Выявление познавательного интереса к математике у детей 4–5 лет посредством использования развивающих игр

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пупова Е. В. Выявление познавательного интереса к математике у детей 4–5 лет посредством использования развивающих игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4061–4065. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971139.htm.
Аннотация. В данной статье описана методика исследования познавательного интереса к математике у детей 4–5 лет в процессе использования развивающих игр. Эта методика позволит узнать уровень математического развития в интересной для детей форме, а также покажет, насколько хорошо дети знакомы с играми Б. П. Никитина.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пупова Екатерина Вячеславовна,студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г.Кировmalusehka@mail.ru

Выявление познавательного интереса к математике у детей 4–5

посредством использования развивающих игр

Аннотация.В данной статье описана методика исследования познавательного интереса к математике у детей 45 лет в процессе использования развивающих игр. Эта методика позволит узнать уровень математического развития в интересной для детей форме, а также покажет на сколько хорошо дети знакомы с играми Б.П.Никитина.Ключевые слова: познавательный интерес, дети 45 лет, методика исследования, математическое развитие, развивающие игры.

Развивающие игры в последние годы пользуются популярностью в педагогической среде. В исследованиях З.М.Богуславской иЕ.О.Смирновой (дали понятие развивающей игре, выделили ее цели, разработали игры для младшего дошкольного возраста)[1],В.В.Воскобовича (разработал методику развивающих игр, выделил их особенности)[2], Н.Ф.Кругловой (разработала систему развивающих игр для познавательных процессов)[3], З.А. Михайловой (разработала занимательные игры для дошкольников, выделила группы игр по целям)[4], Е.В.Михеевой (рассмотрела игровые технологии в дошкольном периоде, в том числе и развивающие игры)[5], Б.П.Никитина (разработал методику развивающих игр, выделил их особенности и правила применения)[6], и др. изучались сущность и особенности применения развивающих игр в работе с детьми, а такжевозможности освоения детьми развивающих игр.Развивающие игры, при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, которые выделил Б.П. Никитин. Данные вид игр позволяет разрешитьсразу несколько проблем,так как они направлены на всестороннее развитие ребенка в любом возрасте.Для того, чтобы провести экспериментальную работу мы разработали программу наблюдений за развивающей игрой.Программа наблюдения за развивающей игрой последовательность действий, которой придерживается педагог, в процессе проведения развивающей игры.Цель работы –выявить особенности применения развивающей игры для познавательного интереса к математике детей 45летИсследование проводилосьв детском саду г.Кирова№124 , средняя группа«Клюковка», участвовало 10 детей в возрасте от 45лет.В соответствии с заданной целью сформулированы следующие задачи эксперимента:–определить уровень познавательногоинтересак математикеу детей 45лет в процессе использования развивающей игры Б.П.Никитина;–исследовать особенности применения развивающей игрыдля познавательного интереса к математикеу детей 45 лет;–разработать рекомендации воспитателям по применению развивающей игры для познавательного развития детей 45лет.В ходе эксперимента для выявления особенностей применения развивающей игры по формированию познавательного интереса к математике у детей 45лет проводились наблюдения за деятельностью детей во время развивающих игр и их отношением к игре, велись записи.

