Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Токишева Ш. А. Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3791–3795. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971085.htm.
Аннотация. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса. Целью статьи является теоретическое обоснование и разработка программы практического применения методов формирования конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочное время.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Токишева Шнар Аманжоловна,бакалавр, направление «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», Тюменский государственныйуниверситет,Тюменьtol.irishka@mail.ru

Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация.Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферахжизни. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебновоспитательного процесса. Целью статьи является теоретическое обоснование и разработка программы практического применения методов формирования конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочное время. Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, внеурочная деятельность

В настоящее время в педагогической теории отсутствует единая система формирования конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочное время, в связи с чем, изучение возможностей педагогического разрешения конфликтов в среде младших школьниковстановится актуальным.

Теоретическую и информационную базу нашего исследованиясоставили труды психологов, посвящённые особенностям младшего школьного возраста (Г.С.Абрамова, В.А.Аверин, Б.Г. Ананьев), а также работы специалистов, изучающих особенности конфликтов в школьной среде (А.Я.Анцупов, В.И. Журавлев, Т.С.Сулимова, А.И. Шипилов и др.).Анализ определений конфликта показывает, что определение ему пытались дать в социологии, философии, экономике и многих других смежных дисциплинах. Несмотря на однуидейную составляющую всех определений, упорядочить и обобщить всё их разнообразие достаточно сложно, ведь как пишет А.С. Гусева, «если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно:конфликт этостолкновение чегото с чемто» [1, c.40].

