Психологические особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова М. С., Смирнова О. В. Психологические особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4006–4010. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971128.htm.
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями. Проведен сравнительный анализ материнского и отцовского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями (на основе сопоставления с условно-здоровыми детьми).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Мария Сергеевна,магистр ФГБОУ ВО ЧГУ, Череповец,roxxana_k@mail.ru

Смирнова Ольга Валериевна,канд.пс.н., доцент ФГБОУ ВО ЧГУ, Череповецnovale@inbox.ru

Психологические особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возрастас психосоматическими проявлениями

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирическогоисследования родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями. Проведен сравнительный анализ материнского и отцовского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениями (на основе сопоставления с условноздоровыми детьми).Ключевые слова:психосоматические проявления, родительское отношение, материнское отношение, отцовское отношение.

Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего времени является проблема роста психосоматических заболеваний у детей. Психосоматические недуги препятствует их полноценной жизни, воспитанию, обучению и, как следствие, будущей интеграции в общество. Можно выделить много причин этого явления: социальнаянапряженность, неблагоприятная экологическая обстановка, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне и др. Вместе с тем, психосоматическиезаболевания–этоболезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы.Учитывая тот факт, что развитие ребенка дошкольного возраста происходит, главным образом, в семье, в процессе взаимодействия с родителями, обратим внимание на факторы психосоматических расстройств, связанных с семьей.По мнению А.В. Хайкина, семьи психосоматических больных отличаются слабыми границами между поколениями, недостаточной автономностью отдельных членов семьи и,вместе с тем, родительской разобщенностью. [1].М.Н. Елиашвили, наблюдая детей с болями неорганической природы, выявил отсутствие эмоциональной поддержки в их семьях. Матери этих детей, по его мнению, отличаются тревожностью и повышенной критичностью. Они не умеют распознавать и удовлетворять базисные эмоциональные потребности собственных детей [2].Согласно К.М. Сергеевой и Е.П. Успенской, предрасположенность к психосоматике сопряжена с особой симбиотическойсвязью ребенка с матерью, при которой у него не формируется способность к независимому автономному функционированию. [3]. А.Б. Серых, А.А. Лифинцева подчеркивают роль нарушения связи "матьдитя" в качестве этиологического фактора [4]. На основании изучения большого числа семейИ. МалкинаПых описала типичныеособенности родительского отношения к ребенку с психосоматическими проявлениями, в частности, сверхвключенность родителей в жизнь и проблемы ребенка; гиперпротекция; низкая способность к разрешению конфликтов[5].В существующих исследованиях, в основном,анализируется роль матери в процессе психосоматизации детей;однако, на наш взгляд, необходимо выявить роль обоих родителей в этом. Кроме того, наблюдается определенное противоречие между, с одной стороны, признанием важной роли семьи в этиопатогенезе психосоматических заболеваний, с другой стороны

малоизученностью данной проблемы, как с научной, так и с практической точки зрения. При лечении, психосоматических заболеваний не всегда и не в полной мере учитывается фактор семьи, в частности, отношение родителей (матери и отца)к такому ребенку. Как правило, преимущественно используется медикаментозный метод, поскольку врач нацелен на то, чтобы облегчить состояние больного «здесь и сейчас».Цельнашего эмпирического исследования: выявить особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическимипроявлениями. Объектомисследования стали дети старшего дошкольного возраста и их родители.Предметом–особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическимипроявлениями. В качестве гипотезы исследованиявыступило предположение о том, что существуютособенностиродительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическимипроявлениями. 1. Наличие психосоматических проявлений у ребенка обуславливается негармоничным (авторитарным, либеральным, индифферентным) стилем родительского отношения,2. В условиях полной семьи дети дошкольного возраста имеют психосоматические проявления, если стили материнского и отцовского отношения различаются.В исследовании приняли участие 106 детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) воспитанников МДОУ города Череповца Вологодской области,их родители (106 матерей и 83 отца).На первом этапе исследования нам необходимо было определить психосоматический статус детей. С этой целью были использованы следующие методики:

анализ медицинской документации;

опросник эмоционального неблагополучия детей (ОДЭН) Ю. Миланич;

