Роль таможенной статистики в регулировании внешнеэкономической деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Витухина А. В., Кутумова З. Н. Роль таможенной статистики в регулировании внешнеэкономической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3586–3590. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971044.htm.
Аннотация. В современных экономических условиях роль статистики внешней торговли при управлении внешнеэкономическим комплексом возрастает. Для принятия рациональных политических и торговых решений, продуктивного регулирования внешнеторговой деятельности необходим всеобщий анализ совершенствования внешнеэкономических связей. Одним из самых главных источников обретения данных для анализа экспортно-импортных операций, анализа их торговой и географической структуры, анализа изменения объема торговли в зависимости от цен и физического объема товара является таможенная статистика внешней торговли. Прогнозирование последующего развития внешнеэкономической деятельности регионов и страны производится на основании анализа данных, осуществляется выработка стратегии и корректировка ныне используемой тактики ведения внешнеэкономической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Витухина Анастасия Викторовна,студентка юридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург14.nastj.94@mail.ru

Кутумова Зарина Нурлановна,студентка юридического факультетаФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургzar280797ina@mail.ru

Научный руководитель:Филиппова Елена Олеговна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыуголовного права, «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургelena5675@ mail.ru

Роль таможенной статистики в регулировании внешнеэкономической деятельности

Аннотация.В современных экономических условиях роль статистики внешней торговли при управлении внешнеэкономическим комплексом возрастает. Для принятия рациональных политических и торговых решений, продуктивного регулирования внешнеторговой деятельности необходим всеобщий анализ совершенствования внешнеэкономических связей. Одним из самых главных источников обретения данных для анализа экспортноимпортных операций, анализа их торговой и географической структуры, анализа изменения объема торговли в зависимости от цен и физического объема товара является таможенная статистика внешней торговли. Прогнозирование последующего развития внешнеэкономической деятельности регионов и страны производится на основании анализа данных, осуществляется выработка стратегии и корректировка ныне используемой тактики ведения внешнеэкономической деятельности.Ключевые слова:таможенная статистика, таможенная статистика внешней торговли, специальная таможенная статистика, методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

Происходящие в России в 90е гг. XXв. экономические и политические преобразования,обусловили необходимость пересмотра статистической методологии и переход российской социальноэкономической статистики на интернациональные стандарты.Были изменены органы и методы статистического учета внешнеторговых операций по причине либерализации внешней торговли и введением таможенного декларирования импортируемых и экспортируемых товаров. Рекомендации международных организаций были использованы при совершенствовании принципов статистического учета. С помощью них был создан первый вариант методологиитаможенной статистики внешней торговли, которая является по своей сущности схемой статистического наблюдения. Таможенными органами за минувшие годы приобретен безусловный опыт ведения статистического учета внешнеторговых операций, а также систематизированмеханизм сбора достоверной и своевременной информации.В первые годы формирования таможенной статистики внешней торговли большой акцент уделялся формированию информационной базы, но после того, когда создан достаточный массив данных, на первый план выходят задачи анализа.Для генерирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами органы таможенной службы ведут сбор и обработку сведений о транспортировании товаров через таможенную границу, чтобы в дальнейшем проанализировать состояние, динамику и тенденции развития внешней торговли. В соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами и предъявляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами правительству, государственным органам и иным организациям государствачлена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государствачлена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные и международным организациям в порядке, установленном международными договорами государствачлена таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные [2].На рисунке 1 представлены задачи таможенной статистики.Рис. 1. Задачи таможенной статистики

Комиссия таможенного союза предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств членов таможенного союза и международным организациям и публикует в определенные сроки и порядке данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза [4]. Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государствчленов таможенного союза в порядке и сроки, которые установлены законодательством государствчленов таможенного союза.В порядке, установленном законодательством государств членов таможенного союза ведется специальная таможенная статистика с целью обеспечения решения задач, порученных таможенным органам. Данные специальной таможенной статистики используются только для таможенных целей таможенными органами. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государствчленов таможенного союза [5].На рисунке 2 представлены цели, задачи и назначение специальной таможенной

Рис. 2. Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики

Выбор системы торговли при формировании статистического учета внешней торговли является неотъемлемым вопросом. Системы торговли, по которым принято вести статистику международной торговли товарами, делятся на общую и специальную [1].Учет на практике осуществляется применительно к территории по отношению к которой осуществляется сбор данных, т.е. статистической. Статистическая территория может совпадать или со всей экономической территорией страны или только с некоторой ее частью. Соответственно, когда статистическая территория страны не совпадает с ее экономической территорией, то статистика международной торговли товарами не может обеспечить полного учета исходящих товарных потоков и входящих. При применении национальной статистикой общей системы торговли наблюдается снижение несоответствий между данными странконтрагентов, а также совершенствование международной сопоставимости товарных и финансовых потоков.Активным участником международных переговоров по повышению качества сопоставимости статистических данных является статистическое управление Федеральной таможенной службы России, оно также следует данным рекомендациям при выработке национальной методологии статистики внешней торговли.Сбор, обработка и передача данных об экспортноимпортных операциях в настоящий период времени осуществляется почетырехзвенной системе: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, Федеральная таможенная служба и Главный научноинформационный вычислительный центр (ГНИВЦ).Дальнейшее формирование внешнеэкономических связей России требует усовершенствования статистики внешней торговли. Одним из основных направлений совершенствования является улучшение международной соизмеримости статистических данных по внешней торговле. Для решения этой проблемы и активизации усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи разработана унифицированная «Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации». Таможенная статистика РФ предназначена для обеспечения полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России; анализа конъюнктуры российского рынка; анализа основной структуры, тенденций и динамики внешнеторговых потоков Российской Федерации скоординированных с ее макроэкономической ситуацией; осуществления валютного контроля; контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет; информационного обеспечения; составления торгового и отдельных статей платежного баланса.В отличие от ранее разработанной статистическими органами методологии, существенной особенностью Методологии таможенной статистики внешней торговли, является то, что она создана на принципиально новой основе исходными данными при ее формировании является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (происхождение, объем и краткая характеристика товара, перемещаемого через границу, его цена,адрес грузополучателя и т.п.), заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации [3]. Поэтому должны применяться единые принципы и методы учета, а также единый порядок записи данных в работе с декларацией с момента заполнения. При составлении деклараций должны использоваться общеустановленные цифровые коды классификаторов, таких, как Классификатор таможенных учреждений, Классификатор предприятий и организаций, Классификатор видов транспорта, Классификатор валют, а также ТН ВЭД.Как было отмечено ранее, таможенная статистика включает также специальную таможенную статистику, куда входят объекты изучения, представленные на рисунке 3.

