Влияние материнской и отцовской депривации на психическое развитие ребенка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Давлетбаева Н. Д. Влияние материнской и отцовской депривации на психическое развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4056–4060. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971138.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема психического развития детей, воспитывающихся в условиях материнской и отцовской депривации. Указываются последствия психической депривации для личностного и интеллектуального развития детей в раннем онтогенезе. Приводятся результаты эмпирического изучения сформированности основных компонентов психического развития у ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Давлетбаева Нурия Дамировна,студент 4курса педагогическогофта, СИ (филиал) БашГУ, г. Сибайdavletbaeva.nuriya@mail.ru

Влияние материнской и отцовской депривации на психическое развитие ребенка

Аннотация.Встатье рассматривается проблема психического развития детей, воспитывающихся в условиях материнской и отцовской депривации. Указываются последствия психической депривации для личностного и интеллектуального развития детей в раннем онтогенезе. Приводятся результаты эмпирического изучения сформированности основных компонентов психического развития у ребенка.Ключевые слова:психическая депривация, материнская депривация, отцовская депривация, сепарация, психические расстройства, психическое развитие ребенка.

Семья является необходимой средой для развития и воспитания ребенка. Вековой философский вопрос: «Что необходимо ребенку для его нормального роста и развития?» Оказывается, что много вещей: нескрываемая радость родителей при его рождении и певшая колыбельная вовремя, любимая игрушка в кроватке и улыбка близких людей, возможность двигаться, и не бояться и... намного больше. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если вы лишите людей этих «мелочей» его судьба изменится! Социальная ситуация, сложившаяся в стране за последние несколько лет, создала серьезные трудности для семьи, особенно для многодетных детей, а с другой стороны, наблюдается несомненный рост отклонений среди несовершеннолетних, в том числе увеличение девиантного формы поведения.Наряду с этим еще на ранних этапах внутриутробного онтогенеза у человека появляются определенные жизненные потребности, отсутствие возможности удовлетворения которых отрицательно сказывается на состоянии и развитии организма, ведет к специфическим особенностям в развитии личности. При определении причин возникновения данных состояний учеными используется термин «депривация». В переводе с английского языка «deprivation» означает потерю чеголибо или лишение.Депривация –это утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными жизненными потребностями можно считать: Вопервых, потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;Вовторых, потребность в основных условиях для действенного учения;Втретьих, потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом);Вчетвертых, потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.А. М. Прихожан, Н. Н. Толстой считают депривацию «лишением или ограничением возможностей удовлетворения жизненных потребностей». «Симптоматика психической депривации может характеризовать весь спектр возможных расстройств: от мягких странностей, которые не выходят за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень серьезных поражений в развитии интеллекта и личности» [2].Психическая депривация (от deprivation английского языка потеря, лишение, потеря) это лишение общения с семьей, родственниками. Этот термин был введен чехословацкими психологами Й. Лангмайером и З. Матейчеком, которые на основе обобщения данных мировой науки и практики, а также их многолетнего опыта изучения детей из детских домов и школинтернатов выявили феномен, который они обозначают термином «психическая депривация», или «психическая депривация» [3]. Они определяют его как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций (называемых депривационными ситуациями), когда субъекту не предоставляется возможность удовлетворить некоторые из основных жизненных психических потребностей в достаточном и длительном времени.