Г. о. Чапаевск: перезагрузка. Новая модель функционирования моногорода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Понамаренко С. С., Кужанбаева Ю. Р., Гусева М. С. Г. о. Чапаевск: перезагрузка. Новая модель функционирования моногорода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3786–3790. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971084.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены основные типы блокировок, препятствующих выходу моногородов из перманентного кризиса. Представлены результаты исследования условий и современных тенденций социально-экономического развития моногорода Чапаевска. Рассмотрены новые модели функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях, а также определен набор мероприятий и механизмов их реализации на примере г. о. Чапаевск.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусева Мария Сергеевна,к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараgusevams@yandex.ru

Габбасова Юлия Ришатовна,студент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараy_gabbasova@mail.ru

Понамаренко Светлана Сергеевна,студент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараswetlanaa1997@gmail.com

Г.о. Чапаевск: перезагрузка. Новая модель функционирования моногорода

Аннотация.Вработе рассмотрены основные типы блокировок, препятствующих выходу моногородов из перманентного кризиса. Представлены результатыисследования условий и современных тенденций социальноэкономического развития моногорода Чапаевск.Рассмотрены новые модели функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях, а также определены набор мероприятий и механизмов их реализациина примере г.о.Чапаевск.Ключевые слова: моногород,блокировки развития, модельфункционирования моногорода, государственнаяподдержка, территория опережающего развития, комфортизация городской среды.

Моногорода —это не сюжет сегодняшнего дня, это накопленные годами проблемы, требующие скорого решения. В настоящее времяпроисходит «перезагрузка» отношений к данным городам, в рамках которой в2016 г. Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам «Моногорода»включеныв перечень ключевых направленийразвития Российской Федерациина долгосрочную перспективу.На сегодняшний день 319 муниципальных образованийРоссии с суммарной численностью населения порядка 13,6млн. чел. имеют статус «Монопрофильное муниципальноеобразование(моногород)». Подобного рода территориирассредоточеныпо всей стране. Основная их часть расположена в Приволжском (87 моногородов или 26% в долевом выражении от общего количества моногородов) и Центральном (72 и 21,5% соответственно) федеральных округах[1].Данный статус присваивается муниципальному образованию Правительством РФ при соблюдении следующих критериев:

муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения;

численность населения превышает 3 тыс. чел.;

численность работников одной или нескольких организаций, производящих однородную продукцию, достигает 20% среднесписочной численности работников всех организаций, функционирующих на территории муниципального образования;

реализация данной организацией(группой организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (помимо нефти и газа), производству, переработке промышленной продукции [2].Таким образом,ключевымотличием моногорода от городского поселения является присутствие на его территории градообразующего предприятия от эффективности деятельности которого напрямую зависит социальноэкономическая ситуация в муниципальном образовании. Факт существованиятакого риска побуждает как ПравительствоРФ, так и экспертов в сфере территориального развития кпоиску оптимального решения комплексного развития монотерриторий.

