Физкультурно-оздоровительный центр как новый продукт гостиничного комплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щу Е. А. Физкультурно-оздоровительный центр как новый продукт гостиничного комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3606–3610. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971048.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организационного менеджмента гостиничных комплексов, имеющих в своей структуре физкультурно-оздоровительные центры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щукин Евгений Александрович,магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», г. Москваshchukin_evgeny@mail.ru

Физкультурнооздоровительный центр как новый продуктгостиничного комплекса

Аннотация. Статья посвящена вопросам организационного менеджмента гостиничных комплексов, имеющих в своей структуре физкультурнооздоровительные центры.

Ключевые слова: организационный менеджментгостиничного комплекса, дополнительные гостиничные услуги, физкультурнооздоровительный центр, плавательный бассейн.

В современных условиях эффективность и качество жизнедеятельности любой организации в значительной степени зависят от профессионального менеджмента.В широком смысле слова менеджмент –это «система рациональной организации управления производственной деятельностью, направленная на эффективное достижение запланированных результатов; это область человеческого знания,помогающего осуществлять разумное и эффективное управление; это социальный слой людей, осуществляющих работу по управлению» (Жолдак В. И., Сейранов С. Г., 1999) [цит. по 1, с. 209].Область управленческой деятельности, которая направлена на формирование организации как системы, предназначенной для наиболее эффективного достижения цели, принято называть организационным менеджментом. Элементами организационного менеджмента являются:проектирование, создание и совершенствование структуры;четкое разграничениефункций;распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности подразделений и исполнителей;установление взаимосвязей между элементами;строгое соблюдение установленных правил организационного поведения;принятие управленческих решений.Основноеотличие организационного менеджментаот других видов управления заключается в комплексности, в то время как, например, финансовый, кадровый и другие виды менеджмента являются более узконаправленными и функционируют в рамках ранее выстроенной и настроенной организационной системы.Организационноправовая форма гостиничного бизнеса определяется порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности по обязательствам предприятия, а также формой собственности.Большинство хозяйствующих субъектов отельного бизнеса являются юридическими лицами коммерческими организациями. При этом чаще всего это общества с ограниченной ответственностью. Такие хозяйственные общества учреждены одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами, их уставный капитал разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций в уставном капитале общества.Успех любого бизнеса зависит от его правильной организации. Гостиничный бизнес не является исключением из этого правила, поэтому организационная структура отеля в очень высокой степени влияет на абсолютное большинство показателей деятельности предприятия. Чтобы оперативно и качественно оказывать клиентам заявленный диапазон услуг, отель должен иметь отлаженный механизмпредоставления таких услуг.Организационная структура любого предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, управленческих должностей и производственных подразделений, формами их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей.В рамках организационной структуры выделяют структуру управления и производственную структуру. Они закрепляются Уставом предприятия и документально оформляются специальными положениями о подразделениях и службах, должностными инструкциями всех уровней управления.Организационная структура гостиницы зависит от ее назначения, места нахождения, специфики гостей, категории и других факторов. Она является отражением обязанностей, возложенных на каждого работника.Как показывает практика, вуправленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных структур:линейный;функциональный;линейнофункциональный.В большинстве гостиничных комплексов структура управления, как правило, линейнофункциональная. Во главе организации стоит генеральный директор. В его подчинении находятся несколько функциональных руководителей, возглавляющих отдельные службы.При организации гостиницы,а главное –структуры её управления, необходим творческий подход. Требования к организационной структуре заключаются в следующем:способность отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;гибкость, способность реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям;минимизация числа звеньев и количества персонала;высокий уровень профессионализма сотрудников;минимизация издержек на аппарат управления и на деятельность в целом.При разработке организационной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации. Все сотрудники индустрии гостеприимства закреплены за отдельными структурными подразделениями гостиницы с четко определенными обязанностями и полномочиями. Каждый сотрудник должен не только знать свои непосредственные обязанности и функции, но и хорошо понимать, каким именно образом его работа соотносится с той, которую выполняют другие сотрудники его подразделения, и каким образом их общая деятельность влияет наэффективность работы отеля.