О направлениях развития антинаркотического законодательства в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абуев А. А., Кистер И. И., Смирнова А. С. О направлениях развития антинаркотического законодательства в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3851–3855. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971097.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются направления развития антинаркотического законодательства в субъектах федерации и в РФ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абуев Артур Асхатович,студент 3 курса Института права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараabuev1996@mail.ru

Кистер Инга Игоревна,студент 3 курса Института права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

Смирнова Анастасия Сергеевна,студент 3 курса Института права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

О направлениях развития антинаркотического законодательства в России

Аннотация.Встатье рассматриваются направления развитияантинаркотического законодательства в субъектах федерации и в РФ.Ключевые слова:наркотики, антинаркотическое законодательство, направления совершенствования антинаркотического законодательства.

Наркотические средства –это вещества, вызывающие при их употреблении ощущение физического или психического комфорта, и удовольствие, уменьшающее дискомфортные чувства [1, с.13; 2, с.707], в специальной литературе они рассматриются с нескольких сторон: медицинской, социальной и юридической. Потребление наркотиков и наркозависимость не зря называют чумой 21 века. Как утверждают специалисты, в настоящее время для многих странах, включая Россию, проблема наркомании становится приоритетной. По данным центральной прессы и компетентных органов с каждым годом число наркозависимых увеличивается, в первую очередь, растет число наркозависимых детей и молодых людей. По неофициальным данным соцопросов, в России наркотики употребляют около 7,5 млн. чел., из них 2 млн.делают это регулярно. Общее количество только официально зарегистрированных наркозависимых составляет порядка 600 тысяч человек и за последние пять лет эта цифра не меняется, при это число несовершеннолетних наркоманов возросло на 60% [3]. Борьба с наркотиками и наркоманией должна быть приоритетной целью и рассматриваться через призму опасности для всей страны и всего общества, о чем однозначно говорится в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [4].

Одной из стратегических задач является совершенствование нормативноправового обеспечения антинаркотической деятельности, что нашло конкретное отражение в принятии ряда федеральных законов, постановлений Правительства РФ и др.Отметим, что часть принятых нормативноправовых актов носит явно запретительный характер, часть касается профилактических мер. Развитие, например, уголовного законодательства происходиткак по пути установления повышенной уголовной ответственности за совершение сбыта наркотиков ииханалогов вопределенных местах и определенным способом ( п.а,б ч.2 ст.228.1 УК РФ —сбыт в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспортелибо в помещениях, используемых для развлечений или досуга, с использованием средств массовой информации либо электронных или информационнотелекоммуникационных сетей(включая сеть «Интернет»), так и по пути ужесточения наказания за совершенные деяния ( включение в санкцию ч.5 ст.228.1 УК РФ пожизненного лишения свободы).На наш взгляд, опасность наркотизации населения настолько велика, что это должно повлечь более жесткий подход к криминализации деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и установлении наказаний за их совершение, а именно:увеличение сроков лишения свободы за совершение деяний, предусмотренных ч.ч.1,2 ст.228.1 УК РФ;уменьшить значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и иных средств и веществ, указанных в постановлении Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228,228.1, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», на 12 пункта.Выступая за ужесточение антинаркотического законодательства мы, прежде всего, ориентируемся на результаты социологических опросов. По мнению большинства респондентов, наиболее эффективной мерой для решения проблем, связанных с распространением наркотиков, является ужесточение уголовной ответственности за распространение наркотиков и широкое распространение информации об опасности употребления наркотиков.Зарубежный опыт показывает, чтоужесточение ответственности и наказания в сфере борьбы с наркотиками дает свои результаты. Так, известен опыт Китая по искоренению курения опиума, в Израиле действует закон, запрещающий употребление и хранение любого количества наркотиков, даже для того, чтобы принимать их самому. Под запретом также выращивание, производство наркотиков и хранение инструментов для их приготовления и употребления. Максимальное наказание за наркопреступления 25 лет. Это самое суровое наказание в стране после пожизненного заключения. Одновременно полагаем, что необходимо вернутьв ст. 97 УК РФ норму о том, что принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицу, совершившему преступление и признанномунуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании, исключенную Федеральным законом № 162ФЗ от 08.12.2003, распространив ее действие и на тех лиц, которые освобождаются от уголовной ответственности в соответствии с примечанием 1 к ст.228 УК РФ.Законодательной основой профилактической антинаркотической деятельности должно служить не только федеральное законодательство, но и законодательство субъектов федерации.

Самарская область занимает выгодное географическое положениена пути международных транспортныхнаправлений «ЦентрСибирьАзия». Это географическое положение области оказывает влияние на уровень преступности, связанный с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению, например, с близлежащими субъектами федерации. С учетом положения региона в центре наркотрафика в Самарской области принят закон от 12.12.2011 №144ГД « О профилактике наркомании и токсикомании в Самарской области», в котором изложены основные понятия, полномочия органов государственной власти Самарской области, осуществляющих мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, иных участников профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, полномочия Правительства Самарской области по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, полномочия органов исполнительной власти по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, в сфере образования и науки, в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, в сфере культуры, говорится о системе мер по профилактике наркомании и токсикомании.Таким образом, антинаркотическое законодательство в своем развитии должно сочетать меры ужесточения с мерами профилактики.

Ссылки на источники1.Мельников И.Н. Естественнонаучные основы экспертных исследований: учеб. пособие Саратов, 2004. –183 с.2.Кайргалиев Д.В. История создания анаболических андрогенных стероидов (сильнодействующих веществ) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. –707710 с. 3.Заседание Совета Безопасности // http://kremlin.ru/events/president/news/54401(дата обращения 29 04 2017)4.Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года //http://www.consultant.ru (дата обращения 29 04 2017)