беседа с родителями обследуемых детей и персоналом детских учреждений.В результатебыли выделены две группы детей: 1. условноздоровые дети –52 человека;2. дети с психосоматическими проявлениями –54 человека.В группу условно здоровых детей вошли дети, которые на момент проведенного исследования не имели верифицированных диагнозов хронических заболеваний в медицинской карте, а также показавшие низкий уровень по методике ОДЭН (в частности, по шкалам соматовегетативных и преневротических нарушений). В группу детей с психосоматическими заболеваниями вошли дети, имеющие в анамнезе хронические заболевания желудочнокишечного тракта (гастриты, дуодэниты, дискенезии), болевые синдромы неясной этиологии, болезни органов дыхания (астма, аллергический бронхит), кожные болезни (дерматиты, крапивницы, экземы), дискенезии. У таких детей по данным беседы с родителями часто отмечались дискомфортные явления в области пищеварительного тракта, дыхательной системы, сердечнососудистой системы: боли, тошнота, рвота, потеря аппетита, повышенная потливость, тахикардия, нехватка воздуха, кожные высыпания. Проявления не всегда носили постоянный характер. Также не всегда в карте ребенка стоял диагноз. Дети данной группы имели высокий и средний уровень проявления соматовегетативных и преневротических нарушений.На следующем этапе работы мы провели диагностику стиля родительского отношения в семьях здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями с помощью методики Ю.Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» и методики масок Т.В. Сенько.В таблице 1 представлены результаты, полученные по методикеЮ.Эйдемиллера. Таблица 1Степень выраженности отдельных характеристик родительского отношения к условно здоровым детей и детямс психосоматическими проявлениями (указаны средние арифметические значения)

Характеристика

родительского отношенияУсловноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиQкритерий РозенбаумаГиперпротекция, Г+3,555,12Значимо на уровне 0,05Гипопротекция, Г 1,832,81Значимо на уровне 0,05Потворствование, У+2,842,67

Игнорирование, У1,783,08Значимо на уровне 0,05Чрезмерность требований, Т+1,733,30Значимо на уровне 0,05Недостаточность требований, Т2,311,79Значимо на уровне 0,05Чрезмерность запретов, 3+1,993,04Значимо на уровне 0,05Недостаточность запретов, 32,091,06Значимо на уровне 0,05Чрезмерность санкций, С+1,852,02

Минимальность санкций, С2,521,88Значимо на уровне 0,05Неустойчивость стиля воспитания, Н1,681,71

Примечание: «» означает отсутствие значимых различий.

В семьях условноздоровых детей наиболее выражены такие характеристики родительского отношения, как гиперпротекция (Г+) –3,55, потворствование (У+) –2,84, минимальность санкция (С) –2,52,а также по шкале недостаточность требований (Т) –2,31. В семьях, имеющихдетей с психосоматикой,родители набрали большое количество баллов по таким шкалам, как гиперпротекция (Г+) –5,22, чрезмерность требований (Т+) –3,3, игнорирование потребностей ребенка (У) –3,08, а также чрезмерность запретов (З+) –3,04.

Применение статистических методов (Qкритерий Розенбаума) выявило существование значимых различий (при р<0,05) между характеристиками родительского отношения условно здоровых детей и детей с психсоматическими проявлениями по шкалам гиперпротекции –4,3, гипопротекции –4,4, игнорирования потребностей ребенка –7,3, чрезмерность и недостаточность требованийобязанностей –9,8, чрезмерность требованийзапретов 6, недостаточность запретов –6,2, минимальность санкций –3,7. По полученным данным мы можем составить портрет родителя ребенка с психосоматическими проявлениями. Родители таких детей уделяют ребенкукрайне много времени, сил и внимания, и воспитание становится центральным делом их жизни. Часто родители предъявляют ребенку чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту и имеют риск психотравматизации. При этом потребности ребенка игнорируются, дети не имеют тесного эмоционального контакта, в результате чего не могут в будущем открыто проявлять свои чувства, что способствует тому, что эмоции приобретают телесную форму. Другими словами в таких семьях ребенку все нельзя, у него есть куча обязанностей, ограничивающих свободу, а вот потребности ребенка игнорируются.Результаты диагностики стиля родительского отношения по методике Эйдемиллера были уточнены данными, полученными при помощи Методики масок Т.В. Сенько, которая позволяет проанализировать специфику родительского отношения с точки зрения детского восприятия.Из таблицы 2 видим, что условно здоровые дети определили отношение родителей к себе как положительное доминирование (48,15%) и положительное подчинение (21,3%). Отрицательное доминирование и подчинение (как неадекватные стили родительского отношения) определили 24,07% и 6,48% (соответственно) детей этой группы. Таблица 2Результаты диагностики восприятия условно здоровыми детьми и детьмис психосоматическими проявлениями родительского отношения ( %)

Параметры родительского отношенияГруппы детейЗначимость различий по критерию Фишера*Условноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиПоложительное доминирование48,1519,234,44Отрицательное доминирование24,0738,462,213Положительное подчинение21,36,733,076Отрицательное подчинение6,4835,385,36

Примечание: полужирным шрифтом выделены различия на уровне 0,01, курсивом –различия на уровне 0,05.

