Обзор передвижных средств для технического обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе
Выпуск:
ART 971033
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Копылов
В.
В.,
Прохоров
А.
В.,
Копылов
С.
И.,
Сычев
Е.
А. Обзор передвижных средств для технического обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3531–3535. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971033.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены существующие средства для заправки, технического обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе, приведен перечень существующих машин, отмечены недостатки существующих машин, сформулированы задачи исследований.
Ключевые слова:
мастерская, сельскохозяйственная техника, техническое обслуживание, передвижные средства
Текст статьи
Прохоров Алексей Владимирович,кандидат технических наук, доцент кафедры «Агроинженерия» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовpav1981@bk.ru
Копылов Сергей Ивановичмагистрант, ФГБОУВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовserkox@yandex.ru
Сычев Евгений Александровичмагистрант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов
Копылов ВладимирВладимировичмагистрант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовmr.vovanvovanich@mail.ru
Обзор передвижных средств для технического обслуживания
и ремонта машин в агропромышленном комплексе
Аннотация.Встатье рассмотрены существующие средства для заправки, техничесокого обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе, приведен перечень существующих машин, отмечены недостатки существующих машин, сформулированы задачи исследований.Ключевые слова:передвижные средства, техническое обслуживание, сельскохозяйственная техника, мастерская.
Передвижные средства технического обслуживания и ремонта техники, используемой в сельском хозяйстве представляют существенный интерес, так как позволяют оперативно и с наименьшими затратами времени вернуть работоспособность сельскохозяйственным машинам, исключая процесс транспортировки машины до места ремонта.Основной цельцю является обоснование системы передвижных средств технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, которая обеспечит поддержание показателей надежности на заданном уровне при минимальных затратах труда и средств.Сельское хозяйство страны непрерывно оснащается новыми, более мощными и высокопроизводительными тракторами, комбайнами, оборудованием животноводческих; ферм и комплексов и другими сложными машинами и механизмами. Высокая техническая готовность машин, используемых в сельском хозяйстве, при существующих показателях надежности, может быть достигнута в том случае если техническое обслуживание и ремонт выполняются качественно и своевременно, а последствия отказов устраняются с максимально возможной оперативностью.Условия эксплуатации машин и оборудования в сельском хозяйстве таковы, что места проведения работ, как правило, удалены от стационарных объектов ремонтнообслуживающей базы. Поэтому возникает необходимость применения передвижных мобильных средств обслуживания и ремонта эксплуатируемой техники, особенно в периоды напряженныхполевых работ, когда ущерб от простоя столь велик, что не идет ни в какое сравнение с затратами на восстановление работоспособности.Анализ передвижных средствТО и ремонтаНаибольшее распространение получиличетыре группы передвижных средств:•агрегаты для механизированной заправки горючесмазочными материалами;•агрегаты для проведения технического обслуживания;•механизированные ремонтные мастерские;•диагностические средства.Механизированные заправочные агрегатыМеханизированные заправочные агрегаты (МЗА) предназначены для механизированной закрытой заправки дизельным топливом, бензином, водой и смазочными материалами тракторов, комбайнов и других самоходных машин, а также для перевозки нефтепродуктов.Промышленностью выпускаются МЗА двух типов:•на шасси автомобиля;•на шасси тракторного прицепа.На шасси автомобиля выпускаются следующие агрегаты: 031926 на шасси ГАЗ5204, 034795 и 033607 на шасси ГАЗ5201, 032842 на шасси ГАЗ66[1,2]. На шасси тракторного прицепа выпускаются: ОЗ1401 и 031401И на шасси 2ПТС4МЗ793, 031362 и 031362И на шасси 2ПТС4М[3].Оборудование МЗА позволяет заполнять собственные емкости бензином, водой и маслами с помощью компрессора, работающего в режиме вакуумнасоса; дизельным топливом цистерну при помощи насоса агрегата, а также тракторы и другие самоходные машины через топливный фильтр, счетчик жидкости и раздаточный кран; перекачивать дизельное топливо из одной емкости в другую, минуя собственную цистерну; смазывать точки смазки сельскохозяйственных машин солидолом.