Попадая в такие ситуации, человек испытывает негативный опыт, особенность которого заключается в том, что «он возникает в критической ситуации, в ситуации невозможности, то есть в ситуации, когда субъект сталкивается с невозможностью реализовать внутренние потребности своей жизни (мотивы, устремления и т. д.) ».Еще более узкое понятие по сравнению с депривацией понятие «сепарация» «термин, обозначающий отказ от предмета или прекращение любых отношений с ним». В психоаналитическом смысле сепарация это интрапсихический процесс, который входит в структуру сепарации индивидуации, посредством которой индивид приобретает чувство самостоятельности и независимо от объекта целостности, другими словами, приобретает свойства субъекта. Способность к сепарации является важной составляющей развития каждого человека.Способность преодолевать проявления сепарации указывает на то, что индивидуум достиг соответствующего уровня становления. С иной стороны, несвоевременное либо слишком резкое отделение ребенка от рачительного объекта может привести к серьезным осложнениям и искажениям становления и адаптации, вплотную до появления продолжительной депрессии либо психопатических явлений. Вызывающая травму сепарация может быть вызвано как физическим (распределение), так и психологическим (одиночество совместно) отсутствием объекта.Физическое сепарация либо разлука это пространственное распределение, разделение жизни, в котором чувствительная связь прекращается, и чем интенсивнее связь, тем крепче происходит переживания разлуки. Травматическое физическое либо психологическое сепарация, сопровождающееся отрицательными переживаниями, является одним из видов депривации.Поскольку семья является фундаментальным фактором в становлении ребенка, следует говорить о лишении семьи как форме общественной и эмоциональной депривации. В зависимости от предмета, создающего психотравматическую (депривационную) обстановку для ребенка, выделяются материнская, отцовская, родительская и детская депривация (субъекты братьев и сестер). Помимо того, депривация семьи может быть эпизодическим (временное отделение от одного из родителей либо семьи) и хроническое (непрерывная разлука). Множество изысканий проводилось по вопросам материнской депривации.Под материнской депривацией чаще всего понимают отсутствие материнского заботливого отношения к детям. Лишение материнской опеки обсуждается в обстановках разлуки с матерью, когда ребенок госпитализирован, либо мать отсутствует, когда ребенок входит в детский сад, отказе от ребенка еще в родильном доме либо ребенок брошен. Даже в семье это поведение матери дозволено следить (пренебрежение, враждебность, раздор, безжалостное обращение с детьми, отказ, отказ от помощи, сотрудничество), что приведет к депривации.Исследования, проведенные в клиниках с госпитализированными детьми, показали три этапа чувствительного воспринятия долгого разлучения ребенка с матерью. На первом этапе детипротестуют, буянят, ищут свою мать и, если она вернется на этом этапе, плохо себя ведут некоторое время «наказывают» ее за плохое поведение. Но, выбрасывая гнев, они становятся прежними (матери также наказывают пропавших детей, когда они находят их, таккак эмоции, которые приводят людей в сходственных обстановках, схожи).На 2й стадии, если разлука длится более 1 месяца, ребенок становится вялым и апатичным. Он не успокаивается и беспокоится, что его мать не вернется к нему. Если мать возвращается на этом этапе, ребенок очень привязан к ней, выглядит очень неуверенно. Возвращение к нормальной жизни занимает больше времени, и ребенок должен пройти протест, прежде чем стать таким же. Это, как ни странно, хороший знак. Ребенок должен полностью избавиться от накопленных отрицательных эмоций и убедиться, что его все еще любят, и он не может бояться выразить этот гнев.На третьем этапе, после 2 месяцев разлуки, ребенок начинает выздоравливать, он снова играет и ведет себя, как обычно, но цена этого выхода из апатии это любовь матери. Он перестает любить свою мать, чтобы справиться с разлукой, потому что, если вы не любите когото, тогда вам не нужно его потерять. Воссоединение семьи на этом этапе является очень болезненным процессом, поскольку ребенок не идетна эмоциональный контакт, остается нечувствительным к реакциям со стороны взрослых. Если во время разрыва у ребенка был ктото, кто заменил его мать, тогда третий этап, вероятно, не наступит, и именно поэтому, когда ребенок госпитализирован, родители могут остаться с ним в медицинском учреждении.