Жизнестойкость и адаптивность как характеристики жизнеспособности студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Незванкина А. Ю. Жизнестойкость и адаптивность как характеристики жизнеспособности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4046–4050. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971136.htm.
Аннотация. В статье дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину «жизнеспособность». Рассматриваются основные составляющие жизнеспособности личности, её свойства и признаки. Представлены результаты экспериментального исследования соотношения жизнестойкости и адаптивности, проведенного среди студентов. Полученная в результате исследования взаимосвязь этих компонентов формирует модель жизнеспособности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Незванкина Анна Юрьевна,студентка второго курса факультета “Педагогики и психологии”, профиль “Психология и педагогика начального образования ” ЛПИ

филиала СФУ, г. Лесосибирск nezvankina4@gmail.com

Научный руководитель: Казакова Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии развития личности ЛПИ

филиала СФУ, г. Лесосибирск ktv999@mail.ru

Жизнестойкостьи адаптивность

как характеристикижизнеспособности студентов

Аннотация.Встатье дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину “жизнеспособность”. Рассматриваются основные составляющие жизнеспособности личности, её свойства и признаки.Представлены результаты экспериментального исследования соотношения жизнестойкости и адаптивности, проведенного среди студентов. Полученная в результате исследования взаимосвязь этих компонентов формирует модель жизнеспособности. Ключевые слова:студенты,жизнестойкость, жизнеспособность, адаптивность.

Современное состояние российского общества характеризуется многочисленными проявлениями системного кризиса, охватывающего все сферы социальной, экономической, культурной и духовной жизни. В этой связи, актуализируются не просто задачи, но и потребности в специальном изучении, осмыслении особенностей его современного функционирования в условиях сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе [1].Не случайно в декларации ЮНЕСКО «Образование XXIвека» открыто заявляется о том, что главной ценностьюновой культуры должна стать ценность устойчивого стабильного развития человека и общества, а главной целью образования –формирование жизнеспособной личности [2].По мнению М.П. Гурьяновой идея формирования жизнеспособного поколения должна быть выдвинута на уровень национального приоритета в общегосударственной, социальной, семейной, молодежной политике [3].Жизнеспособность стала объектом научного исследования сравнительно недавно: в семидесятых годах XX в. впервые прозвучал термин «неуязвимый» ребёнок. Этот термин являлся ключевым для характеристики детей и подростков, выживающих в неблагоприятных условиях жизни. От неуязвимости перешли к термину «жизнеспособность», так как он предполагает невосприимчивость к вредным воздействиям, которая не предполагает невосприимчивость к вредным воздействиям, которая не является точной характеристикой таких детей и подростков [4].В науках, представляющих психологопедагогическое направление, наблюдается значительное расхождение во взглядах на сущность жизнеспособности.Рассмотрим ряд определений данного понятия, предложенных авторами. В педагогике определение понятия «жизнеспособность» с начала 1990х годов представлено, пожалуй, единственной формулировкой. В понимании И.М. Ильинского, жизнеспособность личности соотносится с социальной адаптацией и означает готовность функционировать и полноценно развиваться в обществе, приспосабливаться к среде, преодолевать её негативные влияния. Это стремление человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах; стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя. Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме [5].Е.А. Рыльская предлагает иной методологический подход к анализу жизнеспособности, который конкретизируется в следующей формулировке исследуемого понятия. С позиции системнодинамического подхода автор под жизнеспособностью человека понимает интегральную возможность качественно своеобразного становления его жизненного мира, реализуемую в форме смыслотворческой коммуникации. Жизнеспособность человека предстает как способность к созданию нового в самой жизни, к творческомуосвоению человеком природных и социальных обстоятельств. Здесь жизнеспособность понимается как творчество в сфере собственного существования. Е.А. Рыльская отмечает, что жизнеспособность связана с готовностью к творческому освоению человеком природных и социальных обстоятельств, их преобразованию.Жизнеспособный человек, по утверждению автора, –это человектворец [6].

