Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калетинская М. И. Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3536–3540. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971034.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятийные аспекты исследования: безопасность и психологическая безопасность в образовательном пространстве. Представлена классификация видов безопасности. Проанализировано содержание психологической безопасности образовательной среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калетинская Мария Игоревна,студентка,«Владимирский государственный университет имениАлександра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых», г. Владимирkaletinskaya93@yandex.ru

Научный руководитель: ПоповВиктор Алексеевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедрысоциальной педагогикии психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых»,г. Владимира

Безопасность в образовательном пространстве: понятийные аспекты исследования

Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятийные аспекты исследования: безопасность ипсихологическая безопасность в образовательном пространстве.Представленаклассификациявидов безопасности. Проанализировано содержание психологическойбезопасности образовательной среды.Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность.

Психологическая безопасность образовательной среды является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебновоспитательного процесса.Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.Образовательная среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способнабыластроить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие какихлибо угроз личности, обществу и государству. Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз[4].В широком, философском смысле «безопасность»трактуется как надежность существования социального объекта (системы). Так, по определению, предложенному академиком РАЕН, профессором И.А. Лазаревым, безопасность –это надежность существования объектов социальной природы и устойчивого прогрессивного их развития[2].Необходимо отметить, чтобезопасность рассматривается как динамичный процесс, в основе которого лежит равновесие системы (баланс интересов), а степень защищенности социальных объектов всегда относительна.Вполитологии «безопасность» понимается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», именно так ее определяет Закон РФ «О безопасности РФ»[5].Рассматривая безопасность как состояние защищенности, отечественные исследователи, в частности М.А.Котик, под защищенностью понимает способность индивида не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения —успешно преодолевать их. Исследователь выделяет три типа защищенности: 1) базовую защищенность, которая зависит от комплекса природных психофизиологических качеств; 2) индивидуальную защищенность, зависящую от социальных и профессиональных качеств, а также от состояния человека, его мотиваций, механизмов саморегуляции; 3) результирующую защищенность —зависит от технических средств защиты. Более широкое толкование рассматриваемого понятия можно обнаружить в работах О.Р. Рыбалкина, который полагает, что безопасность –это такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера, и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут» [6]. В определении Н.Л. Шлыковой отражается позиция деятельностного подхода к изучению проблемы безопасности. Автор отмечает, что безопасность —это «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних угроз...»[7].Полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.Классификация видов безопасности является условной. Как показал анализ специальной литературы, существуют комбинированныеисточники опасности, многоаспектныепроявления их воздействия.Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере зависитот практических задач, решаемых при обеспечении безопасности. Выделяют следующиеосновополагающие виды безопасности: политическая,военная, экономическая, техногенная,экологическая, социокультурная,психологическая, информационная,коллективная.Рассмотримболееподробно содержание психологическойбезопасности, котораяявляется одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности.Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой[3].Психологическая безопасность личности рассматривается в связи с мобилизацией ресурсов человеческой психики в трудных и экстремальных условиях, а реализация потребности в безопасности как сохранение психологической целостности индивида, наличия у него чувства удовлетворенности настоящим и уверенности в будущем, ощущения защищенности интересов и ценностей, включенности в окружающую действительность (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова)[1].Среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Т.С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)». Участники образовательной среды и сама образовательная среда могут являться как субъектами(обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют собой систему обеспеченияпсихологической безопасности[5].В рамках Стратегиинациональной безопасности РФ, психологическая безопасность учащихсяи их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды как прямое продолжение психологической безопасности их личности, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.Участники образовательной среды и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне относятся:внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним —неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды относятся: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде, к внешним криминализация общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах.Образовательная среда является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способно строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Психологическая безопасность –состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Термин «безопасность образовательной среды» появился сравнительно недавно. Интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды является переживание эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностногоразвития участников образовательного процесса[4]. Кбазовымкритериямобеспечения психологической безопасности образовательной среды относятся:

психологическая культура;

референтная значимость среды;

удовлетворенность участников основными характеристиками процесса взаимодействия. Таким образом, психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Ссылки на источники1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 271 с.2.Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003. С. 3.3.Проблемы психологической безопасности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Инт психологии РАН, 2012. 440 с. 4.Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.5.Общая теория права и государства: учебник / под ред.В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. –520 с.6.Рыбалкин О.Р. Феномен безопасности// Вестник Московского университета. 2003. № 5. С. 3542. . 7.Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада. 2004. 151с.