Реклама в социальных сетях: использование персональных данных и стандартизация

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Правдина А. А. Реклама в социальных сетях: использование персональных данных и стандартизация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4161–4165. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971159.htm.
Аннотация. Работа посвящена изучению правового регулирования распространения рекламы в социальных сетях. Автор выявляет особенности социальных сетей в качестве платформ для размещения рекламы. Предметом анализа послужили таргетированная реклама в социальных сетях, использование персональных данных в рекламных целях. Отдельное внимание в работе уделено вопросу стандартизации размещения рекламы в социальных сетях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Правдина Арина Андреевна,студентка4 курса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»pravdina.arin@yandex.ru

Реклама в социальных сетях: использование персональных данных и стандартизация

Аннотация.Работа посвящена изучению правового регулирования распространения рекламы в социальных сетях. Автор выявляет особенности социальных сетей в качестве платформ для размещения рекламы. Предметом анализа послужили таргетированная реклама в социальных сетях, использование персональных данных в рекламных целях. Отдельное внимание в работе уделено вопросу стандартизации размещения рекламы в социальных сетях. Ключевые слова:реклама, социальные сети, таргетированнаяреклама, сеть Интернет, персональные данные, рекламные цели.

На сегодняшний деньИнтернет является неотъемлемой частью нашей жизни, с момента возникновения информационнотелекоммуникационная сеть прошла сложный, но достаточно стремительный путь развития и стала одним их главных элементов современного информационного общества.Помимо своей огромной кумулятивной вычислительной мощности, позволяющей хранить и перерабатывать объемные массивы данных («bigdata»), Интернет предоставляет широкие возможности для обмена информацией. Киберсеть сегодня является всемирной коммуникационной площадкой, включающей различныеформы передачи информации, такие как emailсервисы, блоги, возможность оставлять личные комментарии. Особую коммуникативнуюформу в сети Интернет составляют социальные сети.Для того чтобы дать полноценное определение социальным сетям, необходимо учитывать разносторонние аспекты. Сеть Интернет сама по себе не может считаться социальной сетью. С точки зрения социологии, социальная сеть –это совокупность социальных объектов и определенное на ней множество отношений[1]. Интернет же является всемирной системой связанных компьютерных сетей, где объектом связи может быть компьютер, выполняющий исключительно технические функции и социальным объектом не являющийся. Информатика определяет социальную сеть как платформу, онлайнсервисили интернетсайт, который предоставляет пользователям возможность обмена информацией[2]. Следовательно, социальная сетьв сети Интернет –это обособленные платформа, онлайнсервис или сайт, где из пользователей, являющихся социальными объектами и имеющих возможность обмена информацией, построена определенная сеть отношений. По этой причине социальные сети как самостоятельные площадки в сети Интернет требуют особого внимания законодателя.Наиболее популярными социальными сетями сегодня служат такие платформы как Facebook, Youtube, Instagram, Вконтакте и другие. Согласно данным аналитического центра BrandAnalyticsв 2015 г. число активных авторов (оставляющих хотя бы 1 публичное сообщение) в Российской Федерации составляло 18798900 человек[3]. Социальные сети как самостоятельные частисети Интернет насчитывают миллионы пользователей и имеют главной целью обеспечение коммуникации между ними. Однако даже в таком обособленном социальном киберпространстве нельзя исключать преследование коммерческих целей. Так, основным способом получения прибыли для владельца социальной сети является распространение рекламы.В соответствии с Федеральным законом N38 «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования или поддержания интереса к немуи его продвижение на рынке[4]. Владелец социальной сети за плату размещает на платформе рекламу вопределеннойформе. Однако особенности социальной сети несут в себе больший потенциал в контексте распространения рекламы.