Агрегаты технического обслуживанияАгрегаты технического обслуживания (АТО) предназначены для проведения периодических технических обслуживаний (ТО1 и ТО2) тракторов и других самоходных сельскохозяйственных машин в полевых условиях.Известны АТО на шасси автомобиля:АТО4822, АТО9994, АТ09966Б на шасси ГАЗ52OI; АТО9999 на шасси ГАЗ5204; АТ09966А на шасси ГАЗ66. Агрегаты на шасси тракторного прицепа 2ПТС4М АТО9966В и АТ01500Г. Агрегат на самоходном шасси T16M АТО9993[2,3].Агрегаты технического обслуживания оборудованы емкостями для: воды, дизельного топлива, смазочных материалов, солидола, промывочной жидкости, отработанного масла. Агрегаты укомплектованы инструментом, приборами и приспособлениями необходимыми при выполнении операций ТО.Оборудование АТО обеспечивает выполнение следующих операций: механизированную мойку машин, мойку узлов и деталей в промывачной жидкости, очистку, дозированную выдачу смазочных материалов закрытым способом под давлением, механизированный забор отработанных жидкостей и заправку смазочными материалами, дозаправку машин дизельным топливом, дозаправку системы охлаждения водой, продувку радиатора воздухом, подкачку шин, проверку цепей сельскохозяйственных машин, нанесение антикоррозионных покрытий и покраску машин, устранение мелких неисправностей, контроль и регулировку механизмов двигателя и других узлов, смазку подшипниковых узлов консистентными смазками.У агрегатов АТО9994 и АТО9999 все емкости кроме емкостей под отработанные жидкости расположены вертикально. Агрегаты на шасси автомобиля отличаются от агрегатов на шасси тракторных прицепов и T16M по двум важным показателям по производительности и по скорости передвижения, которые соответственно равны 25..30 и15...20 тракторов, 35 и 15 км в час[2,3]. Передвижные ремонтные мастерскиеПередвижные мастерские, применяемые в сельском хозяйстве это МПР3901, ЛуАЗ370311 МНР3902 на шасси автомобиля ГАЗ5201 и ПР3902на шасси ГАЗ66[3]предназначены для устранения технических неисправностей тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях. Оборудование рассматриваемых мастерских позволяет производить следующие работы: электросварочные и газосварочные, подъемнотранспортные; разборочносборочные; слесарномеханическиесверлильные, точильношлифовальные; правочные; окрасочные; жесняницкие; контрольнопроверочные; регулировочные.ММТОЖ53 и МПР1 на шасси автомобиля ГАЗ5ЗА предназначены для проведения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на животноводческих фермах и комплексах. Оборудование мастерских позволяет производить следующие работы: электросварочные; разборчносборочные; слесарномеханические, кроме правочных; жестяницкие; сантехнические; электротехнические; контрольнопроверочные; регулировочные. ММТОЖ53 оснащена газосварочным оборудованием[3].Мастерская МПР7360предназначена для обслуживания оборудования нефтескладов. Смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ53[3].Оборудование МПР7360 практически не отличается от оборудования МПР3901 и др. мастерских[3]. Дополнительно оборудована мерниками, ручной лабораторией РЛ и другими приспособлениями и инструментом дляобслуживания оборудования нефтескладов.Мастерская МПР9982 предназначена для обслуживания и ремонта автомобилей. Смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ53А. Оборудование мастерской позволяет выполнять разборочносборочные; слесарномеханические; жестяницкие; контрольнопроверочные; регулировочные работы, а также выполнять операции технического обслуживания.Мастерская МПР9924на шасси ГАЗ5201 предназначена для определения технического состояния узлов и агрегатов при техническом обслуживании и для устранения последствий отказов тракторов и сельскохозмашин. Оборудование тоже самое, что и у мастерских МПР3901 и др. Дополнительно оснащеаетсякомплектом диагностических средств.Передвижные диагностические средства и лабораторииПромышленностью выпускаются следующие диагностические средства и лаборатории.Комплекты линейной службы диагностирования КИ13905 на шасси ГАЗ452 и КИ13925 на шасси ИЖ2715 предназначены для диагностирования тракторов при ТО3 и после межремонтной наработки, для диагностирования комбайнов после завершения уборки, а также для проверки машин при технических осмотрах[3]. Комплекты содержат набор универсальных диагностических средств и набор приспособлений и инструмента общего назначения.