Показателями наличия познавательного интереса являются: уровень положительного отношения к игре и активности ребенка;самостоятельность выполнения задания предложенного педагогом;использованиеигры в свободной деятельности;возникновение вопросов и уточнений;стремление выполнить задание правильно и быстро.Для выявления особенностей применения развивающей игры для формированияпознавательного интереса к математике были использованы три математические развивающие игры «Сложи квадрат»,«Сложи узор», «Точечки», созданные Б.П.НикитинымПервой проводилась развивающая игра «Сложи квадрат» в процессе математического занятия.Нами были сформулированы цели, которые реализуются в процессе игры : развивать умение из нескольких частей составлять квадрат, счет в пределах 5, вспомнить геометрические фигуры (квадрат, ромб, трапеция, треугольник)В процессе игры использованы игровые задания, составленные Б.П.Никитиным:1.Сгруппировать части квадратов по цвету2.Сложить квадрат №143.Сложить квадрат №154.Сложить квадрат №16Оборудование: разрезанные части квадратов, сделанные педагогами детского садика по описанию Б.П.Никитина.Ход игры: Педагог раздает детям все части трех(смешанные) квадратов. И предлагает детям разложить части по группам. Дети раскладывают части на три группы по цвету(красный,зеленый, фиолетовый). Вопросы:1.На сколько групп вы разложили части?(Дети отвечают на три)2.Почему именно тригруппы у вас получилось?(потому что три цвета:красный, зеленый, фиолетовый)Затем педагог говорит детям сложить из этих частей три квадрата: красный, зеленый и фиолетовый. Дети начинают складывать с разных цветов, педагог смотрит и поправляет. Некоторые дети задают вопросы:«Как это сделать?», « Почему не получается?», « Это правильно?». Некоторые дети просят помощи у педагога или соседа.Когда все большинство(7детей) все выполнили, педагог просит их помочь остальным. Потом задает вопросы:1.Из скольки частей состоит красный квадрат?(из четырех)2.Из скольки частей состоит зеленый квадрат?(Из пяти).Из каких геометрических фигур состоит квадрат?(треугольники и ромб)3.Из скольки частей состоит фиолетовый квадрат?(из четырех).Какие фигуры вы узнаете в этом квадрате?(треугольник и трапеция)Правильно, а скажите чем похожи трапеция и квадрат?(у них четыре угла)Молодцы ребята, вы отлично знаете геометрические фигуры, и все правильно сложили квадраты.Обработка результатов:0баллов–ребенок раскладываетчасти квадратов по цвету на три группы, ноне складываетниодин квадрат без помощи педагога и сверстников, не отвечает на вопросы педагога, при выполнении задания испытывает отрицательные эмоции.1балл–ребенок раскладываетчасти квадратов на три группы по цвету, самостоятельно складывает только один квадрат, остальные помогаютскладывать педагог и сверстники, редко отвечает на вопросы педагога, не получает удовольствия от выполненных заданий.2балла–ребенок раскладываетчасти квадратов на три группы, складывает самостоятельно два квадрата, отвечает на вопросы, положительно настроен на выполнение задания, помогает складывать квадраты другим.3балла–ребенок раскладываетчасти квадратов на три группы по цвету, самостоятельно собираеттри квадрата, активно отвечает на вопросы, помогает другим детям складывать квадраты, положительно настроен на работу, доволен результатом.Таблица 1 Уровень развития познавательного интереса к математике

(развивающая игра «Сложи квадрат»)

№ИмяКоличество балловУровень1Ася Н.3Высокий2Анастасия Р.1Низкий3Анастасия Н.2Средний4Борис В.1Низкий5Владимир Г.3Высокий6Всеволод П.2Средний7Екатерина М.2Средний8Наталья О.2Средний9Сергей А.3Высокий10Тимофей С.2Средний

Из таблицы видно, что у трех детей высокий уровень развития познавательного интереса к математике: дети хорошо справились со всеми заданиями, активно участвовали в обсуждении вопросов, помогали исправлять ошибки сверстникам и в целом были эмоционально положительно настроены на игру. У большей части детей ( у пяти) в процессе игры выявлен средний уровень развитияпознавательного интереса к математике: дети наполовину справились с заданием, возникали трудности с составлением целого квадрата из частей, но они положительно были настроены на результат и активно отвечали на вопросы. Всего лишь у двух ребят выявлен низкий уровень развития познавательного интереса: они не были заинтересованы игрой, не смогли выполнить все задания, при ошибках не хотели их справлять,огорчались, злились, на вопросы воспитателя не отвечали.Второй проводилась развивающая игра «Точечки».Нами были сформулированы цели, которые реализуются в процессе игры: тренироваться в счете до 5 и навыкам классификации по цвету, развивать навыки математического мышления, развивать умение выполнять задание на время.В процессе игры использованы игровые задания, составленные Б.П.Никитиным:

1. Разложить по порядку все квадраты желтого цвета до 5точек.