А.И. Лактионова и А.В. Махнач определяют жизнеспособность как способность человека к самостоятельному существованию, развитию и выживанию. Жизнеспособность –это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационноволевой, когнитивной сферами, в контексте социальных культурных норм и средовых условий [7]. По мнению А.И. Лактионовой, жизнеспособность включает в себя способность рационально планировать и эффективно, успешно совершать действия в определённых условиях. «Жизнеспособность –это способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях» [4]. Так, например, С. Ваништендаль считает, что жизнеспособность может находиться в латентном состоянии, но в силу различных событий, происходящих в жизни индивида, его способность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь вопреки трудностям может «перейти в активную фазу» и даже усилиться. Речь идёт о «разбуженном» потенциале. Следовательно, сам процесс перехода из пассивного состояния в активное может усилить жизнеспособность. Результатом такого процесса является позитивное развитие в тяжёлой жизненной ситуации. Важно отметить, что жизнеспособность не является универсальной, безоговорочной или фиксированной характеристикой индивида; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые оказывают значительное влияние на развитие адаптационных способностей индивида [4].К «иным» факторам относятся факторы риска и защитные факторы.Риск –это любое условие или обстоятельство, которое повышает вероятность нарушения адаптации человека. Не существует исчерпывающего перечня факторов риска для человека, и они охватывают все аспекты развития. Биологический аспект включает в себя генетические и нейробиологические влияния, родовые травмы, неврологические нарушения, неправильное питание и т.д. К психологическому аспекту можно отнести поведенческие, когнитивные влияния, а также влияния, связанные со сферой эмоций и взаимоотношений. Помимо биологического и психологического аспектов, развитие ребёнка во многом зависит от социального аспекта.Стабильные или ситуативные личностные качества, уменьшающие опасность развития расстройства адаптации, относят к защитным факторам. Защитные факторы человека могут включать высокий интеллект, покладистый характер и наличие способностей, ценимых самим индивидом и обществом. Защитные факторы семьи включают: наличие любящего, надёжного родителя или заменяющего родителей взрослого; стиль воспитания, характеризуемыйсочетанием теплоты и структурированности; социальноэкономические преимущества и социальную поддержку со стороны расширенной семьи. К защитным факторам в социальном контексте относят участие в деятельности социальных институтов, таких как школа, кружки, спортивные секции, церковь и т.д.[8].Жизнеспособность студента рассматривается нами как многоуровневое интегративное качество личности, включающее в себя: на индивидном уровне –адаптивные свойства; на личностном –духовноценностные ориентации, моральнонравственные установки взгляды и чувства, творческую направленность личности; на индивидуальном –качественно своеобразное проявление потенциальных свойств жизнеспособности, присущее каждому молодому человеку как уникальной личности [9].Основополагающими теоретикометодологическими посылками исследования структуры жизнеспособности послужили общая антропологическая теория Б.Г. Ананьева, его идеи о комплексных функциональных, операционных и мотивационных механизмах психики [10]; теория психологических систем В.Е. Клочко, представляющая современный взгляд на человека как самоорганизующуюся открытую систему и его становление как свойство, обеспечивающее устойчивость существования и транскоммуникативная теория В.И.Кабрина [11]. Понятие универсальности человеческой коммуникабельности основано на представлениях о человеке как о самоорганизующейся системе, т.е. такой системе, условием устойчивого существования которой является информационный обмен с окружающей средой [12]. Коммуникация в широком смысле является внутренней, сущностной основой всех жизненных процессов человека, и в этом плане она имеет универсальный характер. Однако главное в такой коммуникации –обмен не любой, не информацией «вообще», а информацией, имеющей жизненный смысл. В процессе коммуникации информация, имеющая жизненный смысл, не просто передается, она трансформируется и преобразуется, она творится, воплощаясь в различных кодах языка [11]. Поэтому коммуникабельность в широком значении –это универсальная смыслотворческая жизненная способность [13]. При анализе литературы по теме нашего исследования, нами были выделены следующие наиболее значимые составляющие жизнеспособности:1.Способность к адаптации.2.Коммуникативные способности.3.Способность к саморегуляции.4.Способность к саморазвитию.5.Смысл жизни –это то,откуда человек черпает жизненные силы.6.Психологические защиты –неосознаваемые механизмы адаптивного поведения. Основная цель психологической защиты состоит не в решении непосредственно проблемы, а в «предотвращении дестабилизации личности путём редукции напряжения и мобилизации на этой основе всех имеющихся у неё возможностей для борьбы с наступающей проблемой» [14].7.Совладающее поведение –это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией: изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддаётся контролю) [15].8.Стратегия совладания –этоприём, алгоритм действия, привычное и традиционное для личности действие.9.