Действия в сети создают огромный массив информации о пользователях. Преследуя собственный экономический интерес, владелец сети использует такую информацию. Он не просто продает отдельное место на странице сети для размещения на ней рекламы, он продает рекламодателям информацию о пользователях, чтобы реклама была получена «наиболее подходящей» аудиторией. Такая реклама в сети названа таргетированной. В отличие от контекстной рекламы, где объявления соответствуют содержанию страницы, таргетированные, нацеленные рекламные объявления показываются в соответствии с информацией о пользователях[5]. В качестве такой информации используются географические, демографические, а также более определенные данные о пользователях, в частности, информация о том, какие сайты пользователь посещал, по каким ссылкам проходил. Таким образом, речь идет об использовании персональных данных пользователей социальными сетями, о монетизации персональных данных.К персональным данным о пользователях в социальной сети относятся автоматически собираемые данные об их деятельности, местонахождении, а также данные, которые пользователь предоставляет самостоятельно. Такая информация полезнарекламодателю для более эффективной рекламной кампании. В этой связи пользовательские соглашения социальных сетей обычно содержат указание на то, что одной из целей использования сетями персональных данных является реклама. Необходимо отметить, что пользовательские соглашения отмечают: получение пользователями таргетированной рекламы является функцией социальной сети. То есть одной из функций социальной сети является рекламная функция, она задается владельцем социальной сети и ввиду самостоятельного характера сети является внешним проявлением свойств сети. Тем не менее, нельзя отождествлять функции и цели социальной сети.Существуют функции первостепенные, направленные на реализацию поставленных целей, и второстепенные, непосредственно не связанныес целями сети.В пользовательском соглашении социальной сети Вконтакте в п. 5.6 сказано, что для получения возможности пользования всем функционалом сайта, пользователь должен заполнить не менее 30% данных о себе[6]. Данные автоматически попадают в массив информации о пользователях и становятся предметом обмена с рекламодателями, при этом без их указания пользоваться социальной сетью нельзя. Следовательно, можно говорить о том, что пользователь буквально «платит» за присоединение к сети своими персональными данными, которые монетизируются далее в процессе обмена ими. Однакопоскольку пользователь своими конклюдентными действиями «согласился» пользоваться полным функционалом сайта, в том числе и получать таргетированную рекламу, все данные о его деятельности в сети собираются и отправляются в общий массив.Ввиду того, что пользователь имеет право выбора, пользоваться ли функционалом сайта, то есть его функциями, пользователь должен иметь возможность отказаться от использования своих персональных данных для отдельных второстепенных функций, не направленных прямо на выполнение главной коммуникативной цели социальной сети. Так, Facebookпредусматривает возможность пользователям отказаться от получения таргетированной рекламы, использующей данные о действиях пользователей сети[6]. Facebookназывает такую рекламу «рекламой по интересам».Регулирование рекламы в социальной сети Facebookоснованона принципах Альянса Цифровой Рекламы (DigitalAdvertisingAlliance), некоммерческой организации, разрабатывающей принципы по конфиденциальности в сфере цифровой рекламы, предоставляя потребителямпользователям повышенную прозрачность и контроль. Принципы носят рекомендательный характер и действуют для всех организаций и вебсайтов, которые используют персональные данные в рекламных целях.Одним из семи принципов «OnlineBehavioralAdvertising» является принцип пользовательского контроля. Также как пользователь контролирует доступ других пользователей сети к данным о себе, он должен иметь возможность контролировать доступ рекламодателей к своим персональным данным[8]. В соответствии с Федеральным законом N38 «О рекламе» реклама может быть получена пользователем в сети Интернет, социальной сети, если пользователь выразил на то свое согласие. Действительно, в пользовательском соглашении при регистрации на сайте социальной сети указывается, что пользователь соглашается получать таргетированную рекламу. Это означает, что пользователь не может отказаться в получении рекламы. Однаков отношении таргетированной рекламы речь идет не о самой рекламе, а об использовании персональных данных. Предварительное согласие в пользовательском соглашении на получение рекламы не ограничивает контроль пользователя за персональными данными.В первую очередь необходимо отметить, что главным условием обработки персональных данных является согласие на совершение таких действий субъекта персональных данных. Федеральный закон N152 «О персональных данных» в ст. 9 уточняет, что согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным[9].