Автопередвижные лаборатории по техническому обслуживанию машин и оборудования животноводческих ферм МПР4844 на шасси УАЗ452 и лаборатория на шасси ИЖ2715 предназначены для диагностики и технического обслуживания оборудования животноводческих ферм и комплексов, преимущественно доильномолочного. МПР4844 осношена газосварочным оборудованием, гидропрессом для опрессовки водопроводной арматуры, электродрелью[3].В настоящее время широкое применение находят цельнометаллическиефургоны или легковые автомобили,оснащаемые диагностическим оборудованием и средствами проведения технического обслуживания и несложного ремонта.Анализ выпускаемых в нашей стране и за рубежом передвижных средств технического обслуживания и ремонта позволяет сделать следующие выводы:1. Выпускаемые в настоящее время передвижные средства узкоспециализированы.2. Выпускаемые передвижные мастерские предназначены прежде всего для использования мастеровналадчиков обслуживающих предприятий.3. Передвижные мастерские практически относятся к одному типоразмеру и идентичны по набору основного оборудования, а следовательно по возможностям в выполнении ремонтнообслуживающих работ.4. Зарубежом выпускаются агрегаты технического обслуживания, передвижные мастерские, а также комбинированные агрегаты различных типоразмеров, что в совокупности образует систему передвижных средств соответствующую всем возможным для данной страны условиям эксплуатации техники.Таким образом выпускаемые передвижные средства не отвечают всем разнообразным условиям эксплуатации сельскохозяйственной техники и следовательно не образуют систему передвижных средств. Не отвечают основному требованию к передвижным средствам –обеспечить поддержание показателей надежности эксплуатируемой техники на заданном уровне при минимальных затратах труда и средств.Задачи дальнейших исследований можно сформулировать следующим образом.1. Подготовить методику разработки системы передвижных средств.2. Собрать информацию для разработки системы передвижных средств.3. Разработать систему передвижных средств.4. Разработать технические требования к передвижным средствам.Исследования должны проводиться в двух взаимодополняющих направлениях экспериментальном и теоретическом.В целом план проведения исследований можно представить следующим образом:1. Исследовать технологическое содержание работ по техническому обслуживанию и устранению последствий отказов сельскохозяйственной техники.а) определить перечень отказов основных видов сельскохозяйственной техники по протоколам МИС;б) уточнить перечень отказов техники эксплуатируемой в условиях сельхозпредприятий;в) определить перечень операций при выполнении работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;г) определить технологическое содержание работ при устранении последствий отказов и выполнение операций ТO.2. Выбрать оборудование, приборы, приспособления и инструмент для выполнения работ по ТО и устранению последствий отказов сельскохозяйственной техники.3. Исследовать условия эксплуатации сельскохозяйственной техники.а) рассчитать объем выборки и выбрать типичные сельхозпредприятия;б) рассчитать объемы работ по ремонтнообслуживающим воздействиям и видам для обслуживаемых сельхозпредприятий с учетом перспективного изменения объемов работ и качества техники применяемой в сельскомхозяйстве;в) определить объемы работ, которые целесообразно выполнять с помощью передвижных средств.д) исследовать климатические условия, состояние дорог, размещение объемов работ и другие факторы, влияющие на эксплуатацию передвижных средств.4. Разработать экономикоматематическую модель системы передвижных средств, приняв за критерий оптимизации минимум затрат.5. Разработать конструктивнотехнологическую схемупередвижных средств технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.Ссылки на источники1.Зеркалов Д.В. Экономия нефтепродуктов. Справочное пособие. М.: Недра, 1990. 191 с.2.Курочкин, И.М. Производственнотехническая эксплуатация МТП : учебное пособие / И.М. Курочкин, Д.В. Доровских. –Тамбов : Издво ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. –200 с.3.Маслов Г.Г. Техническая эксплуатация МТП. (Учебное пособие)/Маслов Г.Г., Карабаницкий А.П., Кочкин Е.А./ Кубанский государственный аграрный университет, 2008. –142с.