Ввиду неоднородности хозяйственного и социального пространства моногородов РФ, различий в моделях функционирования комплекс мер их поддержкидолжен определятьсядля каждого монопрофильногомуниципального образования индивидуально.В начале 2016 г. Правительством РФ был сформирован и утвержден Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ включающий 95 мер. Определенные перечнем меры сгруппированы по ответственнымза исполнение организациям (источникам поддержки), в их числе 9 федеральных министерств, 5 некоммерческих и 4 коммерческих организаций. Федеральными министерствами реализуется 80 из 95 мер поддержкиОсновная нагрузка ложится на Министерство промышленностии торговли РФ, за которым закреплено 68 мер поддержки, в том числе 9, находящихся на стадии разработки. Меры, закрепленные за Министерством промышленности и торговли РФ, имеют выраженную отраслевую направленность, заложенные в них субсидии предназначены для поддержания конкретных промышленных площадок, индустриальных парков и промышленных технопарков на территории с монопрофильной специализацией. По линии некоммерческих организаций и институтов развития (ГК Внешэкономбанк, ГК Фонд содействия реформированиюЖКХ, Фонд развития моногородов, Фонд развития промышленности, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов) реализуется десять мер и пять по линии коммерческих организаций (МСП Банк, АО «ЭКСАР», АО «РОСЭКСИМБАНК», АО «Корпорация СМП»)[3,4].Каждый моногород России, учитывая особенности своего социальноэкономического развитияи имеющиеся потребности, обладаетвозможностьюподобрать из перечня соответствующие меры. Это подтверждает тот факт, что внастоящее время происходит переход от «уравнивающих» к дифференцированным способам оказания помощи, учитывающим местную специфику.Особенностью монопрофильных городов является не наличие «тормозов развития», т.к. они присутствуют абсолютно во всех городах, независимо от того, монопрофильны ониили диверсифицированы. Спецификамоногородов состоит в том, что существующие там «препятствия» развития тесно связаны друг с другом, поэтому невозможно вести «борьбу» лишь в одном направлении. Российские моногорода являются проблемой, которую давно изучают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, вопросам поддержки монопрофильных муниципальных образованийи поискувариантов их комплексного развитияпосвящены работы Замятиной Н.Ю., Пилясова А.Н. [5], Ильиной И.Н.[6], Анимица Е.Г. [7], Зубаревич Н.В. [8],ПузановаА.С., ПоповаР., ЛанцеваД. [9], ЛюбовногоВ.Я. [10] иТургель И.Д.[11].Вработе Замятиной Н.Ю. и Пилясова А.Н. «Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и дорожная карта перемен» [5] авторами выделены3 основных типа блокировок, присущих моногородам: политическая, функциональная и когнитивная.Функциональная блокировка связана с моноотраслевой специализацией города, когда сформированы слишком тесные связи между предприятиями данной отрасли, приводящие к недостатку взаимодействия с внешним миром.Политическая блокировка связанас формированием тесных связей между органами местной власти и руководителями градообразующего предприятия: порой этот устоявшийся «альянс» приводит кблокированию развития новых отраслей за счет коррумпированности власти и конфликта интересов. Когнитивная блокировка связана с «застывшими» представлениями местного сообщества относительно траектории развития моногорода: консервативность взглядов населения не дает возможности поверить в то, что их моногород может успешно развиваться не только за счет одной единственной отрасли.Успешное развитие монопрофильного муниципального образования возможно лишь в случае преодоление всех трех «блокировок».Цель работы состоит в разработке мер государственной поддержки и механизмов их реализации на основе исследования условий и современных тенденций социальноэкономического развития моногорода (на примере г.о. Чапаевск).В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 №1398р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»[12] г. Чапаевск, расположенный в Самарской области, относитсяк моногородам 3 категории –моногородам со стабильнойсоциальноэкономической ситуацией. Численность населения города составляет 2,3% от численности Самарской области. По этому показателю он занимает 5 место среди городских округов регионов. Уровень безработицы в Чапаевске не достигает значения1%, что является несомненным плюсом и явно выделяет городской округ на фоне области с ее безработицей в 3,6%. Вместе с тем среднемесячная заработная плата в городе практически на 9 тыс. руб. ниже среднеобластного значения. Острой проблемой является и низкий уровень развития сектора малого и среднего предпринимательства (по состоянию на 2015 г. на 1000 жителей города приходится лишь 4,7 малых предприятий по сравнению со среднеобластным значением показателя в 35,4 ед.). Еще одной серьезной проблемой города является экологическая ситуация. Химическая промышленность –один из самых загрязняющих окружающую среду видов промышленности, при этом в Чапаевске обезвреживается лишь половина всех загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от всех источников загрязнения[13].Исторически сложилось, что Чапаевск является тротиловой столицей России: его история неразрывно связана с заводом по изготовлению взрывчатых веществ, благодаря возведению которого и появился сам город. По состоянию на 2016 г. в структуре отгруженных товаров, работ и услуг промышленности 67% приходится на обрабатывающие производства, среди которых 80% занимают химическая промышленность. Градообразующим предприятием является ПАО «Промсинтез» крупнейший производитель промышленных взрывчатых веществ и нитробензола в России и странах СНГ.На территории города также размещены предприятие оборонной промышленности и государственный боеприпасныйиспытательный полигон. Производятся синтетические смолы, жгуты проводов, кумулятивные заряды для нефтегазовой промышленности, силикатный и лицевой кирпич, известь строительная[14].В целях мониторинга текущего экономического и социального положения г.о. Чапаевск был проведен анализ 10 индикаторов развития города в период 20102015 гг.Динамика показателей экономического развития г.о. Чапаевск представлена в таблице (табл. 1).