Значит, в частности, пользователь должен понимать,согласие на использование каких данных он дает. Так, пользовательское соглашение социальной сети Вконтакте не указывает, какая именно информация относится к персональным данным. К таким данным может относиться информация, которая отображается на личной странице пользователя, или информация, автоматически сохраняющаяся в информационной базе сети. В этой связи, при отсутствии определения «персональные данные», информации, которая к ним относится, нельзя говорить о полном конкретном и сознательном согласии на обработку персональных данных.При существующем выраженном согласии пользователя на использование персональных данных социальной сетью в рекламных целях, пользователь должен иметь возможность отказаться от него. В соответствии со ст. 15 Федерального закона N152 «О персональных данных» обработка персональных данных в рекламных целях должна быть прекращена по заявлению субъекта персональных данных. Таким образом, в социальной сети должна быть предусмотрена возможность пользователя отказаться от использования собираемых сетью данных о нем в целях рекламы. При этом это означает не только отказ от получения таргетированной рекламы, которую пользователь получает непосредственно на сайте и страницах социальной сети, но и отказ от передачи его персональных данных третьим лицам с целью использования последними данных в рекламных целях. На сегодняшний день лишь немногие социальные сети предусматривают такую возможность для пользователя. Социальные сети должны предоставлять пользователям техническую возможность реализации предусмотренным законодательством прав.Социальная сеть владеет данными о своих пользователях, ее администрация с согласия субъекта персональных данных решает, кому такие данные могут быть переданы. Социальная сеть является «монополистом» в отношении того массива информации, который она собирает обо всех своих пользователях. Социальная сеть Вконтакте также использует понятие «биржа рекламы». Являясь аудиторией для рекламы, пользователи сами не могут быть субъектами рекламной деятельности. В качестве субъектов рекламной деятельности в сети выступают лишь сообщества, а также иные субъекты, не являющиеся пользователями.В целом в социальных сетях можно выделить четыре вида рекламы, среди них: баннерная реклама, реклама, размещаемая между информационными блоками, видеореклама, а также реклама, являющаяся «предложением» сети. Каждая сеть вырабатывает в отношении формы и содержания рекламы собственные правила и ограничения, которые должны соответствовать федеральному законодательству.Федеральное законодательство о рекламе устанавливает общие принципы распространения рекламы, регулирует особенности рекламы отдельных видов рекламы. Кроме того закон регулирует особенности распространения рекламы в различных сферах, таких как телепрограммы, радиопрограммы, периодические печатные издания, а также сети электросвязи. Не представляет сомнения, что закон о рекламе распространяет свое действие и на Интернетпространство. Распространение рекламы в сети также должно соответствовать общим принципам распространения рекламы, и в отношении отдельных товаров. Однако Интернет на сегодняшний день составляет особую сферу отношений, которая требует соответственно и особенного правового регулирования. По мнению Савельева А. И. специальные положения, посвященные регулированию распространения рекламы по сетям электросвязи, помимо телефонной, сотовой и факсимильной связи относится ик сетиИнтернет[10].Действительно, сеть Интернет подходит под определение «электросвязи, раскрытоев Федеральном законе N126 «О связи». Так, к электросвязи относятся любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам[11]. Однако необходимо отметить, что являясь одной из форм электросвязи, сеть Интернет определена в российском законодательстве как информационнотелекоммуникационная сеть, а именно технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники[12]. Федеральная антимонопольная служба в информационном письме от 28 августа 2015 г. «О рекламе в сети Интернет» также дает «разъяснение об особенностях применения законодательства о рекламе при размещении рекламы в информационнотелекоммуникационной сети»[13]. Таким образом, статья 18 Федерального закона N38 «О рекламе», посвященная особенностям распространения рекламы по сетям электросвязи, фактически распространяет свое действие на телефонную, факсимильную, подвижную радиотелефонную связь, но не отражает особенностей распространения рекламы в сети Интернет.