякова: в 3 т. —М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. Т. 1. С. 428.9.Final Act of the Congressof Vienna/Constitution of the Free City of Cracow. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Final_Act_of_the_Congress_of_Vienna/Constitution_of_the_Free_City_of_Cracow. –[Дата обращения 28.03.2017].10.Там же.11.Соколов А.Р. Александр Iи образование Краковской республики. // Новый исторический вестник. 2016. №1. –С. 83.12.Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). –М.: Издво АН СССР, 1963. –С. 92.13.Тамже.
Научный руководитель: Уткин Алексей Анатольевич,кандидат исторических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны
Конституционное устройство Краковской республики и роль Российской империи в его становлении
Аннотация.В данной статье рассматривается проблема образования Краковской республики. Определяется роль Российской империи в её учреждении и обеспечении правового статуса. Основное содержание исследования составляет детальный анализ источников 1815 г. («Дополнительный трактат относительно Кракова», «Конституция Вольного города Кракова»), касающихся принципов организации Краковской республики. Предпринимается попытка определения места Краковской конституции среди других польских конституций. Ключевые слова:конституция, вольный городКраков, Краковская республика, Российская империя, XIXвек.
Внешнеполитическим итогом Наполеоновских войн для Российской империи стал рост её авторитета на международной арене. Так, на Венском конгрессе 18141815 гг., решавшем вопросы послевоенного устройства Европы, Россия стала одним из ведущих государствнаряду с Великобританией, Австрией и Пруссией. Однако статус державы, остановившей победоносный марш по Европе одного из выдающихся полководцев в мировой истории, не гарантировал лидерство Российской империи в международной дипломатии. Притязания России на великое герцогство Варшавское вызвали жёсткое противодействие со стороны европейских стран. В итоге, после ожесточённых дискуссий и закулисных интриг польские земли оказались поделёнными между Россией, Австрией и Пруссией, что даёт основание говорить о «Четвёртом разделе Польши». Однако древней польской столице Кракову была уготована особая судьба –статус «вольного» города, конституционное правление устройство и гордое звание «Краковской республики». Ещё в разгар Венского конгресса г. Краков стал яблоком раздора между державами. Намерения России включить г. Краков и его округ в свой состав наряду с землями великого герцогства Варшавского, чтобы организовать на объединённых польских территориях национальную автономию с конституционным устройством, встретили сопротивление европейских держав по ряду причин. Австрию изза опасной близости к австрийским границам устрашала одна мысль о занятии Россией Кракова (столицы Польши в XIVXVII вв.), стоявшего на торговых путях и представлявшего собой важный стратегический пункт. Великобритании, не желавшей усиления российского влияния, была выгодна поддержка Австрии. В целом «Берлин и Вена опасались сосредоточения под российским скипетром крупных польских городов, которые имели символическое и политическое значение» [1]. Причиной стало и то обстоятельство, что были ещё свежи в памяти события Великой французской буржуазной революции, что выражалось в царствовавших на Венском конгрессе настроениях «ежовых рукавиц». Потому на исключение из этого правила –проконституционнуюпозицию Александра I, –остальные державы смотрели с явным неодобрением (единственное, что Пруссия поддерживала Россию, но у неё были свои интересы –ей была обещана Саксония). Однако Александр Iне отказывается от своей идеи и предлагает компромисс в декабре 1814 года выдвигает предложение сделать Краков вольным городом под покровительством трёх держав. Термин «вольный город» обозначал самостоятельное территориальнополитическое образование, независимое от окружающих его государств, и был больше свойственен немецким городам, входившим в торговый Ганзейский союз. Чуть позже от России прозвучала мысль о введении в Кракове Конституции. Столь нехарактерные имперскому государству настроения обуславливались, прежде всего, личной инициативой самого Александра I. Воспитанный в духе либерализма, он помышлял о введении Конституции в России, и конституционализм на окраинах России (Великом княжестве Финляндском, Царстве Польском) в начале XIXвека объясняется стремлением императора «опробовать» конституционный механизм в действии на национальных окраинах, прежде чем перейти на общероссийский масштаб.