Таблица 1 Показатели экономического развития г.о. Чапаевск

в период 20102015 гг.1

В ходе анализа показателей экономического развития Чапаевска были выявлены следующие проблемы: 1.Снижение доли продукции предприятия с 45,1 до 24,9% в общем объеме отгруженной промышленной продукции экспортноориентированного ПАО «Промсинтез»и сокращение среднесписочной численности рабочих градообразующего предприятия (в 2014 г. произошло сокращение 510 рабочих поотношению к 2010 г.).

2.Сокращение числа малых предприятий города. При этом около 65% из них функционируют в непроизводственной сфере.3.Снижение темпов роста объемов привлеченных внебюджетных инвестиций, чему причиной низкая инвестиционная привлекательность городского округа.Анализ показателей социального развития позволил выявить следующие тенденции(табл. 2):1.Улучшение демографической ситуации в городском округе;2.Снижение уровнязарегистрированной безработицы. Позитивные изменения в структуре занятости произошли в большей степени за счет оттока рабочей силы: нестабильное положение в промышленности обусловило высокую долю маятниковой миграции рабочих и служащих, которая оценивается на уровне 10 тыс. 1Составлено авторамина основе данных «Комплексного инвестиционного плана развития городского округа Чапаевск Самарской области на 20162022 гг.» [14]№ПоказательЗначение показателя по годам:2015/2010201020112012201320142015+/, %1Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства всего, млн. руб.4551,15024,85420,56776,87791,28845,3 4294,22Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующим предприятием, млн. руб.2053,22103,32086,21928,51939,22202,5149,33Доля отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующего предприятия в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %45,141,938,528,524,924,920,24Количество малых предприятий на 1000 жителей, ед.76656525Доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций, %9,610,015,224,321,922,012,46Объем привлеченных внебюджетных инвестиций (накопленным итогом), млн. руб.0449,8511,4847,01611,01997,21997,2чел. Это в основном квалифицированные рабочие и специалисты. Основными причинами роста трудовоймиграции выступают:

ограниченные возможности экономики города в обеспечении занятости населения: вновь созданные постоянные рабочие места пока не способны обеспечить работой всех незанятых граждан;

низкая заинтересованность в трудоустройстве на территории Чапаевска в условиях установления показателя среднемесячной заработной платы на уровне ниже, чем по Самарской области

Чапаевск стабильно находится на последнем 10 месте по данному показателю среди городских округов Самарской области[15].Таблица 2Показатели социального развития г.о.Чапаевск в период 20102015 гг.2

№ПоказательЗначение показателя по годам:2015/2010201020112012201320142015+/, %1Среднегодовая численность населения, чел.72 65672 52072 40672 39472 61472 680242Уровень зарегистрированной безработицы, %2,11,81,31,11,01,01,13Общее количество созданных постоянных рабочих мест (накопленным итогом), рабочих мест0292422477963126012604Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, руб.12 663,814 072,616 161,318 913,721 114,922 735,510 071,7

Обобщая проведенный анализ можно заключить, что основными проблемами социальной и экономической сферы г.о. Чапаевсквыступают:

узконаправленная специализация;