В то же время установление особенностей регулирования рекламы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», которые бы распространялисьи на социальные сети, необходимо в целях поддержания социальных и коммуникативных задач сетей. Монетизация персональных данных и самих социальных сетей приводит к тому, что количество рекламы в социальных сетях растет с каждым днем. Появляются новые формырекламы (баннерная видеореклама), количество рекламных объявлений на отдельной странице увеличивается и т.д. Зачастую, количество рекламных объявлений в социальных сетях занимает до 50% всей страницы. В этой связи важно установить такие ограничения по распространению рекламы, при которых распространение рекламы не препятствовало осуществлению основной цели социальных сетей –обеспечению коммуникации, не оказывало негативного психологического влияния на пользователей сети посредством размещения чрезмерного количество рекламной информации на странице. Рассмотренная выше статья 18 Федерального закона N38 «О рекламе», регулирующая особенности распространения рекламы по сетям электросвязи, а соответственно, и сети «Интернет», не устанавливает какихлибо ограничений по размещению рекламных объявлений, видеорекламы в информационнотелекоммуникационной сети. Социальные сети самостоятельно регламентируют вопросы по размещению рекламы на платформах либо ограничения по размещению рекламы отсутствуют. В каждой социальной сети установлено различное максимальновозможное количество размещаемых рекламных объявлений на странице, максимальная длительность видеорекламы. Отсутствие стандарта или ограничения по размещению рекламы в информационнотелекоммуникационных сетях, приводит к тому, что количество рекламы может превышать количество иной содержательной информации1.Следовательно, необходимо на федеральном уровне предусмотреть ограничения или установить стандарты в отношении размещения рекламы в информационнотелекоммуникационной сети. Примером может служить статья 14, регламентирующая особенности распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах, которая устанавливает, в частности, ограничения по продолжительности рекламы, площади, занимаемой рекламой в кадре. Разработка стандартов должна стать предметом изучения специалистов и должна найти свое отражение в национальном законодательстве.В заключение следует отметить, что социальные сети в виду особых коммуникативных и социальных задач и значительногоколичества пользователей требуют отдельного внимания законодателя. Особенности размещения рекламы в социальных сетях как части информационнокоммуникационной сети должны найти свое отражение в законодательство. В тоже время и социальные сети должны следовать правовым предписаниям и предусматривать все технологические возможности пользователей для реализации ими своих законных прав.

Ссылки на источники1.Ушкин С. Г. Социология социальных сетей: ретроспективный анализ// Социологический журнал. –№1.–2013.2.Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И.—М.:ИНИОН РАН, 2013.3.СоциальныесетивРоссии// Brand Analytics [electronic resource]. URL: http://blog.branalytics.ru/socialnyesetivrossiizima20152016cifrytrendyprognozy/[15.04.2017].4.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе» // «Российская газета», N 51, 15.03.2006.5.Таргетированная реклама // официальный сайт Вконтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ads?act=office_help[20.04.2017].6.Пользовательское соглашение // официальный сайт Вконтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/terms[20.04.2017].7.Рекламные предпочтения // официальный сайт Facebook [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/ads/preferences/?entry_product=ad_settings_screen[20.04.2017].8.SelfRegulatory Principles for Online Behavioral Advertising // digitaladvertisingalliance.org [Electronic resource]. URL: http://digitaladvertisingalliance.org/sites/digital.daaoperations.org/files/DAA_files/sevenprinciples070109.pdf[5.04.2017].9.Федеральный закон от 27.07.2006 N152ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных» // «Российская газета», N 165, 29.07.2006. 1

В рамках исследования рекламы в социальных сетях было установлено, что количество рекламных объявлений в сети Вконтакте может достигать 70% от всей страницы, длительность рекламного видео может составлять до 50% длительности основного видеоролика. 10.Савельев А. И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». –М.:Статут, 2015.11.Федеральный закон от 07.07.2003N 126ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О связи» // «Российская газета», N 135, 10.07.2003.12.Федеральный закон от 27.07.2006N 149ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Российская газета», N 165, 29.07.2006.13.<Письмо> ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»// Справочноправовая система Консультант [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185361/[17.04.2017].