Жизнестойкость представляет собойсистему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающаяв себя три сравнительно автономных компонента: вовлечённость, контроль, принятиериска. Первой характеристикой жизнестойкости, согласно С. Мадди, является вовлечённость, позволяющая индивидучувствовать свою значимость и ценность для того, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. «Контроль» –диспозиция во многом сходная с понятием «локус контроля» Роттера, и, как установка, мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в отличие от состояниябеспомощности и пассивности [16].Термин «жизнеспособность» подразумевает не просто преодоление человеком трудностей и возврат к прежнему состоянию, а прогресс, движение через трудности к новому этапу жизни. Таким образом, оно включает в себя два понятия: сопротивление разрушению, то есть способность индивида защищать свою целостность, когда он испытывает сильное давление, и способность строить полноценную жизнь в трудных условиях, что предполагает умение планировать свою жизнь, двигаясь в определённом направлении в течение какогото времени [4].Общая жизнеспособность рассматривается как синергетическое единство этих компонентов. Предложенная трактовка ориентирует на уровень осознания жизнеспособности человека как системы не просто существующей, развивающейся, а «становящейся». Ее становление осуществляется не только за счет достижения гомеостаза и гетеростаза, представленных их психологическими аналогами –адаптацией и саморегуляцией, но и за счет принципиальной неадаптивности, личностного роста, трансценденции, транскоммуникации, реализуемыми за счет компонентов саморазвития и смысложизненного поиска.Критерии жизнеспособности:–личностнодуховный (холистический) позволяющий судить о системной целостности жизнеспособного человека;–коммуникативный (диалогический), характеризующий операциональную сторону жизнеспособности –средство ее осуществления.–уровневый (темпоральный), определяющий период наибольшей исследовательской сензитивности для феномена жизнеспособности [17].Таким образом, проанализировав теоретические источники, мы выделили следующие составляющие жизнеспособности: способность к адаптации, коммуникативные способности, способность к саморегуляции, способность к саморазвитию, смысл жизни, психологические защиты, совладающее поведение, стратегия совладания, а также жизнестойкость, которая в свою очередь включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.Исследование проводилось в октябре 2012 г. в г.Лесосибирске. Участниками исследования стали студенты 4 и 5 курсов Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского Федерального Университета в количестве 30 человек. Нами был подобран следующий комплекс методик:1.Тест «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова; 2.Методика «Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" А.Г.Маклаков, С.В. Чермянин.На первом этапе эмпирического исследования нами был определен уровень жизнестойкости студентов педагогического вуза.Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:у 30% (9 чел.) испытуемых зафиксирован высокий уровень жизнестойкости, что позволяет человеку продуктивно, без сильного внутреннего напряжения справляться с возникающими стрессовыми ситуациями, и воспринимать их как менее значимые.66,6% (20 чел.) испытуемых имеют средний уровень жизнестойкости, такой уровень жизнестойкости препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.3,4% (1 чел.) испытуемых имеют низкий уровень жизнестойкости. Эта категория испытуемых не всегда может справиться с внутренним напряжением при возникновении стрессовой ситуации, воспринимает их как наиболее значимые, и не может продуктивно решать возникающие проблемные ситуации.23,3% (7 чел.) испытуемых имеют высокий уровень вовлеченности, который определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности.66,6% (20 чел.) испытуемых имеют средний уровень вовлеченности. Средний уровень вовлеченности говорит о том, что человек выполняя, какойлибо вид деятельности не получаетот этого максимального удовлетворения.10,1% (3 чел.) испытуемых имеют низкий уровень вовлеченности, такой уровень вовлеченности характеризуется тем, что субъект не получает удовольствия от выполнения выбранного им вида деятельности, такое чувство неудовлетворения порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.У 20% (6 чел.) испытуемых высокий уровень контроля, характеризующийся убежденностью в том, что человек сам выбирает собственную деятельность и жизненный путь.76,6% (23 чел.) испытуемыхимеют средний уровень контроля. Этот уровень характеризуется тем, что субъект убежден в том, что не только он сам, но и другие выбирает его жизненный путь и деятельность.3,4% испытуемых (1 чел.) испытуемых имеют низкий уровень контроля, т.е человек живетс ощущением собственной беспомощности.у 70% (21 чел.) высокий уровень принятия риска, который является показателем готовности человека активно усваивать знания из опыта и последующее их использование. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. 21,3% (9 чел.) испытуемых имеют средний уровень принятия риска, который характеризуетсякак убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитиюза счет знаний, извлекаемых из опыта. Такой человек готов действовать достаточной при гарантий успеха.Следующим этапом стало исследование адаптивности, для выявления которой была использована методика «Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность".Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы: по шкале «Поведенческая регуляция» 3,4% (1 чел.) испытуемых имеют высокие показатели. Это свидетельствует о том, что у испытуемых высокий уровень нервнопсихической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности;у 50% (15 чел.) испытуемых полученные показатели определены как средние. Это свидетельствует о том, что у испытуемых средний уровень нервнопсихической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности;у 46,6% (14 чел.) испытуемых полученные показатели определены как низкие. Это говорит о том, что у испытуемых низкий уровень поведенческой регуляции, определённая склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности;по шкале «Коммуникативный потенциал» у 3,4% (1 чел.) испытуемых полученные показатели определены как высокие. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерно быстрое установление контактов с окружающими, высокий уровень коммуникативных способностей, не конфликтность;у 70% (21 чел.) испытуемых полученные показатели определены как средние.Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерно быстрое установление контактов с окружающими, средний уровень коммуникативных способностей, невысокая конфликтность;у 26,6% (8 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Коммуникативный потенциал» определены как низкие. Это свидетельствует о том, что испытуемые имеют низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построении контактов с окружающими, проявляют агрессивность, повышенную конфликтность;по шкале «Моральная нормативность» у 56,7% (17 чел.) испытуемых полученные показатели определены как средние. Это говорит о том, что у испытуемыхвысокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения;у 43,3% (13 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Моральная нормативность» определены как низкие .Это говорит о том, что у испытуемых низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения;по шкале «Личностный адаптационный потенциал» полученные показатели у 3,4% (1 чел.) испытуемых определены как высокие. Это говорит о том, что испытуемые легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью;у 20% (6 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Личностный адаптационный потенциал» определены как средние. Это свидетельствует о том, что испытуемые обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации их осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности;у 76,6% (23 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Личностный адаптационный потенциал» определены как низкие. Это говорит о том, что испытуемые обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, конфликтны, процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервнопсихические срывы, длительные нарушения функционального состояния.по шкалам «Ипохондрия», «Истерия», «Социальная интроверсия» у 100% (30чел) испытуемых полученные баллы находятся в пределах нормы, это значит что акцентуаций у испытуемых по данным шкалам не выявлено;по шкале «Депрессия» у 93,3% (27 чел.) испытуемых полученные баллы находятся в пределах нормы, что говорит об отсутствии акцентуаций по данной шкале;у 6,7% (2 чел.) испытуемых полученныебаллы по шкале «Депрессия» определены как высокие. Это свидетельствует о том, что у этих испытуемых есть тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих силах, тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого контроля. Присутствуют признаки повышенной чувствительности, обидчивости. При неудачах склонны впадать в отчаяние.по шкале «Психопатия» у 93,3% (28 чел.) полученные показатели находятся в пределах нормы, это свидетельствует об отсутствии акцентуаций по данной шкале;у 6,7% (2 чел.)испытуемых полученные показатели определены как высокие. Этот факт, позволяет сделать вывод о том, что у этих испытуемых присутствуют признаки социальной дезадаптации. Существует тенденция к повышенной агрессивности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивость, склонность к аффектам, особенно в ситуациях ущемления чувства собственного достоинства. В ходе принятия решений преобладает импульсивность. Зачастую пренебрегают социальными нормами и ценностями;по шкале «Мужественностьженственность» 96,6% (29чел) испытуемых имеют показатели, находящиеся в пределах нормы.у 3,4% (1 чел. жен) испытуемых имеют высокие показатели. Это свидетельствует о наличии чертмужественности, независимости, стремление к эмансипации, к самостоятельности впринятии решений.Полученные показатели по шкале «Паранойяльность» у 93,3% (28чел) испытуемых находятся в пределах нормы, т.е. акцентуации не выявлены;у 6,7% (2 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Паранойяльность» определены как высокие. Это говорит о склонности испытуемых к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта. Тенденция к упорному и активному насаждению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов с окружающими. Склонность к соперничеству, ревности, злопамятству, мстительности, формированию сверхценных идей, отношений.у 3,4% (1 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Психастения» определены как высокие. Это говорит о том, то для испытуемых характерна излишняя тревожность по любым причинам, нерешительность и боязливость в принятии решений, постоянные сомнения в правильности выбора решения и поставленных целей. Имеют тенденцию к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Мнительны, неуверенны в себе, во многом ориентируются на мнение коллектива (группы), приверженность к общепринятым нормам. у 96,6% (29 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Психастения» находятся в пределах нормы; по шкале «Щизоидность» полученные показатели у 93,3% (28 чел) испытуемых находятся в пределах нормы; у 6,7% (2 чел.) испытуемых полученные показатели по шкале «Щизоидность» определены как высокие. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что для испытуемых характерна эмоциональная холодность и отчужденностью в межличностных отношениях в сочетании с повышенной чувствительностью. Выраженаинтуитивность, способность тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы. Склонны к фантазированию, ориентации на своё субъективное видение сущности явлений, нежели на общепринятые, устоявшиеся, шаблонные представления. По шкале «Гипомания» полученные показатели у 83,3% ( 25чел) испытуемых находятся в пределах нормы; у 16,7% (5 чел.) испытуемых по шкале «Гипомания»полученные показатели определены как высокие. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерно независимо от обстоятельств, приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная деятельность, «плещущая через край» энергия без четкой направленность. Охотное и быстрое установление контактов с окружающими людьми. Желание испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Интересы испытуемых, как правило, скоротечны, поверхностны, неустойчивы.По результатам исследования была составлена корреляционная матрица. Анализ результатов, представленных в корреляционной матрице, позволил сделать следующие выводы: была выявлена отрицательная корреляция между шкалами «Коммуникативный потенциал» и «Вовлеченность», (r=0.47) на уровне значимости р =0,01. Это позволяет сделать вывод о том, что чем выше уровень коммуникативных способностей, тем меньше человек вовлечен в какойлибо вид деятельности, и меньше получает удовольствия от этой деятельности. И, наоборот, чем выше вовлеченность человека в какой либо вид деятельности, тем ниже его способность в установлении контактов с окружающими.

