Воспитательная работа как средство исправления осужденных

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кутумова З. Н., Витухина А. В. Воспитательная работа как средство исправления осужденных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3386–3390. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971004.htm.
Аннотация. В статье анализируется одно из ведущих средств исправления осужденных – воспитательная работа. Рассматриваются особенности ее проявления в процессе исполнения различных уголовных наказаний, исследуется эффективность основных направлений и форм воспитательного воздействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кутумова Зарина Нурлановна,студентка юридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургzar280797ina@mail.ru

Витухина Анастасия Викторовна,студентка юридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург14.nastj.94@mail.ru

Воспитательная работа как средство исправления осужденных

Аннотация.В статье анализируется одно из ведущих средств исправления осужденных воспитательная работа. Рассматриваются особенности ее проявления в процессе исполнения различных уголовных наказаний, исследуется эффективность основных направлений и форм воспитательного воздействия. Ключевые слова:осужденные, исправление, воспитательная работа.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Важность данногонаправления обусловлена тем, что в последние годы в результате объективных факторов возможности некоторых средств исправления, таких как общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, значительно снизились. Отсутствие оплачиваемой работы для большинства отбывающих лишение свободы, проблемы организации и функционирования образовательных учреждений в местах лишения свободы и другие проблемы ведут к тому, что изменяется быт осужденных. Появляется свободное время, котороенеобходимо чемто замещать, для того, чтобы исключить или минимизировать отрицательное влияние осужденных на установленный порядок исполнения и отбывания наказания. И здесь воспитательная работа является фактически единственным, универсальным средством, реально участвующим в исправлении данных лиц. Как подчеркивает ст.109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилами традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. К сожалению, законодатель в УголовноИсполнительном кодексеРФне раскрывает понятие воспитательной работы, вместе с тем это система мер, способствующая преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития, что имеет очень важное значение для их последующей социальной адаптации после освобождения. При этом воспитательная работа с осужденными организуется с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений[5, с. 3538]. Таким образом,при осуществлении воспитательных мероприятий следует учитывать различные обстоятельства, которые привели к совершению преступления и наказанию лица и в зависимости от этого планировать работу. Если говорить о наказаниях, не связанных с изоляцией от общества, то реализация воспитательного воздействия гораздо менее интенсивна, чем при исполнении наказаний, связанных с изоляцией. Например, при исполнении наказания в виде штрафа, законом не предусматриваются какиелибо мероприятия воспитательного воздействия в отношении лиц, осужденными к данной мере. Тем не менее,воспитательный момент не следует исключать абсолютно, так как при назначении данного наказания присутствует серьезный поощрительный элемент. Виновный должен понимать, что суд посчитал возможным пойти на компромисс, назначить самое мягкое из предусмотренных Уголовным кодексомРФнаказаний. Это должно быть стимулом к последующему правопослушному поведению и исключению возможности совершения повторных преступлений. Следовательно, можно констатировать, что в рамках штрафа речь скорее нужно вести не о воспитании осужденного субъектом исполнения наказания, а о его самовоспитании, самоубеждении. При исполнении иных наказаний без изоляции от общества на сотрудников соответствующих учреждений и органов законом возлагается обязанность проводить воспитательную работу с осужденными. В отношении осужденных к обязательным работам, УИК РФ не формулирует положения о проведении с ними воспитательной работы. Имеется лишь указание на то, что за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовноисполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 УИК РФ). В отношении осужденных к исправительным работам в ч. 3 ст. 39 УИК РФ предусмотрена обязанность сотрудников уголовноисполнительных инспекций по проведению воспитательной работы. В этом вопросе содействие им оказывает администрация организаций, в которых осужденные работают. Согласно ч. 2 ст. 46 УИК РФ за нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовноисполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовноисполнительную инспекцию для регистрации. Одной из новелл уголовноисполнительного законодательства России является наказание в виде принудительных работ. На исправительные центры, исполняющие указанную меру, также законом возлагается обязанность проведения воспитательной работы (ст. 60.11 УИК РФ). Тут же законодатель четко формулирует конкретные меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным (ст. 60.13, 60.14 УИК РФ). Однако наиболее подробно вопросы воспитательного воздействия раскрываются в рамках наказания в виде лишения свободы. Для него законодателем выделена специальная глава, посвященная воспитательной работе с осужденными к лишению свободы. Такое внимание вызвано тем, что данная мера связана с изоляцией от общества, сопряжена с многочисленными лишениями и ограничениями прав и свобод осужденных и, следовательно, подходы к организации воспитательной работы с данной категорией лиц требуют большего внимания и ответственности. Глава 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» закрепляет следующие положения: 1)цели, общие положения по организации воспитательной работы (ст. 109 УИК РФ); 2)основные направления воспитательной работы, среди которых нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных (ст. 110 УИК РФ); 3)формы воспитательной работы,в числе которых индивидуальные, групповые и массовые (ст. 110 УИК РФ); 4)получение осужденными общего образования (ст. 112 УИК РФ). 5)меры поощрения и взыскания, и порядок их применения к осужденным к лишению свободы (ст. 113 119 УИК РФ). Можно заметить, что в УголовноИсполнительном Кодексе вопросы воспитательного воздействия не конкретизируются. Для этого в системе уголовноисполнительного законодательства принимаются ведомственные нормативные акты по отдельным направлениям воспитательной работы. Воспитательная работа с осужденными к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, должна учитывать то, что осужденные находятся в социальнопсихологической дистанции от общества и его ценностей, изолированы от малых социальных групп либо связи с ними существенно ослаблены или вообще отсутствуют. Изъятие лица из привычной для него среды вызывает отчуждение, затрудняет усвоение позитивных социальных ценностей, способствуя восприятию криминальной среды как нормы для своего образа жизни. Важное значение приосуществлении воспитательной работы имеет изучение личности осужденного, которое помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы: комплектования бригад и отрядов, общеобразовательных и профессиональнотехнических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденного из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности реализации осужденными законных интересов[4, с. 2124]. Большое значение на исправление осужденных способны оказывать меры поощрения, предусмотренные практически для всех уголовных наказаний. Известно, что поощрение выступает в качестве средства стимулирования. По мнению В.