снижение экономической эффективности градообразующего предприятия;

низкая инвестиционная привлекательность;

маятниковая миграция;

высокая степень износа коммунальной инфраструктуры и нехватка объектовгородской среды;

напряженная экологическаяобстановка.В2013 г. Центромстратегических разработок было проведеноисследование в 18 моногородах и малых городахРоссии, целью которого было формирование новых моделейфункционирования моногородов России в условиях происходящих в экономике страны изменений, а также определениенабора мероприятий и механизмов их реализации[16]. В результате авторывыделили3 модели развития российских моногородов(рис. 1). 2Составлено авторамина основе данных «Комплексного инвестиционного плана развития городского округа Чапаевск Самарской области на 20162022 гг.» [14]

Рис. 1.Новые модели функционирования моногородов России

в изменяющихся экономических условиях [16]

Первая модель управляемое сжатие представляет собой совокупность способовоптимизации территории за счет переселения части населения в другие населенные пункты, за счет этого численность населения моногорода доводится до оптимального значения, при этом обеспечивается их занятость.Переселяемая часть населения также обеспечивается рабочими местами и жильем на новом месте. Модель применяется для удаленных от центров экономического роста и крупных городов монопрофильных муниципальных образований в случае остановки или окончательного прекращения деятельности градообразующего предприятия, для которого на данный момент характерно существенное снижение темпов экономического производства, и, как следствие, снижение уровня жизни местного населения.Вторая модель применима к моногородам, у которых на данный момент не имеется достаточного внутреннего потенциала для диверсификации и в ближайшее время его моноотраслевая специализация будет сохраняться.В городах этой группы градообразующие предприятия в среднесрочной перспективе сохраняют относительно стабильные объемы производства.Механизм развития моногородов в данном случае направлен на модернизацию производственного процесса и поддержание высоких стандартов предоставления социальных услуг. Модель «Индустриальная диверсификация» имеет три разновидности:

Индустриальная диверсификация моногорода–рекомендована для применениямуниципальными образованиями, еще не принявшихмеры по диверсификации экономики, благодаря чему до сих порсохраняется ее монопрофильность. Именно поэтому втаких городах необходимоположить начало траектории индустриальной диверсификации,создавая новые предприятия, а такжеважным моментом является повышение уровня жизни населения за счет развития социальной сферы.

Устойчивое развитие диверсифицированного города с закрывающимся градообразующим предприятием–применяется в случае начавшегося процесса диверсификацииэкономикигорода, однако градообразующее предприятие убыточно, характеризуется снижением темпов промышленного производства, а поэтому подлежит закрытию. В этом случае главная задача дальнейшего развития города обеспечитьзанятости его бывших работников.

Устойчивое развитие диверсифицированного города с работающим градообразующим предприятием–в экономике городатакже созданы условия утратыформальных признаков, по которым их относят к моногородам,но в этом случае градообразующее предприятие стабильно функционирует, следовательно, необходимости его закрытия нет. В таких городах важносоздавать условиядля повышенияинвестиционной привлекательностии комфортизации городской среды.Г.о.Чапаевсксоответствует критериямварианта «устойчивое развитие диверсифицированного города с работающим градообразующим предприятием»модели«индустриальная диверсификация». В настоящее времяуже положено начало реализации стратегии диверсификации экономики в сфере промышленности (осуществляется строительство индустриального парка со специализацией производства строительных материалов; построен завод жгутов проводов), при этом градообразующее предприятие городастабильно работает и характеризуется положительной динамикой темпов промышленного производства.Механизм реализации выбранной модели предполагает использование:

экономических механизмов,стимулирующих диверсификациюза счетсоздания индустриальных парков ипрочихподготовленных промплощадок, предоставленияналоговых преференций,в том числе малому и среднему бизнесу, что в целом будет способствовать повышениюинвестиционной привлекательности;

градостроительнойполитики, которая включает в себя меры по развитиюфонда муниципального жилья, модернизации инженернойи коммунальнойинфраструктуры, объектов городской среды и т.д.;