Копылов Сергей Ивановичмагистрант, ФГБОУВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовserkox@yandex.ru
Сычев Евгений Александровичмагистрант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов
Копылов ВладимирВладимировичмагистрант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовmr.vovanvovanich@mail.ru
Обзор передвижных средств для технического обслуживания
и ремонта машин в агропромышленном комплексе
Аннотация.Встатье рассмотрены существующие средства для заправки, техничесокого обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе, приведен перечень существующих машин, отмечены недостатки существующих машин, сформулированы задачи исследований.Ключевые слова:передвижные средства, техническое обслуживание, сельскохозяйственная техника, мастерская.
Передвижные средства технического обслуживания и ремонта техники, используемой в сельском хозяйстве представляют существенный интерес, так как позволяют оперативно и с наименьшими затратами времени вернуть работоспособность сельскохозяйственным машинам, исключая процесс транспортировки машины до места ремонта.Основной цельцю является обоснование системы передвижных средств технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, которая обеспечит поддержание показателей надежности на заданном уровне при минимальных затратах труда и средств.Сельское хозяйство страны непрерывно оснащается новыми, более мощными и высокопроизводительными тракторами, комбайнами, оборудованием животноводческих; ферм и комплексов и другими сложными машинами и механизмами. Высокая техническая готовность машин, используемых в сельском хозяйстве, при существующих показателях надежности, может быть достигнута в том случае если техническое обслуживание и ремонт выполняются качественно и своевременно, а последствия отказов устраняются с максимально возможной оперативностью.Условия эксплуатации машин и оборудования в сельском хозяйстве таковы, что места проведения работ, как правило, удалены от стационарных объектов ремонтнообслуживающей базы. Поэтому возникает необходимость применения передвижных мобильных средств обслуживания и ремонта эксплуатируемой техники, особенно в периоды напряженныхполевых работ, когда ущерб от простоя столь велик, что не идет ни в какое сравнение с затратами на восстановление работоспособности.Анализ передвижных средствТО и ремонтаНаибольшее распространение получиличетыре группы передвижных средств:•агрегаты для механизированной заправки горючесмазочными материалами;•агрегаты для проведения технического обслуживания;•механизированные ремонтные мастерские;•диагностические средства.Механизированные заправочные агрегатыМеханизированные заправочные агрегаты (МЗА) предназначены для механизированной закрытой заправки дизельным топливом, бензином, водой и смазочными материалами тракторов, комбайнов и других самоходных машин, а также для перевозки нефтепродуктов.Промышленностью выпускаются МЗА двух типов:•на шасси автомобиля;•на шасси тракторного прицепа.На шасси автомобиля выпускаются следующие агрегаты: 031926 на шасси ГАЗ5204, 034795 и 033607 на шасси ГАЗ5201, 032842 на шасси ГАЗ66[1,2]. На шасси тракторного прицепа выпускаются: ОЗ1401 и 031401И на шасси 2ПТС4МЗ793, 031362 и 031362И на шасси 2ПТС4М[3].Оборудование МЗА позволяет заполнять собственные емкости бензином, водой и маслами с помощью компрессора, работающего в режиме вакуумнасоса; дизельным топливом цистерну при помощи насоса агрегата, а также тракторы и другие самоходные машины через топливный фильтр, счетчик жидкости и раздаточный кран; перекачивать дизельное топливо из одной емкости в другую, минуя собственную цистерну; смазывать точки смазки сельскохозяйственных машин солидолом.Агрегаты технического обслуживанияАгрегаты технического обслуживания (АТО) предназначены для проведения периодических технических обслуживаний (ТО1 и ТО2) тракторов и других самоходных сельскохозяйственных машин в полевых условиях.Известны АТО на шасси автомобиля:АТО4822, АТО9994, АТ09966Б на шасси ГАЗ52OI; АТО9999 на шасси ГАЗ5204; АТ09966А на шасси ГАЗ66. Агрегаты на шасси тракторного прицепа 2ПТС4М АТО9966В и АТ01500Г. Агрегат на самоходном шасси T16M АТО9993[2,3].