Конфликт представляет собой осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы. Конфликт включает в себя несколько стадий, для каждой из которых характерны свои особенности. Динамика истинного конфликта включает в себя все стадии от возникновения противоречий, до завершения конфликта. Конфликтная ситуация представляет собой возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих.Школа, как любая другая социальная среда является потенциальной базой для возникновения конфликтов. При этом, конфликты могут возникать между разными субъектами данной среды: ученикученик, ученикучитель, учительучитель и т.д. При изучении школьных конфликтов, следует разделять их по возрасту, так как конфликты, возникающие в старшем или среднем звене,отличаются от конфликтов, возникающих в младшей школе. В целом, педагогами и психологами, в основном, изучаются конфликты именно старшей школы, однако встречаются они в начальной школе.Так, Ш.А. Амонашвили отмечал «Конфликты в педагогическом процессе не редкость. Они разного рода: то осознанные, то неосознанные, то скрытые, то открытые, то легкопреодолимые, то острые, преодолеваемые с большим трудом, то моментальные, то долгие. Мотивы конфликтов могут быть разными, но они имеют в основном один и тот же источник.В начальных классах конфликты не имеют формы яркого проявления, может даже показаться, что здесь их вовсе нет. Однако если педагогический процесс авторитарный, конфликты неминуемы, они обязательно существуют хотя бы в скрытом виде» [2, C.65].То есть, несмотря на то, что старшая школа является наиболее потенциально опасной для развития конфликтов, могут они возникать и в среде начальной школы. Особенности конфликтов в начальной школе связаны с особенностями психологофизиологического развития детей в данном возрасте. В целом, конфликтующими сторонами в начальной школе, по мнению А.Я. Анцупова могут быть все участники учебновоспитательного процесса, втом числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата [3, c.60].Чтобы минимизировать последствия конфликтов, необходимо проводить профилактику конфликтов. Создавать такие условия взаимодействия в коллективе, при которых все возникающие конфликты и противоречия носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию. Кроме того, необходимо минимизировать возможность возникновения конфликтов, что возможно при формировании у школьников конфликтологической компетентности.Анализ литературы показывает, что в психологии и педагогике сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтологической компетентности, а сама категория «конфликтологическая компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической, педагогической и психологической науке.Под компетентностью мы понимаем особый тип организации предметноспецифических знаний, позволяющий принимать и реализовывать эффективные решения в соответствующей области деятельности[4] . Так, С.Ф. Фролов отмечает, что конфликтологическаякомпетентность рассматривается как вид социальнопсихологической компетентности и включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умениеконструктивно регулировать негативные последствияконфликтов, противоречия и конфликты; наличие навыков устранения конфликтных ситуаций [5, c.87]Процесс формирования конфликтологической компетентности в младшем школьном возрасте, по мнению Драгуновой Т.В.,может осуществляться через создание целостной педагогической системы, включающей учебную и внеучебную деятельность учащихся, организованной всоответствии с рядом условий [6, c.16].К числу психологопедагогических условий можно отнести развитие у учащихся эмпатии, самосознания, навыков рефлексии, формирование ценностносмысловой и мотивационной сфер личности. При соответствующих психологопедагогических условиях организации деятельностик концу младшего школьного возраста дети приобретают способность анализировать своё поведение и соотносить его с качествами личности. Развитие данной способности связано с формированием самосознания личности как одной из ключевых характеристик субъектности.Как и любую компетентность, конфликтологическую компетентность наиболее удобно и рационально развивать покомпонентно, в связи с чем, необходимо выделить компоненты конфликтологической компетентности, на которые необходимо обратить внимание при работе с младшими школьниками[7]. Для формирования конфликтологической компетентности младших школьников необходимо знать основные методы предотвращения и разрешения конфликтов среди младших школьниковРазрешение конфликта является итоговым и абсолютно необходимымэтапом развития любого конфликта. При этом, как отмечает Т.С. Сулимова и этап возникновения,и этап разрешения конфликта зависят от отношения конфликтующих сторон друг к другу и их отношения к предмету конфликта.Обращаясь к особенностям конфликтов в школьной среде, можно сказать, что если конфликт произошел между двумя субъектами учебновоспитательного процесса, которые до данного момента времени находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то субъекты будут заинтересованы в том, чтобы быстрее и как можно болееконструктивно и безболезненно для обоих сторон разрешить его. И, наоборот, если конфликт произошёл между изначально отрицательно настроенными друг на друга сторонами, то конфликт превратится в затяжной, есть вероятность, что он будет расширяться и усугубляться под действием обеих сторон [8, c.90].В связи с этим, можно сказать, что стадия разрешения конфликта всегда очень индивидуализирована, зависит от конкретной конфликтной ситуации. Так, разрешение конфликта С.Ф. Фроловым определяетсякак процесс поиска и нахождения взаимовыгодного решения проблемы, имеющей личную важность для участвующих сторон конфликта и на этой основе дальнейшая гармонизация и налаживание их взаимоотношений. Что касается, особенностей разрешения конфликтов в начальной школе, то здесь особую роль играет работа по профилактике конфликтов. В раннем школьном возрасте дети наиболее уважительноотносятсяк взрослым, особенно учителям. Поэтому у учителей есть возможность сформировать наиболее бесконфликтную среду. Как отмечаетН.И. Поливанова, существуют следующие пути и средства управленческого воздействия, способные предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон в среде младших школьников:1. Изучение мотивационной структуры деятельности младших школьниковв коллективе, позволяющее выявить наиболее вероятные причины возникновения конфликтов и устранить их.2. Правильное осуществление контроля в классном коллективе (уважительное, строгое, внимательное).3. Сплочение коллектива в единую «команду». [9,c.33]Вцелом, какие бы методы не использовались при работе над формированием конфликтологической компетентности, все они должны быть направлены на формирование у учащихся следующего набора компетенций:умение выделять причину противоречия, приводящего к конфликту; способность искать подходящие варианты разрешения конфликта; оценка данных вариантов и выбор оптимального; способность к обсуждению найденных вариантов с оппонентом в спокойной дружественной манере; соблюдение договорённостей.В рамках исследования намибыла проведена на базе Беловской средней школы, Кызылжарского района (СевероКазахстанская область. Республика Казахстан) опытноэкспериментальная работа по формированию конфликтологической компетентности. В исследовании принимали участие 20 учащихся 2 класса. Анализ особенностей работы педагогов в области формирования конфликтологической компетентности младших школьников показал, что в настоящее время не существует диагностических методик, которые можно былобы применять в начальной школедля определения уровня сформированности конфликтологической компетентности младших школьников. Нами были использованы:графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;методика АРТМ.В.Кудрякова. Кроме того, в связи с отсутствием универсальных методик определения уровня конфликтологической компетентности, диагностика проводиласьс использованием наблюденияза поведением детей (обращалось внимание на то, как ведёт себя при разговоре со сверстниками, учителями, перебивает ли при разговоре; со стороны наблюдались возникающие конфликты и способы их разрешения и т.д.); индивидуальной беседы.Во время беседы детям задавались следующие вопросы:Как ты понимаешь, что такое конфликт?Конфликт –это плохо или хорошо?Нравится ли тебе конфликтовать?Как ты поступаешь, когдас кемто споришь? (стараешься выслушать собеседника или перекричать; перебиваешь и т.д.). Как ты думаешь, в конфликте главное это оказаться победителем или найти правильную точку зрения?Уровень сформированности конфликтологической компетентности на начальном этапе опытноэкспериментальной работы у большинства детей 60% был допустимый, младших школьников имеют оптимальный и 20% критический уровни сформированности конфликтологической компетентности.Врамках наблюдения за учащимися 2 класса было выявлено, что основными видами конфликтов в рамках данного учебного коллектива являются:конфликты между хорошо и плохо успевающими детьми;конфликты между детьми, склонными к полноте идетьми, склонными оскорблять других детей.На основе наблюдения и анализа теоретического материала, касающегося формирования конфликтологической компетентности, быласоздана программа внеурочной деятельности. В рамках формирующего этапа опытноэкспериментальной работы решались 2 взаимосвязанных задачи:1. Составить коррекционноразвивающую программу по формированию конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочное время.2. Апробировать составленную коррекционноразвивающую программу на практике в работе сучащимися2 классом КГУ Беловскойсредней школы. Кызылжарский район. Формирующий этап проводился с середины сентября по декабрь 2016года. В субботу же проводятся факультативы, классные часы. В связи с этим, было решено проводить занятия по формированию конфликтологической компетентностимладших школьников по субботам. Изучение конфликтов и особенностей развития конфликтологической компетентности показало, что все стадии конфликта, имеют свои особенности и по своему важны. Однако при изучении возможностей разрешения конфликта в детской среде особое внимание стоит уделять конфликтной ситуации. Данный период является наиболее сложным в определении и в младшем школьном возрасте своевременное его осознание самими детьми практически невозможно. В связи с этим, работа по анализу и поиску конфликтных ситуаций остаётся задачей и прерогативой классного руководителя.