Первые описания неблагоприятных последствий семейной депривации были сделаны Л. Ф. Мейером, который, как основная причина детской смертности, называет отсутствие «стимулирующего» влияния матери [4].Реакция детей разного возраста на отделение от матери в разных условиях также изучалась и описывалась психологами различных научных школ.А. Фрейд и Д. Берлингем приводят фактический материал, свидетельствующий о драматическом, а иногда трагическом, воздействии на ребенка от разлучения с матерью. «Особенно сильны реакции ребенка на разлуку с матерью. Ребенок чувствует себя покинутым всеми, кого он хорошо знает в своем мире, теми, кто много значил для него. Испытывая разлуку, некоторые дети отказываются есть и спать» [5].Но наиболее яркой особенностью детей этого детского дома было их невротическое поведение, которое проявлялось в следующих симптомах:1. задумчивость, печаль, плач, но без крика и вокализации;2. замкнутость в себе, негативное отношение к другим, желание уйти от всех, уйти от посторонних;3. снижение скорости движения, отказ от игрушек и предметов, которые касаются ребенка, оцепенение;4. потеря аппетита, отказ от еды, истощение;5. бессонница.Эти симптомы развивались у многих детей после отделения в течение 2 лет с матерью[6].Наблюдая за серьезным ущербом личности у таких детей, касающимся самосознания и интеллектуального развития, ученые предположили, что эмоциональная депривация делает «момент отвержения» особенно острым. Этот травматический комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные от рождения до 6 месяцев, остаются навсегда менее разговорчивыми, чем их сверстники, которые воспитываются в семье. Изоляция ребенка от матери с 1 до 3 лет приводит к тяжелым последствиям, влияющим наинтеллектуальное и личностное развитие, которые трудно компенсировать.Отцовская депривация наблюдается у детей изза разлуки с отцом, изза смерти отца (крайний случай), изъятия отца из семьи, в результате развода родителей, длительной поездки отца. А также изза отстранения отца от воспитания детей: он может игнорировать ребенка, отвергать его враждебно, критиковать, придираться, не хвалить, избегать контакта с ним, быть жестоким к ребенку, ограничивать его свободу и т.д.С уходом отца из семьи даже младенец может остро переживать травму, которую переживает его мать в процессе развода. Ученые полагают, что новорожденный остается частью материнского организма, находится в симбиозе с ним, поэтому он чутко реагирует на настроение матери. Дети 2,5 –3,5лет реагируют на распад семьи, плач, расстройство сна, повышенную страх, снижение когнитивных процессов, проявления неряшливости, склонность к своим вещам и игрушкам, так называемые переходные объекты. И если ребенок испытывает разочарование, страх, то с помощью переходного объекта, который символически заменяет отсутствующего родителя, он быстрее справляется с этими эмоциями.Дети 3,5 –4,5лет, когда отделяются от своего отца, показывают повышенный гнев, агрессивность, чувство потери, беспокойство. Экстравертыстановятся закрытыми и молчаливыми, чувство вины за срыв семьи. Дети в возрасте 56 лет также испытывают повышенную агрессию, беспокойство, раздражительность, беспокойство, гнев.По словам Г. Фигдора, подростки, растущие без отца, жестоки, имеют низкую самооценку, а у подростков с высокой самооценкой отцы заботятся, пользуются своим доверием и являются для своих детей авторитетом. Интересно, что существует связанность самоуважения подростков от возраста матерей в период развода. Таким образом, среди детей женщин, которым было менее 24 лет при расторжении брака, только у 22% мальчиков была высокая самооценка. Если матери были разведены в больше старшем возрасте, у 42% детей теснее была высокая самооценка [7].Исследование В. С. Сысенкопоказало, что мальчики 712 лет исключительно эмоциональны к разводу. Девочки исключительно остро отделяются от своего отца в возрасте от 2 до 5 лет. Распад семьи очень болезненно отражается на ребенке. У тех детей, у которых есть братья и сестры, значительно огромнее шансов испытать развод. От того что в таких обстановках дети переносят агрессию либо тревогу друг за друга, это гораздо снижает чувствительное напряжение и сокращает вероятность нервозных расстройств [8].