2. Разложить все квадраты красного цвета до 7ти точек

3. Разложить все квадраты зеленого цвета до 10ти точекОборудование: квадратные карточки трех цветов с точками, сделанные педагогами и родителями по описанию Б.П.Никитина.Ход игры: Педагог раздает детям карточки и дает задание на время(№1,№2,№3) ктобыстрее справляется тот поднимает руку, когда все справились педагог проверяет правильность выполнения задания. Затем педагог загадывает карточку, а дети должны ее поднять вверх и показать.1.Как дыня желтенькая с тремя семечками(дети показывают карточку желтую с тремя точками).2.Три зеленых огурца(дети поднимают карточку зеленого цвета с тремя точками)3.Пять красных яблок(дети показывают красную карточку с пятью точками)4. Зеленый арбуз(дети показывают зеленую карточку с одной точкой)Тому, кто не правильно, поднял карточку педагог предлагает пересчитать точки вслух или выбрать другой цвет.Обработка результатов:1балл–при выкладываниикарточек по порядку от одного до пятиделаеттри–четыреошибки, испытывает огорчение при ошибках, не отвечает на вопросы при отгадывании карточек, задание выполняет медленно, неохотно, не испытывает положительных эмоции в процессе выполнения заданий, плохо знает счет в пределах пяти.2балла–при выкладывании карточек делает одну–две ошибки. Положительно настроен на работу, старается выполнять задание быстро; участвует в отгадывании карточек, ошибок не делает, достаточно хорошо знает счет в пределах пяти.3балла–при выкладывании карточек по порядку от одного до пяти ошибок не делает ; хорошо знает счет в пределах пяти; задание выполняет быстро, активно участвует в отгадывании карточек, ошибок не делает, помогает другим исправлять ошибки.Таблица 2 Уровень развития познавательного интереса к математике (развивающая игра «Точечки»)

№ИмяКоличество балловУровень1Ася Н.3Высокий2Анастасия Р.3Высокий3Анастасия Н.2Средний4Борис В.2Средний5Владимир Г.3Высокий6Всеволод П.2Средний7Екатерина М.3Высокий8Наталья О.2Средний9Сергей А.1Низкий10Тимофей С.2Средний

Из таблицы видно, что со второй игрой справилось больше детей. У четырех ребят высокий уровень развития познавательного интереса к математике: в процессе игры они не сделали ошибок и быстро выполняли задания, правильно считалидо 5, активно отвечали на вопросы и помогали сверстникам. Средний уровень у пяти детей: они справились с большей частью задания, были заинтересованы в положительном результате игры, активно отвечали на вопросы, не совсем хорошо знают счет в пределах пяти. Низкий уровень только у одного ребенка: он при выполнении заданий сделал много ошибок, был не внимателен, плохо знает счет в пределах пяти, не отвечал на вопросы педагога.Третьей проводилась игра «Сложи узор»Нами были сформулированы цели, которые реализуются в процессе игры: формировать умение складывать узорпо образцу, развивать умение определять из какого количества кубиков состоит фигура и какие цвета используются.В процессе игры использованы игровые задания, составленные Б.П.Никитиным:1. Выложить узор «Фонарик» по образцу

2.Выложить узор «Бабочка» по образцу3.Выложить узор «Елочка» по образцуОборудование: кубики и схемы узоров №10,№12,№13, сделанные педагогами детского садапо описанию Б.П.Никитина.Ход игры: Педагог раздал детям кубики и схемы (№10,№12,№13).Дети на время складывали сначала «Фонарик». Кто первый сложил поднимал руку, педагог проверял. Когда все сложили педагог спрашивал, а дети отвечали: Какие цвета использовали для «Фонарика»?(желтый и голубой). Из каких геометрических фигур состоит «Фонарик»?(из треугольников и ромба).Сколько треугольников?(четыре).Потом педагог раздал схему «Бабочки».И снова складывали на время. Педагог проверял и задавал вопросы,а дети отвечали: Из скольки кубиков состоит «Бабочка»?(из четырех).Сколько ромбов вы видите на узоре «Бабочки»?(два).Какого они цвета?(голубого).Сколько треугольников на узоре?(четыре).Какого цвета треугольники?(желтого и голубого).Затем педагог раздал схему «Елочки». И дети снова выполняли на время, педагог проверял, дети исправляли ошибки. Вопросы педагога и ответы детей: Из каких фигур состоит елочка?(из треугольников).Сколько желтых треугольников?(четыре).Сколько голубых треугольников?(два).Какие треугольники по размеру больше голубые или желтые?(голубые). Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями. Некоторые дети в процессе выполнения занятия, играли кубиками и не приступали к выполнению задания, только по указанию педагога, и с его помощью составляли узор. Дети задавали вопросы педагогу: Почему не получается? Как повернуть кубик чтоб получилось как на картинке? Педагог помогал советом: Попробуй поворочать кубик во все стороны и смотри внимательно на схему. Тот, кто быстрее справлялся, помогал другим.Обработка результатов:0баллов –не выкладываетниодин узор самостоятельно, испытывает негативные эмоции от выполнения задания, не отвечает на вопросы.1балл –выкладывает один узор самостоятельно, отвечает на вопросы, не испытывает желания выполнять задания, играет кубиками просто так.2балла –выкладывает самостоятельно два узора, отвечает на вопросы, старается выполнить задания правильно и быстро, исправляет ошибки, принимает помощь сверстников, положительно настроен на работу.3балла –самостоятельно выкладывает три узора, справляется с заданием быстро, активно отвечает на вопросы, помогает другим исправлять ошибки, положительно настроен на выполнение заданий.Таблица 3 Уровень развития познавательного интереса к математике (развивающая игра «Сложи узор»)