М. Баранова, «стимулирование есть одно из тех диалектических понятий, которое выражает тождество, охватывает единство двух относительных противоположностей: поощрения и ответственности. Если ответственность является негативной стороной метода стимулирования, то поощрение представляет его позитивную сторону»[6, с. 6]. Очевидно, что стимулирование проявляется не только в поощрении, т.е. в создании благоприятных условий для определенной деятельности либо в предоставлении какихто благ, льгот, преимуществ, наград в качестве поощрения за достигнутые результаты, но и в установлении условий для побуждения к соблюдению правовых предписаний, удержанию от неправомерного поведения. Так как поощрительные нормы и институты, льготы относятся к средствам позитивного стимулирования исправления осужденных, которые направлены на правовое побуждение к законопослушному поведению[7, с. 1718]. Уголовноисполнительное законодательство кроме мер поощрения предусматривает и меры взыскания осужденных. Наиболее широкий перечень данных мер закреплен для осужденных к лишению свободыв ст. 115 УИК РФ. Указанные меры можно подразделить на: 1) разовые (выговор, дисциплинарный штраф); 1) недлительного характера (водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток); 3) длительного характера (перевод в помещения камерного типа, в единые помещения камерного типа и в одиночные камеры). Безусловно, наиболее строгимиявляются меры последней категории. Специфику имеет воспитательная работа с лицами, ранее испытавшими на себе исправительное воздействие. Как отмечает Е.А. Антонян, в отношении лиц, многократно судимых, целенаправленное воспитательное воздействие должно представлять единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления (например, характер воспитательного воздействия будет отличаться в отношении многократно судимых осужденных, отбывающих наказания за насильственные преступления либо за корыстные), а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения[5, с. 3538]. В силу специфики лишения свободы, назначаемого условно, воспитательная работа осуществляемая сотрудниками уголовноисполнительных инспекций связано с известными трудностями. Нужно признать, что осуществление мероприятий в отношении указанной категории осужденных малоэффективно без участия органоввнутренних дел, общественных формирований и отдельных граждан. Нужно отметить низкий уровень участия общественности в исполнении условных мер наказания. В настоящее время в России работники уголовноисполнительных инспекций активно сотрудничают лишь с теми организациями и учреждениями, которые напрямую связаны с осуществлением возложенных на условно осужденного обязанностей. Вместе с тем расширение круга лиц, участвующих в исполнении условного осуждения, поможет наиболее активному достижению его целей. Внастоящее время в механизме воспитательной работы довольна весома роль психологических служб. Основные направления их деятельности выражаются не только в исправлении осужденных и обеспечении деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, но и в профилактике, предупреждении, прогнозировании преступлений, которые являются функциями правоохранительной деятельности. Психологические службы активно включились в данную работу и скоординировали свою деятельность с другими структурными подразделениями[9, с. 4951]. Некоторыми авторами справедливо выделяются психологические особенности наказания в виде лишения свободы, которые включают в себя: психологию тюремной среды, психологию основных средств исправления осужденных к лишению свободы, психологию самой личности осужденного к лишению свободы и психологию деятельности сотрудников исправительных учреждений. Бесспорно, что факт изоляции от общества сам по себе вызывает у большинства осужденных глубокие переживания. В особенности это характерно для лиц, впервые отбывающих лишение свободы. Эти переживания часто связаны не с раскаянием, а исключительно с последствиями, которые несут условия изоляции от общества: частичным разрывом тех социальных связей, которые имело лицо до его осуждения к лишению свободы; отсутствием возможности проводить по своему усмотрению свободное время; общением с лицами, являющимися представителями тюремной субкультуры. Таким образом, эти переживания связаны не столько с утратой самой свободы, сколько с теми последствиями, которые эта утрата несет, отмечает Е.А. Антонян. Прежде всего,это лишение осужденного благ. В прямой зависимости от переживаний будет находиться поведение осужденного, проявляющееся в его стремлении к получению образования, овладению специальностью, отношении к труду, семье. Подводя итог необходимо отметить, что воспитательная работа с осужденными требует от представителей администрации исправительных учреждений, в особенности от начальников отрядов, сложного, многогранного и последовательного подхода, основанного на тесном взаимодействии служб и подразделений исправительного учреждения как между собой, так и с целым рядом учреждений и организаций, не входящих в уголовноисполнительную систему (образовательных, культурных, производственных и других). Если угодно, воспитательнаяработа это искусство, не терпящее формализма, шаблонности и стандартов. Оно требует постоянного совершенствования, выработки новых форм, отвечающих требованиям современности.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.19932.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1ФЗ (принят ГД ФС 18.12.1996)3.Российская газета. 2012. № 180. 4.Афанасьев С.А. Уголовноправовая характеристика осужденных, отбывающих уголовные наказания в колонияхпоселениях // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. 5.Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы // Юридическая психология. 2007. № 1. 6.Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.7.Бабаян С.Л. Поощрительные нормы уголовноисполнительного права как средства реализации законных интересов осужденных // Российский следователь. 2011. № 20.8.Бельгарова Н. Роль уголовноисполнительных инспекций в исправлении условно осужденных // Уголовноисполнительная система:право, экономика, управление. 2007. № 2.9.Бережнова Н.Д. Правоохранительная деятельность психологических служб уголовноисполнительной системы // Административное и муниципальное право. 2011. № 4.10.Уголовноисполнительное право России: учебник // Под ред. В.И. Селиверстова. 6е изд., перераб. и доп. М, 2012.