Обобщенный показатель эффективности функционирования гостиничного комплекса определяется суммарной эффективностью выполнения функциональных обязанностей и эффективностью оказания услуг различными структурными подразделениями.При этом к целевым функциям, направленным на обеспечение потребностей клиентов и производство услуг, относятся прием и размещение гостей; маркетинг; продажа и бронирование номеров; обслуживание клиентов по основным и дополнительным услугам и.т.п. К функциональным задачам гостиничного комплекса, направленным на обеспечение и поддержание функционирования гостиницы, относятся материальнотехническое и инженерное обеспечение; бухгалтерский учет; обеспечение безопасности; административная и кадроваядеятельность.Одной из главных целевых функций в гостиничном комплексе является предоставление гостиничных услуг клиентам. Гостиничные услуги –это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем [2].В общем случае, все услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные.Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг [2] к основным услугам относятся услуги проживания и питания. При этом без дополнительной оплаты гостям могут быть предоставлены и некоторые другие виды услуг.Перечень и качество предоставления платных дополнительных услуг должны соответствовать требованиям присвоенной гостинице категории [3]. Среди них наиболее востребованные услуги –это прокат автомобилей, экскурсионное обслуживание, организация продажи билетов на все виды транспорта, покупка и доставка цветов, продажа сувениров, стирка и химчистка одежды, пользование сауной, услуги парикмахерской, услуги барови ресторанов, аренда конференцзала, услуги бизнесцентра, организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.Наиболее значимым для гостиниц сегодня является фактор создания дополнительных услуг, т.е. нового продукта, наличие которого демонстрирует прогрессивный характер развития гостиницы. Практика показывает, что создание нового продукта –это процесс, вопервых, творческий, вовторых, сопряженный с анализом огромного количества обстоятельств, втретьих, требующий на его реализацию определенных средств и т.п.Приступая к созданию нового продукта, гостиница должна знать, на каком рынке данный продукт будет реализовываться, предполагаемый объем продаж, его жизненный цикл, ориентировочную цену, затраты на его создание и период выпуска егона рынок. Такие требования к созданию нового продукта исключают спонтанный характер данного процесса и предполагают наличие в гостинице механизма управления непрерывным развитием и получением анализа различной информации.Примером успешного внедрения новых услуг в отельном бизнесе в последнее время являются физкультурнооздоровительные центры.В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 520242003 «Услуги физкультурнооздоровительные и спортивные. Общие требования» [4] под физкультурнооздоровительными услугами в Российской Федерации понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурнооздоровительного и спортивного досуга.Физкультурнооздоровительные услуги в гостиничном комплексе включают в себя проведение занятий по физической культуре и спорту, спортивнозрелищных мероприятий, организацию и проведение учебнометодического процесса, предоставление физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений населению, информационноконсультативные и образовательные услуги и др.В соответствии с приказомРосстата «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» в услуги физической культуры и спорта включается оплата населением [5]:входных билетов и абонементов на спортивные соревнования, праздники, спортивнозрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах, группах аэробики, шейпинга и т.п.;обучения навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуг по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;пользования спортивными тренажерами;пользования катком, кортом, гимнастическим залом, бассейном и т.п.;услуг фитнессцентров;пользования залами для игры в бильярд, боулинг;пользования аквапарками;пользования лыжным спуском и подъемником;услуги проводников и тренеров;дополнительных услуг, предоставляемых посетителям спортивных сооружений (присмотр за детьми, приведение в порядок одежды, обуви, ремонт, подгонка и установка спортивного снаряжения, формы, инвентаря и т.п.).Как показывает практика, штат физкультурнооздоровительных центров гостиничных комплексов, как правило, небольшой и состоит из 36человек. В него входят его руководитель, спортивные инструкторы, медицинский и технический персонал. Режим работы определяется исходя из потребностей основного контингента потребителей.В силу своей специфики, гостиничный комплекс может предоставить лишь часть физкультурнооздоровительных услуг. Их разнообразие зависит от имеющейся базы и оснащения спортивнооздоровительных центров.