На высоком уровне значимости (р =0,01) отрицательно связаны между собой такие шкалы, как: «Паранойяльность» и «Жизнестойкость» (к =0,59). Это говорит о том, что чем ниже склонность субъекта к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта, тем выше его способность к решению жизненных проблем,противостоянию стрессам, снижению внутреннего напряжения.Была выявлена отрицательная корреляция между шкалами «Паранойяльность» и «Вовлеченность» (r=0,58) при уровне значимости p= 0,01. Это является подтверждением того, что чем выше склонность субъекта к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта, темменьше человек вовлечен в какойлибо вид деятельности, и меньше получает удовольствия от этой деятельности, и наоборот.На высоком уровне значимости (p=0,01) связаны между собой шкалы «Контроль» и «Паранойяльность» (r= 0,52). Этоявляется подтверждением того, что чем выше убежденность в том, что человек сам выбирает собственную деятельность, свой путь, тем ниже склонность субъекта к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта. И наоборот.На высоком уровне значимости (р =0,01) связаны между собой такие шкалы как: «Жизнестойкость» и «Психастения» (r= 0,47),т.е чем ниже способность субъекта к решению жизненных проблем, противостоянию стрессам, снижению внутреннего напряжения, тем выше его тревожность, постоянные сомнения в правильности выбора решения и поставленных целей, тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, повышенное чувство вины за малейшие неудачи и ошибки, мнительность, неуверенность в себе, и наоборот.Была выявлена отрицательная корреляция между шкалами «Психастения» и «Контроль», (r= 0,47)на уровне значимости р =0,01. Это позволяет сделать вывод о том, что чем выше тревожность субъекта, постоянные сомнения в правильности выбора решения и поставленных целей, тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделаннойработы, повышенное чувство вины за малейшие неудачи и ошибки, мнительность, неуверенность в себе, тем ниже его убежденность в том, что он сам выбирает собственную деятельность, свой путь, и наоборот.Таким образом, в результате проведенного нами исследование, мы получили следующе показатели: у 30% (9 чел.) испытуемых зафиксирован высокий уровень жизнестойкости, у 66,6% (20 чел.) испытуемых –средний уровень жизнестойкости, у 3,4% (1 чел.) испытуемых –низкий уровень жизнестойкости.Также мы выявили, что 46,6% (23чел), 20% (6чел) испытуемых имеют средний личностный адаптационный потенциал, и лишь 3,4% (1 чел) испытунемых высокий личностный адаптационный потенциал.В ходе исследования было установлено, что 50% испытуемых имеют различные акцентуации характера.В результате корреляционного анализа были установлены отрицательные связи между жизнестойкостью и различными акцентуациями, это позволяет сделать вывод о том, что акцентуации характера снижают жизнестойкость человека.На основе теоретического анализа мы определили содержание понятия «жизнеспособность» как индивидуальную способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационноволевой, когнитивной сферами, в контексте социальных культурных норм и средовых условий.Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что большая часть студентов педагогического вуза имеет средний (66,6 %) и высокий (30%) уровень жизнеспособности. Это значит, что эти студенты обладают способностьюпрепятствовать возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, продуктивно, без сильного внутреннего напряжения справляться с возникающими стрессовыми ситуациями, и воспринимать их как менее значимые. Лишь 3,4% (1чел) испытуемых имеют низкий уровень жизнестойкости, т.е не способен продуктивно без внутреннего напряжения решать возникающие стрессовые ситуации, и воспринимает их как высоко значимые.Также мы выявили, что 46,6% (23чел) испытуемых имеют низкий личностный адаптационный потенциал.Это говорит о том, что испытуемые обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, конфликтны, процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервнопсихические срывы, длительные нарушения функционального состояния, 20% (6чел) испытуемых имеют средний личностный адаптационный потенциал, и лишь 3,4% (1 чел) испытуемых высокий личностный адаптационный потенциал.В ходе исследования было выявлено, что 50% (15чел) испытуемых не имеют никаких акцентуаций характера, 23,3% (7чел) испытуемых имеют одну акцентуацию характера, 26,7% (8чел) испытуемых имеют от 2 до 4 акцентуаций характера. По результатам корреляционного анализа мы выявили отрицательные взаимосвязи между жизнестойкостью и различными акцентуациями характера. Этот факт является подтверждением того, что акцентуации характера снижают жизнестойкость человека, и как следствие снижается его жизнеспособность.