№ИмяКоличество балловУровень1Ася Н.3Высокий2Анастасия Р.0Низкий3Анастасия Н.3Высокий4Борис В.1Низкий5Владимир Г.3Высокий6Всеволод П.2Средний7Екатерина М.2Средний8Наталья О.2Средний9Сергей А.2Средний10Тимофей С.2Средний

При выполнении заданий из третьей игры высокий уровень познавательного интереса к математике показали трое ребят: они сложили все узоры самостоятельно, отвечали на вопросы педагога, помогали другим детям, испытывали в процессе занятияположительные эмоции. Пять человек показали средний уровень: старались сложить узоры самостоятельно, но при выполнении задания возникалитрудности и проблемы, но дети были положительно настроены на результат и с помощью сверстников или педагога исправляли ошибки, отвечали на вопросы педагога. Двое детей показали низкий уровень развития познавательного интереса к математике: в процессе занятия испытывали отрицательные эмоции, не хотели выполнять задания, делали ошибки, не принимали помощь других детей, на вопросы педагога не отвечали.После проведения всех трех игр, была составлена диаграмма, которая показывает уровень развития познавательного интереса к математике у всей средней группы.(диаграмма 1).

Диаграмма 1.Уровень развития познавательного интереса к математике у детей 45лет в группе «Клюковка»

Из диаграммы можно сделать вывод, что в процессе проведения трех развивающих математических игр Б.П.Никитина, в целом угруппы выявлен средний уровень развития познавательного интереса к математике. Исходя из проведенного исследования, мы охарактеризовали уровни развития познавательного интереса у детей среднейгруппы «Клюковка».Из десятидетей, принимавших участие в эксперименте, Ася Н. иВладимир Г. проявили высокий интерес к развивающим играм ,они самостоятельно выполняли задания, быстро справлялись с решением задач, активно помогали другим. Были увлечены игрой, испытывали желание решать познавательные задачи, правильно отвечали на математические вопросы. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата. В итоге испытывали радость и удовлетворение. Дети с высоким уровнем познавательного интереса к математике хорошо знают счет в пределах пяти, и отлично справляются с определением геометрической фигуры(квадрат, ромб, треугольник, трапеция,овал, круг), а также умеют их сравнивать по форме и размеру. С такими детьми можно использовать задачи посложнее, давать временные ограничения по выполнению задания, устраивать соревнования в парах, предлагать придумывать свои задачи и их решения, т.е творчески подходитьк игре.

Средний уровень показалиАнастасия Н., Екатерина М., Наталья О., Сергей А., Тимофей С., Всеволод П. они отнеслись к выполнению заданий положительно, но не могли сосредоточиться и ответственно отнестись к выполнению задания. В совместной деятельности с воспитателем во время математических игр стремились достичь положительных результатов. Испытывая трудности в решении задачи, дети чувствовали огорчение, обращалисьза помощью к педагогу или сверстнику, задавали0123456Развивающая игра "Сложи квадрат"Развивающая игра" Точечки"Развивающая игра "Сложи узор"Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньвопросы для уточненияусловий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи. Отвечали на вопросы в процессе занятия. Такие дети недостаточно хорошо знаю счет в пределах пяти , хорошо ориентируются в геометрических фигурах.Детям, которые на среднем уровне можно предлагать задания проще, показывать иллюстративный материал(образцы решений задач, схемы), и заинтересовывать в выполнении задания, использовать подсказки, положительно настраивать на выполнение задания. Подбадривать детей и хвалить , переходя от узора к узору. Замечать быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Вместе с ребенком придумыватьинтересные решения задач, в свободной деятельности предлагать ребенку развивающие игры математического характера.