В итогеидея с «вольным городом Краковом» была одобрена как единственный вариант, устроивший все стороны. Было принято решение «придать ему особый статус, пока затянувшиеся споры по поводу этого города не привели к вспышке конфликта» [2]. После взаимных договорённостей Россия, Пруссия и Австрия 21 апреля (3 мая) 1815 г. подписывают «Дополнительный трактат относительно Кракова, области его и конституции между дворами российским, австрийским и прусским заключенного» [3]. В этом документе определялись основные принципы организации учреждаемой Краковской республики и участие в её управлении державопекунов. Ст. 1 подчёркивает международноправовой статус Кракова как города «вольного, независимого и совершенно нейтрального под покровительством трех высоких договаривающихся сторон». В ст. 2 определяются границы «области вольного города Кракова», включившиев итоге территорию площадью 1164 км² (на которой проживало 88 тыс. человек, из них в Кракове –25 тыс.). В ст. 35 определялись границы между Краковом и Австрией, причём последняя получала особые права экономического отношения, что с самого начала ставилоеё на более выгодные позиции в краковском вопросе. Ст. 6 регулировала правовое положение будущего вольного города –державы обязывались «уважать и повелеть во всякое время уважать нейтралитет» [4], не вводить военные силы на его территорию (взамен Краков должен был выдавать дезертиров и шпионов). Следующая, ст. 7, содержала обещание государствопекунов следовать Конституции, «которая приложена к сим статьям», и обеспечивать своё присутствие в крае посредством введения только специального Комитета, возглавляемого Комиссарами (тремя представителями от каждого из государств), который должен был заняться «изложением помянутых конституционных оснований» [5]. Следующие 4 статьи (ст. 812) рассматривали экономические, а именно таможенные и приграничные, вопросы. Вэтих статьях обеспечивались особые экономические привилегии Кракова, впоследствии способствовавшие его расцвету как торгового города. К ним относились отказ от взимания таможенных, низкая ставка налогообложения, свобода навигации по Висле, беспошлинный экспорт краковской древесины, угля и продуктов пищевой промышленности в соседние государства (Российскую империю, Пруссию, Австрийскую империю). Ст. 1314 примечательны тем, что в них обозначается преемственность по отношению к герцогству Варшавскому. Наследуя территории, доходы которой предполагалось направить на просвещение, в то же время Краков освобождался от выплаты государственных долгов герцогства. «Определенное беспокойство «покровительствующим державам» в дальнейшем доставила статья 15я, подтверждающая автономию Краковского университета и разрешающая «жителям сопредельных польских областей… приезжать в сию Академию и в оной обучаться, коль скоро будет она обустроена сообразно настроениям каждого из трех высоких Дворов» [6]. Ст. 1617 регулировали права и привилегии религиозной верхушки, причём Российская империя получала право избрания епископа. Завершали трактат ст. 1819, затрагивавшие процедурные тонкости ратификации обоих документов. Как видим, в трактате явственно прослеживалось влияние на политику будущей Краковской республики в большей степени австрийской и российской стороны.К Дополнительному трактату прилагался текст Конституции, разработанный при активнейшем участии князя Адама Ежи Чарторыйского (Чарторижского), который также являлся одним из создателей Конституционной хартии Царства Польского. Истинный патриот своей страны, он преследовал цель способствовать становлению независимости какойлибо автономии на польских территориях. Благодаря близости с российским императором, в перспективе он надеялся «руками России восстановить Польшу» [7], что казалась ему весьма осуществимо. Другое дело, что российскую сторону порядком ограничили в этом желании на Венском конгрессе, и как итог –Конституцию получили разрозненные части бывшей Речи Посполитой, а именно Краков и Царство Польское. Конституция Кракова 1815 г. была написана в спешке и представляла собой неокончательный вариант. Доработать ее и привести к конечному виду должен был создаваемый в 1815 году т.н. Организационный комитет в Кракове, о котором уже упоминалось в «Дополнительном трактате». Однако участие самих краковских граждан в составлении Конституции и тут было практически сведено на нет и ограничилось лишь временной консультацией. В постоянный состав комитета входили представители от трёх странпокровителей (Эрнест Рейбниц от Пруссии, Джозеф ШвирцШпок от Австрии и Игнацы Миакзински, урождённый поляк, от России). В компетенцию комитета, кроме решения конституционного вопроса входила разработка институциональной базы Краковской республики.