Список цитируемой литературы Законодатель в УголовноИсполнительном кодексе РФ не раскрывает понятие воспитательной работы, вместе с тем это система мер, способствующая преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития, что имеет очень важное значение для их последующей социальной адаптации после освобождения. При этом воспитательная работа с осужденными организуется с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений[5].Важное значение при осуществлении воспитательной работы имеет изучение личности осужденного, которое помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы: комплектования бригад и отрядов, общеобразовательных и профессиональнотехнических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденного из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности реализации осужденными законных интересов[4].По мнению В.М. Баранова, «стимулирование есть одно из тех диалектических понятий, которое выражает тождество, охватывает единство двух относительных противоположностей: поощрения и ответственности. Если ответственность является негативной стороной метода стимулирования, то поощрение представляет его позитивную сторону» [6].Как отмечает Е.А. Антонян, в отношении лиц, многократно судимых, целенаправленное воспитательное воздействие должно представлять единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления (например, характер воспитательного воздействия будет отличаться в отношении многократно судимых осужденных, отбывающих наказания за насильственные преступления либо за корыстные), а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения [5].Основные направления их деятельности выражаются не только в исправлении осужденных и обеспечении деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, но и в профилактике, предупреждении, прогнозировании преступлений, которые являются функциями правоохранительной деятельности. Психологические службы активно включились в данную работу и скоординировали свою деятельность с другими структурными подразделениями [9].