Рис. 3. Объекты изучения специальной таможенной статистики

Для того чтобы проанализировать изменения, происходящие в экспорте и импорте за определенный период, применяются методы группировки, анализа рядов динамики, факторный анализ взаимосвязей с применением дисперсионного, корреляционного, регрессионного и индексного методов.Следовательно, таможенная статистика внешней торговли является одним из существенных источников приобретения данных для анализа географической и торговой структуры экспорта и импорта, анализа экспортноимпортных операций, анализа изменения объема торговли в зависимости от цен и физического объема. На основе проанализированных данных производится коррекция ныне существующей тактики ведения внешнеэкономической деятельности и осуществляется прогнозирование развития внешнеэкономической деятельности страны и регионов и разработка стратегии.И так, основные факторы несоответствий данных статистики внешней торговли можно условно разделить на две группы. К первой группе можно отнести факторы методологического характера, т.е. разные подходы к некоторым аспектам методологии таможенной статистики внешней торговли, отступление от положений методологии, применение разных классификаторов, особенности стоимостного учета и некоторые другие. Ко второй группе можно отнести факторы, обусловленные желанием участников ВЭД занизить размер таможенных платежей, основными из которых являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров и преуменьшение таможенной стоимости.Разное решение методологических вопросов статистики внешней торговли приводит к разногласиюв показателях статистики странимпортеров и странэкспортеров, которые бывают в некоторых случаях весьма существенными. Необходимо изучение особенностей методологических принципов учета в тех странах, по которым проводится сопоставительный анализ. Проведенное исследование позволяет проанализировать опыт статистики международной торговли товарами и определить основные направления усовершенствования методологии таможенной статистики внешней торговли. Рассмотренное развитие и стандартизация статистического наблюдения за международной торговлей указывает на то, что большинство стран мира при организации учета внешней торговли следуют рекомендациям ООН. Основными причинами несопоставимости данных статистики внешней торговли странконтрагентов являются своеобразность организации учета экспортных и импортных операций, отступления от положений методологии международной торговли товарами, различные подходы к некоторым методологическим принципам. При регистрации стоимостных объемов экспорта и импорта различия могут быть в значительной мере обусловлены проблемами при пересчете валют, при определении статистической стоимости товаров в операциях, не связанных с куплейпродажей. Если невозможно получение сведений о внешней торговле отдельными товарами из таможенного учета для дальнейшей стандартизации статистических данных о внешней торговле, необходимо использоватьдополнительные источники информации, привестиперечни товаров, подлежащие/неподлежащие учету в статистике внешней торговли в соответствие с рекомендациями; учитывать или исключать из учета товары, помещаемые под определенные таможенные режимы; уделять больше внимания определению странпартнеров при регистрации данных статистики внешней торговли.

Ссылки на источники1.Мархонько В. М. Методология статистики международной торговли товарами. М., 1999.2.Е.Н.Беляева, О.Е.Кудрявцев. Таможенная статистика. Учебное пособие –Ростовна Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2005.3.А.Ф. Лисов, И.М. Турланова «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» подисциплине «Таможенная статистика». Курс лекций. –М.: РИО РТА, 2008.4.Таможенная статистика: методы анализа и прогнозирования: учебное пособие по дисциплине «Таможенная статистика» / Т. А. Крутова [и др.]; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская таможенная акад.». Москва: Издво Российской таможенной акад., 2011. 74 с.5.Григорьева, Тамара Анатольевна. Общая и таможенная статистика: учебное пособие / Т. А. Григорьева, Е. А. Жаркова; Сибирский гос. унт путей сообщ. (НИИЖТ). Новосибирск: Издво СГУПСа, 2011. –161.

Список цитируемой литературы Выбор системы торговли при формировании статистического учета внешней торговли является неотъемлемым вопросом. Системы торговли, по которым принято вести статистику международной торговли товарами, делятся на общую и специальную [1].Комиссии таможенного союза таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами и предъявляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами правительству, государственным органам и иным организациям государствачлена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государствачлена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные и международным организациям в порядке, установленном международными договорами государствачлена таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные [2].В отличие от ранее разработанной статистическими органами методологии, существенной особенностью Методологии таможенной статистики внешней торговли, является то, что она создана на принципиально новой основе исходными данными при ее формировании является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (происхождение, объем и краткая характеристика товара, перемещаемого через границу, его цена, адрес грузополучателя и т.п.), заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации [3].Комиссия таможенного союза предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств членов таможенного союза и международным организациям и публикует в определенные сроки и порядке данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза [4].Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государствчленов таможенного союза [5].