Формально это был предлог для вмешательства в дела Кракова, и обеспечение австрийскорусскопрусского присутствия в городе. Вмешательство трех держав в дальнейшем будет только расти. Забегая вперёд, отметим, что разработанная комитетом в 1818 г. Конституция мало чем отличалась от версии 1815 года. Отличия заключались в следующем. Был более детализирован институт частной собственности, в чем прослеживается влияние Гражданского кодекса Наполеона I, ограничено в политических правах еврейское население. В то же время была провозглашена свобода слова и печати. «Конституция провозглашала весьма либеральный пункт.. крестьяне могли принимать участие в выборах депутатов в сейм республики» [8] с одним условием –деревня могла отправить своего кандидата, если среди еёжителей не было лица, имеющего права голоса, и она включала минимум 10 дворов.Конституция 1815 г. авторства А. Чарторыйского устанавливала следующие положения. Управление вольным городом Краковом возлагалось на Правительствующий сенат с председателем во главе (в составе 13 членов); им поручалась исполнительная власть (ст.4). Однако согласно ст. 13 предусматривалось и влияние сената на законотворчество: в случае, если законопроект отвергался парламентом, сенат мог отправить его на повторное рассмотрение (требовалось 9 голосов «за»). Законодательную власть предполагалось осуществлять ежегодно собиравшейся Ассамблее представителей. Система формирования этого органа власти была сложной: по одному депутату от муниципальных собраний (всего 26 депутатов), три депутата от Сената, три депутата от профессуры университета (Краковской Академии, будущего Ягеллонского университета), три духовных лица, назначенных главой местной Католической церкви, и шесть мировых судей [9]. Ассамблее представителей предлагалось осуществлять, помимо законодательных компетенций, функцию контроля над работой правительственного аппарата, бюджетную политику, а также избрание на сенатские (6 членов и председатель) и судейские должности. Этот орган власти наделялся правом отстранения чиновниковот занимаемой государственной должности в случае злоупотребления полномочиями. Процедура принятия закона была таковой, что для рассмотрения в Ассамблее представителей требовалось принятие проекта закона большинством голосов в Сенате (ст.11). В такой организации высших органов власти прослеживается зависимость их друг от друга, как в процессе формирования, так и деятельности, что на практике в целом усложняло их работу.Активное избирательное право, согласно ст.7 Конституции, получали буржуазия и купечество, интеллигенция (профессора университета, учителя), духовные лица, художники и землевладельцы, уплачивающие налог с земельной собственности минимум в размере 50 флоринов. Относительно пассивного избирательного права Конституция устанавливала жёсткую цензовую систему, которая должна была применяться по истечении 6 лет с момента принятия Конституции. Устанавливался возрастной ценз 35 лет для сенаторов, 30 лет для судей, 26 лет для депутатов, избираемых муниципальными собраниями. Существовали цензы образовательный (от всех депутатов требовалось наличие высшего образования), имущественный (уплата земельного налога в 150 польских флоринов для сенаторов, в 90 –для депутатов от муниципальных собраний) [10]. Судебная власть выделялась в отдельную, независимую ветвь власти (ст. 18). Регламентировалось существование судов разных инстанций, провозглашался публичный и гласный характер судебных заседаний (ст.17).Определялось территориальноадминистративное деление Краковской республики. Предлагалось выделение города и нескольких территориальноадминистративных единиц, каждую из которых должен был возглавлять мэр (ст. 9). Польский язык становился языком, на которомосуществлялось судопроизводство и законотворчество (ст.20), государственной религией объявлялась католическая (ст.1), а в отношении любой из христианских религий провозглашалось равноправие (ст.2). Соответственно, следует говорить об ущемлении прав последователей нехристианских религий. Таким образом, Конституция являлась весьма либеральной по своему содержанию. Предполагалось создание наделённого законодательной инициативой народного представительства, примечательной особенностью которого стало уделение внимания профессуре Краковского университета, гарантировались гражданские права и свободы. Этим актом государстваопекуны стремились расположить к себе краковских поляков и смягчить факт интервенции. «Достаточно демократичный характер Краковской конституции объяснялся именно позицией российского правительства, которое в борьбе с габсбургским влиянием могло потенциально рассматривать возможность сотрудничества с польскими патриотическими элементами» [11]. В Краковской Конституции прослеживаются определенныепараллели с Конституционной хартией Царства Польского 1815 г. Это сходство обуславливалось общностью происхождения, политикой в отношении польских земель в целом. Обе были учреждены в одно и то же время, и наибольший вклад в разработку обеих был внесён А.