Агрегаты технического обслуживания оборудованы емкостями для: воды, дизельного топлива, смазочных материалов, солидола, промывочной жидкости, отработанного масла. Агрегаты укомплектованы инструментом, приборами и приспособлениями необходимыми при выполнении операций ТО.Оборудование АТО обеспечивает выполнение следующих операций: механизированную мойку машин, мойку узлов и деталей в промывачной жидкости, очистку, дозированную выдачу смазочных материалов закрытым способом под давлением, механизированный забор отработанных жидкостей и заправку смазочными материалами, дозаправку машин дизельным топливом, дозаправку системы охлаждения водой, продувку радиатора воздухом, подкачку шин, проверку цепей сельскохозяйственных машин, нанесение антикоррозионных покрытий и покраску машин, устранение мелких неисправностей, контроль и регулировку механизмов двигателя и других узлов, смазку подшипниковых узлов консистентными смазками.У агрегатов АТО9994 и АТО9999 все емкости кроме емкостей под отработанные жидкости расположены вертикально. Агрегаты на шасси автомобиля отличаются от агрегатов на шасси тракторных прицепов и T16M по двум важным показателям по производительности и по скорости передвижения, которые соответственно равны 25..30 и15...20 тракторов, 35 и 15 км в час[2,3]. Передвижные ремонтные мастерскиеПередвижные мастерские, применяемые в сельском хозяйстве это МПР3901, ЛуАЗ370311 МНР3902 на шасси автомобиля ГАЗ5201 и ПР3902на шасси ГАЗ66[3]предназначены для устранения технических неисправностей тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях. Оборудование рассматриваемых мастерских позволяет производить следующие работы: электросварочные и газосварочные, подъемнотранспортные; разборочносборочные; слесарномеханическиесверлильные, точильношлифовальные; правочные; окрасочные; жесняницкие; контрольнопроверочные; регулировочные.ММТОЖ53 и МПР1 на шасси автомобиля ГАЗ5ЗА предназначены для проведения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на животноводческих фермах и комплексах. Оборудование мастерских позволяет производить следующие работы: электросварочные; разборчносборочные; слесарномеханические, кроме правочных; жестяницкие; сантехнические; электротехнические; контрольнопроверочные; регулировочные. ММТОЖ53 оснащена газосварочным оборудованием[3].Мастерская МПР7360предназначена для обслуживания оборудования нефтескладов. Смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ53[3].Оборудование МПР7360 практически не отличается от оборудования МПР3901 и др. мастерских[3]. Дополнительно оборудована мерниками, ручной лабораторией РЛ и другими приспособлениями и инструментом дляобслуживания оборудования нефтескладов.Мастерская МПР9982 предназначена для обслуживания и ремонта автомобилей. Смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ53А. Оборудование мастерской позволяет выполнять разборочносборочные; слесарномеханические; жестяницкие; контрольнопроверочные; регулировочные работы, а также выполнять операции технического обслуживания.Мастерская МПР9924на шасси ГАЗ5201 предназначена для определения технического состояния узлов и агрегатов при техническом обслуживании и для устранения последствий отказов тракторов и сельскохозмашин. Оборудование тоже самое, что и у мастерских МПР3901 и др. Дополнительно оснащеаетсякомплектом диагностических средств.Передвижные диагностические средства и лабораторииПромышленностью выпускаются следующие диагностические средства и лаборатории.Комплекты линейной службы диагностирования КИ13905 на шасси ГАЗ452 и КИ13925 на шасси ИЖ2715 предназначены для диагностирования тракторов при ТО3 и после межремонтной наработки, для диагностирования комбайнов после завершения уборки, а также для проверки машин при технических осмотрах[3]. Комплекты содержат набор универсальных диагностических средств и набор приспособлений и инструмента общего назначения.