социальной политики, которая будет направленана развитие социальных инициатив местного сообщества.В качестве механизма стимулирования диверсификации предлагаемсоздание территорииопережающего социальноэкономическогоразвития(ТОСЭР)в рамкахуже функционирующего индустриального парка «Чапаевск». Реализацияпредложенной мерыпозволитдобиться следующего эффекта:

формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций;

создание новых для г.о. Чапаевск отраслей экономики;

диверсификация имодернизация производства на новой технологической основе;

создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия.Возможностьсоздания ТОСЭР на базе индустриального паркаопределяется статьей 3, пунктом9ФЗ "О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации"[17] и инструкциямиМинистерства экономического развития РФ и находится в компетенции регионального органа управления. От Администрации г.о. Чапаевск требуется лишь одобрение[4].На практике уже имеется успешный пример внедрения данной меры в Хабаровском крае, где Индустриальный парк «Авангард» располагается на ТОСЭР «Хабаровск». На презентации в Торговопромышленной палате России,прошедшей 14.04.2017,Хабаровский край был назван лучшим по новым мерам поддержки инвесторов[18].Создание ТОСЭР на базе уже функционирующего индустриального парка«Чапаевск» дает определенные преимущества для инвесторов. В таблицепредставлено сравнение предоставляемых налоговых льгот и субсидий в рамках двух режимов: функционирующем индустриальном парке и индустриальном парке, расположенном на территории опережающего развития (табл. 3)[3, 19].

Таблица 3Налоговые льготы и субсидии для резидентов

РежимНалог на прибыльНалог на имуществоНалог на землюСтраховые взносыСубсидии из областного бюджетаИндустриальный парк13,5%(на срокдо 5 лет)0%(на срокдо 5 лет)1,5%30%100 тыс. руб.за одно рабочее местоИндустриальный парк на территории опережающего развитияФБ –0% первые 5 лет, далее –2%;ОБ –0% 5% первые 5 лет,10 и более % следующие 5 лет0% (сроки определяются регионом)0% (сроки определяются муниципалитетом)7,6 %(в т.ч.

6% в ПФР,1,5% в ФСС,0,1% в ФОМС)100 тыс. руб.за одно рабочее место

Вторым перспективным направлением развития г.о. Чапаевска является комфортизация городской среды. Комфортная городская среда важнейший конкурентный фактор, позволяющим привлекать и, главное, удерживать (при равной заработной плате и т.п. условиях) молодую и квалифицированную рабочую силу на базирующихся в городе предприятиях. Любые действия в данной области требуют усиливать учет местной специфики и местных проблем. Поэтому улучшение качества городской среды подразумевает создание условий, нивелирующих негативные экстерналии агломерационного эффекта. Чапаевск расположен на периферии крупной СамарскоТольяттинской агломерации, и это отрицательно сказывается на некоторых аспектах: наличие развитой социальной и прочей инфраструктуры, большого количества рабочих мест буквально в часе езды создают как минимум предпосылку для маятниковых миграций.В настоящее время главной проблемой городской среды Чапаевска является большая степень износа его жилищного фонда (более 50%)[13], следовательно, техническое состояние большого количества многоквартирных домов в городском округе Чапаевск не соответствует современным требованиям, предъявляемым к техническим и качественным характеристикам жилищного фонда. Главная причина плохого состояния многоквартирного жилищного фонда –многолетнее отсутствие надлежащего технического обслуживания и достигший критического уровня «недоремонт» домов. Для решения данной проблемы считаем необходимым проведение модернизациисистемы коммунальной инфраструктуры, в рамках которой за счет средств Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства предполагается:

возмещениечасти расходов по подготовке проекта модернизации;