Низкий уровень показалиБорис В. и Анастасия Р. они испытывалислабый интерес к играм математического характера, почти не проявлялиинициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивалик ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение).Не хотели ничего делать без помощи педагога, не отвечали на вопросы в процессе занятий. Плохо знают счет в пределах пяти, ислабо ориентируются в определении геометрических фигур.В работе детей с низким уровнем познавательного развития

нужночаще использовать разнообразные развивающие игры во время свободной деятельности, начинать с простых задач, поддерживать при выполнении задания, заинтересовывать, предлагать творчески выполнять задания, использовать совместную работу со взрослым или в парах со сверстниками. Начинать с простых заданий по образцу, рисунку, чтобы ребенок мог накладывать на схему фигуры. Если ребенок не справляется с заданием, то заниматься сним индивидуально, выяснять причины отсутствия интереса к математическим играм.Анализ методического материала группы показал, что для игр в группе имеется уголок , в котором есть достаточное количество, соответствующих возрастной категории детей, развивающих игр математического характера. В группев наличии набор развивающих игр математического характера: блоки Дьенеша, математические мозаики, пазлы, «Танграм», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,«Чудокубики», «Уникуб», «Куб для всех», «Рамки –вкладыши», «Сложи узор», «Точечки».

Была проведена беседа с воспитателями средней группы «Клюковка»по следующим вопросам:

1. Какие развивающие игры Б.П.Никитина математического характера имеются в группе?

2. С какой частотой вы используете данные игрыв работе с детьми?

3. Как вы считаете , проявляют ли дети интерес к математическим играм и с чем это связано?

4. По вашему мнению, игры Б.П.Никитина влияют на формирование познавательного интереса к математике?

Анализ ответов воспитателей показал, что в группе в достаточном количестве имеются игры Б.П. Никитина, воспитатели используют эти игрыкак в совместной деятельности, так и привлекают детей к использованию в свободной деятельности развивающих математических игр, но все это не носит систематический характер, причиной этого является нехватка времени для использования игр в свободной деятельности из за плотного расписания в первой половине дня. Воспитатели считают, что систематическое использование развивающих игр математического характера, может повысить познавательный интерес к математической деятельности у детей. Таким образом, пронаблюдав три развивающие игры(«Сложи квадрат», «Точечки», «Сложи узор») с детьми можно сказать следующее. Исходя из результатов, дети в группе «Клюковка» в общем имеют средний уровень развития познавательного интереса к математике. Большинство из них с удовольствием участвуют в решении математических заданий, знают счет в пределах пяти , знают геометрические фигуры(ромб, квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, трапеция), активно отвечают в процессе занятия на вопросы связанные со счетом и геометрическимифигурами, стремятся выполнять задания быстро и без ошибок, при наличии ошибок–своевременноих исправляют. Если чтото во время решения задачи не понятно, дети спрашивают и уточняют, чтобы в итоге добиться положительного результата. В группе присутствуют развивающие игры и воспитатели используют их в работе с детьми как совместно, так и в свободной деятельности. Чтобы повысить уровень познавательного интереса к математике, нужно использовать развивающие игры систематически, постепенно усложняя задачи. А также подталкивать детей на то, чтобы в свободной деятельности онииграли именно в развивающиематематические игры.

Ссылки на источники1.Богуславская,З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада/ З.М. Богуславская, Е.О Смирнова. –Москва.:Просвещение, 1991.–207с.2.Воскобович, В. В., Харько, Т. Т., Балацкая, Т. И. Игровая технология интеллектуально –творческого развития детей дошкольного возраста 3 –7 лет «Сказочные лабиринты игры»/В.В. Воскобович, Т.И.Балацкая,Т.Т.Харько. –Санкт –Петербург, 20033.Круглова, Н.Ф .Как помочь ребенку успешно учится в школе/Н.Ф.Круглова.–М.:Питер,2004.–128с4.Михайлова ,З.А. Полякова ,М.Н. Современные технологии логикоматематического развития и обучения детей дошкольного возраста.СПб.: Детствопресс,20045.Михеева,Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е. В. Михеева. Волгоград .: Изд.центр «Учитель», 2013. –223 с6.Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. 3е изд., доп/Б.П.Никитин.–М.:Просвещение,1990.–160 с.