В минимальном комплексе физкультурнооздоровительного центра в отелях категории четыре и пять звезд [см. 3] должно быть наличие тренажерного зала, сауны, плавательного бассейна. Чтобы сохранить свою репутацию, гостиничные комплексы стремятся следовать данной стандартизации. Некоторые физкультурнооздоровительные центры имеют свои спасалоны и салоны красоты, где предлагаются услуги и консультации косметологов, массажистов, и парикмахеров. Среди спортивных сооружений (инженерностроительных объектов, созданных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющих пространственнотерриториальные границы[6])физкультурнооздоровительных центров гостиничных комплексов наибольшую популярность у клиентов имеют плавательные бассейны.Плавательный бассейн –комплекс оборудованных помещений и залов, предназначенных для занятий водными видамиспорта [7]. Как правило, это сложное техническое сооружение, в которое входят системы очистки и подогрева воды, ее сброса при мытье ванн. Возможны самые различные конфигурации чаш бассейнов с различной отделкой:специальной керамической плиткой, стеклянной мозаикой, водостойким мрамором. Системы фильтрации воды монтируются в техническом помещении, размеры которого зависят от объема бассейна.В бассейнах применяются как химический метод обеззараживания воды (хлорирование), так и физические методы –ультрафиолетовое облучение и озонирование. Они позволяют снизить дозу хлора до минимального количества.Система автоматического климатконтроля позволяет контролировать микроклимат в бассейне, душевых, раздевалках. Бассейн должен соответствовать нормам по площади водной поверхности, температурному режиму, качеству воды и др. Как и все другие помещения гостиничного комплекса, плавательный бассейн должен соответствовать нормам Свода правил «Здания гостиниц. Правила проектирования» [8].Допустимая нагрузка на бассейн в единицу времени (пропускная способность человек в смену) должна определяться исходя из нормативных требований к площади зеркала воды на 1 человека в соответствии с видом бассейна согласно табл. 1. Эта норма и другие гигиенические требования к устройству,эксплуатации и качеству воды в плавательном бассейне определены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.2.118803 [9].Так, к примеру, глубина бассейнов для детей до 7 лет должна быть не более 0,6 м. Температура воды в открытых бассейнах должна поддерживаться летом на уровне +27°C, зимой –+ 28°C.Работа бассейна невозможна без инструкторов, медицинского и технического персонала, обеспечивающих безопасность, чистоту и порядок.Гости, разместившиеся в гостиничном комплексе, как правило, пользуются услугами физкультурнооздоровительного центра и его плавательного бассейна бесплатно. За дополнительную плату оказываются услуги массажиста, солярия и заказ напитков и блюд в фитобаре.Предоставление физкультурнооздоровительными центрами гостиничных комплексов своих услуг населению близлежащих микрорайонов следует рассматривать как возможность получения гостиницами дополнительной прибыли. В этом случае для клиентов, не проживающих в отеле, за пользование физкультурнооздоровительным центром устанавливают плату по прейскуранту либо предлагаются абонементына посещение и услуги физкультурнооздоровительного центра. Персонал физкультурнооздоровительного центра должен формировать уютную обстановку для отдыхающих, быть внимательным к клиентам и предоставлять услуги на высоком уровне. Таким образом, в настоящее время индустрию гостеприимства, как и любой другой бизнес, невозможно представить без организационного менеджмента, поскольку изза высокой конкуренции гостиничные предприятия вынуждены оперативно выводить на рынок новые продукты. Одним из таких продуктов является физкультурнооздоровительный центр гостиничного комплекса, и его деятельность также требуетпостоянной готовности к организационным изменениям.

Ссылки на источники1.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М.Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.2.Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации:постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187292/. [Дата обращения 27.04.2017].3.Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями: приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215// Рос газ. 2015. № 24/1.4.ГОСТ Р 520242003. Услуги физкультурнооздоровительные и спортивные. Общие требования. М., 2003. 11 с.5.Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг: приказ Росстата от 26.06.2013 № 234. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151306/. [Дата обращения 27.04.2017].6.О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2007 № 329ФЗ (ред. от 17.04.2017).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. [Дата обращения 27.04.2017].7.НЦС2011. НЦС 8102052011 Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства.Спортивные здания и сооружения(утв. приказом Минрегиона РФ от 22.04.2011 № 187).URL:http://docs.cntd.ru/document/1200086602. [Дата обращения 20.04.2017].8.СП 257.1325800.2016 Здания гостиниц. Правила проектирования (утв. приказомМинстроя России от 20 октября 2016 г. № 724/пр).URL:http://docs.cntd.ru/document/456040113. [Дата обращения 20.04.2017].9.О введении в действие СанПиН 2.1.2.118803 (вместе с СанПиН 2.1.2.118803.2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунальнобытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.01.2003) // Рос. газ. 2003. 27 февр. № 38.