Выявление факторов, влияющих на эффективность стартапов в ИТ-бизнесе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бубенцова В. Ф. Выявление факторов, влияющих на эффективность стартапов в ИТ-бизнесе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3726–3730. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971072.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов, которые должны приниматься во внимание при организации стартапов в области информационных технологий и управлении ими. В статье также приведены и проанализированы результаты опроса предпринимателей и новаторов, позволившие выявить зависимости и построить эконометрическую модель.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бубенцова Виктория Федоровна,бакалавр менеджмента, студентмагистр международной программы «EconomicsandManagement», специализации«Управление проектами в ИТбизнесе» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г.Краснодарnika7770111@rambler.ru

Выявление факторов, влияющих на эффективность стартапов в ИТбизнесе

Аннотация.Статья посвящена исследованию факторов, которые должны приниматься во внимание приорганизации стартапов в области информационных технологий и управленииими. В статье также приведены и проанализированы результаты опроса предпринимателей и новаторов, позволившие выявить зависимости и построить эконометрическую модель.Ключевые слова: стартап, эффективность, факторы эффективности, ИТбизнес, управление стартапом.

Для целей настоящей научной работы, фактор определен как действие или обстоятельство, имеющее влияние на результат и определяющее его характеристики. Такое определение показывает, что фактор может иметь не только позитивное, но и негативное влияние, и он определяет характеристики результата в зависимости от сущности факторов.

Необходимо также определить понятие стартап и его сущность. Профессор Стэнфорда и основатель нескольких успешных стартапов, создавший свою методику развития клиентов, Стив Бланк,определяет стартап как организацию, созданную для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнесмодели[1]. Эрик Райс, предприниматель и автор бестселлера НьюЙорк Таймс «Бережливый стартап»(“The Lean Startup”) представляет стартап как человеческий институт, призванный поставлять новый продукт или услугу в условиях крайней неопределенности [2]. Исполнительный директор WarbyParker, Нил Блюменталь определяет стартап как компанию, созданную и функционирующую чтобы решить проблему, когда решение не очевидно и успехне гарантирован [3]. Профессор Гарвардской школы бизнеса, Ноам Вассерман, более 10 лет изучавшийстартапы, утверждает, что стартап

это организация, которая использует возможности без учета ресурсов, которыми она в настоящее время управляет [4].Точное определение стартапашироко обсуждается и является неоднозначным понятием, что подтверждается большим количествомразличных терминов пытающихсяобъяснить суть стартапастой или иной точки зрения. Наиболее популярным и часто цитируемым является определение, предложенное Стивом Бланком. Помимо свой известности и общепризнанности, данное определениеимеет и другие преимущества: оно отражает основные характеристики стартапа(поиск, который включает в себя неопределенность) и их назначение, конечную цель(рабочая, продуктивная, «воспроизводимая и масштабируемая»бизнесмодель).В динамике появленияновых стартапов наблюдаются не только рост, но и периоды спадов активности, снижения числа новых предпринимателей и суммарного количества стартапов на всех стадиях[5]. Периоды спада активности новых предпринимателей могут быть связаны не только с отношениями или предпринимательскими способностями людей, но и с экономическими спадами, снижением покупательной способности населения и инвестиций или с уменьшением числа инновационных разработок, которые предприниматели могли бы использовать для организации бизнеса. Наиболее популярной областью появления и развития стартапов являются информационные технологии.Существуют различные мнения и подходы к определению показателей эффективности стартапов. Организаторы стартапов должны сами устанавливать индивидуальные критерии успеха для своих стартапов и решать, что является более важным для их проекта: вернуть инвестиции как можно раньше, уложиться в запланированные сроки или привлечь определенное количество заинтересованных пользователей.Для целей исследования, определяющим критерием эффективности был выбран срок окупаемости стартапа, так как этот срок является переломным моментом в развитии стартапаи показывает время, в которое предприятие начнет приносить прибыль организатору и инвесторам.Теперь мы можем перейти к обсуждению и определению факторов, влияющих на эффективность стартапов.В рамках научного исследования был проведен специальный опрос, направленный на выявление факторов, влияющих на эффективность стартапов в ИТбизнесе. Автором статьи была разработана анкета, представленная в таблице. Таблица1

Образец анкеты, использованной для опроса

Уважаемый участник анкетирования!

