Правовая охрана здоровья осужденных, находящихся в исправительных учреждениях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гречкина А. К., Бардина Т. А., Журкина О. В. Правовая охрана здоровья осужденных, находящихся в исправительных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3446–3450. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971016.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам здравоохранения граждан Российской Федерации, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Главная задача – выявить причины недостатков уголовно-исполнительной системы, показать недостаточную эффективность и гибкость социальных государственных программ, направленных на регулирование процессов в сфере здравоохранения заключенных.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бардина Татьяна Алексеевна,студент 2 курса юридического факультета, «Оренбургского государственного университета», г. ОренбургNatsuGame@mail.ru

Гречкина Анастасия Константиновна,студент 2 курса юридического факультета, «Оренбургского государственного университета», г. Оренбургa_grechkina1997@mail.ru

Журкина Ольга Вячеславовна,к.ю.н.,доцент кафедры уголовного права «Оренбургского государственного университета», г.Оренбургolga_fv@inbox.ru

Правовая охрана здоровья осужденных, находящихся в исправительных учреждениях

Аннотация.Данная статья посвящена проблемам здравоохранения граждан Российской Федерации, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Главной задачей является выявить причины недостатков уголовно исполнительной системы, показать недостаточную эффективность и гибкость социальных государственных программ, направленных на регулирование процессов в сфере здравоохранения заключенных.Ключевые слова: осужденный, охрана здоровья, исправительные учреждения, лечебные исправительные учреждения.

В настоящее время социальноэкономическое развитие российского государства, совершенствование медицины и прогресс медицинской науки привели к пониманию необходимости кардинальных изменений существующей системы правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью и охраной здоровья граждан Российской Федерации. В связи с этим стремительно меняется нормативная правовая база в сфере здравоохранения, вступили в силу новые федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов государственной власти. В представленной статье раскрываются основыорганизации медикосанитарного обеспечения осужденных к лишению свободы, ее правовое регулирование, а также права и законные интересы осужденных к лишению свободы на получение качественной медицинской помощи.Охрана здоровья осужденных является одной из важных задач исправительных учреждений уголовноисполнительной системы. Повышению эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы способствует закрепление в Уголовноисполнительном кодексе Российской Федерации (далее –УИК России) права на охрану здоровья, включая получение первичной медикосанитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторнополиклинических или стационарных условиях (ч. 6 ст. 12 УИК России).

Медикосанитарное обеспечение осужденных к лишению свободы подразумевает создание необходимых условий содержания осужденных для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Иными словами, речь идет о микросоциальных условиях отбывания наказания, обеспечивающих нормальное с физиологической точки зрения существование человека в местах лишения свободы. Все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее осмотр врачамиспециалистами, рентгени лабораторное исследование. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного. Проводимая в последние годы модернизация здравоохранения коснулась и медицинскогообслуживания граждан, осужденных к лишению свободы.

Так, в частности, осужденные, по их желанию, могут получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебнопрофилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в условиях лечебнопрофилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений уголовноисполнительной системы. Для этого осужденный обращается с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения, где указывает вид дополнительной лечебнопрофилактической помощи, которую он хотел бы получить, фамилию, имя, отчество медицинского специалиста. Заявление рассматривается в трехдневный срок, и определяется время прибытия медицинского специалиста. Вид дополнительной лечебнопрофилактической помощи и ее объем фиксируются в медицинской карте осужденного.

Оплата дополнительной лечебнопрофилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего, в сумме, указанной в заявлении осужденного. Длительные свидания осужденным, находящимся в лечебнопрофилактических учреждениях, не предоставляются, они могут быть заменены краткосрочными. Количество предоставленных осужденным свиданий определяется по нормам, установленным УИК России для соответствующих видов исправительных учреждений. В случае тяжелой болезни осужденного, ставящей в опасность его жизнь, начальник учреждения предоставляет возможность близким родственникам осужденного посетить его. Такое посещение в счет очередного свидания не засчитывается. Если осужденные переводятся в лечебнопрофилактические учреждения из штрафных изоляторов либо помещений камерного типа колоний общего, строгого режимов, ЕПКТ, равно как из одиночных камер колоний особого режима либо со строгого режима в тюрьмах в связи с симуляцией болезни, время их нахождения в лечебнопрофилактическом учреждении в срок отбывания меры взыскания не засчитывается. К осужденным, нарушающим установленный порядокотбывания наказания, могут применяться все предусмотренные уголовноисполнительным законодательством меры взыскания, если их исполнение не противоречит медицинским показаниям. Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы и переведенные в помещения камерного типа, получают необходимое лечение. Осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из лечебнопрофилактического учреждения и возвращены по прежнему месту содержания только в случаях, когда это позволяют медицинские показания. Распорядок дня лечебных исправительных учреждений включает в себя лечебные мероприятия. Проверки наличия осужденных производятся по изолированным участкам либо палатам путем количественного подсчета и пофамильнойпереклички не реже двух раз в сутки. Длительные свидания предоставляются по нормам, установленным для соответствующего вида режима ИУ, при отсутствии медицинских противопоказаний у осужденных. Труд осужденных организуется в соответствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их трудоиспользования в условиях лечебного исправительного учреждения.

Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы, переведенные в помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры, запираемые помещения, получают необходимое лечение. Законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях –это разные правовые институты.

Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в исправительных учреждениях регулируются гл. 12 УИК России, а условия отбывания наказания в этих учреждениях –гл. 13 УИК Согласно ч. 1 ст. 87 УИК России в исправительных колониях установлены три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В соответствии со ст. 132 УИК России в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колонияхпоселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных. Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовноисполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют тождественное содержание. По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различны. В уголовноисполнительной системе созданы лечебнопрофилактические учреждения:

медицинские части;

специализированные психиатрические больницы;

туберкулезные больницы.В эти учреждения могут быть направлены больные осужденные по медицинским показаниям и на добровольных началах.В каждом исправительном учреждении для медикосанитарного обеспечения осужденных иоказания им медицинской помощи создаются медицинские части. Они также осуществляют санитарный надзор, проводят профилактические, противоэпидемические мероприятия.При приеме в исправительное учреждение осужденные проходят обязательный медицинскийосмотр, санитарную обработку и размещаются в карантинном помещении срок до 15 суток, а в тюрьмах –в камерах сборного отделения на срок не более одних суток.Состояние здоровья осужденного учитывается и при распределении осужденных по отрядам.

Срок карантина продляется при выявлении инфекционных заболевании среди осужденных, находящихся в карантинном помещении. Осужденных, заболевших инфекционными заболеваниями, изолируют. При необходимости устанавливается карантин с проведением комплекса профилактических мероприятий. Медицинская помощь оказывается осужденным амбулаторно или стационарно. В исправительных учреждениях медицинские части организуют ежегодную диспансеризацию осужденных для выявления и профилактики заболевании. Медицинские пункты могут быть организованы и на производственных объектах. Заболевшие осужденные помещаются в стационар колонии, а если им требуется длительноеили специализированное лечение направляются в специализированные областные, республиканские,межрегиональные или региональные больницы уголовноисполнительной системы. При необходимости больных осужденных можно разместить в больницах системы здравоохранения с организацией охраны осужденного.

Для консультирования может привлекаться медицинский персонал органов здравоохранения. Помимо этого осужденные имеют право за свой счет или за счет родственников приглашать для консультации и лечения врачей из системы платных медицинских услуг. Медицинская помощь в таких случаях оказывается в медицинской части учреждения под наблюдением ее персонала. В случае нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденные несут ответственность на общих основаниях, но они не могут быть переведены в помещения камерного типа и одиночные камеры, а при помещении в штрафные изоляторы получают питание по больничной норме и имеют право на прогулку продолжительностью до двух часов в день. Злостные нарушители режима выписываются из лечебного учреждения, если их заболевание не представляет опасности для жизни и здоровья самого больного и окружающих. Если осужденные, больные туберкулезом и содержащиеся в исправительных учреждениях на правах лечебных, допускают систематические нарушения дисциплины и режима лечения, они могут быть переведены в помещения камерного типа на срок до шестимесяцев. Однако лечение их продолжается, они обеспечиваются питанием по больничной норме и ежедневно получают прогулку продолжительностью два часа. Принудительное лечение от алкоголизма или наркомании проводится в медицинских частях обычных колоний или в лечебных исправительных учреждениях во время отбывания наказания. Если во время отбывания наказания выяснится, что осужденный является алкоголиком или наркоманом, администрация исправительного учреждения обращается в суд с представлением о применении к осужденному принудительного лечения.

Уголовноисполнительное законодательство предусматривает ряд особенностей материальнобытового и медицинского обеспечения осужденных беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных колониях. В ряде исправительных колоний, где содержатся женщины, имеющие детей, организованы дома ребенка. В них создаются условия, необходимые для нормального развития детей. В последнее время руководство страны уделяет все большее внимание проблемам медицинского обеспечения осужденных.

В рамках дальнейшей гуманизации условий содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим нака4зание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачейспециалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовноисполнительной системы» определяет порядок оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачейспециалистов медицинских организаций при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовноисполнительной системы. По нашему мнению, необходимы требует дальнейшая унификация отчетной медицинской документации, стандартизация нормативов диагностики и лечения, широкое вовлечение осужденных в государственную программу обязательного медицинского страхования.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Норма,2011.2.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. Эксмо, 2014.3.Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».4.Божедаров В. Ф., Бриллиантов А. В. Медикосанитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях: вопросы прокурорского надзора / Институт повышения квалификациируководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации. , 2007.