Проблемы подготовки магистров инженерных направлений к педагогической деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Конышева Ю. Е. Проблемы подготовки магистров инженерных направлений к педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3856–3860. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971098.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы подготовки магистров инженерных направлений к педагогической деятельности. Предложены педагогические методы и приемы, способствующие развитию профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления функций преподавателя в образовательных организациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Конышева Юлия Евгеньевна,магистр, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный аграрный университет», г.Челябинскyulia_konysheva@mail.ru

Проблемы подготовки магистров инженерных направлений к педагогической деятельности

Аннотация.В даннойстатьерассматриваются проблемы подготовки магистров инженерных направлений к педагогической деятельности. Предложеныпедагогическиеметоды и приемы, способствующие развитию профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления функций преподавателя в образовательных организациях.Ключевые слова:магистрыинженеры, педагогическая деятельность, профессиональнозначимые личностные качества, гуманитарная и педагогическая компетентность, методы и приемы активизации познавательной деятельности.

Подготовка магистровинженерных направленийявляется относительно новымнаправлением деятельности большинстваобразовательных организаций высшего образования. Поэтому вопрос о том, какой должнабыть этаподготовка,что онадает, какие решает задачи, какие возможности представляет для развития формирования высококвалифицированных специалистов остается крайне актуальным.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом бакалаврыинженеры должны быть подготовлены к таким видам профессиональной деятельности как научноисследовательская, проектная, производственнотехнологическая, организационноуправленческая.К характеристике профессиональной деятельности магистровинженеров добавляется педагогическая деятельность, предполагающая выполнение функций преподавателя в образовательных организациях[1].Участвуя в педагогической деятельности магистринженердолжен знать:

сущность саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала личности в деятельности;

основы управления коллективом;

основы управления педагогическим процессом; сущность социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий людей; технологии и методики профессионального обучения, активные методы обучения.Должен уметь:

составлять план саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала личности в деятельности при проектировании учебных занятий в вузе

учитывать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при проектировании и проведении занятий в вузе;

управлять коллективом студентов на занятиях;планировать, разрабатывать, проводить и анализировать теоретические и практические занятия по профессиональным и психологопедагогическим дисциплинам; проектировать содержание и технологию проведения занятий;

управлять учебным процессом.Должен владеть:

способами саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала личности в деятельности;

методами управления коллективом студентов на занятиях;

методикой составления учебнопланирующей документации к занятиям [1].На данном этапе возникаеттрудность в выполнении магистроминженером данной деятельности, связанная с тем, что на протяжении предшествующего обучения по программе бакалавриата обучающиеся получали знания, умения и навыки в большей части по специальным дисциплинам.Также получаязнания по небольшому количеству гуманитарных дисциплин, у обучающихсяинженерных направленийбытует мнение, что для предстоящейпрофессиональной деятельности им пригодятся только специальные дисциплины. Вследствиечего информация,получаемая на учебных занятиях по гуманитарным дисциплинам,воспринимается и усваивается обучающимися избирательно. В процессе изучениягуманитарных дисциплин, формируются профессионально значимые качества личности, играющиеглавнуюроль в дальнейшей педагогической деятельности магистраинженера.К нимможноотнестискорость возникновения и устойчивость психических процессов, скорость восприятия и мышления, длительностьощущений, яркость воображения, направленность на межличностные, социальные контакты. Таким образом, можно отметить, что проблема формирования гуманитарной и педагогической компетентности магистровинженерных направленийв образовательном процессе вуза не получила достаточного отражения.Исходя из всего вышеизложенного, следует,что подготовка магистровинженеров должна быть ориентирована на развитие профессионально значимых личностных качеств, таких как самостоятельность, креативность и творческое мышление, являющихся одними из основных качеств педагога.Для того чтобы добиться достижения данной задачи,необходимо внедрять в образовательный процесс педагогическиетехнологии, методы, приемы, способствующие формированию заявленных качеств.В настоящее времямногие педагогические технологии,методы и приемы,которые лежали воснове репродуктивной системы обучения, оказываются неспособными сформировать специалиста нового типа, способного ксаморазвитию итворческому отношению ксвоей будущей профессии. Очень важно выбрать иприменять именно те педагогические технологии иформы учебного процесса, результатом применения которых будет являться достижение цели подготовки магистра, готового к педагогической деятельности.В профессиональных образовательных организациях особое место занимают такие формы, методы проведения занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого обучающегося, повышают авторитет знанийи индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Данные методы активизации позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели –творческопоисковой деятельности. Творческопоисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.Методы активизации познавательной деятельности обучающихся:1) дискуссия –это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какоголибо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсужденияспора, столкновение различных точек зрения, позиций.Цель дискуссии –достижение определенной степени согласия её участников относительно дискутируемого тезиса.Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в других формах обучения: семинарских занятиях, социальнопсихологических тренингах, деловых играх, кейстехнологии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама включает в себя другие методы и приёмы: «мозговой штурм», анализ ситуаций и т.д.В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какоелибо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации мыслительной и ценностноориентирующей деятельности обучающихся.Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников.Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников [2].М.В. Кларин, изучая зарубежную педагогику (на примере США) с ее многолетним опытом проведения дискуссий, выделил следующие признаки этого способа обучения:

работа группы лиц, выступающих обычно в роляхведущих и участников;

соответствующая организация места и времени работы;

процесс общения протекает как взаимодействие участников;

взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных средств;

направленность обсуждения на достижение учебных целей[3].2) деловые игры –«метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какойлибо реальной деятельности».Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации[2].3) кейсметод –это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией понимается письменное описание какойлибо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.Ведущая цель метода –научить слушателей анализировать информацию относительно той или иной ситуации, выявлять в её структуре ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути их решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулироватьпрограмму действийПо отношению к другим технологиям обучения кейсметод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания (рисунок 1) [2].











Рис. 1. Составляющие кейсметода

Он выступаеткак способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.Кейсметод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Сегодня он становится одним из доминирующих при подготовке менеджеров, юристов, экономистов, так как позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою [2].4) тренинг –это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений [2].Специфические черты тренингов как групповой формы обучения включают:

соблюдение определенных принципов групповой работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и от самих участников;

наличие постоянной группы, периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение нескольких дней;

определенная пространственная организация;

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируют в ситуации «здесь и теперь»;

применение активных методов групповой работы;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [4].В последнее время в педагогических методических учебных пособиях также выделяют приемы активизации познавательной деятельности обучающихся.В качестве основных приемов выступают:1) синквейн(от фр. «пять» стихотворение, состоящее из пяти строк) это один из приемов активизации познавательной активности обучающихся на уроке. Синквейн это не способ проверки знаний обучающихся. Синквейн это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у студентов на уровне ассоциаций [5].Методика использования синквейна представлена на рисунке 2.









Рис. 2. Методика выполнения синквейна

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.2) POPSформула (PRES) интерактивный прием, направленный на рефлексию обучающихся. Цель краткое и обоснованное выражение собственной позиции по изученной теме [6].Методика использования POPS формулы: Обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента POPS –формулы (рисунок 3).









Рис. 3. Методика выполнения POPSформулы

3) приём «Кластер» («гроздь») графический систематизатор, схема.Цель продолжение развития умений по анализу, синтезу, сравнению и обобщению информации.















Рис.4.Методика использования приема «кластер»

Таким образом, при использованииданныхметодовпри подготовке магистровинженеров происходит принудительная активизация познавательной деятельности, развитие творческого мышления, инициативности, развитие интенсивной обратной связи, повышениестепенимотивации обучающихся к участию и самопроявлению в обучении, что непременно поможет им в дальнейшей педагогической деятельности.

Ссылки на источники1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 сентября 2015 г. № 1047 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (уровень магистратуры)»2.Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006. 175с.3.Бобрышов С.В., Смагина, М.В. Методы активизации процесса обучения : учебное пособие. Ставрополь: Издво СГПИ, 2010. 256 с4.Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 2007. 150 с. 5.Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. // газ. «Русский язык». 2009. № 7. С. 3234.6.Аствацатуров Г.О. Приёмы обратной связи. Попсформула [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/priyomyobratnojsvyazipopsformula

[Дата обращения 22.04.2017]