Оцените, пожалуйста, степень влияния нижеприведенных факторов на эффективность стартапов в отрасли информационных технологий по стобальной шкале (0 –100).ФакторОценка1. Инновационность продукта/идеи

2. Наличие четкого плана действий по запуску проекта

3. Подкрепление проекта бизнеспланом

4. Квалификация и образование управляющего

5. Опыт управляющего в работе над проектами

6. Квалификация и образование участников команды

7. Опыт участников команды в работе над проектами

8. Готовность управляющего и команды проекта к обучению и развитию

9. Ориентация на инвестора

10. Ориентация на потребителя

11. Наличие собственных финансовых ресурсов

12. Социальноэкономические последствия проекта

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:1) По Вашему мнению, специалистом в какой области должен быть организатор для достижения большей эффективности стартапа?Управление и бизнесПредметная областьДругое:_________________________

2) Какие способы привлечения целевой аудитории стартапа Вы считаете наиболее эффективными?

Реклама в СМИКоммерческие предложенияСоциальные сетиТелефонные звонкиЛичные встречиДругое:___________________

3) Каков, по Вашему мнению, примерный срок окупаемости эффективного стартапа в отрасли информационных технологий? (при управлении которым учитываются наиболее важные факторы, выделенные Вами ранее)Продолжение таблицы 1Менее года12 года23 годаДругое: ___________________

Благодарим Вас за участие!В анкетувключены12 факторов, а также три вопроса: мнение респондентов об области специализации организатора, которая необходима для повышения эффективности стартапа, эффективных способах привлечения целевой аудитории проекта и срока окупаемости эффективного стартапа в ИТбизнесе (если наиболее влиятельные факторы были учтены в процессе организации и управления).Опрос проводился в двух разных группах: первая группа (Г1) состояла из будущих организаторов стартапов, которые на момент проведения опроса только планировали запуск своего стартапа. Группа 1 состояла из 10 человек. Вторая группа респондентов (Г2) состояла из инвесторов, новаторов, предпринимателей, работающих в области информационных технологий, людей, которые имеют опыт реализации стартапов (26 человек).Респонденты оценивали факторы, влияющие на эффективность стартапов по шкале от 0 до 100. Можно проанализировать эти данные, определить основные факторы и сравнить результаты двух групп, представленные в таблице.Таблица2Результаты опроса двух групп и их сравнение

ФакторыРезультатСравнение(Г1Г2)Г1Г21. Инновационность продукта (или идеи)88.569.618.92. Наличие четкого плана действий по запуску проекта86.364.222.13. Наличие бизнесплана78.561.217.34. Квалификация и образование организатора6863.64.45. Опыт организатора в управлении проектами71.563.87.76. Квалификация и образование участников команды74.566.38.27. Опыт участников команды в работе над проектами73.557.316.28. Готовность организатора и участников команды учиться новому и развиваться профессионально

83.573.89.79. Ориентация на инвестора6760.46.610. Ориентация на потребителя78.584.76.211. Наличие собственных финансовых ресурсов6059.30.712. Социальноэкономическая значимость проекта69.658.311.3

Группа инвесторов, новаторов и людей, с опытом работы над стартапами, оценивает управленческие факторы более критично, давая в целом более низкие баллы. Группы сходятся во мнении о важности такого фактора как готовность менеджера и проектной команды к обучению и профессиональному росту. Обегруппы также согласны с важностью инновационностипродукта, хотя группа 1 выдвигает этот фактор на первое место, а по результатам оценки второй группой, (более опытной) этот фактор занимаеттретье место.Мы также можем заключить, что группа 1 недооценивает значимость ориентации стартапа на клиента, его ожидания и предпочтения, тогда как группа инвесторов, новаторов и организаторов стартаповдает самые высокие оценки этому фактору и именно он находится напервом месте в рейтинге, составленном по результатам оценок второй группы. Участники группы 1 полагают, что наличие четкогоплана действие является важнейшим фактором, но опытные новаторы отодвигаютэтот фактор на пятое место.Полезно также проанализировать мнение группы об области специализации организатора, которая способна снестибольший вклад в эффективность стартапа. Результаты ответов на этот вопрос представлены на рисунке.