В отличие от родителей условноздоровых детей, родители детейс психосоматическими проявлениями проявляют преимущественно неадекватные стили отрицательное подчинение (38,46%) и отрицательное доминирование (35,38%). Расчет значимости различийпо критерию Фишера показал различия на уровне 0,01 по шкалам "положительное доминирование" (F=4,44), "положительное подчинение" (F=3,076) и "отрицательное подчинение" (F=5,36); на уровне 0,05 –по шкале "отрицательное доминирование" (F=2,213). Таким образом, можем сделать вывод о том, что родители детей с психосоматическими проявлениями имеют негармоничные стили родительского отношения (отрицательное доминирование и отрицательное подчинение), в то время, как родители условноздоровых детей чаще демонстрируютположительное подчинение и доминирование.В дальнейшем нам важно было сопоставить характер отношения матерей и отцов (в отдельности) к условноздоровымдетям и детям с психосоматическими проявлениями.В таблице 3представим результатысравнительного анализа материнского и отцовского отношения в обеих группах детей. По полученным данным можем представить портрет матери и отца детей с психосоматическими проявлениями. Матери детей с психосоматическими проявлениями чрезмерно опекают ребенка, приэтом нередко выдвигают чрезмерные требования к нему, устанавливают чрезмерные санкции и запреты. Также нередко можно встретить противоположный тип игнорирующую своего ребенка мать, устанавливающую недостаточное количество запретов.Отцы детей с психосоматическими проявлениями чаще всего проявляют гипопротекцию в отношении своих детей, то есть дети оказываются на периферии родительского внимания и к ним обращаются от случая к случаю; либо потворствуют им. Отцы предъявляют к ребенку чрезмерные требования, однако наряду с этим выявлена и недостаточность требований и запретов со стороны отца. Это свидетельствует о неустойчивом типе семейного отношения. Это может привести к внутренним противоречиям у детей.Можно сделать вывод, что в семьях, где родители имеютнегармоничные стили родительского отношения, дети чаще страдают психосоматическими проявлениями. При этом, в большей степени, на соматичность ребенка влияет отношение матери, нежели отца. Это можно увидеть в таблице 3 (по матерям статистически значимых различий в стилях между группами выделено по 7 шкалам на уровне 0,01, а по отцам –по 5 шкалам на уровне 0,01, по 2 шкалам на уровне 0,05, а по 4 шкалам не выявлено статистически значимых различий).Таблица 3Степень выраженности отдельных характеристик материнского и отцовского отношения к условно здоровым детей и детям с психосоматическими проявлениями (указаны средние арифметические значения)

Характеристикиродительского отношенияМатеринскоеотношениеКритерийМаннаУитни*Отцовское отношениеКритерийМаннаУитни*Условноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиУсловноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиГиперпротекция, 4.778.25102,52,231,981065Гипопротекция 1.521.16

2,14,44257Потворствование, 2.883.94

2,81,4415Игнорирование1.504.48941,961,77

Чрезмерность требований1.444.3068.022,291097Недостаточность требований2.582.22

2,11,3712Чрезмерность запретов2.124.321551,851,77

Недостаточность запретов2.081.22182,51,920,9583Чрезмерность санкций1.642.56825,52,11,46907Минимальность санкций1,602,687642,32,2

Неустойчивость стиля воспитания,

0.74

1,771,8

Примечание: полужирным выделены различия на уровне 0,01, курсивом –различия на уровне 0,05, «»означает отсутствие значимых различий.

Эти данные были уточненыдиагностикой материнскогои отцовскогоотношения с точки зрения восприятиядетей(Методика масок Т.В. Сенько).Таблица 4Результаты диагностики восприятия условно здоровыми детьми

и детьми с психосоматическими проявлениями материнского и отцовскогоотношения (%)

Параметры родительского отношенияМатеринское отношениеКритерий ФишераОтцовское отношениеКритерий Фишера*Условноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиУсловноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениямиПоложительное доминирование58,2133,332,08950,883,51

Отрицательное доминирование17,9161,112,94424,5612,285,1Положительное подчинение20,905,562,5215,797,02

Отрицательное подчинение2,99

8,7777,195,293Примечание: полужирным шрифтом выделены различия на уровне 0,01, курсивом –различия на уровне 0,05, «»означает отсутствие значимых различий.

