Вторичная занятость студента как социальное явление в условиях перехода к рыночной экономике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рябова М. А., Симбирева А. А. Вторичная занятость студента как социальное явление в условиях перехода к рыночной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3466–3470. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971020.htm.
Аннотация. Вторичная занятость студентов рассматривается как социальное явление, функционирующее в современных российских условиях, характеризующихся переходом к рыночной экономике. На основе эмпирических исследований проводится анализ основных мотивов, побуждающих студентов к вторичной занятости, ее влияния на учебу и связи с будущей профессией. Рассматривается влияние вторичной занятости студентов на процесс их адаптации к условиям рыночной экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рябова Марина Андреевна,студентка 2 курсанаправления «Социология», ФГБОУ «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирскmarinkaryabova@mail.ru

Симбирева Анастасия Алексеевна,студентка 2 курсанаправления «Социология», ФГБОУ «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирскs.ASA.s@inbox.ru

Вторичная занятость студентакак социальное явление

в условиях перехода к рыночной экономике

Аннотация. Вторичная занятость студентов рассматривается как социальное явление, функционирующеев современных российских условиях, характеризующихся переходом к рыночной экономике. На основе эмпирических исследований проводится анализ основных мотивов, побуждающих студентов к вторичной занятости,ее влиянии на учебу исвязи с будущей профессией. Рассматривается влияние вторичной занятости студентов на процесс их адаптации к условиям рыночной экономики.Ключевые слова:вторичная занятость студентов, вторичная занятость как социальное явление, студенческаямолодежь, мотивывторичной занятости студентов, рыночная экономика.

Изучение вторичной занятости молодежи представляется важным ввиду актуальности проблемы занятости в студенческой среде. В России эта проблема обостряется в связи с переходом страны к новой экономической системе. Для решения проблем, связанных с феноменом работающего студента, необходимы тщательные исследования этого вопроса и обоснованные посредством их анализа варианты решения.Необходимо отметить, что само явление вторичной занятости заключается в переплетении между собой двух статусов: студента и работника. Таким образом, вторичная занятость студента представляет собойпостоянную или временную оплачиваемую трудовую деятельность, осуществляемуюв свободное от учебной деятельности время. Вторичная занятость подразумевает переход из социальной группы «студенты» в группу «работающие студенты» и связывается с рядом внутренних и внешних факторов трудовой мотивации, а также со структурными изменениями вжизни студента [1].Прежде всего изменения связаны с процессом реформирования системы вузовского образования. В настоящее время намечается тенденцияувеличениячисла коммерческих мест с одновременным снижением удельного веса бюджетных, что зачастую является основной причиной, по которой выпускники школ не могут выбрать то направление обучения, на которое они действительно хотят попасть. Еще одна важная проблема связана с трудоустройством выпускников высших учебных заведений, так как с переходом от командноадминистративной экономической системы была упразднена и система государственного распределения. Кроме того, значительные изменения в условиях экономического спада произошли и в структуре самого рынка труда, в результате чего усложнились условия для входа на него работников, а, следовательно, произошло резкое снижениеконкурентоспособности молодых специалистов.Все это, в совокупности, не позволяет молодому поколению реализоваться в полной мере по окончании университета, а вторичная занятость позволяет им в некотором роде обеспечить уверенность в дальнейшем трудоустройстве. Именно поэтому важными представляются рассмотрение вторичной занятости студента, определение мотивации студентов к работе и изучение влияние занятости на учебную деятельность и на уверенность в будущем успешном трудоустройстве.Эти задачи решались в рамках социологического исследования вторичной занятости студентов, которое проводилось с помощью опроса. Выборка исследования позволила представить репрезентативные результаты.Согласно данным опроса, большая часть респондентов(41%) считает, что находиться на материальном обеспечении родителей можно до 34 курса. Минимальная часть опрошенных (7%) считает, что переходить на самообеспечение необходимо с первых дней обучения. Многие студентыотмечают, что решение вопроса зависит от конкретного случая (чаще всего акцент делался на финансовых возможностях семьистудента).Среди побудительных мотивов вторичной занятости можно выделить как объективные, так и субъективные. С нашейточки зрения, существенную рольсыграло изменение ценностных ориентациймолодежи, произошедшее в условиях рынка. В настоящее время дети еще в подростковом возрасте пытаются проявить свою независимость, а, становясь студентами, они стремятся получить полную самостоятельность и хотят иметь личные средства на удовлетворение потребительских запросов, а рыночная экономика способствует расширению этих запросов.Кроме этого, всовременных российских условиях расширению студенческой занятости способствует и распространение низкого уровня жизниабсолютного большинства студентов, бедности, неравенстваи поляризации общества. Так, по результатам опроса, большинство студентов характеризует свое финансовое положение следующим образом: денег хватает только на текущее потребление, но на покупку одежды и предметов длительного пользования приходится откладывать или брать деньги в долг. Студенческая занятость в советские времена и в настоящем имеет и существенные отличия. Если преждевторичная занятость была вызвана, в основном, материальными причинами, причем,не существовало необходимости впостоянной оплачиваемой работе во время учебы в вузе, то в современнойРоссиимотивация вторичной занятости существенно расширяется. У студентасуществует необходимостьв заблаговременной заботе о будущем трудоустройстве(Табл.1). Таблица 1Распределениеответов на вопрос:

Назовите, пожалуйста, причины, изза которыхВыначалиработать

Ответы респондентовРаспределение вариантовЖелание иметь собственный заработок33%Стремление помочь и поддержать семью17%Стремление получить необходимый опыт работы22%Желание как можно раньше начать профессиональную карьеру11%Наличие свободного времени13%Стремление познакомиться с новыми людьми4%

Однако, как и в прежние времена, основополагающим мотивом вторичной занятостистудентов является желаниеиметь собственный заработок, свои личные деньги.Эти данные подтверждаются результатами опроса других исследователей. Так,в работе Д.Л. Константиновского и др. отмечается,чтопреобладающиммотивом вторичной занятости студенческой молодежи является желание иметьсвои собственныеденьги (67,5% респондентов)[2]. Сопоставляя эти периодыв истории нашей страны, стоит также заметить, что вторичная занятость в советское время осуществлялась преимущественнов свободное от учебы время, сейчасжестудентам зачастую приходится выбирать одно в ущерб другому. Несмотря на то, что большая часть студентов(70%)имеет гибкий график работы, почтиполовине респондентов(44 %)удается гармонично сочетать эти видыдеятельности. В большинстве случаев они выбирают больший объем работы, пропуская при этомучебные занятия.Это свидетельствуето том, что в настоящее времявторичная занятость зачастую оказываетнегативное влияние на учебный процесс, хотя сами студенты в большинстве случаев не видят в этом ничего плохого. По результатам опроса были получены данныео том, что успеваемость работающих студентов несколько ниже(44% опрошенных имеют удовлетворительнуюуспеваемость, 55% закрывают сессию на 4 и 5, и лишь один человек учится «на отлично»). Это связано не только с пропусками аудиторных занятий, но и с тем, что уменьшается время на подготовку к ним. Все это приводит в совокупности к снижению общего уровняпрофессиональнойподготовки будущих специалистов. Учитывая, что большинство студентов заняты не по специальности(63%, в остальных случаях занятость имеет либо тесную связь, либо соответствует получаемой профессии), можно говорить о том, что уровень квалификации по получаемому направлению подготовки значительно ниже, чем у студентов, которые посвящают учебе почти все свое время.В ходе нашего исследования также было выявлено соотношение работающих студентов в соответствии с курсом обучения:15%составили первокурсники, 20% второкурсники,29%

студенты третьего и 36% студенты четвертогокурсов. Из этого следует, что о трудоустройстве молодежь начинает думать ближе к концу обучения.Это может быть объяснено тем, что студенты в этот период начинают мыслитьо своем будущем, в связи с чем осознают необходимость в получении опыта работы.Это также можно объяснить и тем, что у старшекурсниковувеличивается объемпотребностейи растутрасходы. Многие студенты вступают в бракии/или заводят детей, в связи с чем появляется необходимость в обеспечении семьи. Кроме того, существенной проблемой переходного периодаявляется тот факт, что вузы в настоящее время никак не способствуютрегуляции вторичной занятости, что значительно обостряет проблемы, связанные с этим. В советском вузе нуждающийся в средствах студент мог перевестись на вечернее отделение, университет помогал с трудоустройством по специальности, а работодатель предоставлял возможность готовиться к занятиям. Сейчас учебные заведения не контролируют процесс трудоустройства, в результате чего студенты работают не по специальности, что существенно влияет на выбор ими пути по окончании вуза.При этом сейчас возникает следующая дилемма: считается, что наличие диплома является существенным фактором при трудоустройстве, однако, в настоящее время это вовсе не гарантирует получения рабочего места и достаточного уровня дохода. Это связано с произошедшими изменениями, связанными с изменением цепи, в которой образование определяло социальный статус индивида, который в свою очередь являлся условием получения того или иного размера дохода. Теперь гораздо боле значимым аспектом при приеме на работу становится наличие навыков, опыта работы, и эти требования с каждым годом растут, усложняя ситуацию с трудоустройством.Говоря о связи профессии, получаемой современными студентами и выполняемой ими работой в данный момент, стоит отметить, что у большей части опрошенных работа связана с направлением подготовки недостаточно тесно (56%), у четверти респондентов работа непосредственно связана со специальностью.Стоит отметить, что чаще всего студенты работают в тех сферах, где имеется большое число свободных вакансий, не требующих от нихспециальных навыков и особой подготовки. Чаще всего вторичная занятость совпадает у тех студентов, которые получают медицинское образование, а также связанное с иностранными языками и переводом, рекламой и дизайном.В результате получается, что в большинстве случаев студенты получают опыт не по профессии; таким образом, по окончании вуза они не имеют опыта работы по специальности, а значит становятся менее конкурентоспособными на рынке труда. Это вынуждает их идти в те сферы, которые являются более доступными,а значит, полученное ими образование остается лишь «записью в дипломе», оказавшись невостребованным. Навторичную занятостьсущественное влияние оказываютэкономические условия, в том числе появление с переходом к рынку новых секторов экономики. В России на сегодняшний день достаточно развит секторуслуг, где работодатели предлагаютдостаточно хорошиеусловия, удовлетворяющие требованиямстудентов.В данной сфере оказалось задействовано44% респондентов; на втором месте по популярности находится занятость в сфере общественного питания (28%);на третьем –IT технологии (18%); на четвертом (10%) –работа сфере продаж.Оценивая необходимость связи работы с направлением подготовки, стоит отметить такую закономерность: студенты 12 курсов в большей степени заинтересованы в том, чтобы работать по специальности, чем студенты 34 курсов.Последний факт говорит о том, что ближе к окончанию университета у студентов меняются установки в отношении связи получаемой ими специальности с будущей профессией. Число респондентов, которые определенно не планируют в будущем работать по специальности составляет 18%, значительная часть еще не определилась с выбором дальнейшего пути, но в большинстве случаев (48%) студенты планируют по окончании университета работать по специальности.Однако, в сравнении с советским периодом уровень трудоустройства по профессии значительно снизился, что связано как раз с отсутствием внешней поддержки. При этом многие студенты достаточно оптимистично смотрят в будущее, считая, что успешное трудоустройство по окончании вуза является вполне возможным.В результате опроса удалось выяснить, что вторичная занятость не мешает студентам учиться.Таблица 2Распределение ответов на вопрос:оцените, пожалуйста, Вашу учебную успеваемость

