Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования
Выпуск:
ART 971034
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калетинская
М.
И. Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3536–3540. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971034.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятийные аспекты исследования: безопасность и психологическая безопасность в образовательном пространстве. Представлена классификация видов безопасности. Проанализировано содержание психологической безопасности образовательной среды.
Ключевые слова:
безопасность, психологическая безопасность
Текст статьи
Калетинская Мария Игоревна,студентка,«Владимирский государственный университет имениАлександра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых», г. Владимирkaletinskaya93@yandex.ru
Научный руководитель: ПоповВиктор Алексеевич,
доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедрысоциальной педагогикии психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых»,г. Владимира
Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования
Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятийные аспекты исследования: безопасность ипсихологическая безопасность в образовательном пространстве.Представленаклассификациявидов безопасности. Проанализировано содержание психологическойбезопасности образовательной среды.Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность.
Психологическая безопасность образовательной среды является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебновоспитательного процесса.Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.Образовательная среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способнабыластроить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие какихлибо угроз личности, обществу и государству. Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз[4].В широком, философском смысле «безопасность»трактуется как надежность существования социального объекта (системы). Так, по определению, предложенному академиком РАЕН, профессором И.А. Лазаревым, безопасность –это надежность существования объектов социальной природы и устойчивого прогрессивного их развития[2].Необходимо отметить, чтобезопасность рассматривается как динамичный процесс, в основе которого лежит равновесие системы (баланс интересов), а степень защищенности социальных объектов всегда относительна.Вполитологии «безопасность» понимается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», именно так ее определяет Закон РФ «О безопасности РФ»[5].Рассматривая безопасность как состояние защищенности, отечественные исследователи, в частности М.А.Котик, под защищенностью понимает способность индивида не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения —успешно преодолевать их. Исследователь выделяет три типа защищенности: 1) базовую защищенность, которая зависит от комплекса природных психофизиологических качеств; 2) индивидуальную защищенность, зависящую от социальных и профессиональных качеств, а также от состояния человека, его мотиваций, механизмов саморегуляции; 3) результирующую защищенность —зависит от технических средств защиты. Более широкое толкование рассматриваемого понятия можно обнаружить в работах О.Р. Рыбалкина, который полагает, что безопасность –это такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера, и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут» [6]. В определении Н.Л. Шлыковой отражается позиция деятельностного подхода к изучению проблемы безопасности. Автор отмечает, что безопасность —это «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних угроз...»[7].Полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.Классификация видов безопасности является условной. Как показал анализ специальной литературы, существуют комбинированныеисточники опасности, многоаспектныепроявления их воздействия.Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере зависитот практических задач, решаемых при обеспечении безопасности. Выделяют следующиеосновополагающие виды безопасности: политическая,военная, экономическая, техногенная,экологическая, социокультурная,психологическая, информационная,коллективная.Рассмотримболееподробно содержание психологическойбезопасности, котораяявляется одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности.Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой[3].Психологическая безопасность личности рассматривается в связи с мобилизацией ресурсов человеческой психики в трудных и экстремальных условиях, а реализация потребности в безопасности как сохранение психологической целостности индивида, наличия у него чувства удовлетворенности настоящим и уверенности в будущем, ощущения защищенности интересов и ценностей, включенности в окружающую действительность (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова)[1].Среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Т.С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)». Участники образовательной среды и сама образовательная среда могут являться как субъектами(обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют собой систему обеспеченияпсихологической безопасности[5].В рамках Стратегиинациональной безопасности РФ, психологическая безопасность учащихсяи их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды как прямое продолжение психологической безопасности их личности, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.Участники образовательной среды и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне относятся:внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним —неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды относятся: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде, к внешним криминализация общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах.Образовательная среда является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способно строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Психологическая безопасность –состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Термин «безопасность образовательной среды» появился сравнительно недавно. Интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды является переживание эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностногоразвития участников образовательного процесса[4]. Кбазовымкритериямобеспечения психологической безопасности образовательной среды относятся:
психологическая культура;
референтная значимость среды;
удовлетворенность участников основными характеристиками процесса взаимодействия. Таким образом, психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.