Рис. 1. Мнения двух разных групп об области специализации организатора, которые необходимы для эффективного стартапа в области ИТ

Обе группы указывают, что предпочтительная область специализации организатора эффективного стартапа в ИТбизнесе это управление и бизнес. Однако организаторы будущих стартапов склонны переоценивать значение специализации организатора в предметной области стартапа для его успеха и эффективности.Теперь мы можем проанализировать мнения респондентов об эффективных способах привлечения целевой аудитории (Рисунок 2).

Рис. 2. Ответы двух групп об эффективных способах привлечения целевой аудитории

Социальные сети считаются наиболее эффективным способом привлечения целевой аудитории в обеих группах. Участники первой группы недооценивают эффективность личных встреч и рекламы в СМИ по сравнению с более опытными членами второй группы, отдавая предпочтение коммерческим предложениям. Обе группы считают телефонные звонки наименее эффективным способом привлечения целевой аудитории стартапав ИТбизнесе.Согласно результатам опроса, можно сделать вывод о том, что люди с различным опытом работы в стартапах понимают ипризнают важность инновационной составляющейдля успехавсего проекта.Мы также можем заключить, что существует разница в понимании основных факторов, влияющих на эффективность стартапов, которые следует учитывать в 0%20%40%60%80%100%Группа 1Группа 2Предметная область и менеджментПредметная область стартапа (ИТ)Менеджмент и бизнес051015201Реклама в СМИ2Коммерческие предложения3Социальные сети4Телефонные звонки5Личные встречиКоличество голосовГруппа 2Группа 1процессе управления стартапа. Опытные новаторы и организаторы стартапов подчеркивают ориентацию на клиентов как наиболее важный фактор,в то время как начинающие новаторы считают, что инновационность является основным фактором, который может обеспечить успех стартапа,даже если он организуется и управляется в условиях небольшого внимания к потребностям и запросамклиентов.Необходимо проанализировать реальное влияние этих факторов на срок окупаемости стартапов. Для этой цели были использованы методыэконометрического моделирования.

В рамках исследованиябыла создана линейная модель множественной регрессии на основе данных, полученныхв результате опроса группы 2. В модель были включеныфакторы, которые имели высокую прямую корреляцию с периодом окупаемости (по результатампостроенияпростых линейных моделей регрессии).Уравнение множественной линейной регрессии, имеющее вид[6]:y= β1 + β2x1 + β3x2 + β4x3 + u, (1)для факторной модели, построенной по результатам опроса группы опытных предпринимателей и организаторов стартапов в ИТотрасли, представлено в формуле 2:

y= 4,758 –0,0175x1–0,0052x2–0,0143x3+ 0,3074, (2)гдеy–ожидаемый срок окупаемости стартапа в ИТбизнесе,β1–коэффициент упересечения периода окупаемости,β2, β3, β4 –коэффициенты регрессоров x1, x2 и x3соответственно,x1 –инновационность продукта (идеи),x2 –квалификация и образование членов команды стартапа,x3 –ориентация стартапа на потребителя,u–стандартная ошибка модели.Необходимо отметить различие в факторах, набравших наибольшие оценки по результатам опроса и факторов, показавших наибольшее влияниена срок окупаемости, имевших более сильную корреляцию с выбранным параметром эффективности. Так, например, готовность организатора и участников команды учиться новому и развиваться профессионально не оказывает существенного влияния на сокращение периода окупаемости, в то время как достаточную корреляцию со сроком окупаемости для включения в модель множественной регрессии показал такой фактор как квалификация и образование членов команды стартапа.Результаты построения эконометрическоймодели позволяют сделать выводо том, что можно рассчитать наиболее эффективный результат (самый короткий период окупаемости), который может быть достигнут стартапом в ИТбизнесе в среднем, если при его организации и управлении эти факторы приняты во внимание как важнейшие и оценены максимальным баллом.y= 4,758 –0,0175*100 –0,0052*100 –0,0143*100+ 0,3074 = 1,37 (лет)Результат расчета показывает, что ИТстартаппри управлении которым наиболее влиятельные факторы были учтены и установлены на максимальном уровне, в среднем может достичь окупаемости в течение 1 года и 4,5 месяцев.Помимо прочих факторов, решающее значение для эффективного запуска стартапа имеетвыбранное время его реализации. Для этого необходимо проведение маркетингового анализа и изучение того сегмента ИТ рынка, на который ориентирован продукт или услуга. В таблице представлена динамика изменения основных показателей российского рынка информационных технологий[7].

