Формирование у старших дошкольников выразительной речи в театрализованной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ибрагимова М. И., Шатрова С. А. Формирование у старших дошкольников выразительной речи в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3936–3940. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971114.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования, раскрывающие возможности театрализованной деятельности для формирования выразительной речи у старших дошкольников. Анализируется влияние интегрированных занятий, игр и упражнений на формирование выразительной речи у старших дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шатрова Светлана Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образованияФГБОУВО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоград shatrova63@mail.ru

ИбрагимоваМалика Ибрагимовна,студентфакультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградmika13022013@yandex.ru

Формирование у старших дошкольников выразительной речи в театрализованной деятельности

Аннотация.В статье рассматриваются результаты исследования, раскрывающие возможности театрализованной деятельности для формирования выразительнойречи у старших дошкольников. Анализируется влияние интегрированных занятий, игр и упражнений для формирования выразительной речи у старших дошкольников.Ключевые слова:выразительность речь,старший дошкольник,звуковая культура речи, театрализованная деятельность, компоненты выразительной речи.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.Выразительностьречи обеспечивает эффективностькоммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Данная проблема отражена в работах таких психологов и педагогов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина А.В., Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др. Но следует заметить, что в этих работах не рассматривается интегративный характервыразительности, а только ее отдельные аспекты. [1]Нерешенностьрядаважных вопросов содержательного и методического характера побудило нас к исследованию данной проблемы. Мы полагаем, что театрализованныеигры являются эффективным средством формирования выразительности детской речи.Особенности выразительной речи:•выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;•традиционность и импровизационность;•возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.В силу названных особенностей,использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности речи, так как они раскрывают перед ребёнком красоту языка, обогащаетего речь. В художественноречевой и игровой деятельностисоздаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.На основании рассмотренных теоретических основ проблемы по формированию у старших дошкольников выразительной речи в театрализованной деятельности было установлено следующее.Совершенствование звуковой стороны речи: умение изменять силу и высоту голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи,правильного дыхания является необходимым этапом формирования выразительности речи у старших дошкольников. [2]Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Воспитаниевыразительной речи входит в общий процессобучениядошкольников культуре речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. [3]По мнению Рождественского Н.С., выразительность речи

это умение понятно, четко выражать свои мысли и чувства, умение интонационно воздействовать на слушателя, читателя.[4]Жинкин Н.И. оределяетвыразительность речи, ка наивысший уровеньразвития языка. Интонационная выразительность речи увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. [5]Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую нужно закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи –непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.Н.С. Карпинская отмечает, что, сохраняя, непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.[6]По мнению, Шевцовой Е.Е. и Забродиной Л.В., выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:1.Просодика сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.2.Интенсивность произнесения степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи.3.Мелодика речи совокупность тональных средств, характерных для данного языка.4.Ритм речи упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.5.Темп речи скорость протекания речи во времени.6.Тембр голоса окраска, качество звука.7.Логическое ударение выделение какоголибо слова в предложении интонацией [7].Эти компоненты будут являться основой практической части нашего исследования.В отечественной дошкольной педагогике известно довольно много исследований по вопросам формирования выразительности речи у дошкольников посредством театрализованных игр, можно выделить таких авторов, как Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.. [8]Театрализованная деятельность важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.[9]МигуноваЕ.В. считает, чтотеатрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков,она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. За счет расширениясловарного запаса, стимулируется активная речь,совершенствуетсяартикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.[10]Бородич А.М. сделала заключение о том, что при подготовке к театрализованной игре, необходимо правильно выбрать произведение. При подборе сказок, стихотворений, рассказов воспитатель детского сада, в первую очередь оценивает его со стороны воспитательного значения для детей. В каждый возрастной период для детей подбираются соответствующие произведения. Доступностьязыка определяется, прежде всего,словарным составом текста. Незнакомые слова необходимо объяснять заранее или заменить знакомыми.[3]Для диагностики уровнясформированности выразительной речи у старших дошкольниковмы провели эмпирическое исследование(на баземуниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад» г. Волгограда"). В эксперименте принималиучастие дети старшей группы в количестве 10 человек.Для изучения уровня сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические технологии, разработанные Лазаренко О.И., соответствующие выявленным критериям: умение ребенка изменять темп речи; умение изменять ритм речи; умение изменять высоту голоса;силу голоса; умение пользоваться логическим ударением; умение пользоваться слоговым ударением; сформированность интонационной выразительности речи.[11]Проведенное исследование характеристик выразительности речи дошкольников показало, что у детей недостаточно сформирована выразительность речи, особенно такие характеристики, как мелодикоинтонационные и логическое ударение. Поэтому, мы подобрали и апробировали авторские технологии, предлагаемые Лазаренко О.И. и на практике применили систему занятий с элементами театрализованных игр.На подготовительном этапебылапроведена с детьми беседана тему «Что такое театр?». Данная беседа помогла выявить уровень знаний у старших дошкольников о таком виде искусства, как театр.Основной этап состоит из 5 ступеней. Сначала проводились речевые упражнения, направленные на формирование тех характеристик выразительной речи, по которым был выявлен низкий уровень сформированностивыразительной речи.

Следующей ступенью было разыгрывание этюдов, дети учились передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Также проводились минисценки, которые были направлены на развитие творческой фантазии и интонационной выразительности речи. После чтения сказки с детьми проводилась беседа о содержании, об отношении детей к персонажам. В процессе подготовки к инсценировке сказки, с детьми рассматривались иллюстрации, готовили костюмы, декорации, разучивались роли.На заключительном этапе была организована инсценировка сказки «Три медведя», на котором присутствовали родители и все дети группы. После проведенной нами работы у старших дошкольников была выявлена динамика уровня сформированностивыразительной речи. Дети уже почти не стеснялись. Закрепилось умение работать в коллективе.Таким образом, на этапе формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных нами была создана предметноразвивающая среда, подготовлена и проведена система разработанных занятий и речевых упражнений.По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика характеристик выразительностиречи.Сравнив полученные результатыисследования, мы можем сказать о значительном росте уровня развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, проведенное нами исследование оказалось эффективным. Произошло заметное улучшение по всем основным показателям.Итак, мы доказали, что применение театрализованных игр в процессе формирования выразительной речиу старших дошкольников, доказывает их положительное влияние на этот процесс.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО. 2002. 458с.Бородич А.М. Методика формирования речи детей. –М.: 2001. –126с.2.Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –с.69.3.Бородич А.М. Методика формирования речи детей. –М.: 2001. –126с.4.Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.–М.: Просвещение, 1970. –С. 10.5.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова. –М.,1966.6.Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.–М.: Просвещение, 1972. –139 с.7.Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ.2008 222 с.8.Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005 176 с.9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн //

Питер 2000.10.Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е. В. Мигунова. –Великий Новгород, 2006. –126с.11.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи. Методическое пособие/О.И. Лазаренко. –М.: ТЦ Сфера, 2009. –64с.