возмещениечасти расходов по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

субсидирование части процентной ставкипо кредитами облигационным займам[4].Модернизация и создание необходимых объектов социальной инфраструктуры, объектов досуга и культуры будут реализованы за счет программы «5 шагов благоустройства», предусматривающей в том числе создание в городском пространстве необходимого разнообразия коммуникационных площадок, дальнейшее благоустройство и озеленение города с включением в данную деятельность широких слоев местного населения.Для выявления предпочтений местного сообщества относительно городских объектов была создана информационная площадка моногорода.рф, где проводилось соответствующее голосование [20].В случае реализации предложенных мер государственной поддержки г.о.Чапаевск утратитсвою монопрофильную специализацию и станет привлекательной инвестиционной площадкой. Градообразующее предприятиепревратится в стабильно развивающеесяи будетоснащеноновейшимитехнологиямив области химической промышленности. Населению будут доступны высокооплачиваемыерабочие места, а также комфортная городская среда, отвечающая всем требованиям современных городов. Не останется без развития и сектор малого и среднего предпринимательства: диверсификация экономики города даст мощный толчок и ему. И т.к. врамках государственной программы «Комплексное развитие моногородов» к концу 2018 г. предполагается снижение количества монопрофильных муниципальных образований на 18 ед., в случае успешной реализации предложенных нами мер Чапаевск может попасть в их число:из моногорода он превратится в стереогород –город многомерных возможностей.

Ссылки на источники1.О мониторинге социальноэкономического развития положения моногородов [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/405/22920/ (дата обращения: 11.04.2017 г.).2.О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социальноэкономического положения: постановление Правительства от 29.07.2014 г. № 709 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70607142/#ixzz4fRrJ0ifW (дата обращения: 11.04.2017 г.).3.Гусева М. С., Габбасова Ю. Р. Комплексное развитие моногородов: опыт Самарской области // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 1. C. 62–76. DOI: 10.17072/22189173201716276.4.Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/monitoringmonocity/20160415 (дата обращения: 24.04.2017 г.).5.Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и дорожная карта перемен. М.: ЛЕНАНД, 2015. 216 с.6.Ильина И.Н. Развитие моногородов России: монография. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.7.Анимица Е.Г. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. 81 с.8.Зубаревич Н.В. Регионы России: Неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.9.Пузанов А.С., Попов Р., Ланцев Д. Государственная поддержка моногородов в России. М.: Фонд «Инт экономики города», 2014. 14 с.10.Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. М.: ЗАО «Дортранспечать», 2009. 110 с.11.Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург: Издво УрАГС, 2010.12.Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398р URL: http://base.garant.ru/70707138/#ixzz4a0IYxGvP (дата обращения: 12.04.2017 г.).13.Пояснительная записка к итогам социальноэкономического развития городского округа Чапаевск за 9 месяцев 2016 года // Официальный сайт Администрации г.о. Чапаевск [Электронный ресурс]. URL: http://chapaevsk.samregion.ru/ (дата обращения: 07.04.2017).14.Комплексный инвестиционный план развития городского округа Чапаевск Самарской области на 20162022 годы [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Моногород/КИПы/kipchapaevsk.pdf (дата обращения: 07.04.2017).15.Рейтинг городских округов Самарской области в 2013 –2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.samregion.ru/ (дата обращения: 16.04.2017).16.Моногорода Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях. М.: Компания «Базовый Элемент», 2014. URL: http://www.basel.ru/monogoroda (дата обращения: 02.04.2017).17.О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 15.04.2017).18.Хабаровский край назван лучшим по новым мерам поддержки инвесторов на презентации в ТПП [Электронный ресурс]. URL: http://www.eastrussia.ru/news/khabarovskiykraynazvanluchshimponovymmerampodderzhkiinvestorovnaprezentatsiivtpp/ (дата обращения: 16.04.2017)19.

Дмитриева Е.О. К проблематике построения моделей развития малого предпринимательства в моногородах РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. №35. С 23824520.Общероссийская информационная площадка о программе «Пять шагов благоустройства» в моногородах [Электронный ресурс]. URL: http://моногорода.рф/about (дата обращения: 12.04.2017)