Таблица 3Основные показатели российского ИТрынка

№ПоказательЕд. изм.201020112012201320142015Темпроста,%1Объем продаж на Российском ИТ рынке млрд. руб.518,2595,2658,5745,7667,2712,637,52Экспорт программного обеспечения и ИТуслуг из Россиимлрд. дол. США3,344,65,467112

Поскольку наблюдается тенденция увеличения объема продаж на российском ИТрынке, можно сделать вывод, что в настоящее время сложилась благоприятная ситуация для запуска стартапа в российском ИТбизнесе. Главными проблемами ИТотрасли и ИТрынка, являются недостаточная поддержка развития ИТиндустрии в России, а также слабо развитая ИТинфраструктура, которая ограничивает появление российских ИТстартапов, которые могли бы стать конкурентоспособными на международном рынке[8].Тем не менее, расходы на инновационные продукты также имеют перспективу увеличения[7].Это увеличивает шансы на успех для стартапов использующих или производящих инновационные продукты.Поскольку российский ИТрынок растет, российским ИТкомпаниям предпочтительнее занятьи удерживать наиболее значительнуюегодолю. Это позволит потребительскому рынку ИТпродуктов и ИТуслуг быть менее зависимыми от внешних поставок и колебаний валютных курсов.Именноинновационность была определена как важнейший фактор управления стартапами в облати ИТ, влияющийна их эффективность и сокращение срока окупаемости. Продуманное управление стартапом, учитывающее влияние основных факторов на его эффективность, в среднем позволяет добиться окупаемости проекта за 1,31,4 года.Эконометрическое моделирование факторов, влияющих на эффективность стартапов в ИТбизнесе, показало, что менеджеры должны учитывать не только новаторство продукта, но и уровень квалификации и образования членов команды стартапа. Кроме того, необходимо управлять проектом таким образом, чтобы повысить ориентацию на потребителей, ихнужды и запросы, поскольку этот фактор также является определяющим для развития и успеха стартапа.

Ссылки на источники1.Бланк С., Стартап: Настольная книга основателя / Стив Бланк, Боб Дорф; Пер.с англ. –М.: Альпина Паблишер, 2013. –616 с, URL: https://kniga.biz.ua/pdf/3762StartapNastolnaya%20kniga%20osnovatelya.pdf2.Ries, E., The Lean Startup: How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically SuccessfulBusinesses,–NY.:Hardcover, 2011.3.Robehmed, N., What is a startup, Официальныйсайтжурнала«Forbes», URL: https://www.forbes.com/sites/natalierobehmed/2013/12/16/whatisastartup/#7c70cd744.Тамже.

5.European Startup Monitor, 2016, by Prof. Dr. Tobias Kollmann, Dr. C. Stockmann, S. Hensellek, J. Kensbock, URL: http://europeanstartupmonitor.com/ fileadmin/esm_2016/report/ESM_2016.pdf6.Dougherty, С., Introduction to Econometrics, 4rd Edition, Oxford University Press, 2011, 512 p.7.Наука, инновации и информационноеобщество: Федеральная служба государственной статистики,URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#(Дата обращения 21.02.2017)8.IT industry competitiveness index, 2011,created by Economist Intelligence Unit for Business Software Alliance URL: http://globalindex11.bsa.org/countrytable/