Работу по развитию конфликтологической компетентности следует проводить на всём этапе обучения в школе. И уже в основной школеможно включать в конфликтологическую компетентность способность распознать конфликтную ситуацию и работать по её устранению до начала конфликта. Таким образом, для профилактики межличностных конфликтов у детей в младшем школьном возрасте в школе нами предложен комплекс мероприятий, который может осуществляться в форме классных часов или тренингов. Используя данную методику профилактики межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте можно снизить уровень агрессии школьников, научить их взаимодействовать друг с другом, помочь повысить свою самооценку, научить понимать окружающих, помочь сплотить коллектив и тем самым предотвратить появление конфликтов.В целом, нами было выяснено, что проведение дополнительных занятий, направленных на развитие конфликтологической компетентности младших школьников покомпонентно может способствовать уменьшению количества детей с критическим уровнем сформированности конфликтологической компетентности и, соответственно, увеличению количества младших школьников с допустимым и оптимальным уровнем сформированности конфликтологической компетентности.Чтобы минимизировать последствия конфликтов, необходимо проводить профилактику конфликтов. Создавать такие условия взаимодействия в коллективе, при которых все возникающие конфликты и противоречия носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию. Кроме того, необходимо формировать конфликтологическую компетентность младших школьников, под которой понимаетсяспособность младшего школьника в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода негативных конфликтов в позитивное русло. Конфликтологическая компетентность представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Конфликтологическая компетентность является необходимой для младших школьников компетентностью. Использование выше перечисленных методов работы во внеурочной деятельности позволит не только вооружить детей знаниями в области конфликтологии, но и сформировать умения конструктивного поведения в конфликтах, навыки посреднической деятельности. В целом, формирование конфликтологической компетентности младших школьников осуществляется с помощью методов активного обучения: метода интроспекции, анализа конкретных ситуаций, игровых методов, тематических дискуссий, тренинга[10].

Для профилактики межличностных конфликтов у детей в младшем школьном возрасте в школе нами предложен комплекс мероприятий, который может осуществляться в форме классных часов или тренингов. Используя данную методику профилактики межличностных конфликтов младшем школьном возрасте можно снизить уровень агрессии школьников, научить их взаимодействовать друг с другом, помочь повысить свою самооценку, научить понимать окружающих, помочь сплотить коллектив и тем самым предотвратить появление конфликтов.В целом, нами была подтверждена гипотеза исследования: конфликтологическая компетентность младших школьников будет формироваться при условиях:организации работы по диагностике конфликтных ситуаций всреде младших школьников;индивидуальной коррекционноразвивающую работы по разрешению конфликтных ситуаций на основе результатов проведённой диагностики;проведения систематической внеурочной работы по формированию конфликтологической компетентности младших школьников покомпонентно, включая следующие структурные части данной компетентности: гностический, регулятивный, проектировочный, рефлексивностатусный, нормативный;проведения общей работы по снижению уровня конфликтности в детском коллективе.Таким образом, конфликтологическая компетентность является необходимой для младших школьников компетентностью. Использование методов активного обучения: интроспекции, анализа конкретных ситуаций, игровых методов, тематических дискуссий, тренинга во внеурочной деятельности позволит не только вооружить детей знаниями в области конфликтологии, но и сформировать умения конструктивного поведения в конфликтах, навыки посреднической деятельности.

Ссылки на источники1.Гусева А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг.М.: Владос, 2014.187 с.2.Амонашвили Ш. А.Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/Предисл. А.В.Петровского.М., 1983.3.Анцупов А.Я., ШипиловА.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2009. 300 с.4.Фугелова Т.А. История начального образования в России. СПб. Издво «Инфода». 124 с.5.Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.: Владос, 2011. 340 с.6.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте// Вопросы психологии. 2012. № 2. С.1420.7.Фугелова Т.А. Образовательные программы начальной школы. СПб. Издво «Инфода». 120 с.8.Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 2013. 340 с.9.Поливанова Н.И. Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта//Начальная школа, 2015. №5. С.3041.10.Fugelova T.A. DIALOGUE METHOD IN THE PROCESS TEACHING //The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal.2016 . №31. С. 5356