Е. Чарторыйским. Они имеют общую источниковую базу. Так, статьи в обеих польских Конституциях 1815 г. об активном избирательном праве, где перечисляются категории населения, допускающиеся до участия в выборах, восходят к общему источнику –Конституции великого герцогства Варшавского 1807 г., Опору на этот источник можно проследить и в преемственности формулировок, дословно повторяющих оригинал (например, о конституционной независимости судебной власти). При анализе статей о религиозной политике и признании государственной верой католичества обнаруживается влияние, помимо Конституции герцогства Варшавского, польской Конституции от 3 мая 1791 г. Прослеживается и наследование организации государственного управления –система высших органов власти сходна во всехчетырёх польских конституциях.Конституция 1815 года, по сути, была навязана краковским гражданам извне и не явилась продуктом собственной политической мысли. Как подметил П.А. Вяземский, посетивший Краков в 1818 году, «город объявлен свободным, не спросивши у жителей, хотят ли свободы…на город наложили свободу» [12]. Ещё тяжелее было «вольному городу» смириться с постоянным присутствием трёх державопекунов и их вмешательством во внутренние дела. Краков не имел права осуществлять собственную внешнюю политику, международные вопросы решались тремя державамиопекунами. Однако жители Краковской республики понимали, что альтернативой статусу «свободного города» было только австрийское владычество, как понимали и то, благодаря чему, а точнее кому, удалось его избежать. Свидетельство этому мы находим у того же П.А. Вяземского, который пишет о Кракове, что «государь [Александр I] здесь считается единственным покровителем, а другие по имени, а на деле притеснители. Говорят, что австрийс[кий] двор хотел взять за собою Краков, а государь, чтобы спасти его, предложил объявить его свободным» [13]. Недаром дата создания вольного города Кракова –18 октября 1815 года, –отмечается как национальный праздник и поныне.История Краковской республики оказалась недолгой. Национальноосвободительное восстание начала 30х гг. в соседнем Царстве Польском нашло горячий отклик в Кракове. Оно вызвало подъём национального движения, выразившийся в поддержке повстанцев (в т.ч. и военнотехнической), и появлении тайных политических организаций. Это, в свою очередь, стало причиной политики последовательного ограничения автономии со стороны трёх державпокровительниц, что нашло отражение в новой Конституции 1833 г. В дальнейшем были применены более реакционные меры, выразившиеся в австрийскомвоенном присутствии 183641 гг. Однако эти действия привели к ещё большей дестабилизации положения. В итоге, в 1846 году в «вольном городе» вспыхивает народное восстание. После его подавления Россия, Австрия и Пруссия 6 ноября 1846 г. подписывают договор о ликвидации автономии и присоединении её территории к Австрийской империи, ставя точку на чуть больше чем тридцатилетнем существовании Краковской республики.
Ссылки на источники1.WolnoMiastoKraków, red. P. Hapanowicz, M. Jabłoński. –Kraków, 2015. –C.17.2.Там же.3.Дополнительный трактат относительно Кракова, области его и конституции между дворами российским, австрийским и прусским заключенного [Электронный ресурс]. URL: http://avidreaders.ru/readbook/dopolnitelnyytraktatotnositelnokrakovaoblastiego.html. –[Дата обращения 15.03.2017].4.Там же.5.Там же.6.Соколов А.Р. Александр Iи образование Краковской республики // Новый исторический вестник. 2016. №1. –С. 83.7.Зюзин А.М. Адам Чарторыйский как идеолог польского вопроса в России (конец XVII
начало XIXвека) // Молодые ученые: сборник научных статей. М., 2012. № 2. –С. 155.8.История Польши/ Под ред. В. Д. Королюка, И. С. Миллера и П. Н. Третьякова: в 3 т. —М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. Т. 1. С. 428.9.Final Act of the Congressof Vienna/Constitution of the Free City of Cracow. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Final_Act_of_the_Congress_of_Vienna/Constitution_of_the_Free_City_of_Cracow. –[Дата обращения 28.03.2017].10.Там же.11.Соколов А.Р. Александр Iи образование Краковской республики. // Новый исторический вестник. 2016. №1. –С. 83.12.Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). –М.: Издво АН СССР, 1963. –С. 92.13.Тамже.