Автопередвижные лаборатории по техническому обслуживанию машин и оборудования животноводческих ферм МПР4844 на шасси УАЗ452 и лаборатория на шасси ИЖ2715 предназначены для диагностики и технического обслуживания оборудования животноводческих ферм и комплексов, преимущественно доильномолочного. МПР4844 осношена газосварочным оборудованием, гидропрессом для опрессовки водопроводной арматуры, электродрелью[3].В настоящее время широкое применение находят цельнометаллическиефургоны или легковые автомобили,оснащаемые диагностическим оборудованием и средствами проведения технического обслуживания и несложного ремонта.Анализ выпускаемых в нашей стране и за рубежом передвижных средств технического обслуживания и ремонта позволяет сделать следующие выводы:1. Выпускаемые в настоящее время передвижные средства узкоспециализированы.2. Выпускаемые передвижные мастерские предназначены прежде всего для использования мастеровналадчиков обслуживающих предприятий.3. Передвижные мастерские практически относятся к одному типоразмеру и идентичны по набору основного оборудования, а следовательно по возможностям в выполнении ремонтнообслуживающих работ.4. Зарубежом выпускаются агрегаты технического обслуживания, передвижные мастерские, а также комбинированные агрегаты различных типоразмеров, что в совокупности образует систему передвижных средств соответствующую всем возможным для данной страны условиям эксплуатации техники.Таким образом выпускаемые передвижные средства не отвечают всем разнообразным условиям эксплуатации сельскохозяйственной техники и следовательно не образуют систему передвижных средств. Не отвечают основному требованию к передвижным средствам –обеспечить поддержание показателей надежности эксплуатируемой техники на заданном уровне при минимальных затратах труда и средств.Задачи дальнейших исследований можно сформулировать следующим образом.1. Подготовить методику разработки системы передвижных средств.2. Собрать информацию для разработки системы передвижных средств.3. Разработать систему передвижных средств.4. Разработать технические требования к передвижным средствам.Исследования должны проводиться в двух взаимодополняющих направлениях экспериментальном и теоретическом.В целом план проведения исследований можно представить следующим образом:1. Исследовать технологическое содержание работ по техническому обслуживанию и устранению последствий отказов сельскохозяйственной техники.а) определить перечень отказов основных видов сельскохозяйственной техники по протоколам МИС;б) уточнить перечень отказов техники эксплуатируемой в условиях сельхозпредприятий;в) определить перечень операций при выполнении работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;г) определить технологическое содержание работ при устранении последствий отказов и выполнение операций ТO.2. Выбрать оборудование, приборы, приспособления и инструмент для выполнения работ по ТО и устранению последствий отказов сельскохозяйственной техники.3. Исследовать условия эксплуатации сельскохозяйственной техники.а) рассчитать объем выборки и выбрать типичные сельхозпредприятия;б) рассчитать объемы работ по ремонтнообслуживающим воздействиям и видам для обслуживаемых сельхозпредприятий с учетом перспективного изменения объемов работ и качества техники применяемой в сельскомхозяйстве;в) определить объемы работ, которые целесообразно выполнять с помощью передвижных средств.д) исследовать климатические условия, состояние дорог, размещение объемов работ и другие факторы, влияющие на эксплуатацию передвижных средств.4. Разработать экономикоматематическую модель системы передвижных средств, приняв за критерий оптимизации минимум затрат.5. Разработать конструктивнотехнологическую схемупередвижных средств технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.Ссылки на источники1.Зеркалов Д.В. Экономия нефтепродуктов. Справочное пособие. М.: Недра, 1990. 191 с.2.Курочкин, И.М. Производственнотехническая эксплуатация МТП : учебное пособие / И.М. Курочкин, Д.В. Доровских. –Тамбов : Издво ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. –200 с.3.Маслов Г.Г. Техническая эксплуатация МТП. (Учебное пособие)/Маслов Г.Г., Карабаницкий А.П., Кочкин Е.А./ Кубанский государственный аграрный университет, 2008. –142с.