Ссылки на источники1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 271 с.2.Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003. С. 3.3.Проблемы психологической безопасности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Инт психологии РАН, 2012. 440 с. 4.Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.5.Общая теория права и государства: учебник / под ред.В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. –520 с.6.Рыбалкин О.Р. Феномен безопасности// Вестник Московского университета. 2003. № 5. С. 3542. . 7.Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада. 2004. 151с.
Научный руководитель: ПоповВиктор Алексеевич,
доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедрысоциальной педагогикии психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых»,г. Владимира
Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования
Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятийные аспекты исследования: безопасность ипсихологическая безопасность в образовательном пространстве.Представленаклассификациявидов безопасности. Проанализировано содержание психологическойбезопасности образовательной среды.Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность.
Психологическая безопасность образовательной среды является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебновоспитательного процесса.Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.Образовательная среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способнабыластроить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие какихлибо угроз личности, обществу и государству. Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз[4].В широком, философском смысле «безопасность»трактуется как надежность существования социального объекта (системы). Так, по определению, предложенному академиком РАЕН, профессором И.А. Лазаревым, безопасность –это надежность существования объектов социальной природы и устойчивого прогрессивного их развития[2].Необходимо отметить, чтобезопасность рассматривается как динамичный процесс, в основе которого лежит равновесие системы (баланс интересов), а степень защищенности социальных объектов всегда относительна.Вполитологии «безопасность» понимается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», именно так ее определяет Закон РФ «О безопасности РФ»[5].Рассматривая безопасность как состояние защищенности, отечественные исследователи, в частности М.А.Котик, под защищенностью понимает способность индивида не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения —успешно преодолевать их. Исследователь выделяет три типа защищенности: 1) базовую защищенность, которая зависит от комплекса природных психофизиологических качеств; 2) индивидуальную защищенность, зависящую от социальных и профессиональных качеств, а также от состояния человека, его мотиваций, механизмов саморегуляции; 3) результирующую защищенность —зависит от технических средств защиты. Более широкое толкование рассматриваемого понятия можно обнаружить в работах О.Р. Рыбалкина, который полагает, что безопасность –это такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера, и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут» [6]. В определении Н.Л. Шлыковой отражается позиция деятельностного подхода к изучению проблемы безопасности. Автор отмечает, что безопасность —это «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних угроз...»[7].Полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.Классификация видов безопасности является условной. Как показал анализ специальной литературы, существуют комбинированныеисточники опасности, многоаспектныепроявления их воздействия.Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере зависитот практических задач, решаемых при обеспечении безопасности. Выделяют следующиеосновополагающие виды безопасности: политическая,военная, экономическая, техногенная,экологическая, социокультурная,психологическая, информационная,коллективная.Рассмотримболееподробно содержание психологическойбезопасности, котораяявляется одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности.Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой[3].Психологическая безопасность личности рассматривается в связи с мобилизацией ресурсов человеческой психики в трудных и экстремальных условиях, а реализация потребности в безопасности как сохранение психологической целостности индивида, наличия у него чувства удовлетворенности настоящим и уверенности в будущем, ощущения защищенности интересов и ценностей, включенности в окружающую действительность (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова)[1].Среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Т.С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)». Участники образовательной среды и сама образовательная среда могут являться как субъектами(обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют собой систему обеспеченияпсихологической безопасности[5].В рамках Стратегиинациональной безопасности РФ, психологическая безопасность учащихсяи их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды как прямое продолжение психологической безопасности их личности, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.Участники образовательной среды и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне относятся:внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним —неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды относятся: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде, к внешним криминализация общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах.Образовательная среда является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способно строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Психологическая безопасность –состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Термин «безопасность образовательной среды» появился сравнительно недавно. Интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды является переживание эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностногоразвития участников образовательного процесса[4]. Кбазовымкритериямобеспечения психологической безопасности образовательной среды относятся:
психологическая культура;
референтная значимость среды;
удовлетворенность участников основными характеристиками процесса взаимодействия. Таким образом, психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.
Ссылки на источники1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 271 с.2.Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003. С. 3.3.Проблемы психологической безопасности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Инт психологии РАН, 2012. 440 с. 4.Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.5.Общая теория права и государства: учебник / под ред.В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. –520 с.6.Рыбалкин О.Р. Феномен безопасности// Вестник Московского университета. 2003. № 5. С. 3542. . 7.Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада. 2004. 151с.