Ссылки на источники1.Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека/ Д.И Фельдштейн // Мир психологии.2003.№ 4.С. 275. 2.Зотова, Н.К. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/text/t13_122.htm/3.Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика. 2004.№ 1. С. 1218.4.Лактионова, А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий / А.И. Лактионова // Вестник МГОУ.2010.№3.С.1115.5.Ильинский, И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений/ И.М. Ильинский // Государство и дети: реальности России: материалы международной научнопрактической конференции «Государство и дети: реальности России», М.: 1995. С. 5158.6.Рыльская, Е.А. Психология жизнеспособности человека. –Челябинск, 2009. –361 с.7.Махнач, А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы // А.И. Лактионова, А.В. Махнач М., 2007. 624с.8.Практикум пообщей, экспериментальной, и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2005. –560 с.9.Кондратенко, О.А. Воспитание жизнеспособности студента вузав условиях гуманизации образования / О.А. Кондратенко // Мир науки, культуры, образования.2011. № 6.С.102105.10.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: 2001.288 с.11.Кабрин, В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы исследования / В.И. Кабрин.Томск: Издво Том. унта, 2005. 174с.12.Клочко,В.Е. От саморегуляции личности к самоорганизации человека: системные основания парадигмального сдвига в научной психологии/ В.Е. Клочко // Субъект и личность в психологии саморегуляции. М.Ставрополь, 2007. С.103119.13.Рыльская, Е.А. Психологическая структура жизнеспособности человека:Коммуникативный аспект// Е.А. Рыльская/ Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».2009. № 4. С.3135.14.Соловьева, А.В. Психологическая защита и различия в ее понимании // Психологические исследования личности / ред. Е.А.Чудина. М.: Издво Институт психологии РАН.2005.С. 715.15.Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения // Психология и практика / В.А.Соловьева. Кострома: Издво КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.С.6672.16.Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости//Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. 63 с.17.Рыльская, Е.А. Психологические критерии жизнеспособности человека// Е.А. Рыльская / Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 3. –С. 2025.