В ситуации развода, ввиду того, что этого не происходит сразу, отношения членов семьи уже были нарушены предварительно. Многое зависит от отношений с ушедшим родителем. Чем сильнее чувствительная связь с отцом, тем сложнее расстаться. Часто у ребенка есть только незначительные отношения с отцом, но изредка эти отношения очень близки, и ребенок в этом случае переносит разлуку примерно так же сложно, как и гибель.Самоустранение отцов от воспитания детей, отслеживаемое в некоторых семьях, скорее каждого связано с незрелостью их личности, котораявыражается в нежелании и неспособности иметь дело с ребенком, в мелком интересе к его делам, чувствам, эмоции. «Чувствительная нищета» таких отцов имеет большие корни в семье предков, где сам он был отвергнут его родителями, не испытывал родительской теплоты, и следственно он сам не может сотворить радостную чувствительную атмосферу в своей семье. У детей могут быть разные страхи, которые проявляются в фантазиях, мечтах и т. д. Страх становится не только методом привлечь внимание родителей и всех остальных, но и вероятность заполнить вакуум общения.Таким образом, уделив особое внимание детям в условиях полной материнской и отцовской депривации, проанализировав суждения психологов и педагогов, постигавших особенности становления таких детей, было сделано заключение, что, согласно их умственному развитию, дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, являются в различие от сверстников, растущих в семье. Становление и здоровье первых имеют ряд добротных отрицательных черт, которые различаются на всех этапах детства.Экспериментально подтверждено, что психические расстройства во многом зависят от времени нахождения ребенка в состоянии депривации. Некоторые изыскатели утверждали, что итоги ранней материнской и отцовской депривации не компенсируются в будущем. Отечественные психологи видели связь выявления детей в особых закрытых учреждениях с их дальнейшим преступным поведением. Другие ученые придерживались того суждения, что дети, лишенные материнского и отцовского ухода в младенчестве, могут стать типичными взрослыми. Но, несмотря на разногласия среди психологов о вероятности компенсации последствий материнской и отцовской депривации, их мнения сходились в одном: лишение матери и отца оказывает невообразимо мощное воздействие на душевное становление ребенка и ведет к образованию и проявлению разных патологий. Наравне с душевными расстройствами, детисироты приютов имеют повышенную тенденцию к становлению страхов. Психические расстройства детей, направляемые в особые закрытые учреждения в школе и подростковом возрасте, не столь насыщенны, следственно особенно эмоциональными и уязвимыми сознаются ранний возраст, исключительно младенческий.Психические расстройства, вызванные материнской и отцовской депривацией, приводят к тому, что учащиеся закрытых детских учрежденийне подготовлены к большинству жизненных обстановок. Итоги этих нарушений сказываются на жизни взрослых, к которой сложно приспособиться прежним ученикам таких учреждений. Исследование, представленное в этом исследовании, было проведено с целью постижения вероятности общественной реабилитации обездоленных детей. В конце концов, вопрос об обратимости психических расстройств, вызванных лишениями, является основным в решении больше высокой задачи.

Ссылки на источники1.Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербальнопросодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации: вестник Новгородского государственного университета. –2008. № 48. –4 c.2.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –СПб.: Питер, 2005. –365 с.3.Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте: учебное пособие. –Авиценум. Медицинское издательство Прага, 1984. –125 с.4.Мейер Л.Ф, Госпитализм детей грудного возраста.–М., 1914.1114 с.5.Фрейд А., Берлингем Д. Война и дети: учебник. Медицинское издательство Прага, 1971. –388 с.6.Spitz R.A. Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood: psychoanalytic study of child. –1945. –Vol. 1. – 53–74p.7.Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой психоаналитическое исследование: учебное пособие. –Наука, 1995. –477 с.8.Сысенко В. Супружеские конфликты:учебник. –Мысль, 1989. –89 с.