Ответы респондентовРаспределение вариантовБывают неудовлетворительными5%Чаще удовлетворительные21%В основном хорошие34%Только хорошо и отлично29%Только отличные оценки11%

Таким образом,в условиях перехода к рыночной экономике обнаруживается тенденция к значительномуразрывумежду характером занятости студентов и той специальностью, которую они получают.Переориентация связана в значительной степени с тем, чтоструктурная перестройка экономики привела к существенным изменениям отраслей экономики, появлению новых отраслей, а также к значительным изменениям спроса на отдельные профессии и изменению требований к квалификации работника.Современные условия таковы, что специалисту требуется постоянно развиваться, совершенствовать свои профессиональныенавыки и умения. Непрерывное образование во всем мире рассматривается как одно из условий создания в относительно короткий срок конкурентной и динамичной экономики, как необходимый фактор, обеспечивающий улучшение ситуации в сфере занятости [3].Исходя из приведенного материала,можно сделать следующие выводы:I.Работающие студенты в будущем ощущают себя нарынке труда себя более уверенными,так как имеют определенный опыт работы,практические навыки и способности.Вторичная занятость обеспечивает возможностьинтеграции в профессиональную среду и самореализацию в ней. При этом существуют два варианта развития событий: адаптация в профессии, получаемой в университете или профессии, которая не связана с направление подготовки.II.Приобретенный опыт позволяет после окончания вуза быть более уверенным в благоприятном исходе притрудоустройстве, т.к. именно этот фактор приобретает решающее значение в условиях перехода к новому типу экономики.Он расширяет границы возможностей студента для успешного выхода на рынок труда. При этом, когда студент получает опыт работы по специальности, в большинстве случаев он тем самым обеспечивает себе возможность получения полноценного рабочего места по окончании обучения.III.Принимая решение о работе, студент должен понимать, что ему придетсяосвоить навыки грамотного распределения личного времени, чтобы вторичная занятость не оказывала негативного влияния на учебный процесс. IV.Вторичная занятость является социальным феноменом, именно поэтому на него оказывают различные процессы, происходящие в обществе. В условиях перехода к рыночной экономике значительное влияние оказывают изменения, связанные с трансформацией экономической системы, определяющие не только условияна рынке труда, но и влияющие на изменения ценностных ориентаций.На современном этапе развития российской экономики происходящие в ней трансформации привели к изменениям не только экономической, но и духовной и социальнопрофессиональной составляющих жизни общества. Так как переход к рынку еще не завершен до конца, стоит отметить значимость научных исследований связанных с трансформацией проблем. Изучение потребностей современной молодежи, а также факторов, влияющих на трудовую социализацию молодого поколения, является неотъемлемой частью данных исследований, так как именно молодежь определяет будущее развитие не только экономической системы, но и государства в целом.

Ссылки на источники1.Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. –2008. –№ 8(август). –URL:http://www.isras.ru/files/File/Socis/200808/Vorona_16.pdf. [Дата обращения 23.04.2017].2.КонстантиновскийД.Л.Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. –М., 2009. –72 с. [Дата обращения 27.04.17]3.Филатов С.А., Сухорукова Н.Г.Инновационная экономика и непрерывное образование: диалектическое взаимодействие // Вестник НГУЭУ. 2012.№2.URL: http://nsuem.elpub.ru/jour/article/view/378/368 [Датаобращения27.04.17].