Из таблицы 4 видим, что у матерей детей с психосоматическими проявлениями наиболее выраженной характеристикой отношения к детям является отрицательное доминирование –61,11%, в то время как у матерей условноздоровых детей –положительное доминирование –58,21%. Применение статистических методов выявило значимость различий на уровне 0,01 между стилем материнского отношения к условно здоровым детям и детям с психосоматическими проявлениями по отрицательному доминированию (2,944) и положительному подчинению (2,52); на уровне 0,05 различия выявлены по положительному доминированию (2,089). Отношение отцов к себе дети с психосоматическими проявлениями воспринимают преимущественно как отрицательное подчинение (77,19%), в то время как условноздоровые дети–положительное доминирование (50,88%).Математикостатистический анализ показал значимость различийпо шкалам «Положительное доминирование» (5,1) и «Отрицательное подчинение» (5,293) на уровне 0,01 в восприятии отцовского отношения здоровыми детьми и детьми с психосоматикой.Таким образом, родители детей с психосоматическими проявлениями довольно часто демонстрируют негармоничные стили отношения к детям, при этом для матерей, в большей степени, свойственен авторитарный и индифферентный стили отношения к ребенку, тогда какдляотцов

либеральный и индифферентный.В рамках выявления специфики родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с психосоматическими проявлениямина следующем этапе нами были проанализированы только полные семьи (48 полных семей с условноздоровыми детьми и 44 полные семьи с детьми с психосоматическими проявлениями). Родители всех детей были разделены на 5 групп.

в 1 группу вошли семьи, где мать и отец имели негармоничные стили (авторитарный, либеральный, индифферентный) родительского отношения;

во вторую группу –где мать и отец имели гармоничные стили родительского отношения,

в третью группа –семьи, в которых мать проявляла негармоничный стиль родительского отношения, а отец –гармоничный;

в 4 группу –где мать проявляла гармоничный стиль родительского отношения, а отец –негармоничный. Помимо этих групп была выделена группа родителей, стиль родительского отношения которых не определен четко.Таблица 5Соотношение стиля материнского и отцовского отношения к условноздоровым детям и детям с психосоматическими проявлениями (%)

№Вариантысоотношения стиля материнского и отцовского отношенияГруппы детейЗначимость различий по критерию Фишера*Условноздоровые детиДети с психосоматическими проявлениями1Негармоничныйнегармоничный10,4627,273.1122Гармоничныйгармоничный58,339,097,9183Негармоничный стиль матери –гармоничный стиль отца8,331,053.7554Гармоничный стиль материнегармоничный стиль отца20,8328,041,6685Нет точной оценки2,084,55

Примечание: полужирным шрифтом выделены различия на уровне 0,01, курсивом –различия на уровне 0,05., «»означает отсутствие значимых различий

Представим распределение данных по группам условноздоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями. Из таблицы 5видим, что в семьях с условноздоровыми детьми оба родителяпреимущественно (в 58,33% случаев)имеют гармоничные стили родительского отношения к ребенку. Довольно вероятно сочетание гармоничного стиля отношения матери и негармоничного родительского отношения отца к ребенку (20,83%). Остальные варианты сочетания материнского и отцовского отношения в этой группе детей представлены незначительно.В семьях детей с психосоматическими проявлениямиродители зачастую имеют противоречащие друг другу стили отношенияк ребенку, при этом31,05% приходится на «гармоничный стиль матери негармоничный стиль отца», 28,04% «негармоничный стиль матери гармоничный стиль отца». Также довольно часто (27,27%) оба родителя имеют негармоничные стили отношенияк ребенку с психосоматическими проявлениями.Математикостатистический анализ данных показал существование статистически значимых различий на уровне 0,01 по группам «негармоничный стиль матери –гармоничный стиль отца» (3,755), «гармоничныйгармоничный» (7,918), «негармоничныйнегармоничный» (3,112). Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что в условиях полной семьи дети старшего дошкольного возраста, в большей степени, подвержены возникновению психосоматических проявлений, если мать и отец имеют разные стили родительского отношения (гармоничный и негармоничный).Но стоит отметить, что при усилении негармоничного стиля матери, негармоничным стилем отца, дети также будут склонны к психосоматическим проявлениям. Результаты собственного эмпирического исследованияпозволяет предположить, что оптимизируя стиль родительского отношения можно снизить вероятность психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Нами была разработана программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений. Программа включала в себя три блока. Первый блок предполагает работу с родительской подсистемой, второй блок –с детской подсистемой, а третий блок направлен на гармонизацию отношений родителей и детей и предполагает работу с детскородительской системой в целом. В программу были включены игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, тревожности, на свободное проявление чувств, на развитие эмпатии и т.д. Помимо этого для родителей были проведены занятия с элементом тренинга по обучению родителей правильному взаимодействию с детьми.

Ссылки на источники1.Хайкин А. В. К теории и практике психосоматики //Саратовский научномедицинский журнал. –2012. № 2. С. 4549.2.Елиашвили М.Н. Психологическая помощь детям, страдающим психосоматической патологией// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2012. № 4. С. 1318.3.Сергеева К. М., Успенская Е. П. Бронхиальная астма у детей. –М.: Медицина, 1984. –272 с.4.Серых А.Б., Лифинцева А.А. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков// Национальный психологический журнал. –2014. № 2. С. 46495.МалкинаПых И.. Психосоматика и эндокринные заболевания. Зачем тебеболеть?. СанктПетербург: БХВПетербург, 2005.160 с.